Конспект НОД по познавательному развитию "Обитатели пресных водоемов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сергель Наталья Александровна

Данный конспект предназначен для педагогов старших и подготовительных групп детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_obitateli_presnyh_vodoemov.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной логопедической  группе по познавательному развитию на тему:

«Обитатели пресных водоемов».

Наталья Александровна

                                                                                                                                                                                       Сергель

г. Самара, 2021 год

Образовательная область: познавательная

Вид занятия:

Интегрированное.

Формы организации непосредственно образовательной деятельности: фронтальная

Цель: продолжить знакомить детей с представителями водных животных и с некоторыми видами водных растений, с их особенностями.

Задачи:

 Образовательные:

  1. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбами и другими пресноводными обитателями.
  2. Упражнять детей, делать выводы в составлении рассказа.
  3. Закрепить представления детей о животном мире пресного водоема

Воспитательные:

  1. Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.
  2. Освоение элементарных норм и правил поведения по отношению к природе.

 Развивающие:  

  1.  Развивать мышление и  зрительную память, умение анализировать, выражать их в речи.
  2. Развивать эмоциональную сферу детей.
  3. Продолжать развивать у детей воображение,  любознательность, творческое воображение.

Планируемый результат: Расширить представление детей об обитателях пресных водоемов.  Какую роль играют они играют в жизни человека. Понимание детей о системе и подсистеме.

Подготовительная работа: Дидактическая игра «Собери рыбку по частям»; экспериментирование с водой; рассматривание иллюстраций с изображением пресноводных обитателей; лепка «Рыбы», просмотр мультфильмов «Беги, ручеек», «Заяц Коська и родничок»; чтение книг, энциклопедий об обитателях пресных водоемов.

Оборудование:  Иллюстрации с изображением рыб пресных водоемов, цветов и насекомых, журнал, баночка с водой, воронка, ватные диски, глобус, ноутбук, одноразовые стаканчики, лейка, «морские камушки».

Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Методы обучения/

технологии /формы организации деятельности воспитанников

Планируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность детей

время

1.

Организационный момент

Воспитатель:

 - Доброе утро, ребята!

Посмотрите, я сегодня шла на работу и купила журнал. Он такой интересный, тут есть кроссворд. Я очень люблю разгадывать кроссворды, а вы? (Дети отгадывают кроссворд и получается слово глобус).

Воспитатель:

- Ой, у нас же тоже есть глобус! Вы же уже знаете, что глобус-это Земля в миниатюре. А что же на нем отмечено синим цветом?

Дети:

-Это вода: моря, реки, океаны и т. д.  

- слушание воспитателя, разгадывание слов.

0,5 мин.

создание проблемной ситуации; дидактическая игра.

- привлечение

произвольного

внимания.

2.

Дидактическая игра. “Собери рыбку по частям?”

Нужно собрать картинку по частям.

Воспитатель собирает рыбку неправильно, дети поправляют воспитателя.

- вовлекаются в деятельность.

1 мин.

3.

Игра «Скажи, какая»

 

Воспитатель:

 -Вспомните ребята, а какая она вода?

Дети:

-Прозрачная, без вкуса, без запаха, жидкая, мокрая!

Игра «Скажи, какая».

Дети передают баночку с водой друг другу и говорят какая бывает вода –по цвету: прозрачная, цветная, мутная, грязная; по вкусу: сладкая, пресная, соленая, минеральная, кипяченая, газированная; по применению: водопроводная, питьевая; по принадлежности к водоему: морская, озерная, речная; чем бывает вода: снегом, льдом, дождем, туманом и т. д.

- думают и отвечают на вопросы. Вовлекаются в совместную беседу.

2 мин.

- беседа, ответы на вопросы.

- активность детей в беседе. Верные суждения и ответы детей.

4

Беседа: (закрепление знаний детей о частях тела рыбы).

Воспитатель задает детям вопросы:

 -Ребята, а как вы думаете какие рыбы обитают в водоемах? Как они выглядят?Для чего рыбе плавники? Для чего рыбе чешуя? Для чего рыбе жабры?

Ответы детей.

- думают и отвечают на вопросы. Вовлекаются в совместную беседу.

3 мин.

5

Природное сообщество «Этажи в водоеме»

Воспитатель:

-Пресный водоем-это природное сообщество. Все обитатели водоема друг к другу, что каждый из них в отдельности не проживет, погибнет, потому что каждый обитатель водоема живет за счет другого. И трудно сказать, кто в водоеме главный. Здесь все нужны друг другу, и если из водоема исчезнут какие-либо растения или насекомые, то остальные жильцы начнут болеть и погибнут.

-Видите, ребята, как тесно связаны обитатели водоема между собой. Никак им не прожить в одиночку. Жить они могут всегда только вместе, одной семьей. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему это приводит?

Воспитатель:

- Ребята, а  давайте с вами сделаем доброе дело и попробуем тоже почистить воду для наших водоемов?

- думают и отвечают на вопросы. Вовлекаются в совместную беседу.

2 мин

6

Эксперимент «Очистка воды»

Воспитатель:

-Ребята, проведем эксперимент по очистке воды. Берем баночку с воронкой , на дно воронки положим ватный диск. Теперь возьмем другую баночку с грязной водой и переливаем ее через воронку в пустую баночку.

Проводим эксперимент.

-Ребята, мы видим, что грязь осела на ватном диске(фильтре), а вода в баночке чистая .

- Мы с вами видим, что получить чистую воду очень трудно, поэтому ее надо беречь!

- внимательно слушают, запоминают, экспериментируют.

4 мин.

7

  Динамическая пауза

2 мин.

8

Круги Эйлера (цвет)

Ребята, посмотрите, а здесь заколдованная  речная рыба(воспитатель показывает круги:

черный и белый цвет - щука

белый - карась, лещ

желтый и синий цвет - окунь

красный и черный цвет - налим)

- ответы на поставленные вопросы,

обсуждения,

1 мин

- беседа,

- завершение работы

9

Просмотр иллюстраций

Воспитатель:

-Ребята, вы знакомы с этой девочкой?

(Картинка с сидящей на водяной лилии Дюймовочки)

-Как же это у нее получается-сидеть на листочках?

Дети:

-Дюймовочка сидит на листьях водяной лилии. Они толстые потому, что внутри каждого листочка есть маленькая воздушная подушка. Она не дает листу утонуть.

Воспитатель:

-Кувшинки-цветы особенные, они раскрывают свои лепестки утром, а закрывают вечером и уходят под воду. Их даже называю цветы-часы(иллюстрации кувшинок).

Воспитатель:

-Ребята, мне кажется, что Дюймовочка какая-то грустная, а почему?

Дети:

-Дюймовочке одной скучно, грустно!

Воспитатель:

-Хорошо ребята, сейчас мы ей пригласим друзей на водоем и ей не будет скучно!

(Добавляем иллюстрации стрекоз, бабочек и т.д.)

 просматривание иллюстраций,

ответы на поставленные вопросы,

обсуждения,

3

10

Новые знания  (инфрмация) об обитателях пресных водоемов. 10 интересных фактов

(показ слайдов)

  1. Щука-«санитарка рек».
  2. Водомерка умеет бегать по воде и никогда не тонет.
  3. Маленькие рачки и циклопы размером с «запятую»
  4. Кто в реке живет без головы(моллюск)
  5. Кто из насекомых может смотреть сразу во все стороны(стрекоза)
  6. Кто живет в капле воды(амеба)
  7. Кто живет в реке в норе(рак)
  8. Какое водное растение имеет воздушную «подушку»(кувшинка)
  9. Листья зеленых водорослей можно увидеть только под микроскопом.
  10. Кто живет в раковине(беззубик и перловица)

Слушают воспитателя.

5

9

Придумай свою мини-рассказ о жизни водоема

Воспитатель:

-А сейчас предлагаю вам придумать свой мини-рассказ о жизни водоема и его обитателях.

Дети работают.

5

10

Рефлексия.

Подведение итогов.

- Ребята, вам понравилось наше занятие?

- Что вы узнали нового?

Воспитатель дарит всем детям «морские камушки» и дети по кругу загадывают желание.

- высказывания воспитанников.

1,5

- положительные эмоции детей от выполнение работы, цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД" Обитатели пресных водоемов"

Занятие для старших дошкольников о обитателях пресных водоемов....

планирование старшая группа.: Рыбы аквариумные Животный мир пресных водоемов, морей и океанов. Рыбак.

РежимСовместная деятельность взрослого и детей в режимных моментахОрганизация развивающей среды для самостоятельной деятельности детейУчет реализации программыГрупповая,подгрупповаяИндивидуальная12345...

Конспект ООД по познавательному развитию. Тема: «Берегите водоемы!» в соответствии с требованиями ФГОС (средняя группа

формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе как средство развития основ экологической культуры....

Конспект НОД по развитию когнитивных способностей «Пресные водоемы и их обитатели»

Конспект НОД по развитию когнитивных способностей «Пресные водоемы и их обитатели»...

Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края»

Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края»(подготовительная группа)Цель: Познакомить детей с водоемами и пещерами родного края.Задачи: формировать предста...

Проект "Кто живет в водохранилище пос. Рефтинский и других пресных водоемах?"

Современные дошкольники хорошо знают, как пользоваться многочисленными гаджетами и иногда умеют это делать лучше многих взрослых. Они достаточно хорошо ориентируются в мире бытовых электроприборов, им...