Конспект непосредственно образовательной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Непосредственно образовательная деятельность на тему "Национальный костюм" - формирует у детей ответственное и доброе отношение к коренному народу Севера: ханты. Расширяет представления детей о родном крае; знакомит детей с бытом народов ханты: основными занятиями, одеждой, с народным орнаментом ханты.комить Учит узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Констпект НОД "Национальный костюм" | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль «Материальная культура»
Блок «Национальный костюм»
Тема: «Национальный костюм»
Познавательное, социально - коммуникативное, речевое,
художественно - эстетическое развитие
Возраст детей 6-7 лет
Цель: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к коренному народу Севера: ханты.
Задачи:
Образовательные: расширить представления детей о родном крае; продолжать знакомить детей с бытом народов ханты: основными занятиями, одеждой, с народным орнаментом ханты. Учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты.
Развивающие: развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с жизнью народов ханты.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; уважение к труду народных мастеров, и интерес к жизни и традициям коренных народов севера, желание больше узнать об их жизни.
Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций о жизни и быте коренных народов, чтение хантыйских народных сказок, прослушивание мелодий на народных инструментах, разучивание игры «Ловкий оленевод»
Словарная работа: коренное население, чум, обласок, орнамент.
Материалы и оборудование: кукла «хантыйка», ноутбук, интерактивная доска, аудиозапись – голоса птиц, музыка народов ханты, презентация, хантыйская шубка из цветного картона, клей, губка, трафарет орнамента «солнце», манная крупа, разнос, салфетки, таблички для рефлексии солнце и тучки.
Ход
Оргмомент: Вводная беседа: - Ребята, подумайте и скажите, в каком посёлке мы живём?
- Посёлок Белый Яр находится в каком округе?
- Правильно, в Ханты Мансийском Автономном округе – Югра.
(обращает внимание детей на карту)
- Послушайте пожалуйста стихотворение:
Югорский край –заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, хозяйка той земли,
Я вам в пути поддержку обещаю.
И в край Югорский всех вас приглашаю.
Мотивационно – ориентировочный этап: Приход куклы «Хантыйка Энны»
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Энны, я хочу пригласить вас в небольшое путешествие. Хотите отправиться прямо сейчас?
А отправимся мы с вами на лодке, которая называется обласок.
(имитируют движения веслами, обращает внимание на экран)
Поисковый этап: - Знаете ли вы, какие люди населяют наш край с давних времён?
Самыми древними людьми, или, как мы называем коренными жителями нашего края, являются ханты.
Ханты – это народ, который ведёт таёжный образ жизни. Чаще всего ханты живут в чумах. Своё жилище они строят сами. Утепляют шкурами животных.
- Ребята, а если ханты ведут таежный образ жизни, подумайте и скажите, где живут ханты? Далеко в тайге (тайга – это хвойный и лиственный лес).
Для того, чтобы отправиться дальше, нам нужно пройти по бескрайним просторам земли ханты.
Очень много зверей обитает в этих лесах. Я предлагаю вам отгадать загадки. Отгадав, мы вспомним, кто они.
1. Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой, спит в избушке снеговой (медведь)
2. Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,
На нём громадные рога, ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось, раз он сохатый, значит… (лось)
3. Что за зверь зимой холодной, ходит злой, голодный (волк)
4. Бьёт копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.
Знают все, кому не лень. Это – северный….(олень)
5. Юркий маленький зверёк с ветки прыг, на ветку скок (белка)
6. Работящие зверьки, строят дом среди реки.
Если в гости кто придёт, знайте, что из речки вход (бобры)
7. Длинный хвостище, сама -хитрища (лиса)
8. Словно ёлка, весь в иголках (ёж)
9. Трусоват лесной красавец. Догадались это…. (заяц)
Звучит аудиозапись – голоса птиц.
- Ребята, вы слышите, какая музыка звучит в лесу Правильно, это поют птицы. Давайте представим себя птицами.
Физминутка:
Стая птиц летит на юг, | Дети машут руками, словно крыльями. |
Чтоб быстрее нам летать, | Дети машут руками интенсивнее. |
В небе ясном солнце светит, | Потягивание руками вверх, ноги на носочках. |
А внизу леса, поля – | Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону. |
Птички начали спускаться, Предстоит им долгий путь, | Дети приседают на несколько секунд. |
И опять пора в дорогу, | Дети встают и машут руками - «крыльями». |
Вот и юг. Ура! Ура! | Дети садятся. |
- Очень много птиц живет в наших лесах (показ птиц): тетерев, куропатка, глухарь, дятел, клёст, кукушка.
- Вот мы с вами и пришли в гости к хантам. (обращает внимание на экран)
Основное занятие этих людей – это охота, рыболовство, а дальше на севере – оленеводство. В основном этим занимаются мужчины. Женщины шьют одежду, вышивают бисером, варят кушать, разводят костёр.
Посмотрите, как одеты женщины. На голове у них огромные цветные платки с кистями. Они одеты в широкие платья. На ногах у них кисы. Платье сшито из ткани, а кисы сшиты из оленьих шкур. Мужчины одеты в широкие малицы с капюшоном. На ногах кисы или высокие унты. Зимние малицы сшиты так же из шкур оленя.
-Вся одежда у народов ханты шьётся широкая, чтобы не стесняла движений. В таких платьях не жарко, ворот и манжеты стянуты, чтобы не беспокоили комары. В такой одежде легко двигаться и работать. Подол платья не слишком длинный чтобы не мешал при движении.
- Ребята, обратите внимание, как украшена одежда. Украшена она орнаментом, который вышит из бисера. Посмотрите на нагрудник на платье. По подолу пришита тесьма украшенная орнаментом из ткани и бисера. У каждой семьи свой неповторимый орнамент. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми, оригинальными. Посмотрите, ребята, какие красивые узоры и как интересно они называются – оленьи рога, заячьи ушки, лисья лапа, изображение медведя, птиц. (Показ украшенной одежды, обуви, предметов быта.)
Появляется орнамент – солнце.
- Хантыйский орнамент солнце – воспринимается как надёжный источник тепла и света. Пока есть солнце, есть жизнь.
Практический этап: (играет аудиозапись хатыйской музыки)
Энны приглашает вас в мастерскую, где мы поможем мастерицам украсить шубки хантыйским орнаментом «солнце».
Перед вами трафареты с орнаментом «солнце». Накладываем трафарет на шубку, губкой набираем клей, и через трафарет, нанесем клей на шубку на прорези узора. Затем, осторожно снимаем трафарет и кладем на разнос. Берем из чашки манную крупу и посыпаем на места, намазанные клеем. Остатки крупы осторожно ссыпаем на разнос.
(дети выполняют самостоятельно)
-Теперь можно отправляться обратно в детский сад. Садимся в обласок и плывем, не забываем работать вёслами. Вот мы и в детском саду.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового и интересного вы сегодня узнали? А вы бы хотели жить в тайге? Что для вас было сложным? Что понравилось больше всего?
Рефлексивно – оценочный этап: Кто справился со всеми заданиями, и если, вам было интересно возьмите солнце; у кого возникли затруднения – спрячьте солнышко за тучку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру: « Учитесь жалеть и беречь»
для страшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров
Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т
Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при возникновении пожараЗадачи:ü создать условия для расширения представлений...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию.12.04.2018год Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию Тема: «Матрешек русский хоровод»
Тема:"матрёшек русский хоровод".12.04.2018год...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»
Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики «В поисках сокровищ старого волшебника»Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики«В поисках сокровищ старого волшебника» \...