Конспект занятия по экспериментальной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по экспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие " Лаборатория чудес" | 31.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 Солнышко»
152150 Ярославская область, г. Ростов, ул. Луначарского 30А
Занимательное дело
Образовательная область: Познавательное развитие
у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
на тему: «Лаборатория чудес»
Автор: Катошина Е.Н. Морозова Н.Н. . |
г. Ростов,2021
Пояснительная записка
Занимательное дело «Мозаика чудес»
у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Образовательная область: познавательное развитие
Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Цель: создать условия для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать).
Задачи: |
1.Обучающие: 1.1. Создать условия для обучения детей навыкам исследовательской деятельности; 1.2. Создать условия для обучения детей делать выводы путём экспериментирования; |
2. Развивающие: 2.1. Создать условия для расширения кругозора детей путём практического опыта; 2.2.Создать условия для развития у дошкольников познавательной активности, любознательности, воображения и мышления; 2.3. Создать условия для развития умения анализировать полученные результаты. |
3. Воспитательные: 3.1.Создать условия для воспитания сосредоточенности, чуткости, дружеского взаимоотношения, внимания, доброжелательности, желания прийти на помощь; 3.2. Создать условия для радостного эмоционального настроения у детей. |
Виды деятельности: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно -исследовательская, двигательная, продуктивная.
Оборудование, материалы: конфеты Скитлс, сахар, тарелки, стаканы, скрепки, магниты, воздушные шары, бумага, гуашь.
Ход ОД
Этапы НОД, продолжительность, | Ход ОД | Технологии, методы, приёмы | Результат | |
Деятельность педагога и действующих лиц | Деятельность воспитанников | |||
1.Организационный 1мин Создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность во время НОД | Воспитатель: Посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. А для того, чтобы у нас было хорошее настроение и доверительные отношения, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом, сигнал пройдя по кругу через каждого из вас снова дойдет до меня. - Я рада видеть вас сегодня таких красивых, добрых, с хорошим настроением! - Этот день мы проведем вместе. - Пусть вам он нам принесёт радость и много интересных впечатлений. - Я хочу, чтобы сегодня всё получилось. - А для этого мы должны помогать друг другу! | словесный (слова приветствия, пояснения). | Настрой на совместную деятельность | |
2.Мотивационный 2 мин Создание условий для мотивации дошкольников к предстоящей деятельности. | Ребята, посмотрите, что вы видите вокруг? Посмотрите, а что это лежит на полу? (ребёнок поднимает коробку и отдаёт воспитателю). В: – Давайте посмотрим, что это. (Это лупа). В: - Ребята, здесь есть надпись!!! Это лупа профессора Почемучкина. Наверное, он ее обронил. И теперь не может найти. Нам срочно нужно найти профессора, и вернуть ему лупу. Согласны? Где же нам его найти? Где он может быть? - В лаборатории.. - Что такое лаборатория? - Ответ детей (Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты). - А как же нам туда попасть? - Я вам предлагаю отправиться туда с помощью волшебной тучки (показывает большой шар в форме тучки с длиной ниткой) Встаньте вокруг меня, закройте глаза и возьмитесь за ниточку, и произнесём волшебные слова. Отнеси нас тучка В лаборатоию чудес Где опыты волшебные, где превращения интересные. Закружи нас, заверти ,в Лабораторию перемести. | Воспитанники осматривают группу, и замечают коробку. | Положительный настрой на совместную деятельность | |
3.Активизация имеющихся знаний 3 мин | Перемещаются в лабораторию - Ребята, вот мы с вами прибыли в нашу лабораторию чудес. - А где же профессор Почемучкин? - Вы его видите? - Я думаю, что для того, чтобы он к нам пришёл, нам нужно с вами немного поработать в его лаборатории. Первым делом, как все учёные мы с вами должны одеть специальную одежду. (дети одевают фартуки, воспитатель - халат) - Теперь мы с вами точно настоящие исследователи. (садятся за столы) - Ребята, давайте с вами вспомним правила поведения в лаборатории. Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено. Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место. Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. | Дети перемещаются в лабораторию и повторяют правила поведения. Переодеваются в фартуки. | Вспомнили правила поведения в лаборатории. | |
18мин | -Ребята, напомните какое сейчас время года? - Какие осадки чаще всего встречаются зимой? (снег) - А что происходит со снегом в тепле? (тает) - Давайте проверим, действительно ли это так? 1. "ТАЯНИЕ СНЕГА" Ребята, посмотрите перед вами стоят стаканы. Что лежит у вас в стакане? (ответы детей) Как вы думаете снег растает или нет? (ответы детей). Почему? Во что превратится снег? Чтобы это проверить нужно время,давайте отставим стаканы в сторонку и пока перейдём к следующему опыту. А к этому опыту мы вернёмся позже.
Воспитатель: Вам нужно достать из банки предметы, так, чтобы не касаться их руками. Подсказка: вам поможет одно из свойств воды» Воспитатель: Я думаю, что вы и с этим заданием справитесь, проходите к исследовательскому столу. (На столе банка с мелкими лёгкими предметами, заранее приготовленный большой объем воды, таз) Воспитатель: Какие будут ваши предложения? Дети обдумывают, предлагают свои действия, приходят к выводу, что нужно вливать воду, пока она не польётся через край вместе с предметами. Проделывают эти действия. Воспитатель: Вода имеет свойство плотности и может наполнить любой сосуд, вытолкнув любой легкий предмет. Повторите свойство воды, которое вам помогло – плотность. Дети повторяют: Это плотность,
Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного гуаши, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет. Вывод: вода является хорошим растворителем. Вода проникает в сахар и поднимается вверх по башне. Физкультминутка. Давайте немного отвлечёмся от работы и потанцуем. Возьмите в руки необычные гантели, повторяйте за мной. Гантели в руки мы возьмём, (наклоняемся и берём гантели в обе руки) И немного потрясем. (трясем их обеими руками перед собой) Вместе мы попрыгаем, (прыгаем, трясем гантели над головой) Руками мы подвигаем. (махи обеих рук по сторонам) Вот так, вот так, (шагаем, в такт трясём перед собой) Будем весело трясти. Вот так, вот так, (кружимся на носочках вокруг себя) Что за чудо посмотри! (протягиваем руки перед собой Воспитатель: Ой, посмотрите, что случилось с водой в гантелях? Дети: она стала цветной. Воспитатель: Какие цвета получились у вас? Дети перечисляют по очереди Воспитатель: Ребята, вы проделали опыт, сами того не замечая! Кто из вас догадался, в чем секрет? (в случае затруднения раскрыть секрет опыта) Дети: вода окрасилась. Воспитатель: А что можно сказать о цвете обычной воды? (У воспитателя бутылочка с обычной водой) Вывод: обычная вода не имеет цвета, она бесцветная. 5 "ФИЛЬТРУЕМ ТАЛУЮ ВОДУ" А сейчас, ребята, вернёмся к нашим стаканам со снегом. Посмотрите что произошло со снегом? (ответы детей) Как вы думаете вода в стакане чистая? Давайте пропустим воду через фильтр. Пропускаем воду полученную из снега через фильтр (вату). На вате осталась грязь. Вывод: В снеге содержится грязь. Поэтому снег и снеговую воду нельзя употреблять в пищу, поскольку они очень грязные. После проведения всех опытов выходит профессор Почемучкин. -Здравствуйте ребята. Как я рад всех вас видеть у себя. Когда я в прошлый раз был у вас в гостях, я потерял свою волшебную лупу. А без неё я работать не могу. Вы не находили? (ответы детей) - Не расстраивайся профессор, мы как раз для этого к тебе и пришли, чтоб отдать лупу, мы его нашли. - спасибо , я очень рад. Теперь я снова смогу работать. - И предлагаю вам провести ещё один опыт . 5. Цветные ледяные игрушки. Дети , что вы видите у вас не столах? Для этого опыта я приготовил для Вас формочки, цветную воду. Предлагаю налить воду в формочки, оставить в открытом месте для охлаждения. Для того, чтобы наши игрушки замёрзли, нужно время. Поэтому предлагаю вам вернуться в группу, а я пока поколдую над вашими цветными формочками. Воспитатель: Хорошо профессор, тогда мы обязательно вернёмся в следующий раз. (снимают фартуки) .- До свидания.. Ребята, давайте возьмемся за тучку, произнесем волшебные слова, чтоб нам вновь оказаться в группе. Ты неси нас тучка, Прямо в детский сад Закружи нас, заверти ,в группу нас перемести. | |||
5. Рефлексивный этап Подведение итогов НОД 1 мин | Ребята, пока вы снимали фартуки, профессор мне кое что шепнул. Он сказал, что тучку можно лопнуть с помощью булавки. Давайте, попробуем и посмотрим, что из этого получится (показывает булавку), (лопается туча и на детей высыпаются снежинки)- Здесь веселые и грустные снежинки. Если вам понравилась наша встреча, возьмите веселую, если нет – грустную. Все взяли себе снежинку, подойдите все ко мне. Я вижу, вам понравилась наша встреча.(опрос детей об интересных для них моментов) Ребята, что мы нашли в группе? (лупа) Чья она был? (профессора) Где мы с вами побывали? (в лаборатории) Какой опыт вам понравился больше всего? Ребята, вы сегодня большие молодцы. Вы справились со всеми заданиями и благодаря вам профессор Почемучкин нашел свою лупу. Надеюсь, что наше путешествие вам надолго запомниться и вы расскажите о нем своим друзьям и родителям. | Говорят, что им запомнилось, понравилось. | Организация рефлексии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по эксперементальной деятельности в подготовительной группе. Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в проце...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"
Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Путешествие в страну "Знайка"
Это занятие по экспериментированию, где дети узнают свойства резины. В гости к детям приходит Пятачок и они вместе отправляются путешествовать в страну "Знайка"....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Снег и его свойства»
Эх, матушка Зима - всё укутала в снега!Каждый год, в январе, мы проводим тематическую неделю "Зимние игры и забавы". Эти зимние денёчки очень любят наши детки. Это и весёлые игрища на прог...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности во 2младшей группе "Волшебница-вода"
Задачи. 1. Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, светлая, не имеет запаха, вкуса, может окрашиваться в разные цвета, вода жидкая, льётся.2. Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей среднего возраста "Металл, его качества и свойства".
Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства....