НОД" Обитатели пресных водоемов"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Занятие для старших дошкольников о обитателях пресных водоемов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 41.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация образовательной деятельности детей в подготовительной группе
по теме («Обитатели пресноводных водоемов»)
Автор конспекта ОД:
Дмитриева Александра Александровна, воспитатель, I категории
Цели: Продолжить знакомить детей с представителями водных животных и с некоторыми видами водных растений, с их особенностями. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу, обитателям водоемов и уметь в трудное время прийти на помощь.
Программные задачи:
Обучающая:
1.Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.
2. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа .
3.Закрепить представления детей о животном мире пресного водоема.
Воспитательная:
1.Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.
2. Освоение элементарных норм и правил поведения по отношению к природе.
Развивающая:
1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.
2. Развивать эмоциональную сферу детей.
Задачи ОО в интеграции:
Закрепить эмоционально – ценностное отношение к водоему и его обитателям, сформировать правила поведения на водоемах (социально – коммуникативная).
Методы и приемы:
Наглядный (Картинки)
Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы этического характера)
Игровой
Предварительная работа: Познавательное занятие «Обитатели водоемов». Экспериментирование с водой. Лепка «Рыбы». Игра «Рыбалка». Просмотр мультфильмов «Беги ручеек», «Заяц Коська и родничок», «Капитошка».
Раздаточный материал:
Иллюстрации с изображением рыб наших водоемов, цветов и насекомых, «морские камушки». Баночка с водой, ватные диски, глобус. Цветные карандаши, одноразовые стаканчики, лейка.
- Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап – введение в ситуацию)
Содержание ОД | Образовательные задачи (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Система знаний и ценностные ориентации | Комментарий |
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я сегодня шла на работу и купила журнал, он такой интересный, тут есть кроссворд, я очень люблю разгадывать кроссворды, а вы? ( Дети отгадывают кроссворд, и получается слово глобус). Воспитатель: -Ой, у нас же тоже есть глобус. -Вы же уже знаете, что глобус – это земля в миниатюре, а что же на нем отмечено синим цветом? Дети: - Вода - это океаны, моря, озера, реки. | Продолжать расширять кругозор детей, знакомить с окружающим миром, расширять любознательность, мышление, память, вырабатывать навыки доводить начатое дело до конца. | Словесный (беседа) | Слово | Развивать умение работать в коллективе, формировать речь ребёнка через разгаданные слова. |
- Основная часть (содержательный, деятельностный этап - актуализация; затруднение в ситуации, открытие детьми нового знания (способа действия); включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка)
Содержание ОД | Образовательные задачи (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Система знаний и ценностные ориентации | Комментарий |
Воспитатель: Вспомните ребята, а какая она вода? (Прозрачная, без вкуса, без запаха, жидкая, растворяет некоторые вещества, нагревается, охлаждается) Игра «Скажи, какая». Дети передают баночку с водой друг другу и говорят, какая бывает вода - по цвету: прозрачная, цветная, мутная, грязная; по вкусу: сладкая, пресная, соленая, минеральная, кипяченая, газированная; по применению: водопроводная, питьевая; по принадлежности к водоему: морская, озерная, речная; чем бывает вода: снегом, льдом, дождем, туманом и т. п. Воспитатель:- Ребята, а где вода соленая, а где вода пресная? -А кто живет в пресной воде? Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки, вы любите загадки? * * * На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом) * * * Хвостом виляет, Зубастая, а не лает. (Щука) * * * Колюч, да не еж Кто это? (ерш) * * * Драчун и забияка, Живёт в воде, Кости на спине — Щука не проглотит. (Ёрш) - Воспитатель: Молодцы, отгадали правильно, а что объединяет всех этих рыб? (Дети: - Они все живут в пресном водоеме) -Ребята, чем рыбы отличаются от животных? (Ответы детей) Воспитатель: - Тело большинства рыб покрыто чешуей. Она защищает тело рыбы. -А у какой пресноводной рыбки нет чешуи? (Ответы детей - сом, он покрыт слизью) -Рыбы живут под водой. Они дышат с помощью жабр. Воспитатель: -Кроме рыб в водоемах обитают другие животные. А какие нам помогут загадки. Отгадайте загадки. «У кого глаза на рогах, а дом на спине?» (Улитка.) «Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. « (Стрекоза.) Выпуча глаза сидит, (Ребята рассказывают о водомерке, улитке, раке, лягушке, стрекозе) Воспитатель: Ребята, а вы не хотели бы тоже сделать своих обитателей пресных водоемов? Дети: Да, хотим. Воспитатель: А как же нам их сделать, из чего? ( Дети предлагают варианты- выбирают Блоки Дьенеша) -А давайте теперь попробуем их оживит и выполним нашу игру « Лягушата» ФИЗКУЛЬТМИНУТКА -Воспитатель: - А какие птицы живут на пресных водоемах? Рассказы детей о птицах: утках, гусях, цаплях, аистах. - Какие животные обитают в пресном водоёме. Рассказы детей о бобре, ондатре, выхухоле. Воспитатель: - Ребята, а вы знакомы с этой девочкой? (Картинка с сидящей на водяной лилии Дюймовочки) - Как же это у нее получается - сидеть на листочках? Дети: - Дюймовочка сидит на листьях водяной лилии. Они толстые потому, что внутри каждого листочка есть маленькая воздушная подушка. Она не дает листу утонуть. Воспитатель: Кувшинки цветы особенные. Они раскрывают свои лепестки утром, а закрывают вечером и уходят под воду. Их даже называют цветы-часы. (фото кувшинок) Воспитатель: -Ребятки мне кажется, что дюймовка какая то грустная, а почему? Как вы думаете, что же случилось? (Они погибают от загрязнения воды) -Как же нам их спасти, что бы такого не было? (Дети: Мы сделаем знаки, которые будут напоминать, как нужно вести себя на природе.) Воспитатель:-Вот так, оказывается, что от дна и до самой поверхности вода густо заселена. Одни из животных живут на дне, другие держатся в толще воды, третьи же живут на поверхности. Вот так и живут животные на разных “этажах” этого водного дома. И каждый приспособился к жизни на своем водном “этаже” и уже не сможет жить не только на суше, но и на другом «этаже». Воспитатель: -Пресный водоём– это природное сообщество. Все обитатели водоема так привыкли друг к другу, что каждый из них в отдельности не проживет, погибнет, потому что каждый обитатель водоема живет за счет другого. И трудно сказать, кто в водоеме главный. Здесь все нужны друг для друга, и если из водоема исчезнут какие-либо растения или насекомые, то остальные жильцы начнут болеть и погибнут. -Видите, ребята, как тесно связаны обитатели водоема между собой. Никак им не прожить в одиночку. Жить они могут всегда только вместе, одной семьей. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему это приводит? Воспитатель: Ребята, а давайте с вами сделаем доброе дело и попробуем тоже почистить воду для наших водоемов? Эксперимент « Очистка воды» Воспитатель: - Молодцы ребята, хорошо поработали. А сейчас напомните мне какие беды принёс человек водоёму? - Реки загрязнены мусором. - Что же делать, чтобы этого не было? - Нельзя бросать в реки мусор. - А как еще люди загрязняют воду? - Моют машины, велосипеды. - А это можно делать? - Нет, мыть транспорт нельзя! - Наши заводы сбрасывают в реки нечищеную воду. С полей во время обильных дождей в реку попадают химические удобрения. | Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов Закрепить знания детей о видах водоемов.
Уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать описательные загадки, закреплять знания о характерных признаков пресноводных жителей.
Активизировать и обобщать словарь детей, способствовать развитию мышления, любознательности. Закреплять представление детей о мире живого в пресном водоеме. Развивать координацию движения, крупной моторики, формировать целенаправленную саморегуляцию в двигательной сфере. Совершенствовать слуховое восприятие, тренировка внимания. Продолжать знакомить детей с представителями водной среды, с их особенностями и средой их обитания. Закреплять представление детей о мире живого в пресном водоеме. Формировать бережное отношение детей к воде.Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Объяснить детям, почему иногда вода нуждается в очистке, дать элементарное представление о процессе фильтрации. Закрепить у детей представление об источниках загрязнения воды, его последствиях. | Игра Словесный (беседа) Словесный (беседа) Игра Словесный (беседа) Словесный (беседа) Словесный (беседа) Физкультминутка Произвольная двигательная активность Словесный ( беседа) Словесный (беседа) Словесный (беседа) Словесный (беседа) Практические действия. Словесный (беседа) | Слово Слово Картинки с жителями пресных водоемов Слово Слово Слово Игровые двигательные действия
Слово Картинки с жителями пресных водоемов Слово Слово Слово Слово Опыт Слово | Ребенок активно взаимодействует со взрослым, проявляет любознательность. Ребенок активно участвует в отгадывании загадок, имеет хорошее представление о обитателях пресных водоемов, без проблем и с большим интересом их разгадывает. Ребенок активно взаимодействует со взрослым, проявляет инициативу в обсуждении. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми, сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания Ребенок овладевает основными двигательными навыками. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Дети активно развивают связную речь через составление рассказа о обитателях пресных водоемов. Ребёнок активно взаимодействует со взрослым. Различает условную и реальную ситуации; проявляет любознательность. Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы. Ребенок активно откликается на проблемы обитателей, сопереживает, пытается помочь. |
- Заключительная часть (рефлексивный этап - осмысление (итог))
Содержание ОД | Образовательные задачи (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Система знаний и ценностные ориентации | Комментарий |
В конце занятия воспитатель дарит всем детям морские камушки. И дети по кругу загадывают желание. | Дать представление о природоохранной деятельности человека по сохранению водоемов. | Словесный (беседа) | Слово | Дети освоили элементарные нормы и правила поведения по отношению к природе и ее обитателям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический образовательный проект «Вода пресная – бесценная и всем необходимая»
Направление проектной работы – экологическое воспитание дошкольников, познавательно-экспериментальная деятельность. Образовательные задачи – формирование у детей основы экологической культуры, э...
интегрированное занятие "Кто живет в пресной воде?"
Занятие объединяет задачи познавательного характера и речевого развития, целью является знакомство детей с обитателями рек, озер, прудов и др. пресных водоемов, описание их внешних особенностей по илл...
«Пресные водоёмы и его обитатели»
Цель: формирование представлений об существующих пресных водоемах, растительном мире, его обитателях, их образе жизни и значении для человека....
планирование старшая группа.: Рыбы аквариумные Животный мир пресных водоемов, морей и океанов. Рыбак.
РежимСовместная деятельность взрослого и детей в режимных моментахОрганизация развивающей среды для самостоятельной деятельности детейУчет реализации программыГрупповая,подгрупповаяИндивидуальная12345...
Конспект НОД по развитию когнитивных способностей «Пресные водоемы и их обитатели»
Конспект НОД по развитию когнитивных способностей «Пресные водоемы и их обитатели»...
Конспект НОД по познавательному развитию "Обитатели пресных водоемов"
Данный конспект предназначен для педагогов старших и подготовительных групп детей дошкольного возраста...
Проект "Кто живет в водохранилище пос. Рефтинский и других пресных водоемах?"
Современные дошкольники хорошо знают, как пользоваться многочисленными гаджетами и иногда умеют это делать лучше многих взрослых. Они достаточно хорошо ориентируются в мире бытовых электроприборов, им...