Статья «Развитие индивидуальности и инициативности детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментально-опытнической деятельности»
статья по окружающему миру (младшая группа)

Призенцова Елена Александровна

Статья «Развитие индивидуальности и инициативности детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментально-опытнической деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_prizentsova_e.a.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие индивидуальности и инициативности детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментально-опытнической деятельности»

        

        

Подготовил:

                                        воспитатель высшей

                                                         квалификационной категории

        МБДОУ «Детский сад №10»        Призенцова Елена Александровна

Ребенок дошкольного возраста - неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением, открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет экспериментально-опытническая деятельность. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой дошкольное образование сегодня.

Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентировано на каждого ребенка

Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельность заключается в том, что в её процессе дети приобретают социальную практику, адаптируются к современным условиям жизни.         Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Федеральные государственные образовательные требования дошкольного образования характеризуют познавательно- исследовательскую деятельность как сквозной механизм развития ребенка, наряду с общением и игрой. В соответствии с которыми, одним из условий развития детей является поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе в познавательной.

В принципах определенных в Стандарте  определено , что поддержка детской инициативы должна происходить в различных видах детской  деятельности, в том числе в экспериментально-опытнической.

А также Стандартом определены задачи, одной из которых является:
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Понятие  экспериментально-опытническая деятельность

Говоря о экспериментально- опытнической деятельности, хочу отметить, что под ней понимается – это совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач в процессе непосредственно образовательной деятельности, в повседневной жизни, в игре, в труде, т.е. в процессе познания окружающего мира (это определение дано Т.А.Серебряковой).

Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения являются опыты. Что же понимается под ним?

Опыт –  это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Серебряковой Т.А. были определены  особенности исследовательской деятельности детей:

  • Направлена на получение новых знаний о мире (в том числе и мире природы);
  • Способствует формированию системы знаний о природе;
  • Развивает познавательную активность;
  • Способствует развитию мыслительных процессов и операций;
  • Оказывает влияние на развитие речи.

Задачи экспериментально- опытнической деятельности

О. В. Дыбина определила, что   экспериментально-опытническая деятельность направлена на решение следующих задач:

  1. Формирование у дошкольников диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
  3. Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:

1.Ознакомление с явлениями социальной жизни;

2.Ознакомление с предметным миром, созданным человеком;

3.Ознакомление с явлениями живой и неживой природы.

Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме. В ходе ознакомления с предметным миром формируется представление о функциональном назначении основных предметов, способах действия с ними.

В процессе ознакомления с природой формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы.

Структура опытнической деятельности

Предлагаю рассмотреть   структуру опытнической деятельности (по Т.А. Серебряковой):

1. Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

3. Проверка гипотез;

4. Подведение итогов, вывод;

5. Фиксация результатов;

6. Вопросы детей.

    Для положительной мотивации деятельности  младших дошкольников  мной используются различные стимулы:

-Внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

-Тайна, сюрприз;

-Мотив помощи;

-Познавательный мотив (почему так?);

-Ситуация выбора.

Требования к организации экспериментально- опытнической деятельности

   Для того, чтобы опытническая деятельность принесла положительные результаты, при её организации соблюдаем ряд требований, это:

  • Четкость формулировки целей и задач опыта;
  • Предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при решении проблемы;
  • Для того, чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его целесообразно повторять дважды.

Организация экспериментально- опытнической деятельности

В данной статье представлены планирование и организации экспериментально-опытнической деятельности  с детьми второй младшей группы, на примере 4 опытов (с описанием  цели, хода занятия, выводов). Работа с детьми организуется небольшими подгруппами 1 раз в неделю продолжительностью 15 минут.

Опыт “Красящие вещества фруктов”

Цель: познакомить детей с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сок фрукта. Говоря о практике его проведения могу отметить, что  в ходе этого опыта у детей возникло  затруднение-  выдавить сок из кусочков фруктов в стаканчик, не у всех хватало физических сил  это сделать, выдавить достаточное количество сока.

 По результатам этого опыта мы с детьми сделали выводы, что: во всех фруктах есть сок, он имеет цвет; при высыхании сока на поверхности бумаги остаются пятна такого же цвета, как и сок; фрукты надо аккуратно, чтобы не забрызгать одежду фруктовым соком.

Опыт “Узнаем, какая вода”

Цель: выявить свойства воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.

  В  ходе этого опыта дети без труда определили, что одна емкость пустая, так как легкая, другая емкость наполнена водой. Она прозрачная, без запаха, льется. Третья емкость заполнена фиточаем. Особый интерес у детей вызвало, как растворяется сахар в чае: они тщательно размешивали его ложечкой, нюхали, пробовали на вкус, переливали, сравнивали вес пустого и полного стаканчика.

  Совместно с детьми мы сделали выводы: вода прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества; вода имеет вес.

Опыт “Игры с соломинкой”

Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

Предлагалось детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. Затем выясняли, что почувствовали, когда дули.; откуда появился ветерок; для чего воздух нужен человеку? Воздух можно увидеть, подув в трубочку, конец которой опущен в воду.

Дети делали вывод, что внутри человека есть воздух; воздух можно обнаружить.

Опыт “Изготовление цветных льдинок”

Цель: познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска.

Мы размешивали краску в воде, заливали её в формочки, опускали веревочки, а затем на подносе формочки выносились на мороз, где вода замерзала. И в конце сделали   выводы о том, что вода растворяет в себе краску, замерзает на холоде.

После проведения опытов, у детей возникает множество вопросов. Мы не всегда торопимся с ответом, а старались создать условия  для самостоятельного нахождения ответов, с помощью  наводящих вопросов, нацеливание  на поиск нескольких вариантов решения, с помощью проблемных ситуаций,  т.е.  побуждение детей к инициативе.

Развивающая предметно-пространственная  среда

Для  организации  экспериментально- опытнической  деятельности  с детьми в  нашей группе создаются условия. В групповом уголке природы имеется инвентарь: необходимые инструменты для экспериментирования (специальная посуда: стаканчики, трубочки, воронки, тарелки), бросовый и природный материал (камешки, песок, семена, ракушки), утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки), инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик). А также имеется и дидактический материал.

 

Взаимодействие с семьями воспитанников

Вся эта работа  невозможна без тесного сотрудничества с родителями и по возможности мы стараемся ее осуществлять совместно с ними. Кроме традиционных форм работы с ними они принимают участие с пополнении РППС, не редко именно с  их помощью в группе появляется  инвентарь для экспериментирования и демонстрационный  материал. Мы в свою очередь  в родительских уголках стараемся не только освещать все направления образовательной деятельности , но  и предлагаем им познавательный материал который они могли бы почитать , рассмотреть с ребенком дома. 

Методические  материалы

1.Приказ МО и науки РФ от.17.01.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С, Васильевой М.А. Москва: Мозаика-Синтез, 2014 г;

3. «Неизведанное рядом »  О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина: Москва, 2001 г;

4. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Е.В. Марудова: СПб, 2013 г;

5. «Экспериментальная деятельность детей младшего возраста» Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова: СПб 2009;

6. «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста» Т.А. Серебрякова: Москва, 2013 г;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе предметно-игровой деятельности"

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....

Статья «Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»

«Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»....

Статья "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования."

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования....

Статья "Развитие ладового слуха у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-исполнительской деятельности"

К основным компонентам музыкальных способностей детей относится ладовое чувство, формирующее слуховые представления и эмоциональные сопереживания, что является главной задачей музыкального воспитания ...

Самообразование «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки как вида изобразительной деятельности».

Индивидуальный план самообразования в младшей группе "Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки как вида изобразительной деятельности"...

Конспект Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Тема «Страна красок».

Конспект Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.Тема «Страна красок».Цель:·...