Статья на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе предметно-игровой деятельности"
статья на тему
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1111.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рагимова Ю.Л.
Воспитатель
ГБДОУ № 68 г. Санкт-Петербурга
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
в процессе предметно-игровой деятельности
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. Она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие. Исследования детской психологии показали, что ключом к развитию познавательных способностей ребенка является его личный опыт в первые три года жизни – все зависит от стимуляции в решающие годы жизни. Главное – расширить для ребенка мир познания, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития последующих.
С детьми данного возраста проводятся игры – занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве и т.п.
В своей работе мы ставим и решаем следующие задачи:
*Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
*Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве).
*Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)
Направления нашей работы:
*Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов).
*Обучение способам обследования предметов.
*Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина и т.д.)
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Так как в основе сенсорного развития лежит восприятие, то мы определили содержание развития восприятия у детей раннего возраста. Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт.
Виды восприятия в возрасте до 3 лет:
*восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы прежде всего по форме;
* восприятие цвета,
* восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет;
* восприятие пространства – формируется на основе опыта через движение, по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия);
* восприятие времени – формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; восприятие движений – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ;
* восприятие особых свойств предметов и явлений – объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении;
* восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия;
* восприятие сложных явлений действительности – осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения.
Начинается в раннем возрасте вместе с развитием речи: взрослые обучают ребенка восприятию изображений предметов на рисунках, затем восприятию иллюстраций, восприятию действий и музыки.
(По материалам статьи Т.В. Башаевой «Как ребенок воспринимает окружающее»)
Принципы организации работы:
- Посильность требований
- Постепенность усложнений
- Последовательность
Методы и приемы:
Наглядный. Сравнения.
Практический .Сопоставления.
Словесный. Приложения.
Эмоциональная установка взрослого наложения.
Привлечение внимания. Наблюдение за действиями взрослого и сверстников.
Показ и объяснение.
Словесная инструкция .
Работая в группе раннего возраста, мы уделяли большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через игры с дидактическим материалом. После отбора необходимого содержания из дошкольных методик, нами был составлен примерный перспективный план игр-занятий с дидактическим материалом, который охватывает все программные требования по сенсорному развитию детей по программе «Детство».
Мы составили примерный перспективный план по предметно-игровой деятельности, куда входят игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
Данная работа проводится по подгруппам 1 раз в неделю, по 8 – 10 минут. Само слово «игра» используется условно как характеристика времени, отведенного на специальную работу с детьми. За время такой игры часто происходит смена форм и видов деятельности, которые связаны сюжетной линией или действующим персонажем, что позволяет удерживать внимание детей. В игру входит 2 – 3 игровых упражнения.
В своей работе с детьми придерживаемся следующих принципов:
Принцип дифференцированного подхода
Мы помним о том, что ребенок – уникальная личность. Стараемся ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать.
После диагностирования знаний, умений и навыков вновь прибывшего ребенка, подбираем задания в соответствии с его умениями и навыками. Так, Артем, пришел к нам в декабре (2,2г.), диагностическое исследование показало, что ребенок не знает и не называет цвета. Для него мы подбираем задания более легкие, чем те, которые мы даем детям, посещающим детский сад с сентября. Если детям мы даем задание на соотношение цветов, например, «Подбери пару для варежки», то Артему даем задание на их различение: «Найди такую же, как у меня». И просим обозначить результат словами «такая», «не такая». Это касается и других свойств предметов – формы, размера.
Принцип сотрудничества
Даем понять ребенку, что мы всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
Если ребенок не справляется с каким либо заданием, мы предлагаем: «Мы тебе поможем», «Давай попробуем вместе», «У нас с тобой все получится», «Ты конечно же, справишься». Ваня очень робкий и застенчивый мальчик и неуверенно выполняет задания. Например, собрать пирамидку по принципу уменьшения колец, мы предлагаем ему: «Давай вместе соберем пирамидку. Сначала я выберу самое большое кольцо из всех и надену его на стержень, теперь ты посмотри и выбери самое большое кольцо из всех оставшихся…» и ребенок с удовольствием выбирал кольца и выполнял задания.
Принцип психологического комфорта каждого ребенка
Проявляем понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаемся его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях.
В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха, главное чтобы предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делали они это самостоятельно или с нашей помощью. Важно поддержать не только действием, но и словами: «Какой ты молодец!», «Здорово у тебя получилось!», «Я очень горжусь тобой!», «Я знаю, ты сможешь!» и др.
Принцип вариативности
Работу вне занятий или необходимой индивидуальной работы или в самостоятельной деятельности детей, а также для поддержания интереса, стараемся использовать варианты заданий близким по целям, но предполагающих действия с разными предметами. Например, по ознакомлению с цветом – «Постройка башни из кубиков», «Разложи в коробочки», «Подбери попугаю колечки», «Собери цветок», «Грибочки по местам», «Спрячь мышку», «Найди пару» и др. В повседневной жизни мы обращаем внимание на цвет одежды, цвет, размер, форму и количество предметов в групповой комнате, на прогулке.
Нами подготовлены консультации для родителей: «Как ребенок познает мир», «Малыш и его игрушки», «12 игр на цвет», которые оформлены в виде папок и представлены для изучения родителям. Проведено родительское собрание на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста», организована выставка дидактических игр и пособий по предметно-игровой деятельности, которые можно не только приобрести в магазине, но и сделать своими руками. Например: «Разложи по цвету», « Посади бабочку на цветок», «Подбери пару», «Собери бусы», «Большие и маленькие», «Ежики» и др., а также были показаны занятия «К нам приехал паровозик» (по предметно-игровой деятельности), «Степашка в гостях у детей» (игра-занятие с дид. материалом), «Играем с машиной и мишкой» (по развитию сенсорных способностей).
Таким образом, мы формируем у детей представления о свойствах предметов: их цвете, форме, величине и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через опытно - экспериментальную деятельность
Развитие речи и эксперименты тесно связаны между собой. В процессе исследовательских экспериментов развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления и об...
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности
Сенсорное развитие предполагает формирвоание у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к фунционированию ...
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, через организацию игровой деятельности.
Цель:Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, через организацию игровой деятельности. Задачи: Закрепить понятие формы,велечины,цвета.Материал: Большая и маленькая кукла,маленькая и...
Самообразования по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пол...
Опыт работы "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности"
Опыт работы "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности"...
Когнитивное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-игровой деятельности.
Когнитивное развитие - Развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика....
Статья "Социально - коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста"
Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить ...