Примерное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме: «Зимующие птицы» (Январь, старшая группа)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Новосельцева Александра Владимировна

Примерное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме: «Зимующие птицы» (Январь, старшая группа)

Задачи – Создание условий для формирования и расширения знаний детей о птицах их классификации: перелетные, зимующие, домашние, хищные. Учить выделять характерные особенности птиц, зависимость их от среды обитания. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, решать проблемные ситуации, действовать самостоятельно и в команде, помогать друг другу. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание охранять и заботиться о братьях наших меньших. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_ned_yanvar.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности

по теме: «Зимующие птицы»

(Январь, 3 неделя 16.01-20.01.2023г старшая группа)

Задачи – Создание условий для формирования и расширения знаний детей о птицах их классификации: перелетные, зимующие, домашние, хищные. Учить выделять характерные особенности птиц, зависимость их от среды обитания. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, решать проблемные ситуации, действовать самостоятельно и в команде, помогать друг другу. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание охранять и заботиться о братьях наших меньших. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Итоговое мероприятие: Акция «Покормите птиц зимой»

Совместная деятельность взрослых и детей

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

ПОНЕДЕЛЬНИК

Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром)

Тема: «Зимующие птицы»

Задачи:

Познакомить детей с зимующими птицами. Изучать их особенности.

Воспитывать любовь к природе.

Развивать интерес к наблюдению за птицами.

Физическое развитие (Пензулаева Л.И. стр.52 №16)

Задачи:

Повторить ходьбу с выполнением заданий для рук; упражнять в прыжках в длину с места; в ползании по скамейке.

Первая половина дня:

Утренний сбор: Беседа: «Зимующие птицы» Цель: обобщить знание детей о зимующих птицах.

Утренняя гимнастика

Прогулка: Наблюдение за птицами на участке детского сада возле кормушки. Больше всего здесь крупных птиц: крикливых сорок, ворон. Все это воронья родня. Отметить, что в городе они намного смелее, на кормушке ведут себя шумно. П/И «Перелет птиц». Труд на участке – насыпать корм кормушки для птиц. Цель: воспитывать желание помогать птицам в холодное время года. Самостоятельная игровая деятельность на участке.

Вторая половина дня: Гимнастика после сна. С/Р игра «Птичий двор» Цель: развивать сюжет игры по замыслу, учить детей перевоплощаться в птиц, подражая их повадкам. Д/И «Посчитай птиц» Цель: упражнять в согласовании числительных с сущ. (один воробей, два воробья и т.д.)

Прогулка: П. и. «Вороны» Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения. 

Иллюстраций и фото зимующих и перелетных птиц.

 Приготовить атрибуты к С/Р игре «Птичий двор»

Игры по интересам.

Рассматривание альбома 

«Зимующие птицы»

Внести энциклопедии о птицах.

Информирование родителей о теме недели.

Привлечь родителей к участию в выставке методических книг о птицах.

привлечение родителей к изготовлению кормушек, книжек –малышек совместно с детьми о зимующих птицах.        

ВТОРНИК

Познавательное развитие ( ФЭМП)

(И.А.Помораева стр. 90№3)

Задачи: 

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение измерять объем жидких веществ с помощью условной меры. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Художественно-эстетическое развитие.  (Музыка)

Задачи:

Закреплять умение детей вслушиваться в музыку, отвечать на вопросы о характере музыки и содержании либретто. Вызывать у детей эмоциональную потребность, изображать в движениях танцы лебедей

Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

Тема: «Стайка воробьев»

Задачи:

учить передавать в рисунке позу клюющего воробья; размещать на листе бумаги несколько птиц, самостоятельно определять их величину; закрепить навыки рисования и раскрашивания слабым нажимом карандаша.

Первая половина дня:

Утренний сбор Беседа с детьми: Рассказать детям о истории «Дне зимующих птиц» котрый празднуется 15 января.«Кто заботится о птицах» Цель: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их. Д/И «Птичья столовая» Цель: упражнять детей в заучивании стихотворения.

Утренняя гимнастика

Прогулка Во время подкормки птиц наблюдать за их повадками. Задать вопросы. Какие птицы прилетают к кормушке? Чем питаются птицы? Какие птицы какой корм любят? Воспитывать наблюдательность. П/И «Коршун и наседка» Труд на участке – подмести дорожки. Цель: воспитывать желание доводить начатое дело до конца. «Ёлочка – зелёная иголочка». Цель: формировать представления о хвойных деревьях на примере сосны, о взаимосвязях растений и животных. Исследование хвои.

Вторая половина дня: Гимнастика после сна. конструирование из бумаги :«Птица» Задачи: Закреплять умение детей складывать  поделку способом « оригами», замечать характерные особенности птиц, отличие одних птиц от других, оформлять поделку. Развивать мелкую моторику рук. Привлечь детей к оформлению дерева «Зимующие птицы» Цель: упражнять в умении вырезать силуэты, закрепить знания о зимующих птицах

Прогулка Наблюдения за сумерками. Цель: прививать интерес к явлениям неживой природы. П. и. «Воробьи и вороны». Цель: закрепление умений быстро двигаться, не наталкиваться друг на друга. 

Настольно-печатная игра «Разрезные картинки. Птица»

Подготовить материал к оформлению дерево «Зимующие птицы»

Свободное творчество в изоцентре «Учимся лепить птиц» Цель: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки.

Создание условий для конструктивной деятельности. Цель: побуждать детей выполнять постройки по замыслу, использовать готовые постройки в играх, развивать самостоятельность, фантазию

Рекомендации по прочтению худ. литературы дома про птиц.

Предложить родителям участие в фестивале кормушек. Акция «Покормите птиц зимой»»

СРЕДА

Речевое развитие (В.В.Гербова стр.70№7)

Тема: «Лохматые и крылатые»

Задачи:

Продолжатьучить составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах.

Физическое развитие (Пензулаева Л.И. стр. 53№17)

Задачи:

Упражнять в прыжках в длину с места; развивать ловкость в упражнениях с мячом и ползании по скамейке.

 

Первая половина дня:

Утренний сбор Беседа с детьми «Как живут наши пернатые друзья зимой» Цель: вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнюю бескормицу. Д/игра «Где находится птичка? Цель: формировать у детей умение строить предложения со словами, обозначающими пространственные отношения. Активизировать в речи употребление предлогов около, над, под, в, к.

Утренняя гимнастика

Прогулка: Определить с детьми погоду сегодняшнего дня. Вспомнить, какая погода была вчера. Учить сравнивать, замечать изменения, приучать планировать, чем будут заниматься на участке в зависимости от погоды. П/И «Третий лишний». Насыпать корм для птиц. Цель: воспитывать желание помочь птицам зимой.

Вторая половина дня: Театрализация «Где обедал воробей?» Цель: упражнять в умении подражать повадкам животных, согласовывая движения с текстом. Д/И «Построй птицу» Цель: упражнять в умении строить изображение птицы, используя геометрические фигуры. Д/И «Фантастическая птица» Цель: развивать воображение, учить придумывать фантастических птиц.

Прогулка: П. и. «Собака и воробьи». Цель: упражнять в беге в разные стороны, умение ориентироваться в пространстве. 

Книжный центр: художественная литература по теме недели.   Самостоятельная деятельность в центре творчества.

Д/И «Птичья столовая»

Театрализация «Где обедал воробей?»

Д/И «Построй птицу»

Д/И «Фантастическая птица»

Индивидуальное консультирование по запросам родителей.

Папка-передвижка «Покормите птиц зимой»

ЧЕТВЕРГ

Познавательное развитие ( ФЭМП)

Тема «Количественный и порядковый счёт. (Конспект НОД ФЭМП в старшей группе)

Цель: расширить знания детей о счёте и числах.

Задачи: закрепить умение счёта в прямом и обратном направлении в пределах 10; закрепить умение количественного и порядкового счёта; упражнять в соотношении количества с цифрой; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать любовь к математике.

Художественно-эстетическое развитие. (Музыка)

Задачи: Обратить внимание детей на веселый песенно-плясовой характер музыки, элементы изобразительности образа птиц. Продолжать развивать интерес к творчеству русских композиторов. Показать, как композитор передает образ весенней природы.

Художественно-эстетическое развитие (Аппликация)

Тема: «Птичья школа»

Задачи:   Учить выполнять разметку деталей по шаблону, вырезать детали сложной формы, размещать их с учетом правил композиции; совершенствовать технику работы с ножницами, воспитывать умение работать коллективно.

Первая половина дня

Утренний сбор: беседа «Зимушка-зима» Цель: дать представление о зимних явлениях, влияющих на жизнь и поведение птиц. Д/И «Сколько птиц на кормушке?» Цель: учить составлять и решать простые задачи на наглядной основе.

Утренняя гимнастика

Прогулка: Наблюдение за синицами. Они прилетели из леса в поисках пищи. Рассмотреть их окраску. Рассказать о том, что свое название они получили из-за своего пения: «Синь – синь». Труд: почистить кормушки, насыпать корм. Цель: воспитывать желание помогать птицам. Подвижные игры «Коршун и наседка». Цели :продолжать учить соблюдать правила игры; активизировать двигательную активность.

«Воробьи и кот». Цель: закреплять ловкость, быстроту бега.Самостоятельная двигательная активность на участке.

Вторая половина дня: Гимнастика после сна. Просмотр мультфильма «Высокая горка» Цель: формировать личную оценку поступков героев. Конструктивная деятельность: «Домики для птиц» Цель: развивать конструктивные навыки, воображение детей. С/р - «Ветеринарная клиника». Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).

Прогулка Наблюдение за снегом. «Какой снег?» Рассматривание снега под увеличительным стеклом П. и. «Перелет птиц». Цель: развивать ловкость, внимательность. 

Д/И «Сколько птиц на кормушке?»

Мультфильм «Высокая горка»

Конструктор

Иллюстрации с изображением зимующих птиц, книги, раскраски с изображением птиц, схема составления описательного рассказа о птице.

Цветная бумага и картон, шаблоны птиц для аппликаций.

Посоветовать родителям поиграть с детьми дома в д/и «Опиши птицу по внешнему виду»

ПЯТНИЦА

Речевое развитие

Тема: «интегрированного занятия в старшей группе

«Покормите птиц зимой»

Цель: расширение и систематизация представлений детей о зимующих птицах, их образе жизни, о роли человека в жизни птиц.

Задачи: расширять представления детей о птицах; закрепить название зимующих птиц; продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам; дать представления о значении подкормки для зимующих птиц; активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук, вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания, совершенствовать диалогическую речь; воспитывать интерес и любовь к природе родного края; вызывать стремление беречь птиц, помогать им.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

«Покормите птиц зимой»

Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

Тема: «Сорока оглянулась»

Задачи:  продолжать учить детей определять по изображению птицы ее характерные особенности; видеть различия в форме частей тела и в их пропорциях сороки и воробья. учить изображать новую позу птицы – птица, сидящая на ветке с повернутой головой назад.

Физическое развитие (Пензулаева Л.И. стр.54 №18)

Задачи: Провести игровое упражнение «Снежная королева»; упражнение с элементами хоккея; игровое задание в метании снежков на дальность; игровое упражнение с прыжками «Веселые воробышки»

Первая половина дня:

Утренний сбор Беседа: «Зимующие птицы Цель: закрепить понятие «зимующие» птицы. Дать представление о видах питания зимующих птиц. Формировать желание заботиться о зимующих птицах. Ситуативный разговор «Если бы не было птиц, то…» Цель: учить детей делать выводы в ходе рассуждения, воспитывать бережное отношение к птицам. Рассматривание иллюстраций и фото зимующих птиц. Д/И «Когда это бывает?» Цель: закрепить приметы времен года, определить приметы начала зимы.

Утренняя гимнастика

Прогулка: Наблюдение за голубем. Продолжать расширять, закреплять и систематизировать знания детей о голубе, обогащать словарный запас. Подвижные игры «Стоп!» Цель: создание условий для развития физических навыков (ходьба, бег). «Путешествие капельки». Цель: дать представление о круговороте воды в природе. Труд на участке – собрать крупный мусор. Цель: воспитывать желание поддерживать порядок на участке.

Вторая половина дня: Гимнастика после сна. Прослушивание голосов птиц. Цель: закрепление навыков и умений определять на слух голоса птиц. С-р игры «Зоомагазин» Цель: поддержка детской инициативы, продолжать формирование навыков и умений договариваться во время игры.

Прогулка: Наблюдение за птицами, прилетевшими на наш участок. вспомнить названия зимующих птиц, почему они так называются, вспомнить особенности внешнего вида. П/и «Кот и воробьи».

Подготовить загадки про птиц.

Предложить детям материалы для самостоятельного создания книжек – малышек о птицах.

Настольно-печатная игра «Птицы» (лото)

Голоса птиц (звуки)

Вынос атрибутов для проведения с/р игры «Зоомагазин»

Настольно-печатная игра «Птицы» (лото) Цель: учить играть по правилам.

 Совместно с ребенком сделать кормушку. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на тему: "Мир вокруг нас" старший дошкольный возраст

Учебно-методическое пособие предназначено для воспитателей детских садов. В программе предлагается широкий спектр форм организации детской деятельности, что позволяет выбрать приемлемые методы при про...

Конспект совместной образовательной деятельности по теме" ЗИМА" для детей старшей группы

Данное занятие предназначено для детей старшего возраста. В нем  на лексической теме Зима  раскрываются различные задачи по развитию по развитию речи....

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме: «Осень» (подготовительная к школе группа «Ладушки»)

Цель: Расширение знаний детей об осени  Продолжение знакомства с сельскохозяйственными профессиями. Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в природе. Закрепление знаний о временах го...

Непосредстенно-образовательная деятельность на тему "Зимующие птицы" с детьми старшей группы (на родном языке)

Организовать наблюдение за птицами прилетающими на участок, подкармливать их зимой и называть их...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Путешествие в космос» разновозрастная группа (4-7 лет)

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Путешествие в космос» разновозрастная группа (4-7 лет)...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Безопасная дорога» вторая младшая группа.

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме«Безопасная дорога» вторая младшая группа...

Планирование образовательной деятельности на тему: " Зимующие птицы"

Создание условий для формирования и расширения знаний детей о птицах их классификации: перелетные, зимующие, домашние, хищные. Учить выделять характерные особенности птиц, зависимость их от сред...