Технологическая карта занятия по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему "Тайны мыльного пузырика"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №85 Приморского района Санкт – Петербурга
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
в подготовительной группе
Автор: Зевакова Елена Сергеевна
Вид занятия: познавательно – исследовательская деятельность.
Тема занятия: «Тайны мыльного пузырика».
ЦЕЛЬ: развитие познавательного интереса детей к исследовательской деятельности в процессе знакомства со свойствами мыла и его разновидностью.
ЗАДАЧИ С ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
- «Социально – коммуникативное развитие»: воспитывать умение детей работать в коллективе.
- «Познавательное развитие»: активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды, образуются пузыри, при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат; упражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом; развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.
- «Речевое развитие»: обогащать словарный запас детей по теме занятия.
- «Художественно – эстетическое развитие»: способствовать восприятию смысла художественного слова.
- «Физическое развитие»: удовлетворять потребность в двигательной активности.
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: коммуникативная, двигательная, познавательно - исследовательская, игровая.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: словесные, игровые, наглядные, практические.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: исследовательская.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: аромат, пузырьки, прозрачная (цветная) вода, ароматное (душистое,
пахучее) мыло; мыло: пенится, скользит, переливается на свету, несъедобное, размыливать.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ: Пузырик – воздушный шар, таинственная
коробочка, пластмассовые ложки, емкости с водой, стаканы, салфетки, кусочки мыла, коктейльные трубочки, жидкое мыло, гуашь, картинки «Алгоритм мытья рук».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседы: «Знакомство с мылом», «Бабушкино мыло». Беседа о правилах гигиены «Советы детям от доктора Айболита». Сюжетно-ролевые игры «Парфюмерный магазин», «Прачечная». Эксперимент стирка с мылом и без мыла. Отгадывание загадок про мыло. Опыт «Моем руки мылом разного цвета, а пена белая». Заучивание скороговорки «Мама мыла Милу мылом». Просмотр презентаций и мультфильмов про мыло. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», К. Чуковский «Федорино горе», стихотворение В. Брехина «Мочалка молчала», сказка «Про мыло», Л. Гуляева «Если дунуть посильней», Г. Дядина «Двенадцать мыльных пузырей», чтение пословиц и поговорок о мыле.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: могут иметь представления о мыле, его свойствах и разновидности; могут проводить эксперименты и делать выводы в его ходе; знают алгоритм мытья рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта занятия | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №85 Приморского района Санкт – Петербурга
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
в подготовительной группе
Автор: Зевакова Елена Сергеевна
Вид занятия: познавательно – исследовательская деятельность.
Тема занятия: «Тайны мыльного пузырика».
ЦЕЛЬ: развитие познавательного интереса детей к исследовательской деятельности в процессе знакомства со свойствами мыла и его разновидностью.
ЗАДАЧИ С ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
- «Социально – коммуникативное развитие»: воспитывать умение детей работать в коллективе.
- «Познавательное развитие»: активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды, образуются пузыри, при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат; упражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом; развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.
- «Речевое развитие»: обогащать словарный запас детей по теме занятия.
- «Художественно – эстетическое развитие»: способствовать восприятию смысла художественного слова.
- «Физическое развитие»: удовлетворять потребность в двигательной активности.
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: коммуникативная, двигательная, познавательно - исследовательская, игровая.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: словесные, игровые, наглядные, практические.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: исследовательская.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: аромат, пузырьки, прозрачная (цветная) вода, ароматное (душистое,
пахучее) мыло; мыло: пенится, скользит, переливается на свету, несъедобное, размыливать.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ: Пузырик – воздушный шар, таинственная
коробочка, пластмассовые ложки, емкости с водой, стаканы, салфетки, кусочки мыла, коктейльные трубочки, жидкое мыло, гуашь, картинки «Алгоритм мытья рук».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседы: «Знакомство с мылом», «Бабушкино мыло». Беседа о правилах гигиены «Советы детям от доктора Айболита». Сюжетно-ролевые игры «Парфюмерный магазин», «Прачечная». Эксперимент стирка с мылом и без мыла. Отгадывание загадок про мыло. Опыт «Моем руки мылом разного цвета, а пена белая». Заучивание скороговорки «Мама мыла Милу мылом». Просмотр презентаций и мультфильмов про мыло. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», К. Чуковский «Федорино горе», стихотворение В. Брехина «Мочалка молчала», сказка «Про мыло», Л. Гуляева «Если дунуть посильней», Г. Дядина «Двенадцать мыльных пузырей», чтение пословиц и поговорок о мыле.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: могут иметь представления о мыле, его свойствах и разновидности; могут проводить эксперименты и делать выводы в его ходе; знают алгоритм мытья рук.
Структура занятия
Этапы занятия | Содержание образовательной деятельности | Продолжительность | |
Деятельность педагога | Деятельность детей | ||
1-я часть - вводная: (организационный момент) | Воспитатель привлекает внимание детей: - Ребята давайте поприветствуем друг друга! Мы весёлые ребята, мы ребята дошколята День с улыбки начинаем, всем улыбки свои дарим! Всем здоровья мы желаем! Здравствуй новый день! | Дети приветствуют друг друга. | 1 мин |
Постановка и принятие детьми цели занятия (мотивация или проблемная ситуация) | - Ребята, вы любите сказки? Хотите послушать сказку? Тогда садитесь удобнее и слушайте: «Жил – был мыльный пузырь, а звали его Пузырик. Он был очень красивый, но жизнь его была очень короткая, и не было у него друзей. А без друзей хорошо жить? А почему? (ответы детей) Вот и Пузырику было скучно без друзей, поэтому он обратился сегодня к нам с просьбой помочь ему подружиться с другими мыльными пузырями. Пузырик прислал нам коробочку с письмом: «В этой коробке находятся волшебные кирпичики, из которых появляются пузырьки. Я их грел, тер и даже кормил, но пузырьки так и не появились. Может вы мне поможете? С уважением к вам Пузырик. » - Ребята, поможем Пузырику? | Дети слушают сказку, и входе её отвечают на вопросы. Дети проявляют интерес коробке и письму. Дети соглашаются помочь Пузырику. | 2 мин |
2-я часть - основная: (выполнение действий по задачам занятия) | - Интересно, что это за волшебные кирпичики. Вы сможете узнать, если отгадаете загадку: Это наш хороший друг Терпеть не может грязных рук. На грязь оно сердится, В руках оно вертится. От страха грязь бледнеть начнёт И побежит, и потечёт, Исчезнет без следа. А руки станут чистыми, Чистыми, душистыми. Узнали без труда? (Мыло) - Правильно, это мыло. Чтобы узнать предмет, надо с ним познакомиться. Для этого у нас есть помощники. Как вы думаете, что это за помощники? (глаза, нос, уши, рот, руки) - Сейчас мы откроем коробку и увидим предмет. Наверное, вы его сразу узнаете, но прежде чем назвать его давайте расскажем о нем с помощью наших помощников. (открывает коробку, достает кусочки мыла) - Первый наш помощник – глаза. - Что они говорят вам о предмете? Какой он? (прямоугольный, овальный, розовый, зеленый, фигурный, большой) - Следующий помощник – уши. - О чем они говорят? (предмет не издает звука) - А рот с язычком нам помогут? (нет, этот предмет в рот брать нельзя, он несъедобный) - Возьмите этот предмет в руки. (выбирайте какой вам нравится) - Что руки вам говорят о предмете? Какой он? (гладкий, тяжелый, холодный, твердый) - Какой помощник нам еще может помочь? (нос) Что он говорит о предмете? (ароматный, душистый, пахучий) - Мы рассказали все об этом предмете, а для чего он нужен? (умываться, мыть руки, стирать) Вывод: Мыло, которым мы моем руки, умываемся называется «Туалетное». Оно может быть разного цвета и разной формы и иметь разный запах. - Смотрите, в коробке ещё что-то лежит. Я догадалась. Пузырик хочет узнать, умеете ли вы правильно мыть руки? Он прислал картинки и просит вас расставить их по порядку. Алгоритм, изображённый на картинках: закатываем рукава, открываем кран, моем руки с мылом, закрываем кран, вытираем руки полотенцем, опускаем рукава. - Картинки сложим по порядку и отправим Пузырику. - Смотрите, дети, в волшебной коробочке что-то нам еще прислал Пузырик. (достаю кусок хозяйственного мыла) (Дети нюхают, трогают, определяют, что это то же мыло) - Это мыло не такое ароматное, да и кусок намного больше, чем кусочек туалетного мыла. Кто из вас видел такое мыло? Для чего оно нужно? (ответ детей) - Это мыло называется – «Хозяйственное». Оно применяется в хозяйстве для стирки белья, обезжиривания каких - либо предметов. - Но это еще не все сюрпризы от Пузырика, загляну в коробочку, а в ней… бутылочка. А на ней написано: «Жидкое мыло». Интересно, почему оно называется жидким? (Потому что оно течёт) - А для чего оно необходимо? (Ребята по этикетке определяют, что оно предназначено для купания маленьких детей) - Вот сколько сюрпризов приготовил нам Пузырик. - А сейчас я приглашаю вас в мою волшебную лабораторию. Чтобы до нее добраться, необходимо пройти вот по этой дорожке. (Идем, высоко поднимая колени через препятствия) - Шли-шли, в лабораторию пришли. Здесь все готово для работы. Но прежде чем начать наш эксперимент, я напомню вам правила безопасности:
Будь аккуратным, не сори. (картинка)
Иначе тебя ожидает беда. (картинка)
Соседа всегда своего уважай! (картинка) На столах стоят баночки с водой. - Ребята, как вы думаете, что в баночках? (Вода). А как вы это определили? (Посмотрели, понюхали). Правильно, чистая вода не имеет цвета и ничем не пахнет. - А если мы нальём в банку жидкого мыла, что произойдёт с водой? (мыло растворится в воде, появится пена) - Вот сейчас мы это и проверим! Воспитатель наливает немного мыла в каждую баночку, дети размешивают мыло ложечками, наблюдают, как оно растворяется в воде. - Я предлагаю провести опыт «У кого пена выше?» Для проведения этого опыта мы должны потренироваться, как правильно дуть в трубочку. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот. Провести упражнение 2-3 раза. Потом дети 2-3 раза выдыхают воздух в трубочку. - А теперь опустите конец трубочки в банку с водой и дуйте в мыльную воду. (Дети выполняют) Что произошло с водой? (Появились пузырьки, пена.) - Откуда появились пузырьки? (Мы выдули их из мыльной воды) Вывод: мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков. - В этой лаборатории часто происходят чудеса, но, чтобы чудо свершилось нужно закрыть глазки. (Дети закрывают глаза, а педагог добавляет в каждый стаканчик по капельке гуаши) - Открывайте глазки, давайте еще раз подуем в наши стаканчики. - Что произошло? (Пена стала цветной) Пузырик: - Здравствуйте ребята! Я пролетал мимо и решил к вам заглянуть. Как у вас тут интересно, и как много получилось у вас цветных мыльных пузыриков. Теперь они будут моими друзьями, но как они получились? - Мы тебе сейчас расскажем: «Пузыри, чтоб получить, Надо чудо совершить: Взять простой кусочек мыла И водичкой намочить. Все размылить, размешать И немного подождать! Полетели пузыри Легкие, как мотыльки, С ними можно поиграть, Половить и полетать». - Пузырик, ты ведь мечтаешь найти много друзей? (да) - Мы обязательно выполним твою просьбу! - Давайте мы сейчас подуем в наши стаканчики, а теперь на листочек белой бумаги! - Посмотри Пузырик, теперь у тебя много друзей! Пузырик: Ой, спасибо вам дети, теперь я рад, мне будет весело. - Понравились вам, ребята, пузыри, которые вы выдували? - Вот какое мыло, и микробы убивает, и опыты с ним можно проводить. - Пузырик благодарит детей за все, молодцы! | Дети отгадывают загадку. Дети отвечают на вопрос. Дети рассматривают мыло и отвечают на вопросы. Дети берут мыло в руки, отвечают на вопросы. Дети совместно с воспитателем делают вывод. Дети рассматривают картинки, рассказывают алгоритм мытья рук. Дети рассматривают хозяйственное мыло. Дети отвечают на вопросы. Дети рассматривают жидкое мыло, отвечают на вопросы. Дети выполняют ходьбу. Дети повторяют правила безопасности в лаборатории. Дети отвечают на вопросы. Дети выполняют опыт. Дети делают вывод. Дети выполняют опыт. Отвечают на вопросы. Дети проявляют интерес к герою. Дети надувают для Пузырика пузырьки. | 24 мин |
3-я часть Рефлексивно – корригирующая (+ самооценка) | - Кто нам прислал сегодня посылку? - Что в ней мы нашли? - О чем нас попросил Пузырик? - Смогли мы ему помочь? - Как? - Что понравилось? - Что вызвало затруднение? - Молодцы, а давайте мы для себя тоже надуем друзей? - Красный пузырик надует тот, кому сегодня понравилось работать в лаборатории, а синий - те дети – кому было чуть-чуть сложно. | Дети вспоминают, о чем воспитатель беседовал с ними на занятии, и делятся своими впечатлениями. Дети надувают пузырики по своему настроению. | 3 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Вода Байкала».
Цель: Создать условия для формирования элементарных представлений об озере Байкал.Задачи: Организовать деятельность для расширения представлений о природе и богатстве родного края; стремится к восприя...
Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Как готовятся к зиме животные». Педагог Ивановская Светлана Степановна
Цель: Создать условия для расширения представления детей о жизни животных осенью.Задачи: - Организовать деятельность детей по расширению представлений о диких и домашних животных....
Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Животный мир Прибайкалья».Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна
ЦЕЛЬ: Создать условия для расширения и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.Задачи: Организовать деятельность детей по развитию...
Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Домашние животные"
Цель: создать условия для формирования представлений о жизни домашних животных....
технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Измерим длину..Счёт до 5"
цель: создание условий для формирования умений и навыков измерять длину разным измерительным материалом...
Технологическая карта СОД по познавательно –исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе № 7 «Необычное в обычном» (Приуроченная к неделе творческих отчетов)
Учить детей получать знания о природных свойствах предметов через экспериментирование...
Технологическая карта занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии Коротковой Н.А. «Путешествие по «реке времени» с детьми старшей группы.
Технологическая карта занятияпо познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии Коротковой Н.А.«Путешествие по «реке времени» с детьми старшей группы....