Конспект занятия по экспериментальной деятельности.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия "Вода.Круговорот воды в природе. Свойства воды".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ№ 70 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА».
Конспект НОД в старшей группе на тему:
«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ».
С использованием опытно-исследовательской технологии.
Подготовила воспитатель:
Красноперова
Елена Александровна.
Мытищи
2020
Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Программное содержание:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды.
- Уточнить и закрепить знания детей о значении воды.
- Развивать у детей речь, мышление, любознательность, наблюдательность.
- Учить детей обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, уметь делать выводы.
- Активизировать словарь детей словами: модель, суша, материки, круговорот воды, пресная вода и др.
- Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща.
Технологии:
- Технология развивающего обучения.
- Здоровьесберегающая технология.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о значении воды.
- Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ».
- Чтение рассказа Н. А. Рыжкова «как люди реку обидели».
- Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».
- Чтение сказки «Путешествие капельки».
- Проведение отдельных опытов с водой.
- Дидактические игры «Кому нужна вода?» (карточки профессий).
- Познавательная игра «Где бывает вода?»
- Знакомство с круговоротом воды в природе.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I часть: Вводная (информационно-познавательная).
В.: Ребята, отгадайте загадку:
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать.
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без....... (воды)
В.: Правильно, ребята, это вода.
1 слайд.
В.: Ребята, посмотрите сюда. Что это изображено?
Ответы детей.
В.: Скажите, ребята, а какого цвета наша Земля?
Д.: Желтая и синяя.
В.: А кто из вас знает что изображено желтым цветом?
Ответы детей.
В.: А что изображено синим цветом?
Ответы детей.
В.: Синим цветом показано не просто вода, это моря, океаны, реки и озера.
В.: Ребята, посмотрите внимательно, чего больше на нашей планете суши или воды?
Ответы детей.
В.: Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться «Вода»?
В.: Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?
Ответы детей.
В.: Почему?
Объяснения детей.
В.: Скажите, ребята, а для кому нужна вода?
Ответы детей.
2 слайд.
В.: Зачем нужна вода растениям?
А как они ее получают?
Ответы детей.
3 слайд.
В.: А кому еще нужна вода? А почему животные не могут жить без воды?
Ответы детей.
4 слайд.
В.: Ребята, а людям нужна вода? А зачем нужна людям вода?
Ответы детей.
В.: (Чтение стихотворения о воде):
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наестся, не напиться,
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить!
В.: Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение! А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся вода пригодна для употребления. Растительному, животному миру и человеку нужна только пресная вода. А какая это вода пресная? Может быть вы знаете о ней?
Ответы детей.
В.: Правильно, пресная вода – это вода без солей! А в морях и океанах вода какая?
Ответы детей.
5 слайд.
В.: Правильно, соленая! Жить в такой воде и питаться могут только морские обитатели. А людям такую воду употреблять невозможно, поэтому люди, живущие в деревнях и поселках - берут воду из подземных скважин. А в городах где много людей, вода поступает в кран изрек. Конечно предварительно воду очищают на водоочистительных предприятиях, чтобы она была чистой и пригодной для питья. Скажите, ребята, нужно ли беречь питьевую воду? А почему?
Ответы детей.
В.: А еще необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой: реки загрязняются, высыхают; исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими. Ребята, скажите, а как воды попадает в реки?
Ответы детей.
В.: Вы когда ни будь слышали о круговороте воды в природе?
Ответы детей.
6 слайд.
В.: Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, пар охлаждается и образуются облака и тучи, которые с помощью ветра передвигаются по воздуху и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождь, зимой – снег. Так происходит круговорот воды в природе.
Физ. минутка:
Как приятно в речке плавать! (движения руками).
Берег слева, берег справа (повороты влево, вправо).
Река лентой впереди (протягиваем руки вперед)
Сверху мостик – погляди (руки поднять над головой).
Чтобы плыть еще скорее, надо нам грести быстрее (движения руками).
А теперь пора, нам братцы,
На песочке поваляться (потянулись).
Мы из речки вылезаем (ходьба на месте)
И на травке отдыхаем.
7 слайд.
В.: Ребята, посмотрите, пока мы с вами делали разминку что-то произошло с нашей планетой.... Что же с ней случилось?
Ответы детей.
В.: Вся вода исчезла с нашей планеты...
Голос колдуньи.
В.: Ребята, злая колдунья заколдовала нашу планету. А как же теперь наша планета будет существовать без воды....? Все живое погибнет на Земле.....
Ребята, давайте поможем нашей планете Земля??? Спасем ее от злой колдуньи.
Ответы детей.
В.: А чтобы ее спасти, нам надо стать «Хранителями воды». Чтобы стать «Хранителями воды», нам с вами надо надеть вот эти волшебные талисманы и как можно больше узнать о воде и ее свойствах!
Одеваем талисманы.
В.: Ребята, давайте пройдем к первому столу.
Опыт № 1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик.
В.: Ребята, скажите какой формы эти предметы? (ответы детей). А имеет ли форму вода? (ответы детей). Давайте проверим, для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. А теперь возьмем широкую баночку и перельем в нее воду из узкой баночки. Форма, которую принимает вода, все время меняется!
Вывод: вода не имеет форму и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются и их не видно, только землю становится влажной. И так. Вода не имеет формы! (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы и вывешивает его на доску).
Опыт № 2. Цвет и прозрачность воды.
На столе стоит несколько стаканов с водой, пластиковые ложки, гуашевая краска и кисти.
В.: Ребята, посмотрите, какого цвета вода в стакане? (ответы детей).
Правильно, вода не имеет цвета. А теперь давайте вы возьмете и опустите в стакан с водой - пластиковую ложечку. Видно ее? (ответы детей).
А почему ее видно? (ответы детей).
Правильно! По тому что вода прозрачная.
А теперь возьмите кисть, макните ее в краску и смойте краску в стакане с водой. Что произошло? (ответы детей). Верно, вода окрасилась. А теперь видно ложечку в такой воде? (ответы детей).
Вывод: через чистую воду ложечку видно, а через окрашенную не видно. Значит вода – прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать не прозрачной, для этого нужно окунуть кисть в краску и смыть ее в стакане с водой. Через окрашенную воду ложечку не видно! Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость не имеющая цвета! (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что вода прозрачная жидкость и не имеет цвета и вывешивает его на доску).
Опыт № 3. Вода не имеет собственного вкуса.
В.: А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предлагается одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль. После растворения вещества, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? (ответы детей). У воды появился вкус, она стала сладкая и соленая.
Вывод: Своего вкуса у воды нет! А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). Правильно, вода является растворителем веществ. (Воспитатель показывает алгоритм, который символизирует, что вода не имеет собственного вкуса и вывешивает его на доску).
Физ. минутка:
В.: Быть хранителями воды не легко, поэтому давайте сделаем небольшой перерыв и пройдем на ковер.
Разминая поясницу, мы не будем торопиться (руки на пояс).
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись (повороты в разные стороны).
Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова (ращение головой).
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять (приседания).
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте (ходьба на месте).
В.: Отдохнули, ребята? Тогда давайте продолжим изучать свойства воды.
Опыт № 4. Вода не имеет собственного запаха.
В.: (Предложить детям понюхать воду в стаканах). Есть ли запах у воды? (ответы детей). Затем предложить детям размешать в воде жидкое мыло. И снова предложить понюхать воду. Что изменилось? (ответы детей).
Вывод: вода не имеет собственного запаха! Но если растворить в ней пахучее вещество, вода приобретёт запах этого вещества. (Воспитатель показывает детям алгоритм символизирующий, что вода не имеет запах и вывешивает его на доску).
В.: И так, скажите ребята, что мы с вами сегодня узнали о воде? Какие ее свойства изучили? (ответы детей).
Правильно, ребята! Вода: не имеет формы; это прозрачная жидкость, не имеющая цвета; не имеет собственного вкуса; не имеет собственного запаха.
8 слайд.
В.: Посмотрите, ребята, что теперь произошло с нашей планетой? (ответы детей). Верно, она опять стала прежней, на ней появился синий цвет. А это значит, что мы с вами спасли землю от злой колдуньи и вернули воду обратно. Мы с вами самые настоящие «Хранители воды»!
ЗУЧИТ ГОЛОС ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ.
-Спасибо вам ребята, вы спасли меня и вернули мне воду обратно. За вашу помощь я хочу вас отблагодарить и показать вам настоящее волшебство...
ЗВУЧИТ ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА (сюрпризный момент).
В.: Ребята, посмотрите сюда, сейчас произойдет волшебство.... (опустить в воду бумажные цветы чтоб они раскрылись).
В.: Спасибо тебе, планета Земля, за такие чудесные превращения. А вы, ребята, МОЛОДЦЫ!!! Сегодня очень хорошо потрудились! Спасибо и вам!
Наше занятие окончено!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по эксперементальной деятельности в подготовительной группе. Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в проце...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"
Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Путешествие в страну "Знайка"
Это занятие по экспериментированию, где дети узнают свойства резины. В гости к детям приходит Пятачок и они вместе отправляются путешествовать в страну "Знайка"....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Снег и его свойства»
Эх, матушка Зима - всё укутала в снега!Каждый год, в январе, мы проводим тематическую неделю "Зимние игры и забавы". Эти зимние денёчки очень любят наши детки. Это и весёлые игрища на прог...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности во 2младшей группе "Волшебница-вода"
Задачи. 1. Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, светлая, не имеет запаха, вкуса, может окрашиваться в разные цвета, вода жидкая, льётся.2. Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей среднего возраста "Металл, его качества и свойства".
Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства....