Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Филимоновская игрушка».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Филимоновская игрушка»
Доминирующая ОО: познавательное развитие.
Интеграция ОО: речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие
Вид деятельности детей: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная
Программное содержание
Цель: познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.
Материалы и оборудование: географическая карта; филимоновская игрушка; иллюстрации с изображением этапов её изготовления ; пособие для детей 5-6 лет, цветные карандаши на каждого ребёнка.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Филимоновская роспись», дидактическая игра «Из чего сделана игрушка», «Назови промысел», разучивание кинезиологических упражнений «Петушок-гребешок», разучивание песни «Как на ярмарке весёлой…».
Планируемый результат: дети знают особенности и этапы изготовления филимоновской игрушки и историю возникновения этого промысла; умеют соблюдать правила безопасности при работе с глиной; эстетически воспринимают произведения искусства
Структура занятия
1.Вводная часть | Создание педагогом проблемной ситуации | 3 мин |
2.Основная часть | Рассказ педагога о филимоновской игрушке. | 15 мин |
3.Заключительная часть | Решиние поблемной ситуации. Выполнение заданий по пособию. Раскраска филимоновской игрушки. | 7 мин |
Длительность занятия 25 мин
Ход занятия
1.Вводная часть.
В гостях каких мастеров побывали мы на прошлом занятии?
Игра «Расставь по порядку» или задание «Расскажи как изготавливается филимоновска игрушка» в пособии
Воспитатель просит расставить иллюстрации по порядку.
Возникает затруднение при выполнении задания- дети уже знают о процессе лепки, обжига и росписи, но не знают как добывается глина.
Решение, как выполнить задание принимается после рассказа воспитателя.
-Сегодня мы отправимся в деревню Филимоново, живописный уголок Тульской области (приблизительно показать на карте) Меньше всего изменений претерпела за годы своего существования игрушка из деревни Филимоново. Местность эта богата глиной, поэтому-то и родился здесь такой промысел - глиняные свистульки.
-Где же и как берут количество нужной глины? Чтобы глину достать надо вырыть колодец. Давайте заглянем в него. Дна не видно. Тьма. Если бросишь камушек, то не услышишь, как она падает на дно.
Как думаете вы, почему? Колодец глубок, да и дно у него мягкое, глиняное. Вниз спускаются два человека с ведром и набирают глину. На верх ведро поднимают тоже двое, приспособив для этого колесо (для иллюстрации работы колеса можно использовать необходимые детали металлического конструктора).
Достают глину только зимой. Летом же в колодце просто не хватает воздуха, и людям нечем дышать. Глина бывает разного цвета. И красная и белая. Есть такая легенда.
Вечером когда поблизости никого нет, купается в речке красавица- русалка. В волосах у нее две заколки: красное солнце и белая луна. Сияют солнечные и лунные лучи и словно иглы прокалывают землю. Куда солнечные лучи достанут- красная глина, куда лунные – там белая.
Природные свойства местной глины, не редкость пластичной и жирной, отразились на облике игрушки. Поскольку филимоновская глина при просушке быстро покрывается трещинами, её всё время приходится заглаживать мокрой рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки. Пластичность глины позволяет сохранять в лепке удлинённые пропорции.
Фигурки собаки, козлов, коней одинаковы. Собственно наличие и отсутствие рогов, их форма (например у барана - круглые завитки, у коровы - большие загнутые вверх) позволяют отличить одно животное от других.
Филимоновские барыни часто держат под мышкой птицу- свистульку.
Готовые игрушки несут к земляным печам, которые устроены близ деревни в овраге. Ставят их ряд за рядом на берёзовые поленья. Дров много и горят они долго и сильно. Игрушки раскаляются в печи сначала докрасна, потом добела, то есть раскаленные добела игрушки наиболее горячие, чем раскалённые докрасна, сильнее раскалить их уже нельзя.
Вы может быть слышали от взрослых выражение: «Ты довёл меня до белого каления».
Что оно означает? Что человек рассержен до крайней степени, сильнее его рассердить невозможно.
А когда дрова догорят и игрушки остынут, оказывается, что все они стали бело-розовыми и твёрдыми как камень.
Техника изготовления дымковской и филимоновской игрушки очень похожа. Отличие же в том, что готовые изделия после обжига не забеливаются, а роспись наносится на естественный цвет глины.
Физкультминутка по выбору детей
В росписи филимоновской игрушки применяются разведенные на яйце краски. Расписывают не кисточкой, а гусиным пером, потому, что краска к чистой глине пристаёт только с гусиного пера. Гамма росписи почти не меняется: белое сочетание с малиновым, зелёным лимонно-желтым. Для прочности и блеска готовые изделия смазываются белком.
Животные и птицы смазываются по определенной схеме: поперёк туловища и шеи идут, чередуясь разноцветные полосы, и только голова окрашивается одним, чаще зелёным цветом.
В раскраске человеческих фигурок – барынь и толстоногих кавалеров – меньше всего внимания уделяется лицам: зелёные, черные или синие мазки и точки изображают брови и глаза, малиновый штрих – рот. Главное наряд: ярчайшая малиновая кофта, зелёная шляпка и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами юбка.
В орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: жёлтые, красные, зелёные штрихи, веточки, звездчатые розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в весёлом беспорядке разбросанные по фону, разновеликие, неровные, небрежно намалёванные, создают броский, праздничный декор.
Возможно манера изображения одежды филимоновских фигурок возникла в прошлом под впечатлением, с одной стороны городского барского костюма (отсюда – манерные шляпки), а с другой – крестьянских вышитых рубах и передников, пестротканых юбок и поясов
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Работа в пособии на применение полученных знаний.
- Можем ли мы теперь правильно расставить рисунки по порядку в задании «Расскажите, как изготавливаются филимоновские игрушки?» (Да, можем)
-Расскажите по картинкам, как создаётся филимоновская игрушка, и чем она отличается от дымковской?
Задание «Раскрась»
-Раскрасьте правильно филимоновскую игрушку. (На занятиях по эстетическому циклу (лепка и изодеятельность) дети сами могут изготовить филимоновскую игрушку).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Филимоновская игрушка»
Доминирующая ОО: познавательное развитие.
Интеграция ОО: речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие
Вид деятельности детей: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная
Программное содержание
Цель: познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.
Материалы и оборудование: географическая карта; филимоновская игрушка; иллюстрации с изображением этапов её изготовления ; пособие для детей 5-6 лет, цветные карандаши на каждого ребёнка.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Филимоновская роспись», дидактическая игра «Из чего сделана игрушка», «Назови промысел», разучивание кинезиологических упражнений «Петушок-гребешок», разучивание песни «Как на ярмарке весёлой…».
Планируемый результат: дети знают особенности и этапы изготовления филимоновской игрушки и историю возникновения этого промысла; умеют соблюдать правила безопасности при работе с глиной; эстетически воспринимают произведения искусства
Структура занятия
1.Вводная часть | Создание педагогом проблемной ситуации | 3 мин |
2.Основная часть | Рассказ педагога о филимоновской игрушке. | 15 мин |
3.Заключительная часть | Решение проблемной ситуации. Выполнение заданий по пособию. Раскраска филимоновской игрушки. | 7 мин |
Длительность занятия 25 мин
Ход занятия
1.Вводная часть.
В гостях каких мастеров побывали мы на прошлом занятии?
Игра «Расставь по порядку» или задание «Расскажи как изготавливается филимоновска игрушка» в пособии
Воспитатель просит расставить иллюстрации по порядку.
Возникает затруднение при выполнении задания- дети уже знают о процессе лепки, обжига и росписи, но не знают как добывается глина.
Решение, как выполнить задание принимается после рассказа воспитателя.
-Сегодня мы отправимся в деревню Филимоново, живописный уголок Тульской области (приблизительно показать на карте) Меньше всего изменений претерпела за годы своего существования игрушка из деревни Филимоново. Местность эта богата глиной, поэтому-то и родился здесь такой промысел - глиняные свистульки.
-Где же и как берут количество нужной глины? Чтобы глину достать надо вырыть колодец. Давайте заглянем в него. Дна не видно. Тьма. Если бросишь камушек, то не услышишь, как она падает на дно.
Как думаете вы, почему? Колодец глубок, да и дно у него мягкое, глиняное. Вниз спускаются два человека с ведром и набирают глину. На верх ведро поднимают тоже двое, приспособив для этого колесо (для иллюстрации работы колеса можно использовать необходимые детали металлического конструктора).
Достают глину только зимой. Летом же в колодце просто не хватает воздуха, и людям нечем дышать. Глина бывает разного цвета. И красная и белая. Есть такая легенда.
Вечером когда поблизости никого нет, купается в речке красавица- русалка. В волосах у нее две заколки: красное солнце и белая луна. Сияют солнечные и лунные лучи и словно иглы прокалывают землю. Куда солнечные лучи достанут- красная глина, куда лунные – там белая.
Природные свойства местной глины, не редкость пластичной и жирной, отразились на облике игрушки. Поскольку филимоновская глина при просушке быстро покрывается трещинами, её всё время приходится заглаживать мокрой рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки. Пластичность глины позволяет сохранять в лепке удлинённые пропорции.
Фигурки собаки, козлов, коней одинаковы. Собственно наличие и отсутствие рогов, их форма (например у барана - круглые завитки, у коровы - большие загнутые вверх) позволяют отличить одно животное от других.
Филимоновские барыни часто держат под мышкой птицу- свистульку.
Готовые игрушки несут к земляным печам, которые устроены близ деревни в овраге. Ставят их ряд за рядом на берёзовые поленья. Дров много и горят они долго и сильно. Игрушки раскаляются в печи сначала докрасна, потом добела, то есть раскаленные добела игрушки наиболее горячие, чем раскалённые докрасна, сильнее раскалить их уже нельзя.
Вы может быть слышали от взрослых выражение: «Ты довёл меня до белого каления».
Что оно означает? Что человек рассержен до крайней степени, сильнее его рассердить невозможно.
А когда дрова догорят и игрушки остынут, оказывается, что все они стали бело-розовыми и твёрдыми как камень.
Техника изготовления дымковской и филимоновской игрушки очень похожа. Отличие же в том, что готовые изделия после обжига не забеливаются, а роспись наносится на естественный цвет глины.
Физкультминутка по выбору детей
В росписи филимоновской игрушки применяются разведенные на яйце краски. Расписывают не кисточкой, а гусиным пером, потому, что краска к чистой глине пристаёт только с гусиного пера. Гамма росписи почти не меняется: белое сочетание с малиновым, зелёным лимонно-желтым. Для прочности и блеска готовые изделия смазываются белком.
Животные и птицы смазываются по определенной схеме: поперёк туловища и шеи идут, чередуясь разноцветные полосы, и только голова окрашивается одним, чаще зелёным цветом.
В раскраске человеческих фигурок – барынь и толстоногих кавалеров – меньше всего внимания уделяется лицам: зелёные, черные или синие мазки и точки изображают брови и глаза, малиновый штрих – рот. Главное наряд: ярчайшая малиновая кофта, зелёная шляпка и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами юбка.
В орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: жёлтые, красные, зелёные штрихи, веточки, звездчатые розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в весёлом беспорядке разбросанные по фону, разновеликие, неровные, небрежно намалёванные, создают броский, праздничный декор.
Возможно манера изображения одежды филимоновских фигурок возникла в прошлом под впечатлением, с одной стороны городского барского костюма (отсюда – манерные шляпки), а с другой – крестьянских вышитых рубах и передников, пестротканых юбок и поясов
3.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Работа в пособии на применение полученных знаний.
- Можем ли мы теперь правильно расставить рисунки по порядку в задании «Расскажите, как изготавливаются филимоновские игрушки?» (Да, можем)
-Расскажите по картинкам, как создаётся филимоновская игрушка, и чем она отличается от дымковской?
Задание «Раскрась»
-Раскрасьте правильно филимоновскую игрушку. (На занятиях по эстетическому циклу (лепка и изодеятельность) дети сами могут изготовить филимоновскую игрушку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированное занятие в старшей группе на тему: "Филимоновская игрушка"
конспект по окружающему миру...
Конспект беседы с детьми старшей группы на тему: "Наши игрушки"
Конспект для проведения беседы с детьми старшей группы на неделе "Игры и игрушки" на тему: "Наши игрушки"....
Конспект квест- игры в старшей группе на тему: "Дымковская игрушка"
Конспект квест-игры в старшей группе на тему: "дымковская игрушка"...
НОД по лепке в старшей группе на тему "Филимоновская игрушка
Интегрированное занятие с детьми старшей группы по ознакомлению детей с филимоновской игрушкой....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: ,,НАРОДНАЯ ИГРУШКА”
Интеграция областей: Познание (формирование целостной картины мира),коммуникация, художественное творчество, физическая культура, музыка.Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательно...
Конспект по познанию в старшей группе по теме " Солнечная система"
Дети на занятии отправляются в космическое путешествие. Начинается оно с Солнца. Дети узнают, что это не планета,как многие думают, а самая большая звезда. Далее, они знакомятся с каждой планетой,узна...
Конспект по аппликации в старшей группе на тему "Елочная игрушка"
Цель: Формировать умение вырезать из бумаги по контуру, развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, мышление....