Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников -план-программа «Ознакомление с «зеленым миром Санкт-Петербурга и его окрестностей» с детьми старшего дошкольного возраста ».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Румянцева Светлана Анатольевна
Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников -план-программа «Ознакомление с «зеленым миром Санкт-Петербурга и его окрестностей» с детьми старшего дошкольного возраста ». Основная цель программы: воспитывать в детях культурного горожанина, умеющего видеть красоту природы Санкт-Петербурга и его пригородов, сохраняющего исторические и природные ценности родного города для будущих поколений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-программа

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с «зелёным миром Санкт – Петербурга и его окрестностей» с детьми старшего дошкольного возраста.

Составитель: воспитатель

 ГБДОУ детский сад №28

Румянцева Светлана Анатольевна

1 квалификационной категории

 Санкт – Петербург 2023 г

Аннотация

  1. Дидактическая направленность работы

Данная работа представляет собой электронные документы, предназначенные для организации и проведения теоретических и практических занятий по нравственно – патриотическое воспитанию дошкольников через ознакомление с «зелёным миром Санкт – Петербурга и его окрестностей» Электронные материалы могут быть использованы при проведении занятий с детьми 5-7 лет. Планирование составлено для детей дошкольного возраста с 5 лет и рассчитана на 3 периода воспитательно – образовательной работы:

I – общее ознакомление с природой Санкт – Петербурга (сады, парки, Нева, бездомные животные) и Ленинградской области (сравнение села и города, природа области)

II - ознакомление с организацией (стилем) садов и парков Санкт – Петербурга и пригородов, с экосистемой региона (краеведческая работа), экологическими условиями микрорайона Малой Охты, особенностями Невы, живой и неживой природой.

III – пополнение знаний детей о садах и парках города, в том числе и новых (300 – летия Санкт – Петербурга, каменный лабиринт и другие) и пригородов Санкт – Петербурга, знакомство с заповедниками Ленинградской области, Красной книгой, введение экологических акций и т.д.

 Основная цель программы: воспитывать в детях культурного горожанина, умеющего видеть красоту природы Санкт – Петербурга и его пригородов, сохраняющего исторические и природные ценности родного города для будущих поколений. Основные принципы построения работы:

  • - Доступность
  • - Постепенность усложнения материала
  • - Использование научного опыта современных исследователей – педагогов
  • - Знание возрастных психофизиологических особенностей детей.
  • Воспитательно – образовательный процесс предусматривает следующие формы работы с детьми:
  • - Совместное общение с детьми
  • - Интегрированные занятия
  • - Занятия в форме досуга, КВН
  • - Индивидуальная работа с детьми
  • - Самостоятельная познавательная деятельность детей.
  • - Проектная деятельность.

Процесс насыщен дидактико – развивающими играми, подборкой иллюстративного материала, художественно – литературным материалом, макетами, мнемотаблицами и тесно пересекается с другими направлениями воспитательно – образовательной работы с детьми (экологическое воспитание, развитие в изобразительной деятельности, развитие элементарных естественно – научных представлений, развитие представлений о человеке в истории и культуре, социально – эмоциональное развития.

  1. Адресат

Разработанные электронные материалы предназначены для реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников среди воспитанников 5-7 лет.

  1. Методические рекомендации по применению в учебном процессе

Работа может быть использована для фронтальной, групповой и индивидуальной работы с детьми.

План - программа

Месяц

Тема:

Цель:

Интеграция:

IX

Заповедники и Красная книга природы Ленинградской области.

Познакомить детей с жителями заповедников Ленинградской области, занесенными в Красную книгу, развитие кругозора, воспитание интереса и любви к природе.

Альбом-проект «Красная книга Ленинградской области», художественное творчество: лепка «Лебеди отдыхают в Лебяжьем заказнике», «Кто мне понравился в заповедниках Ленинградской области», презентация.

X

«В те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал…» А. С. Пушкин (Царское село)

Познакомить с любимым местом А.С. Пушкина -парками Царского Села.

Проект «19.10-заветный день лицея», презентация, художественное творчество: рисование «Осень в парках Царского Села».

XI

Петродворец-жемчужина Санкт-Петербурга

Познакомить со скульптурами и фонтанами Петродворца, помочь понять особенность:

  • Шумовой эффект
  • Парки в регулярном стиле
  • Фонтаны-символы победы России в Северной войне Самсон, Персей…

Проект на тему, презентация, художественное творчество: рисование «Мой любимый фонтан Петродворца», «Шуточные и героические фонтаны Петродворца».

XII

Парки Павловска-«музыка для глаз».

Познакомить детей с Павловскими парками, помочь понять особенность:

  • Использование колонн
  • Кругов и овалов
  • Система звёзд

Проект на тему, презентация, художественное творчество «Храм дружбы».

I

Зимние сады Петербурга

Расширить кругозор детей о современном искусстве создания зимних садов.

Проект на тему, презентация, художественное творчество: рисование «Мой зимний сад».

II

Что мы знаем о Неве

  • Формировать знания о том, как образовалась Нева.
  • Уточнить знания детей о ее растительности, рыбах, водоплавающих птицах.
  • Продолжать знакомить детей с мостами Санкт-Петербурга (название, какие через Неву, по способу конструкции).
  • Закрепить умение ориентироваться по карте.
  • Расширять кругозор детей.

Проект на тему, презентация, чтение и заучивание стихотворений о реках и мостах нашего города, художественное творчество: рисование «Мосты повисли над водами»  

III

Парк 300-летия Санкт-Петербурга-«гимн природе, цветам и жизни».

Познакомить детей с парком 300-летия Санкт-Петербурга с современной ландшафтной архитектурой.

Проект на тему, презентация, художественное творчество: рисование «Я разбиваю сад».

IV

Цветочные часы

Познакомить детей с цветочными часами в Александровском саду.

Проект на тему, презентация, художественное творчество: коллективная аппликация «Цветочные часы» (мозаика)

V

О Петербургской флоре

Расширять кругозор детей о формировании петербургской флоры

Проект на тему, презентация, художественное творчество: «Растения-литофиты», экологическая тропа.

VI

Зелёный мир Санкт-Петербурга и его окрестностей.

Воспитывать чувство ответственности к природе родного города, окрестностям.

Проект на тему, презентация, художественное творчество по замыслу, фотоальбомы на тему.


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно – речевому развитию детей Красногвардейского района

Санкт - Петербурга

Конспект

Конспект

 непрерывной непосредственной организованной образовательной деятельности,

образовательная область "Познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста.

Тема ": «Что мы знаем о Неве»

 (с использованием технологии исследовательской деятельности, здоровье сберегающей технологии, игровой технологии, мультимедийные технологии, технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми)

 Составитель: воспитатель ГБДОУ детский сад № 28                                                        первой квалификационной категории    

 Румянцева Светлана Анатольевна

                 

Санкт – Петербург 2023год


Цель: закрепить знания детей о Неве

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Образовательные задачи:

-Формировать знания о том, как образовалась Нева.

-Уточнить знания детей о ее растительности, рыбах, водоплавающих птицах.

-Продолжать знакомить детей с мостами Санкт-Петербурга (название, какие через Неву, по способу конструкции).

-Закрепить умение ориентироваться по карте.

-Расширять кругозор детей.

Развивающие задачи:

-Развивать познавательный интерес к изучению Невы.

-Развивать умение отвечать на вопросы педагога и доказывать свою точку зрения.

Воспитательные задачи:

-Вызвать положительный настрой на совместное общение

-Воспитывать бережное отношение к реке, ее обитателям, любовь к своему городу.

Предварительная работа: 

Беседа на тему «Кто живет в Неве», по карте «Как образовалась Нева», д/и «Рыбы», «Пол слова», «Какой – какая», «Мосты», «Мосты повисли над водами», рассматривание иллюстраций с видами Невы, ледоходом на ней, мостами, рыбами, водоплавающими птицами, рассматривание мнемотаблицы «Где используется вода», «Рыбы», чтение Х.Патаки «Мосты Петербурга», чтение и заучивание стихотворений о реках и мостах нашего города.

Использование современных педагогических технологий:

*полисенсорная технология

*технология игры

*технология личностно-ориентированного взаимодействия

*мультимедийные технологии

Оборудование: письмо, диск «Звуки природы», лист ватмана, маркеры, клей, картинки с видами рыб, водоплавающих птиц, дикими животными, деревьями, мостами, д/и «С чьей ветки детки?», мультимедийный проектор, презентация «Мосты Санкт-Петербурга», «Жители Невы», план – схема «Нева на севере-западе России», лазерная указка

ТСО и ИКТ

*персональный компьютер

*аудиозаписи

*презентация Power Point

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

В занятие включены современные образовательные технологии:

*игровая технология

*технология интегративного занятия

*использование ИКТ

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационный момент

  • Стук. «Почтальон» приносит письмо.
  • Дети, я вам могу помочь прочитать письмо: «Уважаемые дети! С приветом к вам учёная сова. У нас в лесу в Ленинградской области перепись жителей. Рядом с нами протекает «новая река». Помогите, пожалуйста, узнать, как она называется, появилась, её жителей, что в ней особенного»C:\Users\16.35.21\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\82DWA04Y\Snowy_Owl_Barrow_Alaska[1].jpg

Дети открывают, находят письмо рассматривают

  • Дети, можем ли мы помочь Сове?
  • Что такое перепись и что нам надо узнать?
  • О какой «новой реке» идёт речь?
  • Что может нам помочь в поиске?
  • (Звучит музыка «Звуки природы», «Ручей (река, вода) -на слайде «План-схема «Нева на севере-западе России»».) 
  • Кто помнит, как Нева появилась?
  • Как мы можем показать это?
    (Дети стоят кругом)
  • Когда-то давным-давно, где сейчас наш город, был огромный ледник. Но постепенно лед таял, и все вокруг заливала вода. Образовалось древнее море. В некоторых местах стала показываться суша (земля), а вода уходила в глубину – так образовалось Ладожское озеро и Балтийское море. (Дети образуют два круга) Но вода в озера все прибывала из других речек, которые впадали в него. Воде стало тесно в озере, и она однажды вырвалась и понеслась в сторону моря (показ на одном из детей). Так образовалась наша река – Нева. (ребенок Нева соединяет руками оба круга – «озеро» и «море».
  • Дети, покажите, откуда вытекает Нева?  
  • Куда впадает?
    Около наших берегов Балтийское море образует  Финский залив. Нева – главная река нашего города. Она стремительна и полноводна. Река Нева появилась недавно и названа от этого «нео» - новая.
  • Дети, мы можем подсказать Сове название реки. Как нам лучше рассказать ей об этом? Что нам помогло?
  • Дети рисуют карту, подписывают название реки.
  • Какие вопросы были у Совы?
  • Что вокруг Невы мы видим на карте? (слайд)
  •  Когда человек еще не поселился около ее берегов, там росли густые леса. Давайте вспомним названия этих деревьев.
  • Д/и «С чьей ветки детки» (дети по плодам называют  деревья, которые росли около Невы: ель , серую ольху, липу, дуб, сосну, осину.
  • В лесах жили дикие животные.
    Д/и «Животные наших лесов»
  • Зимой- белый, летом – серый (заяц)
  • Про него народ лесной говорит, что он портной
    потому что словно елка
    он с рождения весь в иголках (еж)
  • Не мышь, не птица
    В лесу резвиться
    На деревьях живет
    И орешки грызет. (Белка)
  • Он в берлоге спит зимой
    Под большущею сосной,
    А когда придет весна, Просыпается от сна! (Медведь)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее (лиса)

  • Дети, как Сове об этом рассказать?
  • Наклеим на карту картинки с изображением деревьев и зверей.
  • Кого ещё привлекают воды Невы?
  • Сама же Нева и Ладожское озеро богаты рыбой. Какая рыба живет в наших водах? (Показ слайдов-Сиг, корюшка, ерш, щука, налим, окунь, плотва )
  • Кого еще привлекают воды Невы?
  • Показ слайдов (утки, лебеди, гуси, чайки и др.)
  • Физкультминутка п/и «Невод»
  • Двое детей-невод-держатся за руки, остальные-рыбки. Рыбки бегают, невод ловит.
  • Стихотворение о Неве (читает ребёнок)
    У красавицы Невы
    Ожерелье из листвы,
    Из гранитов самых лучших
    Сшито платье на века.
    Но совсем не белоручка
    Знаменитая река:
  • Баржи, лодки, пароходы
    На себе несет Нева.
    И в трубе водопроводной
    Тоже плещется Нева.
  • Какая Нева? Почему её так называют?
  •  Вокруг Невы красивые леса, а в черте города – зеленые насаждения, набережные, мосты.
  • Какие особенности мостов Санкт-Петербурга?
  • Презентация «Мосты Санкт – Петербурга»
  • Отметим на карте мосты через Неву наклейками.
  • Чтобы сохранить красоту Невы, что нужно делать? (не сорить, не вырубать леса, не портить набережные (рисовать мелком, царапать) мосты, подкармливать птиц)
  • Карта готова. Полюбуемся красотой нашей загадочной реки Невы! Как петербуржцы мы можем гордиться ею.
  • Приходит «почтальон» (взрослый) уносит письмо.
  • Рефлексия
  • У вас всё получилось, ребята! Мы ответили на все вопросы Совы и помогли в переписи жителей, составили карту. Сове трудно было справится в одиночестве!
  • Скажите, что мы сегодня делали?
  • А зачем мы столько вспомнили про Неву?
  • Что вам больше всего запомнилось?
  • Понравилось или не понравилось?
  • Воспитатель оценивает работу детей.

Дети обсуждают, догадываются использовать карту.

Делятся впечатлениями, с помощью лазерной указки находят Балтийское море, Ладожское озеро, Неву.

Из Ладожского озера

В Балтийское море через Финский залив.

Нева. Предложения детей, рисуют карту.

Перечисляют

Леса. Дети догадываются, что жители-деревья и звери.

Предложения детей, вспоминают, что прислана карта, можно наклеить туда картинки деревьев, зверей ,рыб, птиц.

наклеивают

водоплавающих птиц

Дети стоят в кругу

Ответы детей

Ответы детей.

Делятся по конструкции:

Разводные, арочные, висячие. Во время презентации  называют мосты, выделяют особенности, наклеивают картинки с мостами.

Дети рефлексируют с воспитателем, подводят итоги совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для совместной работы родителей и ребенка дома по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексическим темам

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что это одним из основных условий успешной работы с ребенком. Разработала методически...

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Мой дом родной, село родное" с детьми старшего дошкольного возраста

Данное занятие можно использовать педагогам в сельской местности для ознакомления с понятием Родина, малая родина....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "В природе все нужны друг другу" для старшего дошкольного возраста.

Данное занятие позволяет расширить, пополнить и уточнить знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на ос...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Пейте, дети, молоко» для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание: 1. Расширять представление детей о молоке и молочных продуктах, их пользе для детского организма.2. Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.3. Уточнить пре...

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В СТИХОТВОРЕНИЯХ И ИСТОРИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание картотеки с иллюстрациями: Стихотворения о городе Санкт-Петербург……………..1 История достопримечательностей Петербурга……&helli...

Методические рекомендации для педагогов ДОО «Подготовка и проведение квест-игры с элементами геокешинга «Сызрань – город сокровищ» с родителями и детьми старшего дошкольного возраста»

    Геокэшинг (англ. geocaching от греч. γεο- — Земля + англ. cache — тайник) — туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, состоящая в нахожд...