Сценарный план непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Пчелка, пчелка, ты куда летишь»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ерёменко Наталья Александровна

Сценарный план непосредственно образовательной деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста  по теме: «Пчелка, пчелка, ты куда летишь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_4k.docx54.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 274 присмотра и оздоровления»

660001, г. Красноярск, ул. Менжинского, 16, dou274@mailkrsk.ru, тел. 2-02-22-72

Сценарный план непосредственно образовательной деятельности

 с детьми старшего дошкольного возраста

 по теме: «Пчелка, пчелка, ты куда летишь»

Авторов: 

Еременко Наталья Александровна

Красноярск 2021

Содержание образовательной деятельности:

Группа авторов методической разработки представляет структуру образовательной деятельности, направленную на реализацию современных требований индивидуализации дошкольного образования, в которой характер образовательной деятельности учитывает индивидуальные и возрастные особенности, объем познавательного опыта и поддерживает детскую инициативу.

 

Название этапа

Действия педагога/ инструментарий

Ожидаемый результат

1

Подготовительный

Постановка целей и задач, формулирование ожидаемого результата образовательной деятельности

Сформулированы цели, задачи.

Ожидаемый результат четко виден и может быть измерен.

2

Мотивационно-побудительный

Создание развивающей среды: Размещение иллюстраций, демонстрация презентации,  использование IT-технологий, сюрпризный момент, средовое изменение.

Активизация познавательного интереса, повышение мотивации к обучению и усвоению нового.

3

Основной

Ненавязчивое погружение воспитанников в обучающую атмосферу, через традиционные и нетрадиционные приемы: «Мозговой штурм», «Заострение внимания – позиция педагога под», «Наводящие вопросы», обращение к центрам развития, книгам, энциклопедиям, современным цифровым носителям. Взаимодействие с родителями, выступающими в роли экспертов.

Эффективное усвоение материала  в соответствующих возрасту видах деятельности,  через интеграцию образовательных областей.

Проблематизирует участников,  наталкивает их на поиски решения: Различные виды игр, технологии здоровье-сбережения, социо-игровые, проектные и т.д..

Дети, включаясь в процесс, задействуют объем имеющихся знаний, находящихся в зоне ближайшего развития и начинают находить ответы на вопросы,  используя творческие, эвристические подходы, демонстрируют креативность мышления. Учатся групповому взаимодействию.

Побуждает детей проживать, эмпатически воспринимать полученную информацию через: игру, различные  виды театральной, изобразительной деятельности, музыкального сопровождения и декоративно-прикладного искусства.

Примерив роли, дошкольник создает  эмоционально пережитый  продукт, связанный с заданной  проблематизацией. Например:  Находит ответы на свои вопросы, либо на вопросы, заданные сверстниками.

Также «продуктами» могут быть поделки, рисунки и т.д.

4

Рефлексия

Педагог подводит детей к анализу, через эмоциональное проживание полученного материала: используя вопросную технику, финальный шерринг.

Дети делятся впечатлениями, рассказывают о тех моментах, которые запомнились им лучше всего.

5

Самоанализ

Педагог анализирует ход проведенной образовательной деятельности, соотносит полученные результаты с поставленными целями и задачами.

Намечает коррекционные шаги, для повышения эффективности последующих образовательных мероприятий.

Скорректированный план образовательной деятельности.

Приложение № 1

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема занятия: «Пчелка, пчелка ты куда летишь?».

Возрастная группа детей: старший возраст (5-7 лет)

Цель занятия: Развитие познавательной деятельности, формирование эмоционального интеллекта, побуждение к сознательному бережному отношению к окружающему миру через изучение модели пчелиной семьи.

Образовательные задачи по основной образовательной области (познавательное развитие):

  • Формировать способность к систематизации и анализу имеющихся знаний,  находить ответы на вопросы,  используя творческие, эвристические подходы, которые развивают креативность мышления, в организации групповой формы работы;
  • Развить умение детей выражать свои знания в доказательной форме, применяя вопросную технологию;
  • Познакомить детей с особенностями жизни пчёл.
  • В игровой форме закрепить ключевые роли в семье, сформировать уважительное отношение, чувство принадлежности к своей семье по аналогии с моделью пчелиной семьи;

 

Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы:

Игровая: Сюжетно-ролевая игра «Пчелиная семейка»;

Двигательная: подвижная игра «Танец пчёл», физминутка «Трудолюбивая пчела»;

Коммуникативная: дидактическая игра «Так или не так», словесная игра «Назови сорт мёда»;  

Конструирование из бумаги: «Пчелы и улей»;

Познавательно-исследовательская: Мозговые атаки, ассоциативный куст, творческое задание «Сопоставление сорта мёда с цветом медоноса».

Планируемый результат: Активизация познавательной деятельности, развитие эмпатии, как одного из компонентов эмоционального интеллекта. Формирование положительного образа пчелы, для снятия апифобии, посредством погружения и принятия образа пчелы в игровой форме. Развитие сознательного бережного отношения к окружающему миру.

Перечень оборудования и используемые материалов:

1.Оборудование: Магнитная доска, электронные фоторамки, ноутбук.

2.Материалы: развивающие и познавательные энциклопедии, альбомы с иллюстрациями, коллекции, сундучок для опытов и творческих заданий. 

Перечень оборудования и используемые материалов:

1.Оборудование: Магнитная доска, электронные фоторамки, ноутбук.

2.Материалы: развивающие и познавательные энциклопедии, альбомы с иллюстрациями, коллекции, сундучок для опытов и творческих заданий. 

Перечень методической литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

Л.В. Михайлова-Свирская «Индивидуализация детей дошкольного возраста»;

Интернет-ресурсы: портал о жизни пчел http://roypchel.ru/pchely/kak-delayut-med.html

Ход занятия:

I часть  «Мотивационно-побудительная».

        Теплый майский день. Дети свободно играют в группе. В немного приоткрытое окно влетает пчела и садится на блюдце с медом, начинает деловито ползать, жужжать – это привлекает внимание детей и педагога. Дети наблюдают и тихо, шепотом (чтобы не спугнуть) начинают задавать вопросы – «Почему пчела именно к нам залетела?», «Что она ищет?», «Она потеряла свой мед?», «А где ее дом?», «У пчел есть семья?». Некоторые дети высказывают опасения, что пчела их может ужалить.

        Педагог предлагает детям подумать: «Как мы можем узнать ответы на эти вопросы? Что или кто нам может помочь? Во время обсуждения дети решают обратиться к развивающему центру «Вопрос-ответ» (в центре собраны развивающие и познавательные энциклопедии, альбомы с иллюстрациями, коллекции, электронные фоторамки, ноутбук, сундучок для опытов и творческих заданий). Дети начинают искать информацию, рассматривая книги, альбомы, энциклопедии.

II часть «Основная»

Педагог: «Ребята, а что мы сами уже знаем о пчелах? (прием активизации познавательных процессов: долговременной памяти и ассоциаций «Мозговая атака») Воспитатель выкладывает на магнитную доску картинку, изображающую пчелу. По мере того, как дети вспоминают знакомые им факты из жизни пчел, им предлагается выкладывать на магнитной доске картинки: цветок, мед, лекарства, дождь, улей, цветущий луг (опыление), соты, лапки со щеточками, пасечник, торт, зима и так далее.  Все эти картинки выкладываются вокруг центральной с изображением пчелы (прием «Ассоциативный куст»). Когда паузы между ответами удлиняются, педагог предлагает детям ответить на некоторые вопросы.

Дидактическая игра «Так или не так» (приложение А)

Дети приходят к выводу, что пчела летела на поиски нектара, а запах меда приманил ее в группу. (Дети обращают внимание, что пчелы на блюдце уже нет, она улетела).

В это время педагог и дети включают ноутбук и находят презентацию о пчелах. Загорается экран…

Голос анимированной пчелы: «Здравствуйте, ребята! Я пчела разведчица! Слышала вашу утреннюю беседу. Вам стало интересно, куда я все-таки летела? Где мой дом  и есть ли у меня семья?»

Ответы детей

Пчела: «Да действительно, я искала мед, для своей большой и дружной семьи. Мы все вместе живем в домике – он называется …. (пауза). Правильно  - Улей! В нашем городе - пасеке живет много пчел. Каждый улей это отдельная семья! А у вас тоже есть семья и где живете вы? Расскажите!».

Ответы детей.

Пчела: «Очень интересно!» Летает по лугу (зрительная гимнастика)

Педагог, следя глазами за пчелкой на экране (задумчиво): «Хорошо наверно летом на пасеке. Я бы с удовольствием бы сама превратилась в пчелку и узнала бы как там все устроено в улье».

Высказывания детей.  Дети предлагают сделать свой улей и пчел и попросить помощи у пчелы-разведчицы.

Пчела: «Вы решили построить самый настоящий улей!  И вы будете в нем пчелками! Конечно, я помогу вам! Слушайте внимательно! У нас в каждой семье есть мама – все зовут ее Матка! Она самая главная и все ее слушаются.  А кто у вас самый главный в группе?»

Дети выбирают педагога, и он надевает шапочку с пружинками-усиками и накидку.

Пчела: «А еще у нас есть папы – их зовут Трутни! Они помогают растить малышей, кормят и заботятся о них. Малышей мы называем личинками».

Дети отмечают, что у пчел все как в настоящей семье!

Пчела: «Кто из вас будет Трутнями?»

Дети выбирают героев, используя считалку (см. Приложение Б) и надевают костюмы.

Пчела: «У нас есть рабочие пчелы – они самые опытные, дольше всех живут и много знают, поэтому они выполняют самую ответственную работу: собирают нектар, укладывают его в соты и запечатывают, чтобы холодной зимой питаться медом. У рабочих пчел на брюшке есть место, куда они складывают пыльцу, а ещё они собирают её на задние лапки. Также рабочие пчелки учат молодых собирать нектар».

Дети по аналогии догадываются, что у пчелок есть дедушки и бабушки.

Педагог: «А я думала, что все пчелы собирают нектар!».

Пчела: «Нет, сначала летим мы - пчелы-разведчицы! Мы узнаем, где находится самый вкусный, сладкий и полезный нектар, цепляем его на задние лапки и летим сообщить об этом в Улей. Бабушки и дедушки ждут нас, и мы рассказываем им об этом специальным танцем. Про наши танцы даже фильм сняли! Посмотрите!»

Просмотр фрагмента мультфильма Смешарики «Танцы с пчелами». (Приложение В)

Дети и педагог имитируют танец.

(В мультфильме рассказывается, что информацию пчелы передают специальным танцем – они двигаются по восьмерке,  а самая главная часть это прямая линия посередине восьмерки. Этой линией пчела указывает направление на нужное место, а расстояние зависит от времени движения пчелы по прямой, если она долго крутится по прямой, то «лакомый» участок находится далеко, а если нет, то совсем близко.)

Педагог: «Ребята, а ведь и правда! Пчелка трудится весь день, и работать ей не лень! (Физминутка «Трудолюбивая пчелка» - приложение Г).

Пчела: «Забавно, а ведь у вас тоже танец получился! Мне так понравился рассказ пчелы, что я бы с удовольствием тоже бы построила улей.  

Дети поддерживают  воспитателя и обсуждают из чего можно построить улей, распределяют роли (договариваются, кто будет пчелой разведчицей, трутней и кто будет пчелой маткой и т.д.), ищут вместе материал для построения жилища пчел

III часть «Рефлексивная»

Педагог: Воспитатель  в игре обращает внимание детей на блюдце с мёдом, которое стоит на подоконнике и спрашивает, «Ребята вы сейчас в роли пчел, что вы чувствуете, если бы вы как пчелка сидела на блюдце? Дети, в роли пчёл, обсуждают свои чувства и желания. Воспитатель  задает наводящие вопросы (по ситуации – можно вернуться к начальным вопросам детей, либо скорректировать вопросы, возникшие по ходу занятия): Хочется ли вам кого-то ужалить? Куда вы летите? Как думаете,  кто к нам прилетел, молодая пчела или более взрослая, какого оттенка у нее был окрас? Или может это пчела-разведчица? Как мы, ребята будем с вами действовать, если к нам опять в группу залетит пчела?


Приложение А

Дидактическая игра «Так или не так»

Цель: систематизация  знаний, активизация пассивного словарного запаса.

Дети, выслушав утверждение,  соглашаются с ним или нет, аргументируя ответ.

  1. У пчел сильные крылья, поэтому ветер и дождь им нипочем.
  2. Пчелы живут одной большой семьей.
  3. Одна пчела может жалить много раз.
  4. Пчелы переносят на себе цветочную пыльцу с одного цветка на другой.
  5. Люди делают для пчел специальные домики – ульи.
  6. Зимой пчелы летают, но цветов не находят.
  7. У пчел четыре лапки.
  8. Жало у пчелы во рту.
  9. Пчела всегда жалит человека при встрече.
  10. Мед не только вкусный, но еще и  очень полезный.
  11. Пасечником называют человека, который ухаживает за пчелами.

 Приложение Б

Считалка про пчёл
Раз, два, три, четыре, пять —

Игры будем начинать.
Пчёлы в поле полетели.
Зажужжали, загудели.
Сели пчёлы на цветы.
Мы играем — водишь ты.

Приложение В

Фрагмент мультфильма «Смешарики»

Приложение Г

Физминутка «Трудолюбивая пчёлка» (из цикла произведений «Расскажи стихи руками»).

Цель: развивать память, моторику, речь, чувство ритма, умение ориентироваться в пространстве.

Воспитатель рассказывает детям стихотворение и показывает движения, дети повторяют.

Пчёлка трудится весь день        

(Дети руками обрисовывают перед собой круг.)

И работать ей не лень.

(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)

От цветка летит к цветку,

(Ритмично взмахивают руками-крылышками.)

Клеит на брюшко пыльцу,

(Совершают круговые движения ладонью по животу.)

Хоботком нектар сосёт —

(Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.)

За день много соберёт.

(Раскрывают перед собой все пальцы.)

Унесёт нектар в тот улей

(Обрисовывают в воздухе треугольник.)

И назад вернётся пулей.

(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)

В сотах утрамбует мёд,

(Топают ногами.)

Скоро ведь зима придёт.

(Ёжатся.)

Будет пчёлкам чем питаться

(Имитируют движения ложкой.)

Летом надо им стараться.

(Имитируют накладывание мёда в соты.)

Приложение Д

«Полет пчелы» Н.А. Римский-Корсаков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Мир похож на цветной луг, если рядом с тобой друг».

Цель:  создание условий для приобретения опыта по участию в коллективных играх и других видах совместной деятельности.Задачи:Погружение в понятие «дружба» через игровые упражнения.Раз...

Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме: «Путешествие в осенний лес».

Цель: развитие у детей любознательности познавательной мотивации; закрепить знание детей о временах года осени и лете....

Сценарный план непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы Тема: «Угостим зайчика морковкой»

Сценарный план непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группыТема: «Угостим зайчика морковкой»...

Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности с детьми с старшей группы на тему: «Грибы»

Сценарный план коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с ЗПР старшей группы....

Сценарный план игры – викторины с детьми старшего дошкольного возраста «Прогулки по Лесосибирску»

Цель: Воспитание патриотических и гражданских чувств, любовь к родному городу Лесосибирску....