Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ»
методическая разработка по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Новоалександровский детский сад»
Мастер-класс
«Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ»
Подготовила: Сердюкова А.В.,
воспитатель
2022
Цель: Обогащение опыта воспитателей по экспериментированию. Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, предметами
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.
- Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника?
- На эти вопросы педагоги постоянно ищут ответы. Изучают новые технологии обучения дошкольников, наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.
Одним из таких методов является детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний».
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Структура детского экспериментирования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)
- формулирование выводов.
Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта. В процессе проведения эксперимента мы с детьми обсуждаем, рассуждаем, некоторым я помогаю советами. Идет проверка наших предположений. По окончании эксперимента дети делают выводы, в случае их затруднения выводы делает воспитатель или делаются совместные выводы.
Такой эксперимент развивает у детей любознательность и удивление, а удивление- это первая ступенька к исследованию и познанию окружающего мира.
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.
1 эксперимент: «Сухой из воды». Сегодня я хочу вас познакомить с проведением эксперимента «Сухой из воды». Что означает «выйти сухим из воды»? Будем определять, занимает ли воздух место? Для этого нам потребуется ёмкость с водой, стакан с прикреплённой на дне салфеткой.
- Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Возможно ли это, давайте выясним. Убедитесь, пожалуйста, что салфетка на дне стакана сухая. А теперь, переворачиваем стакан вверх дном и погружаем осторожно в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости. Далее поднимаем его из воды, даём воде стечь, не переворачивая стакан. Определите, намокла ли салфетка или не намокла, и объясните, что помешало воде намочить её (воздух в стакане). А, что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? Давайте попробуем. И так, что же произошло? (Пузырьки воздуха вышли, а их место заняла вода, салфетка намокла).
2 эксперимент: «Волшебный клей». Как приклеить картонку к стакану, не используя никакого клеящего вещества? Налить в стакан воды, закрыть плотно картонкой и аккуратно перевернуть стакан вверх дном. Картонка приклеилась. Если провести рукой под картонкой, она упадет, и вода выльется. Выводы: Воздух оказывается сильный, он удерживает картонку, прикрывающую стакан с водой.
Он давит на картонку снизу, а когда мы его прогнали рукой, картонка упала.
3 эксперимент: «Мандарин». Утонет или нет мандарин? Мандарин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим мандарин и положим его в воду. Мандарин утонул! Почему? Вывод: В мандариновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
А теперь в воду добавим 3 столовых ложки соли и перемешаем. Опустим очищенный мандарин. Он не тонет Вывод: Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
4 эксперимент: «Радуга в стакане». Проведем эксперимент…Добавьте в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки сахара, в третий - 3, в четвертый - 4. Поставьте их по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане. Теперь добавьте в каждый стакан по 3 ст. ложки воды. Перемешайте. Добавьте несколько капель красной краски в первый стакан, несколько капель желтой - во второй, зеленую в третий, а синюю краску - в четвертый. Снова перемешайте. В первых 2-х стаканах сахар растворится полностью, а во-вторых двух не полностью. Теперь возьмите шприц или просто ложку столовую, чтобы аккуратно вливать окрашенную воду в стакан. Добавляем из шприца окрашенную воду в чистый стакан. Первый нижний слой будет синий, потом зеленый, желтый и красный. Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.
В чем же секрет? Концентрация сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.
В заключении хочу сказать – экспериментируйте с детьми, ведь в результате систематической организации этой деятельности у детей формируется:
умение ставить цель, планировать и решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, способность управлять своим поведением, любознательность самостоятельность активность.
Уважаемые коллеги, проведем рефлексию:
1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.
2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.
Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию, значит мой мастер – класс прошел не зря.
Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс "Организация познавательно-исследовательской деятельности. Путешествие по карте"
Организация познавательно-исследовательской деятельности. Путешествие по карте"...
Мастер- класс "Организация конструктивной деятельности детей дошкольного возраста (лего-конструирование)
Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. В нашем детском саду кроме занятий Лего, используется практически на всех занятий. Дети любят играть в ...
Мастер-класс "Организация проектной деятельности в ДОУ"
Организация проектной деятельности в ДОУ....
Конспект мастер-класс "Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС"
Воспитатель детского сада №14, Ерина Наталья Геннадьевна, показала мастер- клас для педагогов....
Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности"
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельно...
Мастер-класс «Организация опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»
Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с разными материалами.Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. Развивать познавательный интерес к окруж...
Мастер- класс Организация опытно- экспериментальной деятельности с использованием сказок.
Дети по природе своей исследователи.Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность...