Статья «Развитие индивидуальности и инициативности детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментально-опытнической деятельности»
статья по окружающему миру (младшая группа)
Статья «Развитие индивидуальности и инициативности детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментально-опытнической деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt_prizentsova_e.a.docx | 31.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие индивидуальности и инициативности детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментально-опытнической деятельности»
Подготовил:
воспитатель высшей
квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №10» Призенцова Елена Александровна
Ребенок дошкольного возраста - неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением, открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет экспериментально-опытническая деятельность. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой дошкольное образование сегодня.
Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентировано на каждого ребенка
Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельность заключается в том, что в её процессе дети приобретают социальную практику, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Федеральные государственные образовательные требования дошкольного образования характеризуют познавательно- исследовательскую деятельность как сквозной механизм развития ребенка, наряду с общением и игрой. В соответствии с которыми, одним из условий развития детей является поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе в познавательной.
В принципах определенных в Стандарте определено , что поддержка детской инициативы должна происходить в различных видах детской деятельности, в том числе в экспериментально-опытнической.
А также Стандартом определены задачи, одной из которых является:
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Понятие экспериментально-опытническая деятельность
Говоря о экспериментально- опытнической деятельности, хочу отметить, что под ней понимается – это совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач в процессе непосредственно образовательной деятельности, в повседневной жизни, в игре, в труде, т.е. в процессе познания окружающего мира (это определение дано Т.А.Серебряковой).
Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения являются опыты. Что же понимается под ним?
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Серебряковой Т.А. были определены особенности исследовательской деятельности детей:
- Направлена на получение новых знаний о мире (в том числе и мире природы);
- Способствует формированию системы знаний о природе;
- Развивает познавательную активность;
- Способствует развитию мыслительных процессов и операций;
- Оказывает влияние на развитие речи.
Задачи экспериментально- опытнической деятельности
О. В. Дыбина определила, что экспериментально-опытническая деятельность направлена на решение следующих задач:
- Формирование у дошкольников диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:
1.Ознакомление с явлениями социальной жизни;
2.Ознакомление с предметным миром, созданным человеком;
3.Ознакомление с явлениями живой и неживой природы.
Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме. В ходе ознакомления с предметным миром формируется представление о функциональном назначении основных предметов, способах действия с ними.
В процессе ознакомления с природой формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы.
Структура опытнической деятельности
Предлагаю рассмотреть структуру опытнической деятельности (по Т.А. Серебряковой):
1. Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
3. Проверка гипотез;
4. Подведение итогов, вывод;
5. Фиксация результатов;
6. Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности младших дошкольников мной используются различные стимулы:
-Внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
-Тайна, сюрприз;
-Мотив помощи;
-Познавательный мотив (почему так?);
-Ситуация выбора.
Требования к организации экспериментально- опытнической деятельности
Для того, чтобы опытническая деятельность принесла положительные результаты, при её организации соблюдаем ряд требований, это:
- Четкость формулировки целей и задач опыта;
- Предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при решении проблемы;
- Для того, чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его целесообразно повторять дважды.
Организация экспериментально- опытнической деятельности
В данной статье представлены планирование и организации экспериментально-опытнической деятельности с детьми второй младшей группы, на примере 4 опытов (с описанием цели, хода занятия, выводов). Работа с детьми организуется небольшими подгруппами 1 раз в неделю продолжительностью 15 минут.
Опыт “Красящие вещества фруктов”
Цель: познакомить детей с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сок фрукта. Говоря о практике его проведения могу отметить, что в ходе этого опыта у детей возникло затруднение- выдавить сок из кусочков фруктов в стаканчик, не у всех хватало физических сил это сделать, выдавить достаточное количество сока.
По результатам этого опыта мы с детьми сделали выводы, что: во всех фруктах есть сок, он имеет цвет; при высыхании сока на поверхности бумаги остаются пятна такого же цвета, как и сок; фрукты надо аккуратно, чтобы не забрызгать одежду фруктовым соком.
Опыт “Узнаем, какая вода”
Цель: выявить свойства воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.
В ходе этого опыта дети без труда определили, что одна емкость пустая, так как легкая, другая емкость наполнена водой. Она прозрачная, без запаха, льется. Третья емкость заполнена фиточаем. Особый интерес у детей вызвало, как растворяется сахар в чае: они тщательно размешивали его ложечкой, нюхали, пробовали на вкус, переливали, сравнивали вес пустого и полного стаканчика.
Совместно с детьми мы сделали выводы: вода прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества; вода имеет вес.
Опыт “Игры с соломинкой”
Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.
Предлагалось детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. Затем выясняли, что почувствовали, когда дули.; откуда появился ветерок; для чего воздух нужен человеку? Воздух можно увидеть, подув в трубочку, конец которой опущен в воду.
Дети делали вывод, что внутри человека есть воздух; воздух можно обнаружить.
Опыт “Изготовление цветных льдинок”
Цель: познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска.
Мы размешивали краску в воде, заливали её в формочки, опускали веревочки, а затем на подносе формочки выносились на мороз, где вода замерзала. И в конце сделали выводы о том, что вода растворяет в себе краску, замерзает на холоде.
После проведения опытов, у детей возникает множество вопросов. Мы не всегда торопимся с ответом, а старались создать условия для самостоятельного нахождения ответов, с помощью наводящих вопросов, нацеливание на поиск нескольких вариантов решения, с помощью проблемных ситуаций, т.е. побуждение детей к инициативе.
Развивающая предметно-пространственная среда
Для организации экспериментально- опытнической деятельности с детьми в нашей группе создаются условия. В групповом уголке природы имеется инвентарь: необходимые инструменты для экспериментирования (специальная посуда: стаканчики, трубочки, воронки, тарелки), бросовый и природный материал (камешки, песок, семена, ракушки), утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки), инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик). А также имеется и дидактический материал.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Вся эта работа невозможна без тесного сотрудничества с родителями и по возможности мы стараемся ее осуществлять совместно с ними. Кроме традиционных форм работы с ними они принимают участие с пополнении РППС, не редко именно с их помощью в группе появляется инвентарь для экспериментирования и демонстрационный материал. Мы в свою очередь в родительских уголках стараемся не только освещать все направления образовательной деятельности , но и предлагаем им познавательный материал который они могли бы почитать , рассмотреть с ребенком дома.
Методические материалы
1.Приказ МО и науки РФ от.17.01.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С, Васильевой М.А. Москва: Мозаика-Синтез, 2014 г;
3. «Неизведанное рядом » О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина: Москва, 2001 г;
4. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Е.В. Марудова: СПб, 2013 г;
5. «Экспериментальная деятельность детей младшего возраста» Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова: СПб 2009;
6. «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста» Т.А. Серебрякова: Москва, 2013 г;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе предметно-игровой деятельности"
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....
Статья «Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»
«Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»....
Статья "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования."
Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования....
Статья "Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых"
Научно - педагогическая работа....
Статья "Развитие ладового слуха у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-исполнительской деятельности"
К основным компонентам музыкальных способностей детей относится ладовое чувство, формирующее слуховые представления и эмоциональные сопереживания, что является главной задачей музыкального воспитания ...
Самообразование «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки как вида изобразительной деятельности».
Индивидуальный план самообразования в младшей группе "Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки как вида изобразительной деятельности"...
Конспект Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Тема «Страна красок».
Конспект Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.Тема «Страна красок».Цель:·...