НОД по лепке в старшей группе на тему "Филимоновская игрушка
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Ступак Ирина Леонидовна

Интегрированное занятие с детьми старшей группы по  ознакомлению детей с филимоновской игрушкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fil_igr.docx835.75 КБ

Предварительный просмотр:

 

   НОД по лепке на тему «Филимоновская барыня»

Образовательная область: художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие

Возрастная группа: старшая группа (дошкольники 5-6лет)

Тема: "Филимоновская игрушка"

Задачи:

1.формировать у дошкольников представление о филимоновской росписи: ее истории, основных элементах;

2. развивать мелкую моторику, чувство цвета.

3.воспитывать любовь к традициям русского народа.

Дидактические материалы, заготовка игрушек на пластиковом каркасе, пластилин, презентация "Филимоновская роспись"; запись народной музыки.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор.

Ход образовательной ситуации:

  Организационный момент.

Колокольчик, мой дружок, 
Собери детей в кружок. (звонит)
Начинаем мы играть.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

- Молодцы. Мы подарили друг другу улыбки

1. Введение в ситуацию (дети сидят на ковре)

Воспитатель: Отгадайте, о какой росписи говорится в загадках

Веселая белая глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Барышни и водоноски,

И всадники, и ребятня

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назовите меня.

(Дымковская игрушка)

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда? 

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

(Гжель)

 Разные ложки и ковши 

Ты разгляди-ка не спеши. 

Там трава вьется и цветы 

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют…

(Хохломой)

Воспитатель: Дети, а как называется роспись роспись,  которою мы сейчас не назвали?(Дети; филимоновская). А вот сейчас я приглашаю вас посетить наш мини-музей филимоновской игрушки.(дети рассматривают игрушки, воспитатель читает стихотворение о каждой игрушке и демонстрирует ее детям).

C:\Users\Эдем\Desktop\IMG-0a14307d556d6f29f8dc3cd7e70d5339-V.jpg

Воспитатель:  Какие цвета используются в росписи? (Желтый, зеленый, красный, малиновый)

Воспитатель:  Какие элементы? (Линии, елочки, солнышко)

Воспитатель:  Филимоновские узоры бывают простые и сложные.(картинки на экране)
Простые узоры состоят из цветных чередующихся полос.
 

Сложные узоры это: ветвистая «елочка», «солнышко». 

Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символ растений. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными.

Вот смотрите, на этой барыне есть все эти элементы. К ней в гости из деревни приехали подружки. У них в селе скоро будет праздник! Как  надо одеваться на праздник? Правильно, нарядно, красиво. Но у деревенских барынь юбки вовсе не праздничные, а просто белые. Хотите помочь им?

Для начала давайте рассмотрим внимательно нашу нарядную барыню (обследуется образец). Какой росписью мы будем расписывать барыню? (Филимоновской росписью) Наносить мы будем простой узор.

Какие цвета использовали мастера? Правильно: зеленый, желтый, малиновый, красный. Перед тем, как мы присядем за столы, немного отдохнем.

Динамическая пауза.

Где-то в глиняной избушке

Жили яркие игрушки.

Утром просыпались,

Чисто умывались.

Кланялись друг другу,

Бегали по кругу.

Дружненько кружились,

Стоп-остановились! (дети присаживаются за столы, на которых стоят заготовка барынь). Воспитатель:  А сейчас мы превратимся с вами в мастеров Филимоновской росписи.

 Произнесём  волшебные слова: Раз, два, три, четыре, пять мастера мы опять. Раз, два, три, четыре, пять начинаем украшать

- Будем украшать юбки нашим барыням.  чтобы они отправились на праздник разнаряженные, как франтихи. Украшать мы сегодня будем при помощи пластилина.

Сначала мы на юбочке нашей барыни сделаем фартушек. Для этого возьмем кусочек малинового или красного цвета и раскатаем тоненькую колбаску. (Воспитатель наносит узор на свой образец, а дети - на своей заготовки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что узор повторяется  и он симметричный, т.е одинаковый на обеих сторонах объемной фигуры)

Самостоятельное выполнение детьми росписи заготовки барыни по мотивам филимоновских игрушек под народную музыку. (По ходу выполнения  детьми росписи, воспитатель проговаривает с детьми последовательность нанесения росписи)

C:\Users\Эдем\Desktop\IMG_20191017_095147.jpg

6.Осмысление Дидактические задачи:

Восстановить в памяти детей то, что делали  и создать ситуацию успеха.

Обратить внимание на фиксирование детьми достижения цели их деятельности.

Рассматривание выполненных работ.

Воспитатель:   

-Кому вы сегодня помогали? 

- Что вы сделали? (Расписывали Барынь)

- Какой росписью мы расписали петушка? (Филимоновской  росписью)

- Какие элементы вы использовали в росписи? ( Цветные линии)

-Какие у вас получились барыни? ( Яркие, красочные, расписные)

 (Дети берут барынь и оформляют выставку)

                    C:\Users\Эдем\Desktop\IMG_20191018_174751.jpg

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ    ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  «ДЕТСКИЙ САД «ДРУЖБА» СЕЛА СКАЛИСТОЕ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

               НОД по лепке на тему    «Филимоновская барыня»

           C:\Users\Эдем\Desktop\IMG_20191017_100459.jpg

                                                      Воспитатель: Ступак И.Л.

                                                      2019 год.

     

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке в старшей группе."Лепка кошки" по игрушке.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке в старшей группе.«Лепка кошки» (по игрушке)...

Конспект НОД по лепке для детей старшей группы «Старооскольская глиняная игрушка «Барашек»

Цель: совершенствовать умение детей лепить старооскольские глиняные  игрушки (передавая их характерные особенности: удлинённое туловище, короткие ноги); закрепить последовательность лепки и приём...

Конспект НОД по лепке в старшей группе «Мои любимые игрушки» Презентация к НОД по лепке в старшей группе «Мои любимые игрушки»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.Цель: формирование умений...

Конспект занятия по лепке в старшей группе. Тема: «Киндер- игрушки».

Цель: Закреплять навыки работы с пластилином, развивать умение использовать в лепке бросовый материал.Образовательные области: познавательное развитие , художественно- эстетическое развитие,...

Конспект занятия по лепке в старшей группе. Тема: «Киндер- игрушки».

Конспект занятия по лепке в старшей группе. Тема: «Киндер- игрушки»....

Конспект ООД по лепке в старшей группе "Моя любимая игрушка - Чебурашка"

Лепка в старшей группе "Моя любимая игрушка. Чебурашка"...

Конспект ООД по изобразительной деятельности (Лепка) в старшей группе. Тема: Лепка «Козлик» (По мотивам дымковской игрушки)

Продолжать учить детей лепить фигуру по народным(дымковским) мотивам; использовать прием раскатывания столбика, сгибания его и разрезания стекой с двух концов (так лепятся ноги). Развивать эстетическо...