Краткосрочный социально-экологический проект "Ты природу охраняй, батарейку не бросай!"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Воспитание экологической культуры дошкольников, то есть формирование ответственного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ty_prirodu_ohranyay_batareyku_ne_brosay.docx | 340.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Игримская СОШ №1
структурное подразделение детский сад «Звёздочка»
Краткосрочный социально-экологический проект
Автор составитель: Л.Г. Козырева
Введение
Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна. Начальным звеном непрерывного экологического образования является сфера дошкольного воспитания.
Дошкольный возраст - период накопления знаний, в этот период закладываются основы личностной культуры, и главная задача в этом возрасте – формирование основ экологической культуры, формирование правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания. И здесь важна роль педагога, который, подбирая правильные методы и приёмы, вводит ребёнка в социальный мир.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: воспитание гуманного отношения к природе; формирование системы экологических знаний и представлений; развитие эстетических чувств; участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы, т.е. целью экологического образования является формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Актуальность проекта:
Наша жизнь во многом зависит от состояния окружающей среды. И сегодня это понимает каждый житель планеты Земля. С каждым годом мы все сильнее ощущаем существующие экологические проблемы. Мы стараемся выбрать качественные, экологически чистые продукты в магазине, гуляем в местах, где чистый воздух, строим дома в экологически чистых районах. И при этом, многие из нас не задумываются, что состояние окружающей среды напрямую связано с нашим поведением в быту, в природе.
Мы живем в мире, который уже невозможно представить без всевозможных аккумуляторов и батареек. На батареях работают сотовые телефоны, ноутбуки, детские игрушки и автомобили. Они также используются для поддержания работы устройств, работающих от сети. Когда случаются аварии и выключается электричество, тогда источники бесперебойного питания поддерживают функционирование оборудования. Мы везде сталкиваемся с батарейками и аккумуляторами, но практически не задумываемся о том, что они обладают не только полезными для нас свойствами. Также надо знать, что при неправильной эксплуатации и утилизации они несут в себе потенциальную угрозу для здоровья и окружающей среды. Как только старая батарейка приходит в негодность, большинство людей без сожаления выбрасывают её в мусор, даже не задумываясь над тем, какой вред наносят, тем самым безобидные вещицы таят в себе колоссальную угрозу.
Что нужно делать и какова ситуация с утилизацией батареек на данный момент?
Вопросы сбора, утилизации и переработки использованных батареек и аккумуляторов чрезвычайно актуальны в настоящее время. Утилизация этих отходов является одной из самых сложных проблем переработки вторичного сырья. Практически во всех батарейках содержатся токсичные вещества в виде различных металлов и химикатов, которые при разрушении корпусов батареек попадают в природную среду.
При производстве элементов питания используются: свинец, никель, кадмий, цинк, ртуть, оксид серебра, кобальт, литий. Одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли.
Таким образом, проанализировав сложившуюся экологическую ситуацию, и проведя опрос среди родителей группы, я пришла к выводу, что реализация проекта «Ты природу охраняй, батарейку не бросай!» будет способствовать воспитанию экологической культуры воспитанников, изменению самосознания взрослых участников проекта.
Цель проекта: воспитание экологической культуры дошкольников, то есть формирование ответственного отношения к природе.
Задачи проекта:
- Информировать, разъяснять, какую опасность для человека и природы несут выброшенные вместе с обычным мусором батарейки.
- Помочь понять необходимость сортировать мусор и сдавать некоторые отходы в приемные пункты батарейки, бумага, пластик);
- Развивать умение рассуждать, используя имеющиеся знания, находить экологически грамотное решение, делать выводы;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Узнать - куда сдать батарейки, после окончания в детском саду акции по сбору отработавших свой срок батареек.
Гипотеза: если отработанная батарейка выброшена с мусором, то она нанесет вред окружающей среде.
Тип проекта:
Краткосрочный: 1 месяц
Групповой
Доминирующая в проекте образовательная область: познавательное развитие;
Направленность деятельности: воспитательно-образовательная;
Число участников проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) - родители (законные представители) воспитанников старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ;
Сроки проведения:
Характер контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
Тематическое поле: Экологическое воспитание
Практическая ценность проекта:
- Повышение грамотности всех участников образовательных отношений в вопросе формирования основ экологической культуры, формирования правильного отношения человека к природе.
- Довести до взрослого населения и детей данные, угрожающие природе при разложении простой батарейки иоценить степень экологической опасности использованных батареек для человека и окружающей среды.
- Повышение активности родительского сообщества ДОУ и включение родителей (законных представителей) в образовательно-воспитательный процесс учреждения.
Продукт проекта:
Акция «Батарейки - сдавайтесь!».
Ожидаемый результат:
Детям
понять, что батарейки, выброшенные вместе с другим мусором, наносят вред почве, растениям и животным;
Педагогам
накопить информацию и лучше понять идеи и действия детей дошкольного возраста в рамках образования для устойчивого развития;
Родителям
рассматривать природу как среду для жизни всех существ, включая человека
Этапы проекта «Ты природу охраняй, батарейку не бросай!»
I этап. Организационный
анкетирование и организация родителей для помощи и участия в проекте;
создание информационной базы и подбор материалов по проекту;
планирование по проекту;
ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;
II этап. Практический
организация РППС;
совместная деятельность педагогов и детей с учетом интеграции ОО;
педагогическое просвещение родителей;
III этап. Заключительный
подведение итогов деятельности в рамках проекта
совместная акция: «Батарейки - сдавайтесь!».
План мероприятий реализации проекта «Сдай батарейку - защити природу!»
№п/п | Дата | Мероприятия | Целевые ориентиры | Ответствен ные |
Беседа «Польза и вред батарейки» | Расширять знания детей об электричестве, электроприборах, о пользе и вреде батареек; обобщить знания детей о пользе и опасности электричества, воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе. | |||
Беседа «Как вести себя в природе?» | Воспитать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе, сформировать у дошкольников знания о нормах и правилах поведения в природе, выработать потребность в общении с природой. | |||
Познавательно-исследовательская деятельность «Охотники за батарейками» | Познакомить детей с вредом, наносимым батарейками окружающей среде и правильным способом их утилизации. Расширить знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе. Развивать познавательные и творческие способности детей. | |||
Беседа с детьми «Почему нельзя выбрасывать батарейки?» | Формировать представления детей о вреде выброшенных с мусором батареек для природы: почвы, растений и животных. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе: помочь понять необходимость сортировать мусор и сдавать использованные батарейки в приемные пункты. | |||
Конспект экспериментальной деятельности «Батарейка - польза или вред?» | Учить оценивать степень экологической опасности использованных батареек для окружающей среды; развивать умение рассуждать, используя имеющиеся знания, находить экологически грамотное решение, делать выводы; | |||
Картотека экспериментов: Влияние воды на металлическую оболочку батарейки, Влияние загрязненной воды на растения, Влияние кислой среды на корпус батарейки | Проверить опытным путем, выделяются ли из элемента питания, содержащиеся в нем вещества. | |||
Дидактическая игра «Польза и вред для нашей Планеты» | Формировать основы экологической грамоты; способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром. Расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях; дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы. | |||
Дидактическая игра «Сортируем мусор - бережем природу» | Повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами. Развивать умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены. | |||
Игра лото «Сортируем мусор по контейнерам» | Повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами. | |||
Настольная дидактическая игра «Мусорознайка» | Развитие умения правильно сортировать и выбрасывать мусор в специальные контейнеры для отходов; воспитывать бережное отношение к природе. Ознакомление детей с понятием "сортировка мусора", "вторичная переработка". | |||
Дидактическая игра пазлы «Разложи мусор по бакам» | Знакомство с принципами системы раздельного сбора и утилизации бытовых отходов. Стимулировать их совершать практические шаги по решению проблемы отходов в повседневной жизни. | |||
Чтение экологических сказок «Батарейка и мышка», «Сказка про батарейку», «Сказка про батарейку Сонечку», «Сказка о батарейке Баточке», «Музыкальный руль» | Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, понимание о единстве и взаимосвязи человека с живой природы Земли; расширение и развитие экологических знаний и умений детей через экологические сказки; посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;формировать навыки бережного отношения к природе, заботу о ней; | |||
НОД по экологии «Сортируем мусор, бережем природу» | Знакомство с принципами системы раздельного сбора и утилизации бытовых отходов. Стимулировать их совершать практические шаги по решению проблемы отходов в повседневной жизни. Уточнить знания детей о причинах возникновения мусора; Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов; Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к чистоте улиц города. | |||
Музыкальное представление экологической сказки «Бурый мишка и вредная батарейка» | Воспитать бережное, гуманное отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле; развитие познавательного интереса к природе; развитие нравственных качеств личности, чувства товарищества, готовности прийти на помощь друзьям. | |||
Сценарий театрализованного представления по экологическому воспитанию «Батарейки» | Формировать активную нравственно - экологическую позицию личности по отношению к окружающей природе. Учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности. Развивать интерес к театрализованной деятельности. | |||
Сценарий выступления агитбригады. «Маленькая батарейка - вред для окружающей среды» Интересные факты о батарейках. | Привлечь внимание воспитанников и родителей к проблемам загрязнения окружающей среды; развитие творческих способностей детей в такой интегрированной форме сценического действия, как агитбригада. | |||
Просмотр мультфильма «Батарейки» из сериала «Фиксики»; | Достижение целевых ориентиров ФГОС, закрепить знания детей о батарейке средствами детской мультипликации | |||
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: Акция «Батарейки, сдавайтесь!» Цель акции - формирование экологического сознания, развитиеэкологическойкультуры и расширениеэкологического кругозора у дошкольников, воспитание у детей и взрослых ответственного отношения ко всему живому на Земле, формирование активной жизненной позиции, обеспечение вклада в повышение уровня экологической культуры населения, в понимание проблем экологии, вовлечение всех участников образовательного процесса в активную деятельность по сохранению природных богатств. | ||||
Организация пункта приема сдачи батареек в ДОУ | ||||
Взаимодействие с семьями воспитанников | 1.Анкета 2.Консультация «Почему нельзя выкидывать батарейки в мусорное ведро?» 3.Буклет «Большой вред маленькой батарейки» 4.Участие в акции «Батарейки, сдавайтесь!» 5. Памятка «Правильная утилизация батареек» 6.Листовки «Батарейки» |
Результаты проекта:
Социальной значимостью работы над проектом стало осознание детьми и взрослыми экологически целесообразного поведения в окружающей среде и содействие в организации утилизации батареек. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
Родители, участвуя в реализации проекта, были не только источниками информации, реальной помощью и поддержкой ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стали непосредственными участниками образовательного процесса, обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Все участники образовательного процесса «прожили» тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление рисунков, участие в акции. Такая совместная проектная деятельность способствовала сплочению коллектива родителей. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов деятельности.
Рефлексия: те ожидания, которые мы возлагали на проект, осуществились:
- Ребята стали больше задумываться о поступках людей относительно экологии;
- Педагоги получили удовлетворение от проведенной работы, стали внимательнее и ответственнее относиться к экологическому воспитанию;
- Работа по проекту сблизила родителей и ребят. Мамы и папы, бабушки и дедушки проявляют больший интерес к нашим проектам, акциям. Они стали чаще задумываться о том, что в природе все взаимосвязано, а человек не «царь», а часть большого сложного мира, мира природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природоохранная акция в ДОУ «Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять»
Природоохранная акция в ДОУ«Человек, овладевший экологической культурой,подчиняет...
Социальная экологическая акция « Чудо – дерево книгами ты пополняй, берёзку и ёлочку этим спасай!» (Развивая, движение Буккроссинга в детском саду, спасаем природу)
Дети приносят прочитанные книги, и оставляет её на полках «Чудо – дерева», тем самым помогают развивать движение БУККРОССИНГа в детском саду. Каждый ребенок понимает, что...
НОД по экологическому воспитанию "Охраняя природу, охраняем Родину"
Формировать познавательный интерес детей к живой и неживой природе....
Краткосрочный социально-экологический проект "Береги свою планету - ведь другой, похожей, нет!"
Формирование экологической культуры - совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности....
Социально – экологический проект «Батарейку сдай – планету сохраняй»
Ученые подсчитали: в среднем одна семья за год использует 60 батареек. Электрические батарейки - очень полезная вещь. Батарейки дают бытовым приборам независимо...
ОТЧЁТ об участии во Всероссийском природном социально-экологическом проекте «Эколята – Молодые защитники Природы, 2023»
Проведение акции по сбору макулатуры "Спасаем деревья с Эколятами".Участие в экологическом мероприятии «Посади дерево»....
Экологическая акция «Защитим природу. Отработанная батарейка»
Экологическая акция «Защитим природу. Отработанная батарейка»Тема экологической ситуации очень актуальна, поскольку современный человек производит такое количество отходов, что проблема их...