Конспект интегрированного занятия Широкая масленица
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Конспект интегрированного занятия «Широкая масленица»
Цель: развитие интереса к русской народной культуре, художественно – творческих способностей детей.
Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.
Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.
Воспитательные задачи: Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
Оборудование: кукла Масленица, канат, маленькие мячи, 2 обруча, 2листа с изображением солнышка без лучей, фломастеры
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мы с вами родились и живем в России. Наша страна – Россия — очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, то есть, русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними.
Воспитатель: - Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора.
Воспитатель: Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу.
Воспитатель: Масленица — один из самых любимых в народе праздников, празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица имела другое название — проводы зимы
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.
В этот праздник не скучают,
Все в веселье превращают.
Печь на улице стоит,
Выпекать блины велит.
С маком, творогом, капустой,
Чтобы было очень вкусно,
К самовару подходи –
Ароматный чай бери.
Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.
К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.
Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.
Празднуют Масленицу семь дней.
Начинается празднование в первый день недели – понедельник, его называют «Встреча» В этот день делают чучело Масленицы и начинают печь блины.
Утро. Понедельник. Наступает «Встреча».
Яркие салазки с горочек скользят,
Целый день веселье. Наступает вечер,
Накатавшись вволю, все блины едят.
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки, и если вы их отгадаете, мы узнаем с помощью чего можно приготовить блины.
Загадки:
Никогда во мне не варят,
Запекают — иногда,
А обычно просто жарят,
Так, как я … (сковорода)
Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал -
Там и пропал. (сахар)
В белом мешочке
Жёлтый камушек. (яйцо)
Хоть неприметна я всегда,
Но без меня никак нельзя -
Когда варится еда,
Чтоб была она вкусна,
Меня в меру, чур бери,
Только не. пересоли! (соль)
От него — здоровье, сила
И румянец щёк всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода. (молоко)
Без меня нельзя поджарить,
И салат нельзя заправить
Да и вкусная стряпня
Вряд ли выйдет без меня. (масло).
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (мука)
Вторник называют «Заигрыши».
«Заигрыш» беспечный – вторника отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них награда:
Сдобный и румяный масленичный блин.
Воспитатель: В этот день все ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи.
Среда называется «Лакомка».
В этот день ходят в гости друг к другу на блины.
«Игра с блинами». Дети делятся на две команды. Перед игроками каждой команды обруч-блин и корзина с мячами( «вареньем»).По сигналу воспитателя дети передают мячи друг другу и складывают их в обруч. Побеждает та команда, которая быстрее «намажет блин вареньем».
Четверг – самый веселый день «разгул».
Катаются с горок. Поют песни, начинают колядовать, это значит – ходить по дворам, песни веселые петь, желать здоровья и благополучия хозяевам.
Игра «Перенеси снежок». Дети встают парами. Снежки нужно переносить, держа между лбами или прижаться к ним щеками.
Пятница – «вечерка».
Теперь уже папа вечерком приглашает бабушку к себе и блиночками угощает.
Масленичные блины – просто объеденье!
Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу,
Веселее не найдешь праздника краше.
Словесная игра: «Какие блины»
Воспитатель: обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными добрыми словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один – называем просто…. (блин)
Много испекли и мы – назовем тогда…. (блины)
Испекли для дочек – назовем (блиночек)
Будем кушать их сынок – назовем тогда ….(блинок)
Огромный как домище – назовем его….(блинище).
- Молодцы! Помогли придумать слова.
Суббота – «посиделки».
Близится суббота – «Золовки угощенье».
Вся родня встречается, водит хоровод,
Праздник продолжается, общее веселье,
Славно провожает зимушку народ.
Во время посиделок в зимнее время красны девицы и добры молодцы собирались для бесед, пения песен, для занятия нужным делом: пряли, плели, ткали, а еще Масленицу украшали.
Игра «Солнышко»
Для этой игры потребуется два листа, на каждом листе нарисован большой круг (будущее солнышко) и пару фломастеров. Дети делятся на две команды. Каждая команда становится напротив своего будущего рисунка, в нескольких метрах от листов, после чего каждый ее участник поочередно подбегает и рисует лучик солнышку. Выигрывает та команда, которая быстрее всего дорисует солнышко.
Воскресенье – «проводы» Масленицы.
Заканчивается гулянье на ледяных горках, разжигали костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». В этот день все друг у друга прощение просят за ошибки, за все то, что могло обидеть человека. А после прощения угощаются блинами.
Все вместе «Прости меня, пожалуйста!»
Все вместе «Бог тебя простит!»
Так заканчивалась Масленица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия «Широкая Масленица»
Конспект комплексного занятия «Широкая Масленица» (Познавательное развитие) Старшая группа №4 Дата проведения: 14. 02.2018 ...
Конспект открытого занятия "Широкая Масленица"
Цель: Повышение интереса детей к традициям русского народа....
Конспект интегрированного занятия «Широкая масленица»
Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значен...
Конспект тематического занятия «Широкая Масленица» для детей подготовительной группы с использованием ИКТ
Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица. Задачи: • Знакомить детей с историей, традициями, русского народа. • Знакомить с русским народным праздн...
Конспект тематического занятия «Широкая Масленица» для старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ
Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.Задачи:• Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.• Знакомить с русским народным праздником Мас...
Конспект открытого занятия «Широкая масленица»
Цель: Создать условия для знакомства детей с народными традициями празднования Масленицы; знакомство детей со старинными обычаями встречи весны....
Интегрированное занятие «Широкая масленица».
Интегрированное занятие в средней группе комбинированной направлености для детей с ТНР.Цель. Создание условий для формирования представлений у детей о традициях празднования русским народом Масленицы....