Конспект непосредственно образовательной деятельности Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру: « Учитесь жалеть и беречь»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
для страшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по окружающему миру:
« Учитесь жалеть и беречь»
(занятие в старшей группе детского сада)
Цель: пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду; учить детей отличать истинную жалость от ложной; развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение.
Ход занятия
Воспитатель сообщает детям, что сегодня у них замечательная выставка рисунков «Мы – друзья природы». Это рисунки, выполненные детьми и их родителями.
- Ребята, расскажите, что вы хотели показать на этих рисунках. (Птичка в клетке – птички на дереве; звери в лесу – звери в зоопарке; лягушонок в банке – лягушонок у реки; жук в коробке – жук на цветке: ящерица в ящике – ящерица ни камушке и т. д.)
Дети высказывают мнение о своих рисунках и рисунках друзей.
- Где чувствуют себя лучше живые существа; на воле или в неволе?
- А есть ли у вас дома какие-нибудь животные или птицы? (Дети рассказывают о животных, которые живут или когда-то жили в доме, как они попали в дом и т.д.)
Послушайте рассказ И. Сладкова «Жалейкин и лягушонок».
Под кочкой, в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка.
- Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин. – Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно.
Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости.
- Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте!
А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.
Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка облил слезами, и вовремя: еще немножко – и лягушонок бы околел. Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.
- Вот такую историю написал Н. Сладков. Как вы думаете, почему лягушонок чуть не погиб? Какие условия создал для него Жалейкин? В каких условиях живут лягушки в своем доме – в природе? (Воспитатель демонстрирует картину с изображением болота или пруда.)
Да, здесь сыро, много мошек, комаров, растительности. Приволье для лягушонка! Это и есть ею дом. Весной, наверное, вы все слышали «лягушачьи хоры». Лягушки настолько распространены и привычны, что трудно представить без них влажный лес, луг или пруд. А, между тем, во многих странах лягушки уже стали редкостью. Это является для людей предостережением: лягушек надо беречь! И уж, во всяком случае, не брать их из природного дома к себе домой как будто из жалости. На самом деле человек губит живое безобидное существо. Все, что есть в природе, должно быть сохранено, независимо от нашего отношения к тем или иным животным и растениям. Нет в природе животных полезных и вредных, важен каждый вид, у каждого своя роль и место обитания. «Где родился, гам и пригодился». Подвижная игра «Лягушки и цапля».
- Ребята, как узнать истинных друзей природы? Как правильно заботиться
Тема: «Лягушка - квакушка»
Цель:
- изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам, объяснить, насколько полезны и нужны в природе лягушки;
- обратить внимание на внешний вид, строение лягушки;
- "показать" детям воздух;
- создать радостное настроение у детей.
Развивающая среда:
- игрушка оригами "Лягушонок" ;
- стаканчики с водой и трубочками;
- изображение лягушки;
- цветные карандаши;
- плакаты с водной средой и растительностью.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
У болотной мягкой кочки,
Под зелёненьким листочком
Притаилась попрыгушка
Пучеглазая (ЛЯГУШКА)
Показывает игрушечную лягушку, говорит, что в народе её ласково называют лягушкой-квакушкой, в сказках отводят добрую роль.
Воспитатель: Дети, скажите какие сказки вы знаете, где героиня лягушка?
Дети: "Царевна-лягушка", "Теремок", "Лягушка-путешественница" и др.
Воспитатель просит рассмотреть лягушку и описать её.
Дети: Форма тела лягушки овальная, обтекаемая, голова (рот, во рту длинный, липкий язык, ноздри, глаза большие), ноги (передние короткие, задние длинные), кожа гладкая.
Воспитатель: Дети скажите, а где живут лягушки?
Дети: На суше. В воде. В болоте.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называются эти лягушки? Лягушка, которая живёт на суше - травяная, она бурого цвета. А лягушка, которая живее в воде - водяная, прудовая, озёрная - она зелёного цвета. Дети, а почему лягушки разного цвета?
Дети: От цвета окружающей среды.
Игра "Посели лягушку".
На ковре воспитатель располагает плакаты водной среды и растительности, суши. Ставит коробок с лягушками.
Лягушки бурого и зелёного цвета. По сигналу воспитателя дети "расселяют" лягушек в свою среду обитания.
Опыт.
Воспитатель: Дети, а что есть в воде нужное для того, чтобы там жила лягушка?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Дети, вдохнём глубоко. Чем мы дышим?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: Воздух прозрачный, мы его не видим, но он вокруг нас. А в воде воздух мы можем увидеть.
Воспитатель проводит с детьми опыт с воздухом:
Ставит баночки с водой, предлагает подуть через трубочку. Появляется много пузырьков воздуха.
Воспитатель: Дети, мы с вами увидели воздух!
"Укрась" лягушку!
Воспитатель предлагает детям украсить лягушку. Белую, бесцветную лягушку каждый ребёнок индивидуально "превращает" в сказочную, яркую, лучистую с помощью цветных карандашей.
Дети выполняют индивидуальную работу, делятся своими эмоциями, впечатлениями и "новым" отношением к лягушке
.
Итог занятия - выставка детских работ.
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Здравствуй, Весна!» |
Цель: 1. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, научить самостоятельно, находить их, устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных. 2. Через пословицы и поговорки помочь узнать мудрость народа, его жизненный опыт и наблюдения, накопленные в течение долгих веков. 3. Закрепить знания детей о способах размножения комнатных растений (черенкованием, луковичками, клубнями, воздушными и прикорневыми отростками, стеблевыми черенками, делением корневищ, разрезанными листьями), об условиях, необходимых для молодых посадок. 4. Вызвать желание вырастить красивое растение в подарок школе. 5. Воспитывать трудолюбие, любовь и бережное отношение к растениям. 6. Обогащать словарный запас слов, развивать связанную речь. Предварительная работа: Наблюдение, рассматривание комнатных растений, размножение бегонии, фиалки, традесканции, хлорофитума, колеуса. Составление паспорта комнатных растений, наблюдения и труд в уголке природы. Ежедневное наблюдение за погодой, рассматривание картин о временах года. Материал: Картинки о весне, фартуки, горшки с землей, лейки, ведра с водой, салфетки, комнатные растения и их черенки. Литература: Е.Е.Кочемасова «Здравствуй, мир!» Е.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой» Д. Сквайр «Уход за комнатными растениями» Ход занятия: Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку: Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет - В лесу подснежник расцветет. (Весна) Воспитатель: (показывает «часы о временах года») Скажите, какой цвет у весны? Сколько у нее месяцев? (у весны зеленый цвет, у весны три месяца: март, апрель, май). Расскажите мне про месяц март. Март - открывает весну. Весеннее теплое солнце побеждает холод и стужу. С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли: кап-кап! Мартовская капель звонко отсчитывает первые минуты, часы весны, поэтому его называют капельником и еще март называют «зимобором», потому что в марте зима с весной борется. В марте появляются первые проталинки. Отсюда другое название марта – «протальник». В марте прилетают грачи. Ходят они не спеша по проталинкам, ищут оттаявших жучков и червяков, гнезда строят. В народе говорят: «Грач на дворе, весна на горе», «Грач - зиму расклевал». Воспитатель: Расскажите о втором месяце весны - об апреле. За мартом апрель идет. В апреле весна вволю разгуляются. Поэтому апрель называют «снегогоном». К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега. Прозвали апрель «водолеем». Заиграли талой водой овраги, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи. Апрельские ручьи землю будят. Апрель водою славен, почками красен. Там где снег уже сошел, появляются первые весенние цветы. В лесу это подснежники. На лугах, возле рек это - цветы мать и мачехи. Мать и мачеха необычное растение, сначала цветет, потом отращивает листья. В апреле многие перелетные птицы возвращаются из теплых стран: скворцы, жаворонки, журавли. Хлопочут на гнездах, песни распевают. Вылезает из берлоги медведь. Он бывает очень худой, голодный, потому что всю зиму ничего не ел. У медведицы зимой рождаются медвежата. Медведица учит малышей отыскивать пищу. Ежи тоже сильно худеют, им нужно съесть много насекомых, чтобы набрать сил. Весной у ежихи рождаются 5-7 ежат. Сначала они бывают голые, а через несколько часов после рождения появляются мягкие белые иголочки. Ежиха кормит ежат молоком. Заяц и белка снова переодеваются. Третий месяц - май. Месяц зелени и цветов. Самый красивый и самый теплый весенний месяц. Его называют «травень», «цветень». Май леса наряжает, лето в гости ожидает. Цветут черемуха, вишни, яблони. Называют май и «песенник». Время это звонкое, певучее: что в полях куст, то щебет и свист. Как в лесах веточка - так песенка. Пчелы, шмели, бабочки, муравьи и жучки просыпаются от зимней спячки. Весна - щедрое на радость время года. Детям и взрослым тоже нравится весна. Все легко одеваются, дети играют в классики, мячами, прыгают на скакалке, катаются на велосипеде. Начались весенние работы: надо побелить деревья, сажать лук, сеять семена овощей и садовых цветов. В поле работают трактора: сеют семена пшеницы, ржи, гороха, овса, гречихи. Воспитатель: Весна - год кормит говориться в народной поговорке. Надо вовремя успеть посеять семена в поле, в огороде, в цветнике. Комнатные растения тоже надо посадить весной. На дворе весна. Предлагаю вам сегодня посадить комнатные цветы и вспомнить о способах размножения комнатных растений. Скоро вам в школу, поэтому эти комнатные цветы можете подарить вашему классу или школе и продолжите за ними ухаживать, а этому мы научились в детском саду. Поговорим немного о комнатных растениях. - Скажите, комнатные растения живые? (да, они дышат, пьют, растут, размножаются). Правильно, живые. Чтобы они радовали нас своим присутствием, цветами, чувствовали себя хорошо их надо любить, ухаживать за ними, помочь им расти, как ваши родители любят вас. Каждое растение- это определенный организм со своим характером. Вы, дети, тоже очень разные. Поэтому надо знать особенности по уходу за каждым растением создать благоприятные условия для развития. - Скажите, зачем в комнате выращиваем комнатные цветы? (оздоравливают микроклимат помещения; увлажняют воздух, очищают и обогащают воздух кислородом; украшают комнату; радуют нас своими красивыми цветами). Правильно. Я знаю, вы любите цветы, ухаживали за ними в течение года, наблюдали. Предлагаю игру: «Отгадай» (разделившись на две команды, отвечают на вопросы) - назови растение, которые надо поливать не в край горшка, а в поддонник? (фиалка, глоксиния, аммарилис, амаз. лилия) - назови водолюбивые комнатные растения? (бальзамин, герань, папортник, традесканция, циперус) - назови комнатные растения, которых нельзя опрыскивать? (герань, фиалка, бегония Рекс) - назови лекарственные комнатные растения? (алоэ, каланхоэ, золотой ус) - какие растения в зимние время поворачивают листья к свету? - назови растение, которое цветет в декабре? (зигокактус) - у какого растения кончик молодого листа завернут как улитка? (папортник) - у какого цветка пахнут не только цветы, но и листья? (герань) - у каких растений ярко-красные цветы? (канна, аммарилис, клубневая бегония, герань, бальзамин) - розовые цветы? (фиалка, бальзамин, фукция) - белые цветы? (бальзамин, хлорофитум, амазонская лилия) - у каких цветов цветы собраны в зонтик? (герань) - в сложный зонтик? (бегония Рекс) - назови комнатное растение с вьющимися стеблями? (циссус, сингониум) - какие комнатные цветы спали зимой в кладовке? (глоксиния, клубневая бегония) - назови ученого, который отгадал тайну о листьях? (Климент Аркадьевич Тимирязев) - почему листья растений зеленого цвета? (оттого, что в листьях спрятаны множество маленьких зернышек-хлорофиллы. В этих зернышках готовится вкусный обед для растений) - как называется прибор с увеличительным стеклом? (микроскоп) Воспитатель: Молодцы, понравились мне ваши ответы, много знаете о комнатных цветах. Игра «И расцвел цветок...»: Семена цветка попали в землю, солнце светит, их согревает, дождик льет, они растут, появились стебельки, листья, цветы. Ветер их качает, солнце греет, дождик умывает, им хорошо! Лето прошло, цветок отцвел, поспели семена и посыпались семена на землю). Воспитатель: Скажите, ребята, чем похожи комнатные растения? - Похожи тем, что у всех растений есть корень, стебель, листья, цветы. - За всеми цветами надо ухаживать: поливать, опрыскивать, рыхлить землю, протирать пыль, подкармливать. - Всем растениям для роста нужен свет, вода, воздух, тепло. - Растения зеленого цвета бывают. Комнатные растения отличаются тем что: - Растения требуют разного ухода в зависимости от условий их жизни на родине. Например, кактусы, алоэ, родиной которых являются безводные пустыни, где мало дождей, в комнатных условиях требуют редкой поливки и более солнечного места. - Растения тропических болот - традесканция, бальзамин, циперус, которые на родине привыкли к большому количеству влаги и воды, требуют более обильной поливки, им вреден прямой солнечный свет. - Комнатные цветы отличаются по форме стеблей. По форме стебли бывают прямостоячие, вьющиеся, цепляющиеся, стелющиеся, ползучие с приподнимающими стеблями. - Комнатные растения отличаются по форме листьев. Листья по форме бывают круглые, овальные, ланцетные, линейные - Комнатные цветы по форме края листа тоже разные: цельнокрайние, зубчатые, пильчатые, городчатые, выемчатые. - Отличаются по расположению листьев на стебле: очередное расположение, с прилистником, сидячие, мутовчатые, противоположное расположение листьев (супротивное). -У комнатных растений разные цветы. Разные они по цвету, по форме венчика, по расположению соцветий. Чашечки цветов бывают колокольчатый, воронковидный, колесовидный, гвоздевидный, мотыльковый. - По расположению соцветий тоже разные: соцветия- кисть, колос, зонтик, головка, метелка. - Комнатные растения отличаются тем, что размножаются разными способами: семенами, делением корневища, отводками, детками, верхушечными черенками, стеблевыми черенками, укоренением листовых черешков; размножаются из целых рассеченных листьев, из луковиц, из клубней. Воспитатель: Оказывается комнатные растения и похожи друг на друга и в то же время очень разные. Как мы с вами договорились, сегодня посадим цветы в подарок школе. Детки-растеницы давно нас ждут. Вставайте на свои рабочие места, одевайте фартуки. (Музыка) Воспитатель: Вспомним, как надо посадить растение в горшок землей: в середине, в центре горшка с землей палочкой надо сделать небольшую лунку, посадить в нее черенок до первого листика и легонько прижать землю вокруг черенка и полить водой. Музыка. Дети работают. По окончании работы убираются за собой, рассказывают о своем цветке. Воспитатель: Расскажите, какое комнатное растение вы посадили, каким способом можно размножить ваш цветок. Убираем рабочие столы, переносим горшки с растениями на другой стол. В групповой комнате продолжите за ними ухаживать. Поливать в первое время нужно очень немного. Лучше прикрыть пленкой, чтоб земля не пересохла, был влажный воздух. Поставить так, чтобы прямые солнечные лучи не попадали на растения. Появление новых листочков - знак того, что растения прижились. Хорошее состояние будет зависеть от того, как будете за растениями ухаживать. Спасибо за ваше старание, надеюсь, навсегда в ваших душах останется любовь к комнатным растениям! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру "Новые приключения колобка".
Игровая деятельность в средней группе "Новые приключения колобка". Позволяет закрепить знания основ безопасного поведения в лесу, на природе....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру «Посылка от Смешариков»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру «Посылка от Смешариков» Цели: - закрепить знания детей о видах транспорта и правилах поведения в транспорте....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по окружающему миру в средней группе "Птицы весной"
Весной наш детский сад активно учавствует в городской акции "Скворечник". Родители изготавливают скворечники, а мы потом вместе с детьми развешиваем их на территории детского сада. Так же мы ззнакомим...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе
Знакомство с понятием «заповедник», его основным назначением. НОД формирует представления об основных охраняемых природных территориях родного края....
конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру:"Поможем Мишке перебрать крупу"
Цель: знакомство детей со способом отделения мелкой крупы от крупного с помощью ситечка.Задачи:1. Развивать познавательную активность и любознательность детей.2. Развивать речь, активизировать сл...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру «Оранжевое настроение».
«Оранжевое настроение».Цель: вызывать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы, различать, узнавать, называть деревья. Учить любоваться листьями, относиться к ним бережно. Учить пользоваться...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по окружающему миру в подготовительной группе на тему: "Все работы хороши, выбирай на вкус!"
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по окружающему миру в подготовительной группе на тему: "Все работы хороши, выбирай на вкус!"...