Конспект интегрированного занятия «Гуляй Масленица «
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Мамаева Хадижат Дагировна

Конспект 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в средней группе «Гуляй, Масленица!»

 Цель: повышение познавательного интереса детей к народным праздникам и традициям своего народа.

Образовательные задачи: формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы; прививать детям интерес с народными играми и развлечениями; воспитывать у детей любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа.

 Развивающие задачи: учить детей создавать прекрасное своими руками, фантазировать, развивать мелкую моторику, развивать умения аккуратного обращения с пластилином, закреплять умение детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на шаблоне, способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей средствами физкультурной минутки.

 Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; речевое развитие; физическое развитие. Обеспечение занятия:

 Для воспитателя: магнитофонная запись, иллюстрации празднования Масленицы.

Для детей: русские народные платки для девочек, пластилин цветной, белая бумага для каждого ребенка, салфетки.

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о народных праздниках, альбома «Праздник в детском саду», прослушивание народной музыки.

 Ход НОД.

Дети сидят полукругом на стульчиках, звучит русская народная музыка.

 Воспитатель в русском народном костюме: ребята, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.

 В этот праздник, все стремятся,

 Долго дома не сидеть,

 А на ярмарку все мчатся,

Представления смотреть,

Выступают скоморохи,

 Пекут вкусные блины,

 Раз в году бывает праздник,

В завершении зимы.

Воспитатель: Дети, о каком же празднике это стихотворение? Дети: Масленица Воспитатель: Есть такой очень веселый народный праздник – Масленица. Заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. Веселый, разгульный, этот праздник длится целую неделю: ярмарки, песни, пляски, ряженые, игрища. Недаром его величали в народе широкой Масленицей. И, конечно же, на празднике было главное угощение - блины, этот древний славянский символ возврата солнца и тепла в природе. Масленица — это радостные и вкусные проводы зимы, ожидание теплого веселого солнышка, весеннего цветения. Встречают этот праздник весело и шумно. А вы, ребята, знаете что-нибудь о Масленице?

Воспитатель: А сейчас мы будем отгадывать загадки.

 Его любят все на свете,

Любят взрослые и дети,

 Хоть с начинкою, хоть без,

Каждый хочет его съесть,

Круглый он хрустящий,

 От маслица блестящий.

 На шесте стою

 Свысока гляжу

 Тело, руки голова

Всё из соломы, у меня

 Обрядили, принесли

 С песнями меня сожгли

 Мы на хлеб его намажем

И добавим к разным кашам.

 Им мы каши не испортим –

Поговорка вторит всем.

Коль его добавим в тортик,

То получим сдобный крем.

 

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

 А зовут тебя все …

 Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

Воспитатель: на Масленичную неделю у каждого дня имелось свое название, и были свои раз влечения и обряды.

 Первый день недели — «Встреча Масленицы». Пекли маленький блин и давали детям.

Второй день — вторник, звался «Заигрыши».

В этот день начинали собираться игрища да потехи. Третий день — среда «Лакомка». — Ребята, а кого или что можно назвать лакомкой? (ответы детей).

Четвёртый день — «Широкий четверг», «Широкая масленица». Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой – красные.

Пятница — «Тёщины вечеринки». Вся семья на блины к бабушке шла. Суббота — «Золовкины посиделки» В эти дни к тетям и дядям шли на блины, звали к себе в гости и угощали всякими вкусностями.

А в воскресенье — «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались. А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну.

Главная участница празднования - большая кукла Масленица. Как делали куклу Масленицу?

 Воспитатель: куклу Масленицу наряжали в одежду, повязывали платок, а на ноги обували лапти. Куклу сажали на сани и с песнями и танцами везли на самый высокий пригорок. Под смех и шутки сани с куклой возили по всей деревне, а затем ехали в соседнее село. Праздник продолжался до вечера, а в концовке праздника проводили обряд прощания с Масленицей - сжигали куклу, символизирующую Масленицу.

 Динамическая пауза «МИШКА».

 Мишка вылез из берлоги,

 Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)

 Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)

К нам опять пришла весна!

 Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил (вращение головой)

 Наклонялся взад, вперед (наклоны)

 Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку)

Ищет мишка корешки, (наклоны вперед)

 И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки –

Для медведя – витаминки.

Наконец медведь наелся,

И на бревнышке уселся (садимся)

Пословицы про Масленицу.

 Масленица семь дней гуляет.

Масленица идёт, блин да мёд несёт.

Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.

Словесная игра «Блины»

Парное молоко - да!

 Капуста кочанная - нет!

Куриное яйцо - да!

Солёный огурец - нет!

 Мясной холодец - нет!

 Сахар да соль - да!

 Белая фасоль - нет!

Мука, да сода – да!

 Рыба солёная - нет!

Лавровый лист - нет!

Масло топлёное - да!

 Воспитатель предлагает детям сесть за столы.

 Воспитатель: Ребятки, а давайте мы с вами сейчас будем художниками и нарисуем пластилином солнышко, чтобы весна скорее к нам пришла.

 -Только сначала вспомним, сколько надо брать пластилина?

 -Очень мало не много.

- А мы будем рисовать пластилином?

 -Мы будем размазывать. (самостоятельная работа детей, воспитатель оказывает индивидуальную помощь, затрудняющимся детям)

В конце занятия, воспитательница ходит и любуется работами детей, хвалит и благодарит их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "В лес поедем мы гулять - будем птичкам помогать"

Авторский конспект интегрированного занятия художественно – эстетического цикла  для младшей группы...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему:«Сказки гуляют по свету

Богатейшим источником развития фантазии, творческого воображения ребёнка является сказка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает его речь, мышлени...

Конспект интегрированного занятия «Широкая масленица»

Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значен...

Конспект интегрированного занятия Широкая масленица

Конспект интегрированного занятия «Широкая масленица»Цель: развитие интереса к русской народной культуре, художественно – творческих способностей детей.Образовательные зада...

Конспект интегрированного занятия в средней группе Тема: «Хорошо гулять зимой»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. ... Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному по...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме: «Гуляй, Масленица»

Цель: познакомить детей с народным праздником «Масленица»...

Конспект интегрированного занятия "Зонтик в дождь пошел гулять"

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи...