Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "В природе все нужны друг другу" для старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данное занятие позволяет расширить, пополнить и уточнить знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений (в лесу, на лугу и в других природных сообщества). Закрепить знания о значении Красной книги и Крымских заповедников. Выявить знания о географическом положении Крыма, о морях, омывающих полуостров. Обобщить и закрепить знания детей о морских обитателях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_prirode_vse_nuzhny_drug_drugu.docx | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ''ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №56 ''ЛАНДЫШ'' МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Конспект занятия «В природе все нужны друг другу»
Воспитатель
группы старшей группы№5 «Звёздочки»
Гафарова Э.Т.
г. Симферополь 2017г
Программное содержание:
Расширить, пополнить и уточнить знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений (в лесу, на лугу и в других природных сообщества).
. Закрепить знания о значении Красной книги и Крымских заповедников.
Выявить знания о географическом положении Крыма, о морях, омывающих полуостров.
Обобщить и закрепить знания детей о морских обитателях.
Закрепить знания о правилах поведения в природе.
Закрепить счет второго десятка, умение пользоваться карандашом и линейкой.
Развивать связную речь, логическое мышление
Учить строить сложные предложения.
Развивать познавательный интерес, восприятие, память, мышление.
Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.
Воспитывать любовь к родному краю, интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу
Оборудование: светофор, фишки с цветными кружками, книга иллюстрации по правилам поведения в природе.
Ход занятия
В.: Ребята, сегодня к нам в группу пришли. Давайте все вместе поздороваемся.
Д.: Доброе утро!
Ребята, вы любите разгадывать загадки?
Загадка.
На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь —
В руках унесёшь (глобус).
Показать глобус и спросить, что такое глобус. Слайд№2
Ответы детей:
Глобус – это модель Земного шара.
Земной шар такой большой, что нужно много-много дней и даже месяцев, чтобы объехать его.
Воспитатель.
Дети, наша планета Земля – самая красивая из всех планет которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери. Слайд №3
И, конечно же, на нашей планете живут вместе разные народы. Все мы дышим одним воздухом, пьём одну воду и очень зависим друг от друга. В мире животных и растений нет ничего ненужного и лишнего. Человек тоже часть природы. Без неё он не может жить.
Если человек неправильно ведёт себя в природе, уничтожает растения и животных, загрязняет реки, моря, землю, то ему самому становится жить плохо. Грязный воздух и вода, заражённая земля вызывают разные заболевания, и даже гибель людей. Уничтожение животных и растений ведёт к их полному исчезновению.
Помните о том, что вы всегда должны бережно относиться ко всему, что вас окружает, чтобы наша земля не превратилась в пустыню.
Дети читают стихотворение Е. Шкваловой «Ты береги нас».
1-й ребенок:
Смотрю на глобус - шар земной
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги».
2-й ребенок:
В тревоге рощи и леса
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги».
3-й ребенок:
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
4-й ребенок:
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим - не солги,
Ты береги нас, береги».
5-й ребенок:
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу…»
В.: Дети, как называется полуостров, на котором мы живем?
Д.: Наш полуостров называется Крым. Слайд №4
В.: На что похож наш полуостров Крым?
Д.: На листик, который плывет по воде, на рыбку, уточку, кораблик, вертолет, черепаху…
В.: Я предлагаю вам совершить путешествие по нашему замечательному полуострову. Вы согласны?
Д.: Да!
Звучит песня о Крыме.
Забегает мальчик, одетый в костюм лесовичка весь расстроенный.
В.: Ребята, вы узнали кто это? Как его зовут?
Д.: Лесовичок
В.: (обращаясь клесовичку) А почему ты такой расстроенный? Что у тебя случилось?
Крымуша: Злая Баба-Яга украла у меня «Красную книгу», а это очень важная книга! Да что я вам говорю, вы же все равно не знаете, что это за книга!
В.: Почему ты так говоришь? Дети знают очень хорошо об этой книге, правда ребята?!
Д.: Да!
В.: Что такое «Красная книга», почему ее называют «красной»? Сейчас мы тебе расскажем.
Слайд №5
Д.: Красная она потому, что красный цвет, как сигнал светофора, предупреждает людей о том, что этих животных и растений осталось мало и их нужно спасать.
В.: Какого цвета страницы в этой книге?
Д.: В этой книге страницы не белые, а цветные. Первые страницы красные. На них указаны растения и животные, которых осталось очень мало и их надо немедленно спасать.
Д.: Следующие страницы желтые. Желтый цвет страниц напоминает, что этих растений и животных становится все меньше и меньше, и их тоже надо спасать.
Д.: Потом идут белые страницы, на них написаны правила поведения в природе. Если их не соблюдать, то растения и животные попадут в беду.
Д.: Дальше идут зеленые страницы. Здесь записаны растения и животные, которых в природе много. Когда мы выходим в природу, то мы говорим: «Мы вас не обидим».
Лесовичок: Ребята, поможете мне найти Бабу-Ягу и забрать у нее Красную книгу?
Д.: Да!
В.: А как же нам найти дорогу к ее избушке?
Лесовичок: Мой друг – светофор (показывает) укажет нам дорогу, только нам нужно будет выполнить все его задания и тогда мы вернем светофору все его цвета и он укажет путь к избушке Бабы – Яги. Слайд №6
Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами пойдем в лес, но он не простой, а сказочный. (Уходят в имитируемый лес).
Солнце в путешествие нас призывает.
И о дороге оповещает.
Идите, мои дорогие, под ноги смотрите,
Травам и цветам нежно поклонитесь.
Пусть же путешествие сказкой станет,
О нем расскажете папе и маме. Слайд №7
Вот мы и пришли в лес. Посмотрите, как ярко светит солнышко, зеленеет травка, поют птицы, воздух прозрачен и чист. Как здесь хорошо.
В.: Дети, посмотрите, первый цвет светофора, а здесь задание:
В.: Какими морями омывается наш полуостров Крым? Слайд № 8
Д.: Наш полуостров омывается Черным и Азовским морями.
В.:-Какой вкус имеет морская вода?
В.;Вот еще один цвет светофора
Викторина о море.
2. Какой иглой нельзя шить? (Морская рыба – игла). Слайд 9
3. Какую рыбу называют «лепешкой» и почему? (Камбала) Слайд № 10
4. Для чего медузе щупальца и есть ли у нее рот? Слайд № 11
(Своими щупальцами она добывает себе пищу, а также щупальца помогают медузе плавать. Рот есть).
В.: Вот еще один цвет светофора:
Назовите самых крупных обитателей Черного моря.
В.: Правильно, дельфины. Они – одни из самых загадочных животных на нашей планете. Слайд №12
-А как вы думаете, дельфины это рыбы или животные?
Д.: Животные, но обитают в воде. И как животные, они дышат воздухом. А еще маленького дельфиненка мама выкармливает своим молоком. Дельфины – млекопитающие. Живут семьями.
Д.: Дельфины. В переводе с греческого «дельфос» означает «брат».
В.: А чем питаются дельфины?
Д.: Дельфины очень любят рыбу и разных морских моллюсков – кальмаров, креветок, осьминогов.
В.: Ребята, как вы думаете, дельфины спят?
Д.: Спят дельфины на боку, при этом один глаз у них всегда открыт, это помогает дельфину оставаться в безопасности.
В.: Почему дельфины живут у поверхности воды? Д.: У них нет жабр, они часто всплывают, чтобы глотнуть воздух.
В.: А еще, дельфин, животное разумное. Швейцарские ученые обнаружили, что по уровню интеллекта дельфины занимают 2 место после человека. Слоны оказались на 3 месте, а обезьяны заняли только 4 место.
- А вот и наш светофор! Он готов показать нам дорогу к избушке бабы-Яги. Звучит музыка «Шум леса».
В.: Дети, посмотрите, мы в лесу. Слайд № 13
Птицы поют, деревья листьями шелестят. Давайте поздороваемся с лесом:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится,
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь: мы - свои. Слайд №14
В.: Дети, посмотрите, а вот и избушка бабы-Яги.
Д.: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!».
Звучит музыка
Выбегает баба-Яга, осматривает всех детей и, обращаясь к ним, говорит:
«Что за мода у людей,
Стали хуже дикарей,
Будут мимо проходить-
Так начнут избу крутить
Убирайтесь по добру
Сейчас уши надеру!»
В.: Простите, уважаемая баба-Яга. Это мы, дети старшей группы детского сада «Ландыш».
Б.Я.: Знаю, знаю я таких! Были здесь у прошлую пятницу. Насорили, натоптали и ушли. Срам, да и только. А, вот, давеча зверюшки приходили из одной лесной школы, вот они природу любят, берегут и все-все о ней знают.
В.: Баба-Яга, что ты сердишься, ругаешь нас зря. Наши дети тоже любят, берегут природу. И очень много о ней знают.
Б.Я.: Щас, проверю! У меня для вас есть одна игра. (Достает лист из кармана). Только вот я (оглядывается), очки где-то позабыла.
В.: Баба-Яга, давай я помогу прочитать.
Игра «Экологический светофор».
При ответе будем использовать красные, желтые и зеленые кружки.
Красный свет означает, что ваши действия приносят вред окружающей среде и жизни людей.
Желтый свет говорит о том, что надо постараться не нанести природе вреда своими действиями.
Зеленый свет указывает на то, что вы настоящие друзья и защитники природы.
1. Мы идем в поход. Перед тем, как идти домой, мы собрали весь мусор около воды и унесли с собой. Зеленый Слайд № 15,16
2. Туристы оставили в лесу тлеющий костер. Красный Слайд № 17, 18
3. Мы не стали рвать в лесу ландыши. Зеленый Слайд № 19,20
4. Дети собирают в лесу цветы. Желтый Слайд №21,22
5. Многие выгуливают собак на игровых площадках, газонах. Красный Слайд №23,24
6. Можно ли сломать просто так ветку с какого-то дерева или кустарника?
Красный Слайд №25, 26
7. Съели мороженное, упаковку выбросили в мусорный контейнер.Зеленый Слайд № 27, 28
8. Можно ли уничтожать лягушек, змей и других животных? Красный Слайд № 29,30
Б.Я.: Да, наверное в прошлую пятницу не ваши дети были! Что же мне еще у вас спросить?
. Экологический калейдоскоп-это интересные игры, вопросы, это ваши знания, эрудиция и находчивость.
«Вопрос-ответ»
Слушаем вопрос:
1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика) Слайд №31
2. Что делает ёж зимой? (спит) Слад № 32
3. Сколько ног у паука? (восемь) Слайд №33
4. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка). Слайд № 34
5. Кто носит свой дом на спине? (улитка) Слайд №35
6. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка). Слайд № 36
7.Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока). Слайд № 37
8.Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник). Слайд № 38
9. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник) Слайд № 39
10. У какого дерева белый ствол? (береза) Слайд № 40
11. Как называется дом у муравья? (муравейник). Слайд № 41
12 .Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка) Слайд № 42
Баба-яга: Ну и это отгадали. А у меня еще одна игра
Игра «Четвёртый лишний».
Детям раздаются карточки, на которых размещены четыре картинки с изображением насекомых, птиц, животных. Ребёнок называет, какая из четырех картинок лишняя и почему.
Например: шмель на этой карточке лишний, потому что на других картинках изображены дикие животные.
1. Заяц, ёж, лиса, шмель; Слайд № 43
2. Дятел, паук, скворец, сорока; Слайд №44
3. Бабочка, стрекоза, лиса, пчела; Слайд № 45
4. Кузнечик, божья коровка, сорока, комар; Слайд № 46
5. Таракан, муха, пчела, божья коровка; Слайд №47
6. Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; Слайд № 48
7. Стрекоза, бабочка, комар, дятел Слайд № 49
Вос –ль: Б.я. А ты не хочешь с детками поиграть
Пальчиковая игра : «У оленя дом большой»
У оленя дом большой- (делаем руками крышу)
Он глядит в свое окошко (делаем руками окошко)
Зайка по лесу бежит ,в дверь к нему стучит- (изображаем бег на месте)
Стук-стук!Дверь открой!- (стучим и открываем дверь-две ладоши в стороны)
Там в лесу охотник злой!- (показываем злого охотника-хмурим брови и руки вверх
Зайка, зайка забегай!- (приглашаем рукой ;машем-заходи!)
Лапу мне давай!- (дает лапу)
Б.Я: Ну все, теперь я спокойно могу идти спать! (зевает).
В.: Баба-Яга, верни пожалуйста Красную книгу лесовичку уж очень он расстроен.
Б.Я.: Все ж то вы знаете и на все вопросы ответили. Придется вернуть (отдает). До свидания, ребята! (уходит).
В.: Ну, нам пора возвращаться обратно в детский сад.
Солнце в путешествие нас призывает.
И о дороге оповещает.
Идите, мои дорогие, под ноги смотрите,
Травам и цветам нежно поклонитесь.
Пусть же путешествие сказкой станет,
О нем расскажете папе и маме.
В.: Дети, вот мы и вернулись в наш любимый детский сад!
Лесовичок : Спасибо вам большое, вы вернули мне Красную книгу. Мне пора, до свидания!
Вос-ль: Да, ребята, наша планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь! Слайд №50
Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы – частица природы! Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!
В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».
Чтобы защитить нашу Землю от гибели, каждый должен начать с себя. В первую очередь, должно быть бережное отношение к природе, растениям, которые дают нам воздух. Не стоит загрязнять города мелким мусором, который не сложно донести до урны.
Если каждый заглянет в себя и вспомнит, сколько вреда он причинил природе, а после этого постарается быть мудрее и заботливее, то наша «Голубая планета» просуществует на сотни лет дольше, вместе уже с вашими детьми и их потомками.
Ребёнок. Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Ребенок. На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Ведущий: Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко
А сейчас найдите своё сердечко и послушайте, как оно стучит. Представьте, что это кусочек ласкового солнышка. Яркий и тёплый свет его разливается по всему телу, по рукам и ногам. Его столько, что оно уже не вмещается в нас. Давайте пошлём этот свет и тепло всем, всем кто живёт на нашей планете.
У нас одна Земля.
У нас одна Земля, одна,
Она такая голубая.
Нас к помощи зовет она,
Незащищенная такая...
Не отзовешься — в тот же миг
Она нам бросит в обвиненье:
«Не защитили, не спасли!»
Спаси, спасите эту Землю!
На ней одной цветут цветы,
На ней одной смеются дети,
И нет прекрасней красоты,
И нету голубей планеты.
Вос-ль: А сейчас мы с вами сделаем наш полуостров Крым. Слайд №51
Аплликация: коллаж Крым
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по ознакомлению с правилами дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Безопасность на дороге»
Ознакомление детей с правилами дорожного движения для повышения их безопасности....
Конспект экологического КВН Тема: «Охранять природу – значит, охранять Родину!» (для старшего дошкольного возраста)
Конспект занятия направлен на формирование экологической культуры у детей. Поможет вспомнить и систематизировать правила поведения в природе, расширить кругозор дошкольников....
Конспект развлечения по ознакомлению с правилами дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Весёлые путешественники»
Цель: формирование знаний детей о ПДД Задачи: 1. Воспитывать осознанную позицию пешехода и безопасности дорожного движения.2. Закрепить представление о транспорте (наземны...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (ООМ) для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) по теме: «Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом»
В методической разработке представлен материал по проведению занятия по ознакомлению с окружающим миром. Воспитанники получат возможность узнать о пользе и вреде огня. Так же материал может быть полез...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением для старшего дошкольного возраста /5-6 лет/ «Донские казаки»
Цель: Создание условий для познавательного развития старших дошкольников через ознакомление с историей Донского края.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «...
Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром «Родина» с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с социальным миром "Родина"...
Конспект занятия по ознакомлению с природой. «Кому нужна вода?»
Конспект занятия по ознакомлению с природой. «Кому нужна вода?»...