План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Мой дом родной, село родное" с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Данное занятие можно использовать педагогам в сельской местности для ознакомления с понятием Родина, малая родина.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематическая рубрика выпуска: план-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе тема: «Мой дом родной, село родное».
Ф.И.О.: Кашаева Анастасия Анатольевна (воспитатель), Улендеева Василиса Анатольевна (старший воспитатель)
Наименование образовательного учреждения: Государственное бюджетное образовательное учреждение средней общеобразовательной школы с. Среднее Аверкино структурное подразделение «Детский сад Ивушка»
Почтовый адрес: 446480 Самарская область, Похвистневский район, с. Среднее Аверкино, ул. Центральная, 64-а.
Телефон автора: 89276581715 (сот.), 8 (84656) 42669 (дом.)
e-mail автора: anastasiyakashaeva@yandex.ru
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе
Тема:«Мой дом родной, село родное»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
- Расширять представления детей о России, городе Самара, городе Похвистнево, их символике, достопримечательностях.
- Систематизировать знания о родном селе – Среднее Аверкино, его достопримечательностях.
- Закреплять представления о назначении конвертов, марок; правильного написания писем и их отправления;
- Систематизировать знания о ПДД.
- Создавать условия для познавательного общения в процессе рассматривания фотографий, иллюстраций.
- Активизировать в речи детей слова: флаг, герб, губернатор, глава города, страна, губерния, глава поселения, большая и малая родина.
- Развивать мелкую моторику рук посредством работы над созданием объемного голубя из бумаги.
- Создавать условия для проявления чувства любви к родному краю, его природе и жителям.
- Стимулировать двигательную активность детей посредством динамической паузы.
Методы и приемы:
- практические: деление на подгруппы с помощью цветных марок, распределение фотографий и картинок на две группы, создание объемной фигуры голубя из бумаги по заранее приготовленному шаблону, динамическая пауза, интерактивная игра «Узнай село по картинкам».
- наглядные: рассматривание глобуса, конверта с марками, фотографий с достопримечательностями города Самары и Похвистнева; слайдов с фотографиями улиц села, школы, природы родного края.
- словесные: рассуждения, диалог, подбор прилагательных к слову «родина»; прослушивание стихотворения и песни, ответы на вопросы по содержанию прослушанных произведений.
Материалы и оборудование: глобус, картинки и фотографии с изображением герба, губернатора, достопримечательностямигорода Самары, фотографии достопримечательностей города Похвистнево, глава и герб города; конверт с наклеенными марками; интерактивная игра «Узнай село по картинкам», изображение капельки и слайдовая презентация к стихотворению «Дождик, дождик, где ты был?»; шаблоны голубей, клей – карандаш, салфеточки, клеенки (для изготовления голубей); экран для показа слайдов, компьютер или ноутбук, колонки.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Динамическая пауза «Наша дружная семья», «Мы по городу идем» |
Игровая | Игра «Распредели фотографии», игра «Узнай село по картинкам» |
Конструирование | Создание объемной фигуры голубя из бумаги |
Познавательно-исследовательская | Рассматривание фотографий с достопримечательностями города Самары, Похвистнева. Рассказ детей и педагога о значимых местах Самарской губернии и села Среднее Аверкино. |
Коммуникативная | Ответы на вопросы по содержанию прослушанного стихотворения и песни, ответы на вопросы, подбор прилагательных к слову «родина», составление предложений по выбранной фотографии. |
Музыкальная | Слушание стихотворения «Дождик, дождик, где ты был» и песни «С чего начинается родина» |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Предлагает детям поприветствовать друг друга. Здравствуй, небо! Здравствуй, солнце! Здравствуй, земля! Здравствуй, планета Земля! Здравствуй, наша большая семья! Спрашивает о том, кто такая большая семья, где может жить такая семья и как называется дом, в котором люди родились (родина). Предлагает выбрать те предметы, которые показали бы местоположение нашей родины. Просит показать на глобусе и на карте, где находится страна, в которой живут дети. Предлагает ответить на вопрос: «Какая наша родина?». | Приветствуют друг друга. Отвечают на вопросы. Показывают на глобусе и на карте свою страну, называют ее. | Проявляют интерес к познавательной ситуации. |
2 | Беседует с детьми о том, как и кто бы смог рассмотреть с воздуха Россию и рассказать, какая же большая наша Родина. Предлагает пройти к пуфикам, организует просмотр презентации и слушание стихотворения «Дождик, дождик, где ты был?» -Дождик, дождик, где ты был? -Я по небу с тучкой плыл! -А потом ты что – разбился? -Ой, нет-нет, водой разлился, Капал, капал вниз, упал - Прямо в речку я попал! А потом я плыл далёко В речке быстрой, синеокой, Любовался всей душой Нашей Родиной большой!
Ну а после испарился, К тучке белой прикрепился, И поплыл, скажу я вам, К дальним странам, островам.
И теперь над океаном Я всё вдаль плыву с туманом! Хватит, ветер, дальше дуть - Нужно плыть в обратный путь.
Чтобы с речкой повстречаться, Чтоб с ней в лес родной помчаться! Любоваться чтоб душой Нашей Родиной большой.
Так что, ветер, друг ты мой, С тучкой мы спешим домой! Нас ты, ветер, подгоняй - Тучку к дому направляй!
Ведь по дому я скучаю... Ну-ка, тучку раскачаю! К дому ух как тороплюсь… Скоро-скоро к вам вернусь! Просит ответить на вопросы по услышанному стихотворению, поделиться впечатлениями | Рассуждают, просматривают презентацию и слушают стихотворение Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями | Высказывают предположения и приходят к выводу, как и кто же может рассмотреть и рассказать им о нашей Родине. Выражают свои мысли. |
3 | Сообщает, что капелька оставила им конверт. Просит рассмотреть конверт и ответить на вопрос: «Что должно быть на конверте, чтобы письмо дошло до адресата?» Интересуется у детей о том, что еще обязательно указывается на конвертах. Просит детей выбрать марки. | Рассматривают конверт и марки, отвечают на вопрос педагога, выбирают марки | Называют правила отправления письма, заполнения информации на конверте. Проявляют интерес к дальнейшему участию в совместной деятельности. |
4 | Предлагает посмотреть, что лежит в конверте. Достает фотографии, просит разделиться на две группы, распределить фотографии, относящиеся к городу Самара и городу Похвистнево и повесить на разные доски. | Слушают внимательно задание, делятся на подгруппы, выполняют задание | Способны разделиться на подгруппы и распределить фотографии – достопримечательности городов Самара и Похвистнево. |
5 | Просит каждую группу объяснить, к каким городам относятся предложенные фотографии и объяснить, почему капелька прислала именно фотографии с достопримечательностями данных городов. Подводит наводящими вопросами к понятию « большая родина», «родной край». | Отвечают на вопросы, объясняют свой выбор. | Способны классифицировать и обобщать знания о достопримечательностях указанных городов |
6 | Предлагает рассказать каждой подгруппе по очереди, что изображено на каждой фотографии. Сообщает детям о том, что в 2016 году Самарской губернии исполняется 165 лет. | Отвечают на вопросы полным ответом. | Расширяют знания о достопримечательностях городов. Способны поделиться своими знаниями со сверстниками, тем самым расширить их кругозор. |
7 | Беседует с детьми о соблюдении пешеходами правил дорожного движения. Проводит динамическую паузу «Мы по городу шагаем» | Отвечают на вопросы. Выполняют соответствующие словам движения под музыку | Систематизируют знания о ПДД. Проявляют двигательную активность. |
8 | Предлагает прослушать песню «С чего начинается родина». Задает вопросы по содержанию песни: «О чем данная песня?», «Какие чувства вы испытали при прослушивании?» Предлагает ответить на вопрос: «Что вы можете назвать своей малой родиной?» Сообщает интересные сведения из истории образования села, жизни местных жителей, о народностях, проживающих на ее территории. | Прослушивают песню, отвечают на вопросы. | Проявляют чувства любви к родному краю, его природе и жителям. |
9 | Организует проведение интерактивной игры «Узнай село по картинкам » с помощью компьютера и экрана для показа слайдов. | Выполняют задания интерактивной игры | Систематизируют знания о родном селе – Среднее Аверкино, его достопримечательностях |
10 | Задает вопросы о том человеке, который стоит во главе села, как называется правильно его должность. Организует диалог о мире и дружбе людей. Предлагает сделать объемного голубя из бумаги по схеме. | Высказывают свои мнения, проявляют интерес к изготовлению голубя | Могут изготавливать из бумаги по схеме голубя, развивают мелкую моторику рук. |
11 | Предлагает рассмотреть получившиеся работы и подарить главе поселения голубей как символ мира и дружбы между народами села Среднее Аверкино. Просит детей сообщить капельке о том, что нового они узнали на занятии, что повторили, что было интересно и особенно понравилось. Благодарит за активность и проделанную работу. | Оценивают получившиеся работы, высказывают свое мнение о проведенном занятии и приобретенных знаниях. | Рефлексируют свою деятельность и работу сверстников. |
Литература
- Гнедова Н.А. Растем и развиваемся. Арт-терапия в среде дошкольной образовательной организации (из опыта работы): методическая разработка – Самара: «Издательство АСГАРД», 2015 год
- Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2015
Предварительный просмотр:
Тематическая рубрика выпуска: план-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе тема: «Мой дом родной, село родное».
Ф.И.О.: Кашаева Анастасия Анатольевна (воспитатель), Улендеева Василиса Анатольевна (старший воспитатель)
Наименование образовательного учреждения: Государственное бюджетное образовательное учреждение средней общеобразовательной школы с. Среднее Аверкино структурное подразделение «Детский сад Ивушка»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе
Тема:«Мой дом родной, село родное»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
- Расширять представления детей о России, городе Самара, городе Похвистнево, их символике, достопримечательностях.
- Систематизировать знания о родном селе – Среднее Аверкино, его достопримечательностях.
- Закреплять представления о назначении конвертов, марок; правильного написания писем и их отправления;
- Систематизировать знания о ПДД.
- Создавать условия для познавательного общения в процессе рассматривания фотографий, иллюстраций.
- Активизировать в речи детей слова: флаг, герб, губернатор, глава города, страна, губерния, глава поселения, большая и малая родина.
- Развивать мелкую моторику рук посредством работы над созданием объемного голубя из бумаги.
- Создавать условия для проявления чувства любви к родному краю, его природе и жителям.
- Стимулировать двигательную активность детей посредством динамической паузы.
Методы и приемы:
- практические: деление на подгруппы с помощью цветных марок, распределение фотографий и картинок на две группы, создание объемной фигуры голубя из бумаги по заранее приготовленному шаблону, динамическая пауза, интерактивная игра «Узнай село по картинкам».
- наглядные: рассматривание глобуса, конверта с марками, фотографий с достопримечательностями города Самары и Похвистнева; слайдов с фотографиями улиц села, школы, природы родного края.
- словесные: рассуждения, диалог, подбор прилагательных к слову «родина»; прослушивание стихотворения и песни, ответы на вопросы по содержанию прослушанных произведений.
Материалы и оборудование: глобус, картинки и фотографии с изображением герба, губернатора, достопримечательностямигорода Самары, фотографии достопримечательностей города Похвистнево, глава и герб города; конверт с наклеенными марками; интерактивная игра «Узнай село по картинкам», изображение капельки и слайдовая презентация к стихотворению «Дождик, дождик, где ты был?»; шаблоны голубей, клей – карандаш, салфеточки, клеенки (для изготовления голубей); экран для показа слайдов, компьютер или ноутбук, колонки.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Динамическая пауза «Наша дружная семья», «Мы по городу идем» |
Игровая | Игра «Распредели фотографии», игра «Узнай село по картинкам» |
Конструирование | Создание объемной фигуры голубя из бумаги |
Познавательно-исследовательская | Рассматривание фотографий с достопримечательностями города Самары, Похвистнева. Рассказ детей и педагога о значимых местах Самарской губернии и села Среднее Аверкино. |
Коммуникативная | Ответы на вопросы по содержанию прослушанного стихотворения и песни, ответы на вопросы, подбор прилагательных к слову «родина», составление предложений по выбранной фотографии. |
Музыкальная | Слушание стихотворения «Дождик, дождик, где ты был» и песни «С чего начинается родина» |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Предлагает детям поприветствовать друг друга. Здравствуй, небо! Здравствуй, солнце! Здравствуй, земля! Здравствуй, планета Земля! Здравствуй, наша большая семья! Спрашивает о том, кто такая большая семья, где может жить такая семья и как называется дом, в котором люди родились (родина). Предлагает выбрать те предметы, которые показали бы местоположение нашей родины. Просит показать на глобусе и на карте, где находится страна, в которой живут дети. Предлагает ответить на вопрос: «Какая наша родина?». | Приветствуют друг друга. Отвечают на вопросы. Показывают на глобусе и на карте свою страну, называют ее. | Проявляют интерес к познавательной ситуации. |
2 | Беседует с детьми о том, как и кто бы смог рассмотреть с воздуха Россию и рассказать, какая же большая наша Родина. Предлагает пройти к пуфикам, организует просмотр презентации и слушание стихотворения «Дождик, дождик, где ты был?» -Дождик, дождик, где ты был? -Я по небу с тучкой плыл! -А потом ты что – разбился? -Ой, нет-нет, водой разлился, Капал, капал вниз, упал - Прямо в речку я попал! А потом я плыл далёко В речке быстрой, синеокой, Любовался всей душой Нашей Родиной большой!
Ну а после испарился, К тучке белой прикрепился, И поплыл, скажу я вам, К дальним странам, островам.
И теперь над океаном Я всё вдаль плыву с туманом! Хватит, ветер, дальше дуть - Нужно плыть в обратный путь.
Чтобы с речкой повстречаться, Чтоб с ней в лес родной помчаться! Любоваться чтоб душой Нашей Родиной большой.
Так что, ветер, друг ты мой, С тучкой мы спешим домой! Нас ты, ветер, подгоняй - Тучку к дому направляй!
Ведь по дому я скучаю... Ну-ка, тучку раскачаю! К дому ух как тороплюсь… Скоро-скоро к вам вернусь! Просит ответить на вопросы по услышанному стихотворению, поделиться впечатлениями | Рассуждают, просматривают презентацию и слушают стихотворение Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями | Высказывают предположения и приходят к выводу, как и кто же может рассмотреть и рассказать им о нашей Родине. Выражают свои мысли. |
3 | Сообщает, что капелька оставила им конверт. Просит рассмотреть конверт и ответить на вопрос: «Что должно быть на конверте, чтобы письмо дошло до адресата?» Интересуется у детей о том, что еще обязательно указывается на конвертах. Просит детей выбрать марки. | Рассматривают конверт и марки, отвечают на вопрос педагога, выбирают марки | Называют правила отправления письма, заполнения информации на конверте. Проявляют интерес к дальнейшему участию в совместной деятельности. |
4 | Предлагает посмотреть, что лежит в конверте. Достает фотографии, просит разделиться на две группы, распределить фотографии, относящиеся к городу Самара и городу Похвистнево и повесить на разные доски. | Слушают внимательно задание, делятся на подгруппы, выполняют задание | Способны разделиться на подгруппы и распределить фотографии – достопримечательности городов Самара и Похвистнево. |
5 | Просит каждую группу объяснить, к каким городам относятся предложенные фотографии и объяснить, почему капелька прислала именно фотографии с достопримечательностями данных городов. Подводит наводящими вопросами к понятию « большая родина», «родной край». | Отвечают на вопросы, объясняют свой выбор. | Способны классифицировать и обобщать знания о достопримечательностях указанных городов |
6 | Предлагает рассказать каждой подгруппе по очереди, что изображено на каждой фотографии. Сообщает детям о том, что в 2016 году Самарской губернии исполняется 165 лет. | Отвечают на вопросы полным ответом. | Расширяют знания о достопримечательностях городов. Способны поделиться своими знаниями со сверстниками, тем самым расширить их кругозор. |
7 | Беседует с детьми о соблюдении пешеходами правил дорожного движения. Проводит динамическую паузу «Мы по городу шагаем» | Отвечают на вопросы. Выполняют соответствующие словам движения под музыку | Систематизируют знания о ПДД. Проявляют двигательную активность. |
8 | Предлагает прослушать песню «С чего начинается родина». Задает вопросы по содержанию песни: «О чем данная песня?», «Какие чувства вы испытали при прослушивании?» Предлагает ответить на вопрос: «Что вы можете назвать своей малой родиной?» Сообщает интересные сведения из истории образования села, жизни местных жителей, о народностях, проживающих на ее территории. | Прослушивают песню, отвечают на вопросы. | Проявляют чувства любви к родному краю, его природе и жителям. |
9 | Организует проведение интерактивной игры «Узнай село по картинкам » с помощью компьютера и экрана для показа слайдов. | Выполняют задания интерактивной игры | Систематизируют знания о родном селе – Среднее Аверкино, его достопримечательностях |
10 | Задает вопросы о том человеке, который стоит во главе села, как называется правильно его должность. Организует диалог о мире и дружбе людей. Предлагает сделать объемного голубя из бумаги по схеме. | Высказывают свои мнения, проявляют интерес к изготовлению голубя | Могут изготавливать из бумаги по схеме голубя, развивают мелкую моторику рук. |
11 | Предлагает рассмотреть получившиеся работы и подарить главе поселения голубей как символ мира и дружбы между народами села Среднее Аверкино. Просит детей сообщить капельке о том, что нового они узнали на занятии, что повторили, что было интересно и особенно понравилось. Благодарит за активность и проделанную работу. | Оценивают получившиеся работы, высказывают свое мнение о проведенном занятии и приобретенных знаниях. | Рефлексируют свою деятельность и работу сверстников. |
Литература
- Гнедова Н.А. Растем и развиваемся. Арт-терапия в среде дошкольной образовательной организации (из опыта работы): методическая разработка – Самара: «Издательство АСГАРД», 2015 год
- Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «ЦВЕТЫ» (Старший дошкольный возраст)
Занятие ставит своей целью обобщение материала по теме "Цветы", обучение описательному рассказу по плану....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему "Космическое путешествие" для детей старшего дошкольного возраста
Занятие очень интересное и позновательное, после его проведения с детьми, захочется постоянно проводить такие занятия....
Конспект коррекционно - образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Зимушка- Зима"
Конспект коррекционно - образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Всемирный день рек» для детей старшего дошкольного возраста.
Занятие систематизирует знания детей о реке, ее назначении, знакомит детей с рекой родного края, формирует экологическую культуру детей....
Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Транспорт» с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружающим миромна тему «Транспорт» с детьми 6 лет Цель: продолжать знакомить с названием разного вида транспорта, ...
ПРОЕКТ по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста «Просторы Ямала»
Данный проект разработан для детей подготовительной к школе группы с цельюформирования представлений о Ямале, воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем....
Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром по теме " Посуда" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Данный материал позволит расширить и систематизировать представления детей о видах посуды, ее назначениии, материалах из которых она изготовлена. Презентация составлена на мтериалах сети интернет, нах...