Мастер-класс «Организация опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»
опыты и эксперименты по окружающему миру
Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»
Подготовила:
воспитатель МДОУ ЦРР- детский сад «Сказка»
п. Ивня Белгородской обл. Слюнина С.В.
Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Ход мастер-класса (научная обоснованность, практическая часть):
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей в детском саду». Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.
Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Именно это отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.
Также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер
Практическая часть
Сегодня я хочу в форме сказки показать некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы. Приглашаю желающих принять участие в эксперименте и пройти в нашу мини-лабораторию.
Предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.
Сказка «Путешествие утенка»
-На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, Выйдя за забор, он отправился по тропинке, и вдруг он заметил красивых насекомых. Ему захотелось разглядеть их поближе. Как можно это сделать? (Предположения педагогов.)
Опыт №1
Поместим их в емкость. Сверху наденьте на горлышко пищевую пленку, натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?
Вывод: если смотреть на божью-коровку через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.
Пошел утенок дальше и увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. А вы хотите это увидеть?
Опыт № 2 (определение свойства бумаги)
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему?
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. Полюбовался утёнок такой красотой с замиранием и вдруг неподалёку он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 3 (определение свойства воды)
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». Почему так происходит? В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают виноградинку; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый виноград снова опускается на дно.
Вывод: в воде имеется воздух, которым дышат рыбки.
Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь.
Опыт №4.
(определение состояний воды)
Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Что происходит со льдом?
Вывод: Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя, происходит испарение. Вода имеет несколько состояний.
Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?
Опыт № 5 (определение свойств песка)
Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). Сначала сделать отпечаток следа утенка, а потом собачки или птицы.
Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
-Утенок очень устал за время своего путешествия, и решил вернуться домой на птичий двор. Ему так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Рефлексия.
И в продолжение моего мастер-класса хотелось бы услышать ваше мнение, и начать его со слов:
- Что я сегодня узнала?
- Что для меня было интересно?
- Что для меня было трудно?
- Теперь я могу…
- Я попробую…
- Что меня удивило?
И еще один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребѐнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы « открытие» он сделал сам.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи в процессе опытно-экспериментальной деятельности в условиях детского сада компенсирующего вида.
Приёмы работы по развитию связной речи в процессе детского экспериментирования. Из опыта работы....
Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»
Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попроб...
Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...
Обобщение опыта работы "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду"
Обобщение опыта работы "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду"...
Организация опытно - экспериментальной деятельности детей в детском саду
Демонстрация некоторых видов экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом....
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду и дома как форма сотрудничества с семьями воспитанников
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду и дома как форма сотрудничества с семьями воспитанников Проект «Опытно-экспериментальная деятель-ность дошкольников в детском ...
«Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду».
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе,...