Конспект эспериментальной деятельности по теме "Вулкан"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Николаева Наталья Александровна

В ходе образовательной деятельности дети знакомятся с природным явлением - извержение вулкана, через опытно- экспериментальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект "Вулкан"35.51 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ № 46 «СВЕТЛЯЧОК»

 180004, г. Псков, ул. 23 Июля, д.11                                               тел./факс (8112) 75-40-44

                                                        e-mail:org2304@pskovedu.ru

Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группы

Тема: «Вулкан»

Подготовила и провела:

воспитатель 1-ой квалификационной категории

Николаева Н.А.

г.Псков 2021

Тема  экспериментальной деятельности

 «Вулкан»

Цель

развитие познавательной активности у детей в процессе экспериментирования.

Задачи

Здоровьесберегающие

  • обеспечить психологическую комфортность детей  в ходе  экспериментальной деятельности.

Образовательные: 

  • познакомить детей с природным явлением вулкан, причиной его извержения;
  • формировать умение правильного  обращения с химическими веществами и опытными материалами;
  • упражнять детей в чтении схем-моделей.

Развивающие: 

  • развивать у детей активность, инициативность и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;
  • активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, спящий вулкан, действующий вулкан, пемза;
  • способствовать развитию психических процессов:  внимания, памяти,  мышления.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира. 

Оборудование

Макет вулкана, поддон, сода, лимонная кислота, красная краска, моющая жидкость, лист бумаги для фиксаций наблюдений, цветные карандаши, чайная ложка, пипетка, вода, схема опыта, салфетки, слайды с изображением вулканов, схема для подведения итога опыта, мольберт, халаты белые (для детей и воспитателя, воронка, конус, куб, шар и другие формы, указка, ножницы, черный маркер, посылка с пемзой.

Научно-энциклопедическая подготовка педагога

  • Образовательная программа  ДОУ.
  • Толковый  словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений.

 С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова   \ РАН.  Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е издание, дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944с.

Словарная работа  -

Вулкан -  геологическое образование - коническая гора с кратером на вершине, через к-рый из недр земли время от времени извергается огонь, лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.

Предварительная работа

  • Беседа о природных явлениях;
  • Изготовление макета «вулкан»

Х о д

Организационный момент

Создание мотивации

Загадка

Легенда о вулкане

Формирование основ безопасного  поведения в лаборатории при постановке опытов

упражнение детей в чтении схем-моделей.

Рефлексия

Воспитатель подходит детям Ребята, сегодня почтальон принёс нам посылку.

Вам интересно узнать, что в ней находится? Открывают, там лежит пемза.

Кто знает, что это такое? Как называется? Для чего нужно? Может, у кого-нибудь дома есть такой предмет? А в нашей коллекции есть такой в уголке экспериментирования?

Ребята рассматривают пемзу и сравнивают с уже имеющимися в уголке экспериментирования каменными породами: уголь, мел, песчаник.
В.: В посылке есть ещё записка, а в ней подсказка, послушайте:

Гора стоит, из неё дым валит,
Потом шум, да гром —
Всё горит кругом. (Вулкан).

Но этот предмет совсем не похож на вулкан. Эта подсказка нам не помогла, а, наоборот, нас запутала. Ребята, вам интересно узнать, что же это за предмет? Тогда мы постараемся выяснить это. А также узнаем, что такое вулкан и как он связан с предметом-загадкой. Но, в начале, послушайте легенду о вулкане.

В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест – огонь. Странный это был бог – некрасивый, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит, Гефест принялся за работу. Греки дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его получил название вулкан.

А сейчас хотите увидеть, как выглядит настоящий вулкан?

 Показ слайдов с различными видами вулканов: «спящий», «просыпающийся», «закипающий», извергающийся.

 Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».
А на что похож вулкан?
(Вулкан — это большая гора с крутыми склонами). Какой формы вулкан? Найдите похожую форму на этом столе. Как она называется? (Конус.)

Все вулканы конусообразной формы. Обратите внимание на верхнюю часть горы, на что она похожа? Найдите этот предмет на столе. (Воронка).

Вершина, из которой извергается вулкан, называется кратер. Если внимательно рассмотреть кратер вулкана, то можно заметить, что он похож на огромную чашу, на дне этой чаши огромная дыра, уходящая глубоко внутрь вулкана. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Вот сколько новых слов вы узнали на занятии. Ещё раз повторим их все вместе.

А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана?

Помните мы с вами делали макет горы, а я её переделала и вот, что у меня получилось. Но этот вулкан похож на действующий? А на какой вулкан он похож? (Спящий)

Ребята, может быть, вы знаете, как сделать из него действующий?
Я предлагаю вам проделать опыт: извержение вулкана. А где можно делать опыты?
(В лаборатории). Тогда я  предлагаю вам пройти в нашу лабораторию «интересных открытий» (проходят за столы с приготовленными заранее макетами вулканов и всеми необходимыми составляющими для опыта). В лаборатории у нас всё готово для проведения опытов.
А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?
(дети рассказывают)

1.Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.

2. Не пробовать на вкус и запах вещества.

3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты.

4.Нельзя кричать и толкаться.

Молодцы! Прежде чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схемы, у нас их две..

Воспитатель совместно с детьми обсуждает  последовательность проведения опыта.

Для нашего эксперимента мы разделимся на две группы. Ребята разделяются на две группы и каждая, проходит к своему рабочему столу.

Первая группа будет смешивать вещества по схеме № 1 для первого сосуда, а вторая группа будет смешивать вещества по схеме №2 для второго сосуда.

Ребята выполняют работу по схемам.

Наши сосуды наполнены и теперь мы можем показать извержение вулкана.

Первая группа берёт свой сосуд с приготовленной жидкостью и выливает в макет кратера вулкана.

Что происходит?

 Вторая группа берёт свой сосуд и  осторожно понемногу  соединяет его с  жидкостью из первого сосуда.  Все стоят на небольшом расстоянии от макета.

Скажите, что сейчас произошло?  А почему так получилось?

Ребята, вот мы с вами проделали опыт «Извержение вулкана», и легенду про вулкан я вам рассказала, и узнали строение вулкана, и даже сами изобразили извержение вулкана… А про наш загадочный предмет немного забыли, что же это всё-таки такое? Может, кто-то всё-таки догадался?

А если мы что-то не знаем, у кого или где можно узнать? (Энциклопедия, справочник, в интернете). А у нас есть в библиотеке энциклопедия? Посмотрим, есть ли там ответ на наш вопрос. Открываем, читаем: это пемза — застывшая вулканическая лава. В быту её используют для того, чтобы оттирать загрязнения с рук или загрубевшую кожу с пяток.

  1. Насыпаем ложку соды.
  2. Добавляем красной краски.
  3. Добавляем 5 капель моющей жидкости (с помощью пипетки).
  4. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя). Это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет всё готово. Дети, работать надо аккуратно и осторожно.
  5. Когда все компоненты, кроме уксуса добавлены, надо отойти подальше от вулкана. (Дети наблюдают извержение).

Вопросы для рефлексии:

  • Вам было интересно?
  • Что понравилось больше всего?
  • А что вы нового сегодня узнали?
  • Вам было легко или вы испытывали затруднения при выполнении опыта?

Я рада, что вам очень понравилось, и вы были такие внимательные, активные, любознательные, большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия- опытно-эспериментальная деятельность в ДОУ

Песочная терапия.Научить ребёнка понимать своё эмоциональное состояние, помочь ему в решении конфликтных ситуаций, сформировать сознательное самоуправление поведением поможет песочная терапия.Песочниц...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

эспериментальная деятельность

Детям второй мл.группы очень интересно узнавать , что то новое. Эксперементальная деятельность помогает детям раскрыть внутренние скрытые возмодности....

НОД по эспериментальной деятельности во второй младшей группе на тему: "Волшебница-вода".

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, потому что оно...