Сценарный план непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Пчелка, пчелка, ты куда летишь»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Сценарный план непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Пчелка, пчелка, ты куда летишь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_4k.docx | 54.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 274 присмотра и оздоровления» 660001, г. Красноярск, ул. Менжинского, 16, dou274@mailkrsk.ru, тел. 2-02-22-72 |
Сценарный план непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
по теме: «Пчелка, пчелка, ты куда летишь»
Авторов: Еременко Наталья Александровна |
Красноярск 2021
Содержание образовательной деятельности:
Группа авторов методической разработки представляет структуру образовательной деятельности, направленную на реализацию современных требований индивидуализации дошкольного образования, в которой характер образовательной деятельности учитывает индивидуальные и возрастные особенности, объем познавательного опыта и поддерживает детскую инициативу.
№ | Название этапа | Действия педагога/ инструментарий | Ожидаемый результат |
1 | Подготовительный | Постановка целей и задач, формулирование ожидаемого результата образовательной деятельности | Сформулированы цели, задачи. Ожидаемый результат четко виден и может быть измерен. |
2 | Мотивационно-побудительный | Создание развивающей среды: Размещение иллюстраций, демонстрация презентации, использование IT-технологий, сюрпризный момент, средовое изменение. | Активизация познавательного интереса, повышение мотивации к обучению и усвоению нового. |
3 | Основной | Ненавязчивое погружение воспитанников в обучающую атмосферу, через традиционные и нетрадиционные приемы: «Мозговой штурм», «Заострение внимания – позиция педагога под», «Наводящие вопросы», обращение к центрам развития, книгам, энциклопедиям, современным цифровым носителям. Взаимодействие с родителями, выступающими в роли экспертов. | Эффективное усвоение материала в соответствующих возрасту видах деятельности, через интеграцию образовательных областей. |
Проблематизирует участников, наталкивает их на поиски решения: Различные виды игр, технологии здоровье-сбережения, социо-игровые, проектные и т.д.. | Дети, включаясь в процесс, задействуют объем имеющихся знаний, находящихся в зоне ближайшего развития и начинают находить ответы на вопросы, используя творческие, эвристические подходы, демонстрируют креативность мышления. Учатся групповому взаимодействию. | ||
Побуждает детей проживать, эмпатически воспринимать полученную информацию через: игру, различные виды театральной, изобразительной деятельности, музыкального сопровождения и декоративно-прикладного искусства. | Примерив роли, дошкольник создает эмоционально пережитый продукт, связанный с заданной проблематизацией. Например: Находит ответы на свои вопросы, либо на вопросы, заданные сверстниками. Также «продуктами» могут быть поделки, рисунки и т.д. | ||
4 | Рефлексия | Педагог подводит детей к анализу, через эмоциональное проживание полученного материала: используя вопросную технику, финальный шерринг. | Дети делятся впечатлениями, рассказывают о тех моментах, которые запомнились им лучше всего. |
5 | Самоанализ | Педагог анализирует ход проведенной образовательной деятельности, соотносит полученные результаты с поставленными целями и задачами. Намечает коррекционные шаги, для повышения эффективности последующих образовательных мероприятий. | Скорректированный план образовательной деятельности. |
Приложение № 1
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема занятия: «Пчелка, пчелка ты куда летишь?».
Возрастная группа детей: старший возраст (5-7 лет)
Цель занятия: Развитие познавательной деятельности, формирование эмоционального интеллекта, побуждение к сознательному бережному отношению к окружающему миру через изучение модели пчелиной семьи.
Образовательные задачи по основной образовательной области (познавательное развитие):
- Формировать способность к систематизации и анализу имеющихся знаний, находить ответы на вопросы, используя творческие, эвристические подходы, которые развивают креативность мышления, в организации групповой формы работы;
- Развить умение детей выражать свои знания в доказательной форме, применяя вопросную технологию;
- Познакомить детей с особенностями жизни пчёл.
- В игровой форме закрепить ключевые роли в семье, сформировать уважительное отношение, чувство принадлежности к своей семье по аналогии с моделью пчелиной семьи;
Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы:
Игровая: Сюжетно-ролевая игра «Пчелиная семейка»;
Двигательная: подвижная игра «Танец пчёл», физминутка «Трудолюбивая пчела»;
Коммуникативная: дидактическая игра «Так или не так», словесная игра «Назови сорт мёда»;
Конструирование из бумаги: «Пчелы и улей»;
Познавательно-исследовательская: Мозговые атаки, ассоциативный куст, творческое задание «Сопоставление сорта мёда с цветом медоноса».
Планируемый результат: Активизация познавательной деятельности, развитие эмпатии, как одного из компонентов эмоционального интеллекта. Формирование положительного образа пчелы, для снятия апифобии, посредством погружения и принятия образа пчелы в игровой форме. Развитие сознательного бережного отношения к окружающему миру.
Перечень оборудования и используемые материалов:
1.Оборудование: Магнитная доска, электронные фоторамки, ноутбук.
2.Материалы: развивающие и познавательные энциклопедии, альбомы с иллюстрациями, коллекции, сундучок для опытов и творческих заданий.
Перечень оборудования и используемые материалов:
1.Оборудование: Магнитная доска, электронные фоторамки, ноутбук.
2.Материалы: развивающие и познавательные энциклопедии, альбомы с иллюстрациями, коллекции, сундучок для опытов и творческих заданий.
Перечень методической литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
Л.В. Михайлова-Свирская «Индивидуализация детей дошкольного возраста»;
Интернет-ресурсы: портал о жизни пчел http://roypchel.ru/pchely/kak-delayut-med.html
Ход занятия:
I часть «Мотивационно-побудительная».
Теплый майский день. Дети свободно играют в группе. В немного приоткрытое окно влетает пчела и садится на блюдце с медом, начинает деловито ползать, жужжать – это привлекает внимание детей и педагога. Дети наблюдают и тихо, шепотом (чтобы не спугнуть) начинают задавать вопросы – «Почему пчела именно к нам залетела?», «Что она ищет?», «Она потеряла свой мед?», «А где ее дом?», «У пчел есть семья?». Некоторые дети высказывают опасения, что пчела их может ужалить.
Педагог предлагает детям подумать: «Как мы можем узнать ответы на эти вопросы? Что или кто нам может помочь? Во время обсуждения дети решают обратиться к развивающему центру «Вопрос-ответ» (в центре собраны развивающие и познавательные энциклопедии, альбомы с иллюстрациями, коллекции, электронные фоторамки, ноутбук, сундучок для опытов и творческих заданий). Дети начинают искать информацию, рассматривая книги, альбомы, энциклопедии.
II часть «Основная»
Педагог: «Ребята, а что мы сами уже знаем о пчелах? (прием активизации познавательных процессов: долговременной памяти и ассоциаций «Мозговая атака») Воспитатель выкладывает на магнитную доску картинку, изображающую пчелу. По мере того, как дети вспоминают знакомые им факты из жизни пчел, им предлагается выкладывать на магнитной доске картинки: цветок, мед, лекарства, дождь, улей, цветущий луг (опыление), соты, лапки со щеточками, пасечник, торт, зима и так далее. Все эти картинки выкладываются вокруг центральной с изображением пчелы (прием «Ассоциативный куст»). Когда паузы между ответами удлиняются, педагог предлагает детям ответить на некоторые вопросы.
Дидактическая игра «Так или не так» (приложение А)
Дети приходят к выводу, что пчела летела на поиски нектара, а запах меда приманил ее в группу. (Дети обращают внимание, что пчелы на блюдце уже нет, она улетела).
В это время педагог и дети включают ноутбук и находят презентацию о пчелах. Загорается экран…
Голос анимированной пчелы: «Здравствуйте, ребята! Я пчела разведчица! Слышала вашу утреннюю беседу. Вам стало интересно, куда я все-таки летела? Где мой дом и есть ли у меня семья?»
Ответы детей
Пчела: «Да действительно, я искала мед, для своей большой и дружной семьи. Мы все вместе живем в домике – он называется …. (пауза). Правильно - Улей! В нашем городе - пасеке живет много пчел. Каждый улей это отдельная семья! А у вас тоже есть семья и где живете вы? Расскажите!».
Ответы детей.
Пчела: «Очень интересно!» Летает по лугу (зрительная гимнастика)
Педагог, следя глазами за пчелкой на экране (задумчиво): «Хорошо наверно летом на пасеке. Я бы с удовольствием бы сама превратилась в пчелку и узнала бы как там все устроено в улье».
Высказывания детей. Дети предлагают сделать свой улей и пчел и попросить помощи у пчелы-разведчицы.
Пчела: «Вы решили построить самый настоящий улей! И вы будете в нем пчелками! Конечно, я помогу вам! Слушайте внимательно! У нас в каждой семье есть мама – все зовут ее Матка! Она самая главная и все ее слушаются. А кто у вас самый главный в группе?»
Дети выбирают педагога, и он надевает шапочку с пружинками-усиками и накидку.
Пчела: «А еще у нас есть папы – их зовут Трутни! Они помогают растить малышей, кормят и заботятся о них. Малышей мы называем личинками».
Дети отмечают, что у пчел все как в настоящей семье!
Пчела: «Кто из вас будет Трутнями?»
Дети выбирают героев, используя считалку (см. Приложение Б) и надевают костюмы.
Пчела: «У нас есть рабочие пчелы – они самые опытные, дольше всех живут и много знают, поэтому они выполняют самую ответственную работу: собирают нектар, укладывают его в соты и запечатывают, чтобы холодной зимой питаться медом. У рабочих пчел на брюшке есть место, куда они складывают пыльцу, а ещё они собирают её на задние лапки. Также рабочие пчелки учат молодых собирать нектар».
Дети по аналогии догадываются, что у пчелок есть дедушки и бабушки.
Педагог: «А я думала, что все пчелы собирают нектар!».
Пчела: «Нет, сначала летим мы - пчелы-разведчицы! Мы узнаем, где находится самый вкусный, сладкий и полезный нектар, цепляем его на задние лапки и летим сообщить об этом в Улей. Бабушки и дедушки ждут нас, и мы рассказываем им об этом специальным танцем. Про наши танцы даже фильм сняли! Посмотрите!»
Просмотр фрагмента мультфильма Смешарики «Танцы с пчелами». (Приложение В)
Дети и педагог имитируют танец.
(В мультфильме рассказывается, что информацию пчелы передают специальным танцем – они двигаются по восьмерке, а самая главная часть это прямая линия посередине восьмерки. Этой линией пчела указывает направление на нужное место, а расстояние зависит от времени движения пчелы по прямой, если она долго крутится по прямой, то «лакомый» участок находится далеко, а если нет, то совсем близко.)
Педагог: «Ребята, а ведь и правда! Пчелка трудится весь день, и работать ей не лень! (Физминутка «Трудолюбивая пчелка» - приложение Г).
Пчела: «Забавно, а ведь у вас тоже танец получился! Мне так понравился рассказ пчелы, что я бы с удовольствием тоже бы построила улей.
Дети поддерживают воспитателя и обсуждают из чего можно построить улей, распределяют роли (договариваются, кто будет пчелой разведчицей, трутней и кто будет пчелой маткой и т.д.), ищут вместе материал для построения жилища пчел
III часть «Рефлексивная»
Педагог: Воспитатель в игре обращает внимание детей на блюдце с мёдом, которое стоит на подоконнике и спрашивает, «Ребята вы сейчас в роли пчел, что вы чувствуете, если бы вы как пчелка сидела на блюдце? Дети, в роли пчёл, обсуждают свои чувства и желания. Воспитатель задает наводящие вопросы (по ситуации – можно вернуться к начальным вопросам детей, либо скорректировать вопросы, возникшие по ходу занятия): Хочется ли вам кого-то ужалить? Куда вы летите? Как думаете, кто к нам прилетел, молодая пчела или более взрослая, какого оттенка у нее был окрас? Или может это пчела-разведчица? Как мы, ребята будем с вами действовать, если к нам опять в группу залетит пчела?
Приложение А
Дидактическая игра «Так или не так»
Цель: систематизация знаний, активизация пассивного словарного запаса.
Дети, выслушав утверждение, соглашаются с ним или нет, аргументируя ответ.
- У пчел сильные крылья, поэтому ветер и дождь им нипочем.
- Пчелы живут одной большой семьей.
- Одна пчела может жалить много раз.
- Пчелы переносят на себе цветочную пыльцу с одного цветка на другой.
- Люди делают для пчел специальные домики – ульи.
- Зимой пчелы летают, но цветов не находят.
- У пчел четыре лапки.
- Жало у пчелы во рту.
- Пчела всегда жалит человека при встрече.
- Мед не только вкусный, но еще и очень полезный.
- Пасечником называют человека, который ухаживает за пчелами.
Приложение Б
Считалка про пчёл
Раз, два, три, четыре, пять —
Игры будем начинать.
Пчёлы в поле полетели.
Зажужжали, загудели.
Сели пчёлы на цветы.
Мы играем — водишь ты.
Приложение В
Фрагмент мультфильма «Смешарики»
Приложение Г
Физминутка «Трудолюбивая пчёлка» (из цикла произведений «Расскажи стихи руками»).
Цель: развивать память, моторику, речь, чувство ритма, умение ориентироваться в пространстве.
Воспитатель рассказывает детям стихотворение и показывает движения, дети повторяют.
Пчёлка трудится весь день
(Дети руками обрисовывают перед собой круг.)
И работать ей не лень.
(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку,
(Ритмично взмахивают руками-крылышками.)
Клеит на брюшко пыльцу,
(Совершают круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосёт —
(Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.)
За день много соберёт.
(Раскрывают перед собой все пальцы.)
Унесёт нектар в тот улей
(Обрисовывают в воздухе треугольник.)
И назад вернётся пулей.
(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)
В сотах утрамбует мёд,
(Топают ногами.)
Скоро ведь зима придёт.
(Ёжатся.)
Будет пчёлкам чем питаться
(Имитируют движения ложкой.)
Летом надо им стараться.
(Имитируют накладывание мёда в соты.)
Приложение Д
«Полет пчелы» Н.А. Римский-Корсаков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарный план непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Составление описательного рассказа по игрушке.«Кошка».
НОД Развитие речи в старшей группе (тема-домашние животные)...
Сценарный план образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Мир похож на цветной луг, если рядом с тобой друг».
Цель: создание условий для приобретения опыта по участию в коллективных играх и других видах совместной деятельности.Задачи:Погружение в понятие «дружба» через игровые упражнения.Раз...
Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме: «Путешествие в осенний лес».
Цель: развитие у детей любознательности познавательной мотивации; закрепить знание детей о временах года осени и лете....
Сценарный план непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы Тема: «Угостим зайчика морковкой»
Сценарный план непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группыТема: «Угостим зайчика морковкой»...
Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности с детьми с старшей группы на тему: «Грибы»
Сценарный план коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с ЗПР старшей группы....
Сценарный план игры – викторины с детьми старшего дошкольного возраста «Прогулки по Лесосибирску»
Цель: Воспитание патриотических и гражданских чувств, любовь к родному городу Лесосибирску....