Конспект непосредственно образовательной деятельности "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Берендеева Татьяна Ивановна

Конспект по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zimuyushchie_ptitsy_v_starshey_gruppe.docx64.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Муниципальное бюджетное

                                                                           дошкольное образовательное

                                                                           учреждение детский сад № 16

                                                                                       «Золотой ключик»

Сценарий совместной образовательной деятельности в старшей группе ознакомление с миром природы «Зимующие птицы»

г. Сафоново

Берендеева Татьяна

Ивановна

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: Закрепить знание детей о зимующих птицах обобщающем слове.

Задачи

1. Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества и взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, интерес к пернатым, понимание необходимости помощи птицам зимой

2. Образовательные

1) Актуализация, систематизация, дополнение знаний о зимних птицах, помощь в использовании освоенных ранее знаний и умений для решения проблем персонажа

2) Умение выделить существенные признаки птиц

3) Развитие зрительного внимания, речевого слуха, зрительного восприятия

3. Развивающие

1) Развивать познавательный интерес к миру природы

4. Стремление к самостоятельному поиску знаний

5. Расширить кругозор

Планируется результат

Знают название зимних птиц, различают их по внешнему виду.

Основная образовательная область:

Подготовительное развитие

Интеграция образовательных областей, речевое развитие, социально -  коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Активизация семваря: зимующие птицы, синица, воробышек, снегирь, вороны, галки

Материалы и оборудование:

Кукла – грач, 3 альбомных листа, фломастеры, картинки с изображением птиц, карточки – схемы, магнитофонная запись со звуками леса и голосов птиц, простой карандаш, шумовые баночки.

Предварительная работа: Изготовить с помощью родителей кормушки.

Рассказ педагога как выбрать для них место. Разместить их за окном и на улице. Чтение произведений о птицах рассматривание иллюстраций, рисование, лепка птиц.

Скороговорка: Ждут воробьи у кормушки кормежки

                          Принёс им Маркуша в кармане морошки

Метод и прием: Ситуативный разговор, составление описательного рассказа, отгадывание загадок, дидактические игры, упражнение по развитию артикуляционного  аппарата и  речевого дыхания,  упражнение на развитие мелкой моторики.

Ход образовательный деятельности

1. Организационный момент: Отхлопать ритмический рисунок. Воспитатель хлопает, ребенок повторяет и садится  с помощью шумовой баночки.

6. Мотивационно – ориентировочный этап    

К детям прилетает Грач. Он знакомится с детьми, рассказывает о себе, что он перелетная птица и скоро полетит в теплые края. Пролетая мимо вашего окна, заметил в нем кормушку. Прилетел и к вам, дети, чтобы убедиться, что вы не только хотите помочь птицам, но знаете и умеете делать все, что для этого нужно.

Поисковый этап:

Воспитатель: Что нужно рассказать продемонстрировать Грачу, чтобы он был уверен, что мы сможем поддержать птиц в холодное и голодное время года?

  1. Всех ли птиц, зимующих в наших краях, мы знаем?
  2. Знаем ли мы, чем они питаются и как их правильно кормить?
  3. Сумеем ли различать птиц по голосам?

Каждый вопрос изобразить схематически.

Безимени-1

Практический этап.

1. Грач может давать детям задания, советы, предлагать поучаствовать в играх.

Воспитатель: Отгадайте загадки, найдите картинки-отгадки:

                              Окраской сероватая,

                              Походкой мешковатая,

                              Повадкой вороватая,

                               Крикунья хрипловатая

                                                              (Ворона)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.      

                      (Сорока)

                                       Каждый год я к вам лечу.

                                       Зимовать у вас хочу,

                                       И ещё красней зимой

                                       Ярко-красный галстук мой.  

                                                                  (Снегирь)

Видали вы его не раз,

Он скачет в двух шагах от нас.

Чик-чирик, не робей!

Я – бывалый         

                      ( Воробей)        

                                      Хоть я не молоток-

                                               По дереву стучу.

                                      В нем каждый уголок

                                             Обследовать хочу.

                                     Хожу я в шапке красной

                                     И акробат прекрасный.

                                                                         (Дятел)

Черный, проворный,

Кричит «Крак»,

 Червякам враг.

                                                      (Гр а ч)

Каких еще зимующих птиц вы знаете? Есть кочующие птицы, кто такие?

Назовите.

Воспитатель: Как думаете, на какой вопрос схемы мы отвечали?

2. По карточке с изображение птицы ребенку нужно предложить рассказать о ней. Не используя «запретные слова». «Запретными» выбираются слова, необходимые для описания. Здесь активизируется словарь, ребенок старается подобрать синонимы, наиболее точные характеристики.

Воробей – запретное слово « серый»

Сорока – запретное слово «длиннохвостая»

Дятел – запретное слово «пестрый»

Воспитатель:  По какому вопросу плана работали сейчас? (1-2-3)

3. Дидактическая игра «Кто, чем питается?»

Соотнести картинки.

Цапля - лягушка,

Стриж или ласточка - мошки,

Грач – червяк,

Синица – семена,

Клёст – еловая шишка.

4.  Воспитатель:  Теперь на какой вопрос плана мы отвечали?  (2)

Воспитатель говорит Грачу, что ребята, наверняка сумеют узнать птиц даже издалека: по походке, по полёту, по повадкам. Раздать детям карточки с изображением птиц. Ребёнок вспоминает характерные движения и создаёт пантомиму – загадку о заданной птице. Остальные должны отгадать, что это за птица.

Дети повторяют придуманные движения (звучит музыка, создаётся радостная атмосфера) и получается физкультминутка.

5.  Игра на тренировку внимания.

Воспитатель произносит названия птиц. Если дети услышат названия зимних птиц – надо встать, перелётных – хлопнуть в ладоши, домашних – стукнуть пятками об пол.

6. Релаксация.

Грач предлагает прослушать голоса птиц и узнать певцов (это способствует развитию слухового внимания)

Воспитатель просит сымитировать «слова» птиц при помощи звуков нашей речи (упражнения на дыхание выполняются на полный выдох).

Фить-пирю - (перепёлка)

Ц-ц-ц цвить-цвить - (синица)

Д-р-р-р, д-р-р-р  - ( дятел)

Бл, бл, бл - (индюшка)

Ш-ш-ш - (гусь) и т.д.

Грач спрашивает, как вы думаете, почему среди зимующих птиц гораздо меньше певцов, чем среди перелётных?

Воспитатель: Скажите, по какому пункту плана это задание?

«Пальчиковая гимнастика»

7.   У каждой птицы - свой домик.     Попробуйте нарисовать домики птиц ниткой.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, убедился ли грач в том, что мы сможем поддержать его пернатых друзей, зимующих рядом с нами? Что же его убедило? Что он чувствует теперь? Справились ли мы с нашим планом работы?

Грач: Я очень рад, что встретил настоящих знатоков птиц, готовых о них заботиться. Я подумал, что вы любите птиц, потому что они, как и вы, жизнерадостные, весёлые, заботливые.

Грач прощается с детьми, отправляется дальше кочевать по полям, лесам, городам и сёлам. А детям советует применять свои знания на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Птица счастья""

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Птица счастья".   Цель НОД - прродолжать поддерживать интерес к истории русского народа, через знакомство с предмет...

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».

Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».

Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Птицы"

НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Птица счастья"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  "Птица счастья"...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....