Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Животный мир Прибайкалья».Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
ЦЕЛЬ: Создать условия для расширения и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.
Задачи: Организовать деятельность детей по развитию любознательности, внимания, логического мышления, доказательной речи через дидактические игры
Организовать деятельность детей по закреплению знания детей о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере; закреплять представления детей о богатстве озера Байкал, его разнообразии
Организовать деятельность детей по воспитанию чувства гордости и любви к родному краю, бережное отношение к природе через беседу.
Организовать рефлексивную деятельность детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tarasenko_v.v.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
технология системно-деятельностного подхода (Петерсон Л.Г)
по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Воспитатель Шумского детского сада Тарасенко В.В
ТЕМА: «Животный мир Прибайкалья»
ЦЕЛЬ: Создать условия для расширения и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.
Задачи: Организовать деятельность детей по развитию любознательности, внимания, логического мышления, доказательной речи через дидактические игры
Организовать деятельность детей по закреплению знания детей о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере; закреплять представления детей о богатстве озера Байкал, его разнообразии
Организовать деятельность детей по воспитанию чувства гордости и любви к родному краю, бережное отношение к природе через беседу.
Организовать рефлексивную деятельность детей
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; чтение художественной и научно-познавательной литературы; просмотр презентации «Байкал»; беседы; дидактические игры;
Материал: Сундучок с конфетами, ключи, аудиозапись «Шум моря», детали напольного строительного материала – кирпичики (11 штук), , картинки с изображением рыб, игрушка – нерпа, мяч; карточки с заданиями; схема «Рыбы – звери»;
методы и приемы: рецептивный, словесный, поисковый.
Здоровьесберегающие технологии: Физкультминутка:
Вот мы к озеру спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре -
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
ФОС « ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОЗЕРО БАЙКАЛ»
Этапы ОС | Деятельность педагога Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога. | Деятельность детей Прописывается текст (с возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей. | Ожидаемые результаты Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные) |
1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы) | Введение детей в игровую ситуацию: Воспитатель вносит в группу сундучок, закрытый на замок, обращает на него внимание детей. Воспитатель: Ребята, посмотрите, вам прислали подарок (потрясти сундучок). Кто хочет посмотреть, что же находится в сундучке? Подходите поближе, посмотрим. Как вы думаете, что это может быть? Но как же мы откроем сундучок? Посмотрите, здесь какое – то письмо зашифрованное. Все понятно, чтобы получить этот подарок, узнать, что там и кто его прислал, вы должны выполнить несколько заданий. Если справитесь, получите ключ от сундучка и сможете его открыть. Вы готовы? | Дети проявляют интерес, вовлекаются в занятие | Эмоциональный настрой. Создание интереса к содержанию предстоящей деятельности |
2. Актуализация (повтор, закрепления знаний о Байкале | Коммуникативная технология. Ну что ж, нам пора! А вот куда мы отправимся, вы попробуете отгадать, это будет первое задание. Садитесь удобнее на ковер, закройте глаза и послушайте, что я вам расскажу об этом месте. Дети садятся на ковер, закрывают глаза, звучит аудиозапись «Шум моря». Воспитатель: Немало сложено об этом месте легенд, песен, сказаний. Ведь это пресноводное озеро одно из самых больших и глубоких на Земле. Самое древнее по происхождению и разнообразию животного мира. Расположено оно в Сибири. Поэтому и называют его «жемчужиной Сибири». Так как вы думаете, куда мы с вами отправимся? Воспитатель: Правильно, мы отправляемся на озеро Байкал. Но прежде, я хочу проверить, что вы знаете о Байкале? Игровая технология. Поиграем в игру «Вопрос - ответ», я буду задавать вопросы, и давать вам варианты ответа, вы должны из них выбрать один правильный. За каждый правильный ответ вы будете получать дощечки, из которых будете строить мост, и, перейдя по нему - получите ключ. Итак, мы начинаем. 1. Байкал – это море, озеро или река? 2. Вода в Байкале соленая, пресная или минеральная? 3. Сарма – это птица, гора или ветер? 6. Какая река вытекает из Байкала – Селенга, Баргузин или Ангара? 7. Какая рыба-великан живет в Байкале – щука, осетр или сом? щука 9. Байкал озеро по форме – круглое, овальное, в форме полумесяца? 10. Какая из байкальских рыб рождает живых мальков (бычок, омуль, голомянка)?голомянкаЗа выполненное задание дети получают ключ, но он не подходит к замку | Ответы детей
Ответы детей | Постановка и принятие образователь ной задачи. Обогащение активного словаря детей |
3. Затруднение в ситуации | Раз этот ключ не подошел, значит, нужно выполнить другое задание? Социо-игровая технология. Игра «Рыбаки и охотники». Для этого задания нам нужно разделиться на группы, дети выбирают фишки разного цвета. В конвертах – картинки с изображением рыб и животных. Задача детей: отыскать свой добычу Если дети затрудняются, то помогают друг другу. Детям предлагается доказать свой выбор, воспитатель корректирует. | Дети работают самостоятельно | Развитие логического мышления связной речи |
4. «Открытие» нового знания (способа действия) | Технология коммуникативная. Получают очередной ключ, но он опять не подходит. В это время воспитатель как бы случайно замечает Воспитатель: Ребята, посмотрите, еще одна рыба на попалась (вытягивают нерпу) Какая интересная рыба! Воспитатель: Раз живет в воде, значит, рыба! (выслушать предположения детей) . Я, ребята, права? (противоречие) Технология проблемного обучения. А вы докажите мне, что это не рыба. Чтобы это доказать, мы поиграем в игру «Ты катись веселый мячик» Дидактическая игра «Ты катись, веселый мячик» На столе разложены карточки - задания с вопросами. Дети сидят за столом по кругу, передают друг другу мяч со словами: «Ты катись, веселый мячик, быстро-быстро по рукам. У кого веселый мячик – тот сейчас расскажет нам …» С окончанием слов передача мяча прекращается. Тот, у кого в руках мяч – должен ответить на вопрос, выбрав себе карточку. Правила игры: отвечает тот, у кого в руках мяч, остальные молчат и помогают в случае затруднения; если мяч второй раз оказывается в руках уже отвечавшего ребенка, мяч нужно передать следующему. Вопросы – задания: 1. Как передвигается нерпа по суше и в воде? (На берегу нерпа передвигается с трудом, человек может догнать ее шагом, а вот в воде она быстрая и ловкая – прекрасно плавает и ныряет) 2. Как дышит нерпа? (Дышит нерпа воздухом, поэтому каждые 8 - 12 минут поднимается на поверхность, чтобы набрать воздуха в легкие) 3. Как дышит нерпа зимой? Ведь зимой Байкал покрыт льдом? (Зимой, когда Байкал покрыт льдом, нерпы, чтобы дышать и добывать корм устраивают во льду лунки – продухи) 4. Чем питается нерпа? (Питанием нерпе служит голомянка и байкальский бычок, хищное животное.) 5. Когда (в какое время года, месяц) рождаются у нерпы детеныши? (в середине марта) 6. Сколько рождается у нерпы детенышей? Чем она их кормит? (обычно один, редко – два; мама нерпа кормит их своим молоком (млекопитающее), а подрастая, белек учится сам плавать, нырять и ловить рыбу) 7. Как называют детенышей нерпы и почему? (Они имеют мех белого цвета, что позволяет им в первые недели жизни быть незаметными на снегу, и называют их «бельками»). 8. Как называется убежище нерпы? (логово) 9. Можно ли назвать нерпу «эндемиком» и почему? (Байкальская нерпа — единственный в мире вид тюленя, который живёт в пресной воде, она является эндемиком, т.е. обитает она только в Байкале) Обобщить ответы детей, с помощью схемы доказать, что нерпа – млекопитающее животное, а не рыба. Итог доказательства. Дети получают еще один ключ, но он снова не подходит | Дети отвечают на вопросы, доказывают выбор ответа | Развитие исследовательских навыков, связной речи. Умение доказывать, обосновывать выбор своего ответа |
5. Включение нового знания в систему знаний и умений | .Воспитатель: Если хотите открыть сундучок, придется продолжить. Но сначала давайте отдохнем (физминутка) Ой, ребята мне кажется, я слышала какие-то жалобные звуки. Посмотрите, у нерпы слезы на глазах. Что же случилось? Холодный ветер Байкала превратил ее детенышей в камешки. Давайте поможем нерпе и теплом своих рук, своей любовью к природе поможем им вернуться к своей маме. Воспитатель: А камни какого цвета можно превратить в бельков? Воспитатель: Правильно, согреем теплом своего дыхания холодные белые камни, они станут мягкими, и мы сможем слепить маленьких бельков. А как можно слепить белька из целого куска? (с помощью вопросов определить последовательность и способы выполнения работы) Предложить детям использовать для глаз бусинки, горошины и щетину от щетки или леску для усиков. (выполнение работы детьми под музыкальное сопровождение, все работы размещают на одной «льдинке» - кусочке потолочной плитки) Воспитатель: Вот вы и выполнили еще одно задание, получайте еще один ключик. | Дети отвечают на вопросы | Развитие речи детей, обогащение словаря. |
6. Осмысление (итог, рефлексия) | Как вы думаете, Байкал остался вами доволен? Вы справились со всеми заданиями? Почему? Что было самым трудным? Что нового вы узнали за время нашего путешествия? А если бы вы по – настоящему оказались на Байкале, что вы хотели бы увидеть, где побывать? Отметьте эти места на карте Байкала цветными фишками, и ваше желание обязательно когда – нибудь осуществится. | Дети подводят итог, оценивают свою деятельность | Развития активного словаря детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности "Познавательно-исследовательская деятельность" в подготовительной группе «Эксперименты в тропиках». Педагоги: Тарасенко Валентина Владимировна, Кравец Галина Федоровна
Интегрированные задачи:Познавательное развитие: закреплять знания о свойствах объектов живой и неживой природы /песок, вода, воздух, бумага, апельсин.Художественное развитие: закреплять умение с...
Технологическая карта по изобразительной деятельности в старшей группе "Кремль - Спасская башня". Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна
Цель: Создать условия для расширения представлений детей о Московском Кремле. Способствовать развитию патриотизмаЗАДАЧИ: Организовать деятельность детей по развитию умений рисовать...
Технологическая карта ОС Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Спортивный инвентарь: лыжи, коньки». Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна
Цель: Создать условия для формирования представления о применении и значении спортивного инвентаря (лыжи и коньки) в зимних видах спорта.Задачи:- Организовать деяте...
Технологическая карта ОС, конструктивно-модельная деятельность в старшей группе "Мебель из бумаги". Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна
Цель: Создать условия для развития умений детей работать с бумагой. Отгибать боковые стороны прямоугольника, полученного из квадрата к его центруЗадачи: Организовать деятельность детей по развит...
Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе "Откуда берется звук?". Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна
Тема: «Откуда берется звук?»Цель: Создать условия для знакомства детей с принципами образования и улавливания звука.Задачи: Организовать деятельность детей по закреплению навыков словообразования, упо...
Конспект итогового мероприятия в средней группе «Вместе дружная семья». Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна
Цель: создать условия для формирования представления детей о семье, о членах своей семьи.Задачи:Ø формировать представления детей о семье (ее членах, родственных отношениях, о том, что семья – это все...
Технологическая карта образовательной ситуации предметная деятельность в младшей группе "Животные осенью"
Тема: животные осенью.Цель: создать условия для формирования умения выделять и обозначать словом внешние признаки предмета, называть их.Задачи:1. Организация деятельности детей по умению выделять и на...