Конспект НОД по развитию когнитивных способностей «Пресные водоемы и их обитатели»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект НОД по развитию когнитивных способностей «Пресные водоемы и их обитатели»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_18.04.2022.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия имени Н. В. Пушкова»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по развитию когнитивных способностей
«Пресные водоемы и их обитатели»
Старшая группа
Подготовил воспитатель гр.№5
Кулагина А. В.
г. Москва. г. Троицк
апрель 2022 г.
Конспект НОД в старшей группе на тему «Пресные водоёмы и его обитатели»
Цель: формирование представлений об существующих пресных водоемах, растительном мире, его обитателях, их образе жизни и значении для человека.
Задачи
1: Образовательные:
- пополнить знания детей об особенностях внешнего вида обителей водоемов.
- объяснить понятия: экологическая катастрофа, загрязнение окружающей среды, загрязнение водоемов;
- совершенствовать навыки экспериментальной деятельности в условиях группы детского сада.
2.Развивающие:
- развивать познавательные процессы (восприятия, памяти, воображения, внимания), логическое мышление;
- развивать эмоциональную сферу детей (развивать умение сопереживать живой природе, не оставаться равнодушными к проблемам в окружающей среде);
- развивать общую и мелкую моторику рук.
3.Воспитательные:
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к объектам природы, умение видеть красоту и многообразие природы родного края; разъяснить необходимость охраны водных животных и среды их обитания.
- воспитывать коммуникативные умения: четко и правильно отвечать на поставленный вопрос, договариваться о предстоящей работе (экспериментированию); экологическую грамотность детей (прививать навыки культуры поведения в природе, на водоёме).
Материал: Глобус, изображение подводного мира, картинки с изображениями водных животных и растений, ватман для коллективной аппликации голубого цвета. Ёмкости: для грязной и чистой воды, пластмассовые воронки, марлевая ткань,бинт для приготовления фильтров.
Используемые технологии: здоровье сберегающие (пальчиковая гимнастика, физкультминутка), игровые, диалогические.
Методы и приемы: метод иллюстрации, практический метод, пальчиковая гимнастика, метод беседы.
Ход занятия
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
На нём уместилась вся наша земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И северный полюс там тоже найдёшь,
А если захочешь – в руках унесёшь.
Дети: глобус.
Воспитатель: Ой, у нас же тоже есть глобус.
(Вносит в группу глобус.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете из чего состоит наша земля?
Дети: она состоит из суши и воды.
Воспитатель: Правильно ребята, на Земле очень много разных водоемов, посмотрите на глобус.
Воспитатель: Ребята, существуют водоемы пресные и морские(с соленой водой).
Воспитатель: Вспомните ребята, а какая она- пресная вода?
Дети: Прозрачная, без вкуса, без запаха, жидкая, растворяет некоторые вещества, нагревается, охлаждается.
Воспитатель: Какие пресноводные водоёмы вы знаете? (Пруд, озеро, река).
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с пресными водоемами их растительным миром и обитателями.
Звучит квакание лягушки, появляется лягушка: Здравствуйте, рыбята, то есть, извините, ребята. Привыкла я, что вокруг меня рыбята плавают, вот и вас так называю.А вы знаете, что лягушки обитают на болотах, а также по берегам тихих рек и живописных озёр?
Дети: да.
Лягушка: решила я послушать, что же вы знаете о жителях подводного царства наших водоемов.
Дети называют водных обитателей.
Воспитатель подсчитывает, сколько животных вспомнили дети.(переворачивает на доске картинки с рыбками)
Воспитатель: молодцы, ребята! Не думала я, что вы знаете столько подводных жителей. Не всех, конечно, но всех и невозможно запомнить. Даже я всех не знаю. Кто у нас только в реках, прудах и озерах ни плавает!
Вспоминают строение рыбы- голова, глаза, туловище, хвост, плавники.
Воспитатель: а ещё в водоемах есть растения. Как вы думаете они нужны? Какая от них польза? Вывод: роль растений в водоеме велика. Они служат пищей животным. Они выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов, а подводные заросли – это убежище для животных.
Воспитатель: Правильно, рыбы все время проводят в воде. Они умеют дышать под водой, благодаря жабрам. В воде воздух особый. Им умеют дышать лягушки и насекомые, живущие в воде: они научились «ловить» воздух. А вот, например, жук – плавунец прикрепляет пузырёк воздуха к брюшку и ныряет с ним под воду. А как вы думаете, чем полезны обитатели водоёма?
Ответы детей: очищают воду, делают её прозрачной, поедают умершие растения, чистят дно.
Воспитатель: А, что самое главное для обитателей водоёмов? (Вода) А как вы думаете, важно ли для водных обитателей в какой воде они будут жить в чистой или в грязной.
Дети: им нужна чистая вода.
Воспитатель: правильно, а представьте себе, если вдруг вода в пруду стала бы мутная и грязная, что может случиться?
Дети: растения и животные не смогут жить в грязной воде, не смогут дышать и питаться.
Дети вспоминают правила поведения в природе.
1. На природе запоминать увиденное.
2. Не рвать цветы, траву, не загрязнять водоемов.
3. Не кричать, не включать громко музыку.
4. Не ловить насекомых, мальков и лягушек.
5. Не убивать животных.
6. Не приносить животных домой
7. Не оставлять на берегу не затушенных костров, мусор.
8. Не мыть машины в водоемах
С этого маленького дела начнется наш вклад в спасение наших водоемов.
Физкульминутка .
«Две лягушки»
Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны)
Две зеленые лягушки. ОО
(Полуприседания вправо-влево)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку)
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
(Ходьба на месте)
Всем друзьям физкульт привет!
Дети садятся за столы для экспериментирования
Правило
Воспитатель: давайте вспомним обращения с водой:
Коль с водой имеем дело.
Рукава засучим смело.
Пролил воду - не беда,
Тряпка под рукой всегда.
Воспитатель: сейчас мы с вами выясним, как нужно очищать воду. И теперь мы с вами будем процеживать воду или фильтровать воду. Что вам для этого понадобится? (фильтр). Правильно, давайте подумаем, из чего мы можем сделать фильтр? (из ткани, ваты, марли, бинта или фильтровальной бумаги). Приступаем (дети под руководством воспитателя готовят грязную воду, изготавливают фильтр и процеживают через него грязную воду).
После опыта выясняем, что произошло с грязной водой. Дети делают вывод о том, что вся грязь осталась на фильтре, а профильтрованная вода стала чище.
Воспитатель : Ребята, а для чего нужно очищать воду? Для чего мы используем чистую воду? (для стирки белья, уборки помещений, приготовления пищи, для мытья посуды и т. д.). Мы с вами очищали небольшое количество воды, но на реках строят огромные очистные сооружения (слайд которые могут очищать большие количества воды.) Без чистой воды жизнь на нашей планете невозможна, жизнь в реках и озерах замирает, нет красивых водных цветов и растений, рыба уплывает в более чистые водоемы, а те животные, которые не могут перебраться в более чистые водоемы – гибнут. Вот поэтому очень важно соблюдать чистоту и порядок, не загрязнять водоемы: не бросать фантики и бутылки, не кидать в воду мусор и палки, не сливать бензин и грязную воду – этим мы убиваем все живое в водоемах. Если люди станут бесконтрольно загрязнять водоемы, случится самая настоящая экологическая катастрофа. От этого гибнут не только рыбы, но и морские птицы и даже животные и растения, живущие на берегу.(слайды экологическая катастрофа, загрязнение окружающей среды, загрязнение водоемов)
Воспитатель: - А сейчас мы с вами поиграем вместе с лягушкой
Пальчиковая гимнастика
Жил да был один налим
Плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников.
Два ерша дружили с ним
Ладони раздвинуты, движения ладонями порознь
Прилетали к ним три утки
По 4 раза в сутки
Руки сложены накрест, взмахи ладонями
И учили их считать:
Разжимать и сжимать кулачки
1, 2, 3, 4, 5
Загибать пальчики, начиная с большого.
Дидактическая игра "Рыбка" (пазлы)
Дидактическая игра «Четвертый лишний». (слайдами)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите сделать свой водоем в группе?
Дети: да.
Воспитатель: подходите к столу и выбирайте понравившуюся картинку, приклеивайте её на наш водоём.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами делали? (фильтровали воду).
Воспитатель: А зачем мы это делали? (чтобы получить чистую воду).
Воспитатель: Правильно, мы научились фильтровать воду. Что мы для этого использовали? (марлевые и бумажные фильтры).
Воспитатель: А почему так важно, чтобы у нас дома была чистая вода? (она нужна для жизни и питания людей).
Воспитатель: А в живой природе нужна чистая вода? (да).
Воспитатель: А что случится, если вода окажется грязной, мутной, загрязненной отходами? (умрут все животные и растения, которые живут в водоеме, не смогут питаться и дышать).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно все сказали, нужно охранять и беречь природу, а не загрязнять её: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них. После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой. Ведь вода - это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных и растений.
С этого маленького дела начнется наш вклад в спасение наших водоемов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Умный гномик"
УЧЕБНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАПО РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Развитие когнитивных способностей
Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное вза...
Дидактическая игра на развитие когнитивных способностей у детей младшей группы.
У детей в процессе познания мира, наблюдения, игры развиваются основные функции мозга. Чем лучше развиты у ребёнка когнитивные способности, тем проще ему удаётся усваивать информацию в дошкольном возр...
Игры на развитие когнитивных способностей дошкольников 6-7 лет
КАРТОТЕКА «РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Применение Гекс-технологии в развитии когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Статья адресована педагогам дошкольных учреждений....
Использование настольно-печатных игр для развития когнитивных способностей у дошкольников
Использование игр с прищепками в работе с детьми дошкольного возраста...
Развитие когнитивных способностей
Что значит мыслить когнитивно?В психологии под когнитивным мышлением подразумевают эмоциональный интеллект, то есть способность человека распознавать эмоции и желания и управлять ими. Такой навык помо...