Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Птица счастья""
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Птица счастья". Цель НОД - прродолжать поддерживать интерес к истории русского народа, через знакомство с предметами быта русского народа и русской народной игрушкой -самоделкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod-ptica_schastya.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
«Птица счастья»
Старший дошкольный возраст
Авторская разработка
Воспитатель
1 квалификационной категории
Гриневич С.Д.
Санкт – Петербург
2012 год
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по теме: «Птица счастья»»
Участники: дошкольники 5 - 6 лет
Количество детей: 10 детей
Длительность: 25 минут
Цель:
- Продолжать поддерживать интерес к истории русского народа
Задачи:
- Закреплять знание детей о предметах быта русского народа;
- Познакомить детей с русской народной игрушкой – самоделкой;
- Обогащать знания детей о материалах, из которых изготовлены игрушки (солома, дерево, ткань, фарфор, глина);
- Развивать мелкую моторику рук;
- Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа; необходимость беречь народные традиции;
- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость;
- Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, проявлять творчество.
Предварительная работа
- рассматривание предметов народного быта в уголке «Русская изба»;
- беседа «Золотые руки мастеров»;
- знакомство с игрушками – самоделками
Материал:
- солёное тесто
- подбор карточек «Профессии»
- игрушки – самоделки, гжель, богородская игрушка
- музыкальное сопровождение
- предметы быта в уголке «Русская изба»
Ход совместной деятельности:
- Ребята! Закройте глаза. Звучит музыка (гусли).
Послушайте музыку и представьте: куда мы сегодня будем путешествовать? (открыли глаза) ответы детей.
Воспитатель:
- Давайте продолжим своё путешествие к мастерам, жившим на Руси много лет тому назад. Во все времена ценили людей умелых и трудолюбивых, недаром говорили на Руси (хором): «Человек трудом красен».
Сейчас поиграем в игру: «На простом крыльце сидели: гончар, потешных дел мастер, кузнец, плотник, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Покажи поскорей не задерживай добрых и честных людей»
- Возьмите каждый по одной карточке, но друг другу не показывайте. Попробуйте мимикой и жестами показать, чем занимаются люди данной профессии? А мы постараемся отгадать. Чтобы проверить отгадку, поверните свою карточку и тогда увидите правильный ответ.
Воспитатель:
Народ всегда с уважением относился к тому, кто много трудиться. Посмотрите на предметы быта, в уголке: «Русская изба», я загадаю загадки, а вы среди предметов найдёте отгадки.
На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
Домой пришёл, семью кормил.
Что это? (глиняный горшок)
- Ребята посмотрите, почему глиняный горшок на топтале был? На кружале? На пожаре? Домой пришёл, семью кормил?
Ответы детей: Потому что горшок, сделанный из глины, а глину перед тем, как приготовить к работе топтали, затем клали её на гончарный круг и делали изделие, потом ставили в печку и обжигали, а дома использовали как домашнюю утварь.
Воспитатель:
- Что в избе за коровьи рога?
Ответы детей: (ухват)
Воспитатель:
Для чего нужен ухват?
Ответы детей:
Для того чтобы ставить горшок в печь.
Воспитатель:
Стоит кошка – четыре ножки?
Что это?
Ответы детей:
Лавка. Лавка нужна для того, чтобы сидеть на ней.
Воспитатель:
- Из чего сделаны эти предметы?
Ответы детей:
- Изделия сделаны из дерева, глины, железа.
Воспитатель:
- А кто их сделал?
Ответы детей:
-Мастера.
Воспитатель:
- Как назывался мастер, делавший предметы из глины?
Ответы детей:
- Гончар.
Воспитатель:
- Как назывался мастер, делавший предметы из дерева?
Ответы детей:
- Плотник, столяр
Воспитатель:
- А мастер делавший предметы из железа?
Ответы детей:
- Кузнец.
Воспитатель:
- Ребята! Здесь находиться предмет, сделанный из прутьев. Как вы думаете, что это?
Ответы детей:
- Корзина.
Воспитатель:
- А для чего на Руси нужна была корзина?
Ответы детей:
- Чтобы собирать грибы и ягоды, хранить предметы, переносить яблоки, картошку…
Воспитатель берёт корзину в руки.
- Ой, какая она тяжёлая. Как вы думаете, что в ней лежит?
Ответы детей:
- Подарки, игрушки, яблоки …
Воспитатель:
- Хотите узнать?
Ответы детей:
- Хотим.
Воспитатель:
- А, что для этого надо сделать?
Ответы детей:
- Открыть и посмотреть.
Воспитатель:
- А здесь написано, что корзину открывать нельзя. А как нам быть?
Ответы детей:
- Давайте её потрясём, (производят действие), перевернём, понюхаем, посмотрим через щёлочки.
Воспитатель:
Корзина не открывается. Да тут ещё одна записка. Отгадайте загадку, и тогда откроется крышка.
Воспитатель загадывает загадку, про игрушки:
Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю… (Игрушки)
Воспитатель:
- Что это?
Ответы детей:
- Игрушки самоделки.
Воспитатель:
- А почему они называются самоделки?
Ответы детей:
- Потому что их делали взрослые своим маленьким детям.
Воспитатель:
- А для чего?
Ответы детей:
- Играть.
Воспитатель:
- Забавлять, потешать. Поэтому они и назывались потешные игрушки.
- Из чего они сделаны?
Ответы детей:
- Из дерева, глины, соломы, фарфора.
Воспитатель:
- А как называлась профессия мастера, который делал эти игрушки.
Ответы детей:
- Потешных дел мастер.
Воспитатель:
- Посмотрите! Что это птица?
Ответы детей:
- Птица счастья.
Воспитатель:
- Из чего она сделана?
Ответы детей:
- Она сделана из дерева.
Воспитатель:
- Послушайте, что рассказывают про эту птицу.
Рассказ воспитателя
о «птице счастья» книги А. Миловского «Скачи добрый единорог».
Дело было в конце зимы.
В одной семье захворал ребёнок тяжёлой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Лежал он в кровати, а его отец сидел рядом и делал корзинки. Устав лежать в кровати, мальчик спросил отца: «А скоро лето?» «Скоро, скоро, сынок, ещё немного и будет лето»- ответил отец. И ему пришла в голову мысль, подвесить под потолком птицу, чтобы сыну казалось, будто птицы уже прилетели. «А я тебе сейчас сделаю лето»- сказал он, и сделал птицу: головка, крылышки, хвост всё при ней, как у настоящей. Подвесил её к потолку, и птица вдруг ожила: закружилась, крылья её задвигались от горячего воздуха, который шёл от печки. Ребёнок заулыбался и стал быстро поправляться. Приходили соседи и спрашивали, чем же вылечили ребёнка. Узнав про птицу, стали просить хозяина, чтобы он вырезал такую же и им.
Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её хранительницей детей, символом семейного счастья. И назвали её птицей счастья.
Эту легенду можно услышать по-разному, но в этой птице дань уважения нашим предкам, их вере, и просто вещь, украшающая наше жилище, делающее его уютнее.
Воспитатель:
- Из чего отец сделал птицу?
Ответы детей:
- Из дерева.
Воспитатель:
Закройте глаза и представьте, какую бы птицу сделали вы?
Ответы детей:
- Красивую, разноцветную, добрую.
Воспитатель:
- А из чего бы вы её сделали?
Ответы детей:
- Из глины, пластилина.
Воспитатель:
- А сегодня мы слепим её из солёного теста.
- Посмотрите, какую птицу сделала я.
- Давайте её рассмотрим.
Воспитатель показывает на туловище. Что это?
Ответы детей:
- Туловище птицы с вытянутой головкой. Хвост, похож на веер. Крылья растопырены в разные стороны.
Воспитатель:
Как вы думаете, как же надо слепить птицу?
Ответы детей:
- Надо взять тесто, скатать колбаску и вытянуть головку. Затем расплющить хвост и вытянуть крылья в разные стороны и так же расплющить их.
Воспитатель:
- Но перед тем как приступить к лепке, давайте разомнём пальчики.
Физкультминутка с пальчиковой игрой
- Мы спросили нашу печь: (поднять правую руку, указательный палец вверх)
- Что сегодня нам испечь? (правым кулачком стучим по ладони левой руки)
- Печку мы спросили, (поднять правую руку, указательный палец вверх)
- Тесто замесили (сжимаем и разжимаем кулачки обеих рук одновременно)
- Тесто дружно раскатаем,
- Раскатаем - не устанем (имитируем движения раскатывания теста)
- Будем птицу мы лепить, («прищипывательные» движения пальцами обеих рук)
- Будем все мы дружно жить (взмах руками вверх)
Воспитатель:
- Приступайте к лепке.
После окончания лепки
Воспитатель:
Молодцы ребята! Каждый из вас слепил свою «птицу счастья»
- Давайте согреем её в своих руках и загадаем желание, вдохнём в неё жизнь.
- Раз это «птица счастья», то это желание обязательно исполнится.
- Какие же у вас умелые руки. Доброй славой пользуются в народе хорошие умельцы. Про мастера, который не боится, работы говорят: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства».
Отдохнули мы – по праву!
Мастерам воздали славу!
Что ж теперь домой пойдем.
Что узнали, не забудем,
Долго-долго помнить будем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей к народным обычаям и традициям "Подкова на счастье"
В конспекте подобран материал о работе кузнеца, объясняется смысл некоторых пословиц и погорворок, приведена легенда о кузнеце и подкове. практическая часть- чеканка подковы...
Конспект непосредственно-образовательной области "Страна счастья" с использованием дидактического пособия "Волшебный парашют". Образовательная область "Физическая культура".
Конспект НОД для старшей группы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству «Птица счастья» по мотивам архангельской игрушки
Дети узнают историю архангельской игрушки и аппликативным способом создают птицу счастья....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Рисуем счастье».
Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Направление - эмоционально-личностное развитие....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН «О правах ребенка» «Страна счастья»
Татаринцева Е. АВозрастная группа: ПодготовительнаяЗадачи:Образовательные: ознакомить с Конвенцией «О правах ребенка» в доступной для детей старшего дошкольного возраста форме; дать понятие о то...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Чтобы счастье и радость людям дарить нужно добрым и вежливым быть»
К сожалению в наше время наблюдаются определенные нарушения в общении детей – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, демонс...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Птица счастья"
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Птица счастья"...