Конспект занятия «Зимушка Зима» для старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дармажап Чайзат Васильевна

Непосредственная образовательная деятельность по знакомству с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pm_darmazhap_ch.v.docx37.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД № 36 «НАЙЫРАЛ» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г.КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по образовательной области

природный мир на тему «Зимушка – Зима» для детей 5-6 лет.

Составила: воспитатель Дармажап Ч. В.

Кызыл 2022г

Цель: систематизировать знания детей о признаках зимы, о зимних забавах.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

Обучающие: 

  • продолжать развивать связную речь детей;
  • устанавливать причинно-следственные связи явлений природы: солнце светит, но не греет; идёт снег; на улице холодно; звери прячутся в норки; ночь длинная, день короткий и т.д.;
  • расширять представления детей о разнообразии игр и развлечений зимой (катание на санках, лыжах, коньках, лепка снеговика, игры в снежки).
  • расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»;
  • учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения;
  • закреплять умение воспринимать образ зимы в музыке, стихах, рисунках;
  • обогащать речь детей существительными, прилагательными;
  • продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога полным ответом, строить сложные предложения.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание; 
  • развивать мышление, память, зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;
  • развивать эстетическое восприятие красоты природы;
  • расширять и обогащать знания детей о зимних изменениях в природе;
  • способствовать формированию интереса детей к природе; 
  • выполнять имитационные движения в соответствие с текстом, развивать мелкую моторику, графомоторные навыки.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе;
  • воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы;
  • доставить детям радость и удовлетворение от занятия.

Вид детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, изобразительная, музыкальная.

Методы и приемы: совместная деятельность педагога с детьми, работа по подгруппам.

Материалы и оборудование: телевизор, магнитная доска, презентации «зимние забавы», видеописьмо от зимы, презентация «картины русских художников», гуашь, кисти, клей, бумага альбомная и цветная, баночка с водой, манка, иллюстрации: птицы, животные, следы зверей, пластилин, пастель, салфетки.

Предварительная работа:

  • наблюдения за признаками зимы;
  • рассматривание репродукций картин русских художников и иллюстраций о зиме;
  • чтение книг и стихотворений о зиме.

Материалы и оборудование: телевизор, магнитная доска, презентации «зимние забавы», видеописьмо от зимы, презентация «картины русских художников», гуашь, кисти, клей, бумага альбомная и цветная, баночка с водой, манка, иллюстрации: птицы, животные, следы зверей, пластилин, пастель, салфетки.

 Планируемые результаты

  • Проявлять познавательный интерес к способности детей делать самостоятельные выводы, умозаключения. 
  • Уметь логически мыслить, отгадывать загадки, анализировать свою деятельность.
  • Уметь внимательно слушать, точно и полностью выражать свои мысли, грамотно строить свою речь, отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями. 
  • Быть внимательными, уметь аккуратно выполнять работу, доводить начатое дело до конца. 
  • Выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение).

Ход деятельности воспитателя с детьми.

Воспитатель вводит детей в группу и обращает внимание на гостей.

В: Посмотрите, ребята, к нам пришли гости чтобы посмотреть какие вы у меня взрослые и умные!

I Вводная часть.

1. Установление эмоционального контакта.

(Дети)            

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, беленький снежок!

(В) - Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки. Здравствуйте я вам скажу и загадку расскажу:

Наступили холода,

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал реветь медведь,

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет? Кто знает?

Когда это бывает?

                                (Зимой)

2. Видеописьмо от Зимушки-Зимы.

(Сопровождение – мелодия Евгения Доги)

«Здравствуйте ребята из группы «Капитошка»! Я за вами наблюдаю уже почти целый месяц. Вы говорили обо мне очень много хорошего. Себя я увидела в ваших замечательных работах и хочу вас пригласить к себе в мастерскую, где вас ждет много интересного. А для этого вы расскажите и покажите, что знаете обо мне»

3. (В) – Ну что, отправляемся в путь! 

(Звучит музыкальное сопровождение)

Дети становятся в круг.

(В) – Очень много снега намело. Сугробы кругом. Нам необходимо перешагивать через сугробы.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали

На  пенечки мы   пойдем,

Посидим и отдохнем.

II Основная часть.

1. Дети садятся в круг.

Игры:

 

1. «Какая бывает зима?» (За правильный ответ дети получают снежок)

(Суровая, нарядная, вьюжная, холодная, морозная, снежная, веселая, пушистая, грустная, белая, серебряная, сказочная, долгая)

2. «Какой бывает мороз?»

(Сильный, злой, крепкий, лютый, трескучий)

3. «Какой бывает снег?»

(Белый, легкий, мягкий, холодный, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, мокрый, серебристый, пушистый)

(Собираем снежки в кадушку, может в мастерской Зимушки произойдет чудо)

2. (В) – А давайте вспомним зимние месяцы?

 загадки

Декабрь.

В декабре, в декабре,

Все деревья во дворе,

Нашу речку,

Словно в сказке

За ночь вымостил мороз.

Январь.

Открываем календарь,

Начинается январь.

В январе, в январе,

Много снега на дворе.

Февраль.

Дуют ветры в феврале,

Воют трубы звонко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.

3. Д. и «Зимние слова»

(Хлопаем в ладоши, если слышим слово, связанное с зимой)

Снежинки, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавичка, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи.

4. А расскажите и покажите, что вам нравится зимой?

(Динамическая пауза)

Что нам нравится зимой?               – хлопки

Белые полянки                                 – развести руки в стороны

И на горке снеговой                        – руки вверх, показать горку

Лыжи или санки                              – лыжник

Что нам нравится зимой?                – хлопки

Мягкие сугробы                               – сугробы

Чтоб копаться день деньской         – копаем

Крепость делать чтобы                   – лепим снежок

Что нам нравится зимой?                – хлопки

Потеплей одеться                             – одеваемся

В шубке теплой меховой                 – хлопаем по одежде

На морозе греться                            – и прыгаем

5.  (В) – Как же у нас зимой весело. А кому же не до веселья?

(птицам, животным)

- Почему?

(им холодно и  голодно)

- Посмотрите внимательно на полянку прилетели птички.

(снегирь, синица, воробей, сорока/ворона, дятел, ласточка, соловей)

- Какие птички лишние?

(ласточка, соловей)

- Почему?

(т.к. это перелетные птицы)

- Послушайте рассказ и угадайте о какой птице идет речь?

(рассказ ребенка)

   

«С наступлением зимы эти птицы улетают из родных лесов в сады и парки, поближе к человеку. Здесь они находят себе корм: ягоды рябины, калины, семена трав»    (Снегирь)

- А чтобы синичка не замерзла, давайте с ней поиграем.

(воспитатель показывает , а дети  говорят)

- Снегирь прилетел и сел НА кормушку

- Перелетел и сел ПОД кормушку

- Летал, летал снегирь и сел СПРАВА от кормушки

- Сел снегирь в кормушку, поклевал зернышек и улетел.

- А как мы можем помочь птицам зимой?

(сделать кормушку и подкармливать)

6. А вот еще одна ель.

- Кто сидит на дереве?

(на дереве сидит белочка)

- Кто прячется под деревом?

(под деревом прячется зайчик)

- Кто стоит справа от дерева?

(справа от дерева стоит лиса).

- Кого видите слева?

(волка)

-Кто прячется в глубине леса?(в глубине леса прячется лось)

Игра «Чьи следы?»

(В) - А почему нет следов медведя, ежа?

(зимой впадают в спячку)

(В) - А теперь угадайте о каком животном расскажет …

 

 «У нее острый слух. Чуть пискнет мышь под снегом, она тут же ее схватит. Зимует в одиночестве, бродя по лесу. Зимой у нее под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроется пушистым хвостом и спит»

(Лиса)

7. (В) - Лисичка подготовила для вас загадку:

С неба падают на землю

Озорные, кружевные,

Легкие, пушистые

Белые … (снежинки)

Просмотр ролика «Откуда берутся снежинки»

8. (В) – Зима – прекрасное время года, которое вдохновляет на творчество поэтов, художников, композиторов. Они передают настроение зимы в музыке, стихах, в красках.

Видео. Картины русских художников.

- В настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который рассказывает посетителям о картинах. У нас в группе тоже есть картинная галерея «Зима в нашем городе». Это ваши совместные с родителями работы. Кто попробует быть экскурсоводом и рассказать о своей работе?

(некоторые дети коротко рассказывают, что изображено на рисунке)

III Практическая часть.

1. (В) – Вот мы и подошли к мастерской Зимушки – Зимы. Зима передала мне волшебный мешочек, который поможет выбрать стол, за которым вы будете творить.

(6 столов с заготовками)

Дети тянут жребий.

1. «Узоры на стекле» (снежинка)

2. «Зима в лесу» (животное дикое)

3. «Зимний пейзаж» (снег)

4. «Кормушка для птиц» (птичка)

5. «Снеговик» (снеговик)

6. «Укрась елочку» (елочка)

(Дети рассаживаются, согласно выбранной картинке)

2. Пальчиковая гимнастика.

1, 2, 3, 4                                            – загибаем палец, начиная с большого

Мы с тобой снежок лепили            – лепим

Круглый, крепкий, очень сладкий – круг показываем

И совсем-совсем не сладкий          – погрозить пальчиком

Раз – подбросим                              – подбросить воображаемый снежок

Два – поймаем                                 – поймали

Три – уроним                                 – уронили

Поиграли                                         – разводим руки в стороны

3. Дети выполняют коллективно работы по группам.

(Музыкальное сопровождение песенка «Зимняя сказка»)

Показ работ.

(В) – Вашими работами украсим нашу выставку.

1) Видеописьмо от Зимушки-Зимы (2 часть)

«Спасибо вам, ребята, за ваши старания. Обещаю вас  еще удивить  своими чудесами и сильно не морозить. А еще я отправила вам сладкое угощение. С наступающим вас Новым Годом!

Просмотр ролика «Зимушка – Зима»

2) -Вот мы постепенно и подошли к тебе нашей следующей недели.

- Что такое Новый Год?

(ответ ребенка)

   «Новый Год – это ожидание волшебства, тайны и счастья. Праздник, который отмечают многие народы»

(В) – Кого мы все с нетерпением ждем в Новогоднюю ночь?

(Деда Мороза)

- Покажите его на картинке.

(дети находят изображение)

- А узнаете ли вы еще кого-то?

(Санта Клауса)

- Это  какой Дед Мороз?

(американский)

- А как называют Деда Мороза во Франции

(Пэр Ноэль)

- В Бельгии

(Святой Николай)

- В Италии

(Бабе Натали)

И во многих других странах мы узнаем на следующей неделе, а пока приглашаем всех и наших гостей разучить новогодний танец.

Динамическая пауза «В декабре, в декабре»

Белые-белые

В декабре, в декабре

Елочки-елочки

На дворе, на дворе

припев:

Кружится, кружится

И поет и поет

Праздничный

Хоровод-хоровод

Скользкие, скользкие,

В декабре, в декабре

Горочки, горочки

Во дворе, во дворе

Звонкие, звонкие

В декабре, в декабре

Песенки, песенки

Во дворе, во дворе.

 

3) Вы сегодня все умнички. Сладкое угощение мы обязательно попробуем. А сейчас приглашаем всех посмотреть выставку «Новогодняя открытка»

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зимушка-зима" для подготовительных групп

Программное содержание:1) Расширять и уточнять знания детей о зиме и ее характерных признаках.2) Формировать умения и навыки понимать и употреблять в речи вопросительные предложения с вопросительными ...

Логопедическое занятие "Зимушка - зима" в старшей группе.

Занятие может проводиться и в обычной руппедетского сада. Подобран хороший материал для грамматики....

Логопедическое занятие "Зимушка - зима" в старшей группе.

Занятие может проводиться и в обычной группе детского сада. Подобран хороший материал для грамматики....

Конспект занятия "Зимушка зима" в младшей группе

Учить детей замечать красоту зимней природы. Продолжать учить детей рисовать нетрадиционной техникой (надбрызг)...

Конспект НОД «Зимушка- зима» в старшей группе

На занятии дети закрепляли знания о времени года- зима....

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Сказочная зимушка – зима» старшая группа

Конспект занятия по рисованию в старшей группе«Сказочная зимушка – зима»старшая группаЦель: закрепить умения воспринимать и передавать образ зимы средствами художественной эстет...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Сказочная зимушка – зима» старшая группа

Конспект занятия по рисованию в старшей группе«Сказочная зимушка – зима»старшая группаЦель: закрепить умения воспринимать и передавать образ зимы средствами художественной эстет...