Краткосрочный социально-экологический проект "Береги свою планету - ведь другой, похожей, нет!"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Формирование экологической культуры - совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_beregi_svoyu_planetu.docx | 320.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Игримская СОШ №1
структурное подразделение детский сад «Звёздочка»
Краткосрочный социально-экологический проект
для детей средней группы
Автор составитель: Л.Г. Козырева
Актуальность
Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную природу
И от любви заботливой нашей.
Станет земля и богаче, и краше!
Помните, взрослые, помните, дети!
Помните - что, красота на планете,
Будет зависеть только от нас.
Не забывайте об этом сейчас.
Планету живую сберечь для народа.
И пусть восхваляет гимн жизни – природа!
Т.Л. Петухова
Дошкольный возраст – период накопления знаний, в этот период закладываются основы личностной культуры, и главная задача в этом возрасте – формирование основ экологической культуры, формирование правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания. И здесь важна роль педагога, который, подбирая правильные методы и приёмы, вводит ребёнка в социальный мир.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: воспитание гуманного отношения к природе; формирование системы экологических знаний и представлений; развитие эстетических чувств; участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы, т.е. целью экологического образования является формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Любовь к Родине начинается в любви к природе. Еще с раннего возраста дети должны увидеть красоту родной природы, осознать ее зависимость от человека, понять, что и человек без природы не сможет прожить. Только в гармонии с миром природы все человечество имеет шанс дальнейшего существования.
Проблема. Наблюдения за детьми во время общения их с миром природы, обнаружила, что дети иногда не видят, почему природа нуждается в нашей помощи и охране, потребительское отношение к природе «Я хочу сорвать цветок потому, что он мне нравится». Очень неприятно осознавать, что и взрослые часто подают неправильный пример детям, загрязняя окружающую среду, срывая полевые и лесные цветы в больших количествах. Взрослые, часто занятые своими бытовыми проблемами, забывают показывать детям красоту природы, слушать прекрасную классическую музыку, которая также способствует гармонии души и тела.Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Таким образом, проанализировав сложившуюся экологическую ситуацию, и проведя опрос среди родителей группы, я пришла к выводу, что реализация проекта «Береги свою планету - ведь другой, похожей, нет!» будет способствовать воспитанию экологической культуры воспитанников, изменению самосознания взрослых участников проекта.
Цель:формирование экологической культуры - совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для формирования у ребенка элементов экологических знаний и представлений о природе родного края.
2. Формировать интерес к экспериментальной деятельности.
3. Закладывать основы экологического воспитания (экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам).
4. Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных.
5. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.
Тип проекта:
Краткосрочный: 1,5 месяца
Групповой
Доминирующая в проекте образовательная область: познавательное развитие;
Направленность деятельности: воспитательно-образовательная;
Число участников проекта: дети среднего дошкольного возраста (4- 5лет) – родители (законные представители) воспитанников среднего дошкольного возраста, педагоги ДОУ;
Сроки проведения:
Характер контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2019 года (ФГОС)
Тематическое поле: Экологическое воспитание
Практическая ценность проекта:
- Повышение грамотности всех участников образовательных отношений в вопросе формирования основ экологической культуры, формирования правильного отношения человека к природе.
- Повышение активности родительского сообщества ДОУ и включение родителей (законных представителей) в образовательно-воспитательный процесс учреждения.
Продукт проекта:
Лэпбук " Береги природу"
Красная книга животных России
красная книга растений России
Акция с родителями «Мы кормушки мастерим»
Памятка "Чем кормить птиц зимой?"
Ожидаемый результат:
Дети:
- У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
- Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Родители:
- Обогащение уровня экологических знаний родителей;
- Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
- Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях, конкурсах, выставках проводимых в рамках проекта;
- Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
Воспитатели:
- Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
- Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
- Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей;
- Пополнится дидактический материал по различным видам детской деятельности в рамках работы над проектом, развивающая среда в группе.
Условия реализации проекта:
заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Реализация проекта осуществляется через все виды детской деятельности.
При работе над проектом использовали основные организационные формы работы:
- Непосредственно образовательная деятельность;
- Партнерская деятельность воспитателя и детей (беседы, чтение художественной литературы, рассматриваниефото, иллюстрации о природе, просмотр видео фильмов, слушание песен.);
- Наблюдения и экологические экскурсии по территории детского сада.
- Познавательное чтение природоведческой литературы.
- Организация выставок детских работ.
- Продуктивная деятельность.
- Дидактические игры.
- Экологические праздники и развлечения.
- Анкетирование родителей.
- Участие родителей, педагогов и воспитанников в экологических акциях, конкурсах.
Этапы проекта «Береги свою планету - ведь другой, похожей, нет!»
I этап. Организационный
анкетирование и организация родителей для помощи и участия в проекте;
создание информационной базы и подбор материалов по проекту;
планирование по проекту;
ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;
Подбор наглядного и информационного материала по теме проекта совместно с родителями.
Беседа с детьми и родителями по актуальным вопросам данного проекта «О правилах поведения на природе», «Красная книга животного мира России», «Красная книга растительного мира России», «Какой вред природе может нанести мусор?».
Консультация для родителей «Как производить меньше бытовых отходов?», «Отходы - в доходы».
Составление плана основного этапа проектирования.
II этап. Практический
организация РППС;
совместная деятельность педагогов и детей с учетом интеграции ОО;
педагогическое просвещение родителей.
III этап. Заключительный
подведение итогов деятельности в рамках проекта
совместная акция:
Ресурсная база проекта
Кадровые ресурсы:
- дети;
- педагоги дошкольного учреждения;
- родители (законные представители) воспитанников средней группы
Информационные ресурсы:
- художественная литература;
- рисунки, альбомы, иллюстрации;
- выставка;
- дидактические игры.
Материально-технические ресурсы
- обогащение центра природы;
- пополнение познавательного центра альбомами «Красная книга России», открытками, фотографиями;
- пополнение книжного уголка – подборка художественной литературы: загадки, стихи, рассказы, сказки, потешки, песенки, иллюстрации;
- обогащение методического обеспечения воспитательно - образовательного процесса;
- обогащение предметно-развивающей среды для развертывания игровой деятельности.
Программно-методические ресурсы:
- Николаева С.Н. «Юный эколог» - М.: Мозайка-Синтез,1999;
- Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2019 года (ФГОС)
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» -М.: Просвещение, 2006.
- Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
Проектная карта реализации проекта
«Береги свою планету - ведь другой, похожей, нет!»
по образовательным областям
№ п/п | Направление работы | Сроки |
Диагностика на выявление характера отношения к миру природы | ||
Интегрированное занятие «Жалобная книга природы» | ||
Конспект НОД «Что такое природа?» | ||
Беседа «Какой корм любят зимующие птицы» | ||
Конспект НОД «Мы природу бережём, это наш родимый дом » | ||
Конспект НОД «Жил — был мусор» | ||
Конспект НОД «Берегите природу». | ||
Конспект НОД «Мы против мусора и грязи» | ||
Конспект НОД " Знакомство с правилами поведения в лесу" | ||
Конспект НОД «Как зимуют звери в лесу» | ||
Конспект занятия «Правила поведения на природе» (Безопасный отдых на природе) | ||
Конспект НОД «Путешествие по красной книге» | ||
Конспект НОД «Трудно птичкам зимовать, надо птахам помогать» | ||
Конспект ООД по экологии «Сортируем мусор, бережем природу» | ||
Конспект НОД «Враг природы — мусор» | ||
Конспект НОД «Лес — наш дом», «Что такое лес?» | ||
Экспериментальная деятельность: «Что прячется в снегу?» (Дать детям понятие о загрязнение снега и воды; воспитывать бережное отношение к природе) «Следы птиц на снегу» (Закрепить умение распознавать птичьи следы на снегу) Сравнение веточек сосны и ели. (Формировать умения сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия; учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева) | ||
Загадывание загадок: (Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами) о диких животных о птицах о деревьях о насекомых | ||
Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы «Составление рассказа по картине «Дети в парке кормят птиц» | ||
Конспект занятия «Чтение рассказа В. Бианки «Подкидыш» | ||
Конспект НОД по ознакомлению художественной литературой Рассказ «Проказы старухи-зимы» Ушинский. К Д. с презентацией. | ||
Конспект НОД «Кто как готовится к зиме». «Рассказывание по картине «Птичья столовая». | ||
Чтение художественной литературы: В.Бианки «Ребятам о зверятах», В.Зотов «Лесная мозаика», Г. Снегирев «Звери наших лесов», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», В. Бианки «Лесная газета», Е. Чарушин «Воробей», М. Михайлов «Лесные хоромы». | ||
Дидактические игры: «Берегите лес», «Берегите живое», игра-лото «Живая и неживая природа», «Лесные животные», «Сортируем мусор», экология планеты «Вредно – полезно», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы» | ||
Игровая ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу», «Разбери мусор», «Как правильно вести себя в природе». «Что мы можем сделать для птиц? Животных? Деревьев?». | ||
Сюжетно-ролевая игра «Лесное происшествие» | ||
Обучающие карточки «Кому нужны деревья» | ||
Круги Луллия «Правила в природе» | ||
Буклет «Правила поведения в природе» | ||
Буклет «Растения под охраной» | ||
Настольная развивающая игра «Мусорознайка» | ||
Рисование - "Покормите птиц зимой!" | ||
Конспект НОД нетрадиционной техникой рисования «Зимний пейзаж» | ||
Конспект НОД по лепке «Птички прилетели, на кормушку сели» | ||
Конспект НОД по аппликации «Снегири на ветках» | ||
Конспект НОД по аппликации «Цветы для планеты Земля» | ||
Сценарий экологической акции-развлечения «Покормите птиц зимой» | ||
Картотека подвижных игр по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста: «Зоопарк», «Зайчата», «Пастух и коровы», «Лошадки», «Охотники и утки»,«Хитрыйлис», «Птички и птенчики», «Воробышки и кот», «Мыши в кладовой», «Кролики» , «Лисичка в избушке», «Медведь и дети», «Гуси – лебеди», «Кот и мыши», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», «Перелет птиц». | ||
Картотека экологических физкультминуток | ||
Игры на развитие моторики руки | ||
Спортивное развлечение «Берегите Землю» |
Перспективное планирование реализации
проекта «Береги свою планету - ведь другой, похожей, нет!»
с родителями
Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 –работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями. Именно поэтому одной из приоритетных задач программы является создание условий для активного участия родителей по вопросамэкологического воспитания детей дошкольного возраста.
Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и их родителей:
- проведение родительских собраний экологической направленности;
- участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой;
- выезды с детьми на природу;
- совместное озеленение территории детского сада;
- тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет.
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье необходимо проводить анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования необходимо выносить на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.
Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.
Памятка «Что можно, что нельзя птицам» | ||
Положение о проведении экологической акции «Покорми птиц зимой!» Кормушки для птиц. | ||
Оформление книжек – малышек на тему «Природа родного края». | ||
Оформление фото выставки «Природа нашего края» | ||
Выставка рисунков «Берегите природу». | ||
Стендовая информация «Берегите природу!» | ||
Консультация «Мой дом Земля» | ||
Консультация «Лес наше богатство» | ||
Консультация для родителей«Зачем знакомить детей с Красной книгой» | ||
Буклет «Правила поведения в лесу» | ||
Буклет «Берегите природу!» |
Результаты проекта:
Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.
Социальной значимостью работы над проектом стало осознание детьми и взрослыми экологически целесообразного поведения в окружающей среде и содействие в организации утилизации батареек. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
Родители, участвуя в реализации проекта, были не только источниками информации, реальной помощью и поддержкой ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стали непосредственными участниками образовательного процесса, обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Все участники образовательного процесса «прожили» тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление рисунков, участие в акции. Такая совместная проектная деятельность способствовала сплочению коллектива родителей. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов деятельности.
Рефлексия: те ожидания, которые мы возлагали на проект, осуществились:
- Ребята стали больше задумываться о поступках людей относительно экологии;
- Педагоги получили удовлетворение от проведенной работы, стали внимательнее и ответственнее относиться к экологическому воспитанию;
- Работа по проекту сблизила родителей и ребят. Мамы и папы, бабушки и дедушки проявляют больший интерес к нашим проектам, акциям. Они стали чаще задумываться о том, что в природе все взаимосвязано, а человек не «царь», а часть большого сложного мира, мира природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого мероприятия "Береги свою планету-ведь другой ,похожей нету!" в соответствии с ФГОС
Тематическое занятие в форме игры-путешествия,направленное на развитие у детей математических способностей,а также воспитании у детей бережного отношения к животному и растительному миру Р...
Консультация для родителей "Береги свою планету! Ведь, другой похожей нет!"
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детс...
Конспект совместной образовательной деятельности по экологии "Береги свою планету, ведь другой, похожей нету" в старшей группе
Цель: вызвать интерес к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человекаЗадачи:- расширять представления детей о том, что Земля - общий дом всех людей и всех живых существ,...
ОТЧЕТ "Береги свою планету, ведь другой, похожей нету!"
С раннего детства мы учим своих детей замечать красоту окружающего мира, любить и ценить все, что нам дарит природа, и, конечно, беречь все её дары. Каждое утро, выходя на прогулку, мы любуемся голубы...
Консультация для родителей «Береги свою планету! Ведь, другой похожей нет!»
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культу...
План ВОД "Бережем свою планету, ведь другой похожей нету!"
Тема недели: «Бережем свою планету, ведь другой похожей нету!»Цель: Формирование экологической культуры детей посредством игровой деятельности.Задачи:Формировать представления детей о том,...
Конспект мероприятия по экологически - познавательному развитию «Береги свою планету – ведь другой похожей нету!»
Материал про экологию, который поможет рассказать детям о важных вещах и проблемах, показать пути их решения, объяснить как себя вести в природе, чтобы не было новых угроз, воспитать в детях сознатель...