Статья "Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых"
статья по окружающему миру по теме
Предварительный просмотр:
Баталова Жанна Михайловна – воспитатель высшей категории Бондаренко Ольга Ивановна – воспитатель I категории.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления № 22 «Колокольчик»
г. Набережные Челны.
«Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых».
Психологические, гендерные особенности детей старшего дошкольного возраста, дают возможность для познания профессий взрослых. Детей 5 – 6 лет интересует мир взрослых и все, что с этим связано - их деятельность, окружающие предметы. Программа воспитания и обучения предполагает формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека и ставит следующие задачи:
- Расширение представлений детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости.
- Формирование бережного отношения к тому, что сделано руками человека.
- Знакомство детей с профессиями воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи. Творческих профессий: художник, писатель, композитор, мастер народного прикладного искусства; с результатами их труда (картинами, книгами, нотами, предметами искусства)
- Дать представление о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника.
- Формирование чувства благодарности к людям за их труд.
Прежде чем начать работу по реализации поставленных задач мы вначале года изучили характер и содержание представлений детей о труде взрослых, провели диагностику. Детям были предложены 5 картинок, на которых были изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда. Дети самостоятельно выбирали картинку и составляли по ней рассказ. Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, мы проводили беседы, просили рассказать о данной профессии.
Ответы детей оценивались по 3 уровням.
1 уровень – высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризует процесс организации их труда. В беседе с воспитателем проявляют положительные эмоции.
2 уровень – средний: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложений последовательности организации труда. Не проявляет ярких эмоций в процессе проведений беседы.
3 уровень – низкий: дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоции.
По результатам диагностики было выявлено, что наиболее популярными среди детей являются профессии системы «человек – техника», и в первую очередь водители различных видов транспорта, военные. На втором месте профессии системы «человек – человек»: врач, воспитатель, музыкальный руководитель, учитель, продавец, медсестра, полицейский. В представлениях детей о профессиях имеются существенные половые различия. Девочки отдают предпочтения профессиям системы «человек - человек». Мальчики в первую очередь называют профессии системы «человек – техника», а так же целый ряд военных специальностей.
Таким образом, диагностика и рассмотренные особенности детей послужили основой для организации процесса по ознакомлению с трудом взрослых, его результатами и организации доступной детям трудовой деятельности, соответствующей их возрастным и индивидуальным возможностям.
На основе интегративного подхода мы разработали тематический план, где была выделена тема «Профессии». Работая и над другими темами, мы, так или иначе, обращались к профессиям взрослых, так например, во время работы над темой «Я расту здоровым» знакомили детей с профессией тренера, деятельностью спортсменов, работниками медицины. Тема «Новый год» предполагала знакомство с профессией музыкального руководителя, артиста. Тема «Защитники Отечества» позволила познакомить с деятельностью военных разных видов войск. Тема «Международный женский день» профессии мам, бабушек. Тема «Домашние животные» с работой фермера и ветеринара и т.д.
Организовывали различные виды деятельности:
- Совместная деятельность взрослого с детьми:
- Через ООД, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности; игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, окружающий мир.
Окружающий мир: «Кто нас воспитывает?», «Хлеб – всему голова», «Кто построил новый дом?», «Службы «01», «02», «03» - всегда на страже», «Кто нас обувает и одевает?», «Кем ты будешь, когда станешь взрослым?».
Художественное творчество; «Пограничник», «Транспорт», «Предметы для труда» и т. д.
Музыкально – художественное; прослушивали произведения «Кем быть», «Маленькая птичница», «Маляр», «И строгаю и пилю я», «Закаляйся» и др.
Инсценировки по произведению К. Чуковского «Доктор Айболит».
-Через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; наблюдение, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровую деятельность, сюжетно – ролевые, дидактические, настольно – печатные игры.
Хочется отметить организацию сюжетно – ролевых игр, которые способствуют формированию интегративных качеств, дети проявляют интерес к миру профессий взрослых, эмоционально реагируют на профессиональную деятельность, получают представления о значимости той или иной профессии, овладевают диалогической речью и конструктивными способами взаимодействие с детьми и взрослыми (договариваются, обмениваются предметами, распределяют действие при сотрудничестве) учатся изменять стиль, общение со взрослыми или сверстником, в зависимости от ситуации.
Оформлены в группе сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Магазин», «Диагностический центр», «Почта», «Туристическое агентство», «Строители», «Фотосалон», «Ателье», «Перекресток», «Кафе», «Автосалон», «Семья» и др.
- Самостоятельная деятельность детей.
Организовывали и предлагали выполнять постройки из различного строительного материала, помочь изготовить атрибуты для игр, обеспечивали всем необходимым для работ в творческих мастерских.
- через взаимодействие с семьей и социумом.
Было предложено родителям задание: «Расскажите о своей работе, профессии детям».
Проведены консультации «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду», «Из чего складывается трудолюбие?», «Трудовое воспитание в семье», «Ознакомление детей с трудом взрослых», «Влияние труда взрослых на развитие детей».
Оформляли вместе с родителями выставку рисунков «Города будущего» (совместные работы), фотовыставку «Наши мамы на работе».
Проводили экскурсии по территории детского сада, в кабинеты узких специалистов, к объектам ближайшего окружения: к дороге, перекрестку, остановкам общественного транспорта, школе, драматическому театру и т. д.
Важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых, является организация развивающей среды. В соответствии с ФГОС при создании предметной развивающей среды учитывали гендерную специфику и принципы интеграции образовательных областей. Тема профессий взрослых отражена в каждом уголке группы. Оформлены уголки для девочек и отдельно для мальчиков. Подобранна художественная литература в книжном уголке: М. Боровицкого «Про старого про портного», А. Милан «Деловитый моряк», М. Велихова «Считалка», Л. Кабанова «Лужицы глазастые», Б. Заходера «Сапожник», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Баруздин «Каменщик» «Моляр», Л. Квитко «Бабушкины руки», В. Приходько «Вот когда я взрослым стану», Я. Дягутите «Руки человека» и Токмакова «Кем быть?», С. Маршак «Почта», Е. Перьмяк «Мамина работа». Подобрали загадки о профессиях и предметах труда, дидактический материал «Профессии», «Техника», «Электроприборы», «Транспорт», «Защитники отечества» и др.
В ИЗО уголке предметы мастеров народно-прикладного искусства; хохлома, городец, гжель, жестовская роспись, дымковская, каргопольская и богородцкая игрушки, куклы обереги. Собраны журналы «Художники» где отображены разные жанры изобразительного искусства, подобраны раскраски с профессиями и предметами труда взрослых, трафареты.
Есть в группе дидактические игры «Профессии», «Четвертый лишний», «Транспорт», «Юный архитектор», «Конструктор», «Составь картинку», «Художники», «Логические цепочки», «Выкройки», «Мода», «Прически», «Модный салон», «Магазин», «Спортсмены».
В группе у нас хороший уголок театрализованной деятельности с различными видами театра, он помогает детям выполнять имитационные трудовые действия, проявлять свои личностные качества при обыгрывание персонажей сказок, потешек. А сказочные герои, как известно, постоянно выполняют определенные трудовые действия.
Оформлен уголок дежурств, который помогает привлекать детей к выполнению трудовых поручений, имеющих общественную значимость для коллектива, что в свою очередь способствует развитию интегративных качеств.
Подобраны инструменты для труда в природе.
Приобрели методическое пособие Т.А. Шарыгиной «Беседы о профессиях». Материал в этом пособии распределен календарно, подобраны игры и загадки.
Оформили картотеку модулей «Профессии» с темами, целями, формами работы, выделением основных понятий, указанием регионального компонента и перечнем формируемых интегративных качеств.
Модуль 1. Профессии «Мир природы»
Тема: «Геолог (шахтёр)»
Цель: познакомить с профессией геолога (шахтёра). Показать опасность, сложность и важность труда шахтера.
Форма работы: беседа, презентация.
Основные понятия: шахта, полезные ископаемые, опасность.
Оборудование: фотографии с изображением шахтера, шахты.
Тема: «Овощевод (агроном)»
Цель: расширять знания о профессии овощевода, привить учащимся интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству.
Форма работы: презентация, проект «Сотвори чудо»
Основные понятия: овощи, почва, парник, удобрения, посев, урожай.
Региональное содержание: знакомство с сельхозугодиями Татарстана.
Тема: «Рыб инспектор»
Цель: сформировать представление о профессии рыб инспектора, формирование основ экологической культуры.
Форма работы: беседа, рассказы Ю. Третьякова «Ребячий патруль».
Основные понятия: водоём, штраф, рыбоохрана.
Тема: «Зоотехник (фермер)»
Цель: познакомить с профессией зоотехника, привитие интереса к труду животновода.
Форма работы: Сюжетно – ролевая игра «Ферма», театрализованная постановка «Зимовье зверей»
Основные понятия: животновод, выращивание и уход.
Региональное содержание: знакомство с животноводческими хозяйствами г. Набережные Челны.
Формируемые интегративные качества: Проявляет интерес к профессиям геолога, овощевода, рыб инспектора и зоотехника. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает культуру трудовой деятельности, умеет бережно относится к материалам и инструментам. Имеет представления о мире профессий, роли труда в обществе и жизни каждого человека. Владеет необходимыми знаниями о различных видах деятельности взрослых.
Модуль 2. Профессии «Железная дорога»
Тема: «Машинист»
Цель: познакомить детей с особенностями профессии машинист.
Форма проведения: беседа, встреча с людьми данной профессии.
Основные понятия: локомотив, груз, помощник машиниста, правила движения ж/д.
Региональное содержание: значимость железной дороги Татарстана.
Тема: «Проводник»
Цель: сформировать представления детей о профессии проводника.
Форма проведения: сюжетно-ролевая игра.
Основные понятия: пассажирский вагон, проверка билетов, помощь пассажирам, чистота вагонов.
Тема: «Начальник станции, билетный кассир, дежурный по вокзалу диспетчер»
Цель: познакомить с профессиями людей, работающих на железнодорожном вокзале.
Форма проведения: экскурсия.
Основные понятия: билет, касса, электричка, маршрут движения поезда.
Тема: «Стрелочник»
Цель: познакомить со спецификой работы стрелочника.
Форма проведения: беседа, презентация
Основные понятия: железнодорожные пути, рельсы, стрелки.
Формируемые интегративные качества: Проявляет интерес к миру профессий взрослых. Эмоционально реагирует на профессиональную деятельность работников железной дороги. Имеет представления о профессиях железной дороги, роли труда в обществе и жизни каждого человека. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
Модуль 3. Профессии «Производство»
Тема: «Металлургические профессии»
Цель: сформировать представления детей о работе металлургического предприятия.
Формы работы: встреча с людьми данной профессии, презентация.
Основные понятия: металлург, плавильщик, производство металла, печь, расплав.
Тема: «Работники мясокомбината»
Цель: познакомить с профессиями мясоперерабатывающего предприятия.
Формы работы: беседа, презентация.
Основные понятия: мясо, продукция, фарш, миксеры.
Региональный компонент: знакомство с мясоперерабатывающими предприятиями г. Набережные Челны.
Тема: «Пекари и кондитеры»
Цель: знакомить с трудовой деятельностью пекаря, кондитера.
Формы работы: экскурсия в кондитерский цех, сюжетно-ролевая игра.
Основные понятия: мучные и кондитерские изделия, замес теста, названия предметов оборудования.
Региональный компонент: знакомство с многонациональной «кухней» г. Набережные Челны, производством «Челны-Хлеб».
Тема: «Нефтяник»
Цель: сформировать представления детей о деятельности работников нефтедобывающих промыслов. Формы работы: беседа, презентация.
Основные понятия: нефть, скважина, бензин.
Формируемые интегративные качества: Проявляет интерес к миру профессий производства, эмоционально реагирует на их профессиональную деятельность. Имеет представления о профессиях производства, роли труда в обществе и жизни каждого человека.
Модуль 4. Профессии «Больница»
Тема: «Врач»
Цель: обогатить знания о профессии врача, сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Формы работы: экскурсия в детскую поликлинику, сюжетно-ролевые игры, встреча с врачами узкими специалистами.
Основные понятия: врач, больной, пациент, рецепт, лекарства.
Региональный компонент: Знакомство с санаторно-курортными зонами г. Набережные Челны.
Тема: «Медсестра»
Цель: познакомить с обязанностями и трудовыми действиями медсестры.
Формы работы: экскурсия в процедурный кабинет, сюжетно-ролевая игра.
Основные понятия: бинт, вата, шприц, термометр, йод.
Тема: «Социальный работник»
Цель: сформировать представление о профессии социального работника, показать значимость данной профессии для общества.
Формы работы: встреча с людьми данной профессии.
Основные понятия: помощь нуждающимся людям, социальный работник.
Формируемые интегративные качества: Проявляет интерес к данным профессиям, эмоционально реагирует на их профессиональную деятельность, использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в сюжетно-ролевых играх. Владеет необходимыми знаниями о различных видах деятельности взрослых.
Модуль 5. Профессии «Мир офиса»
Тема: «Бухгалтер»
Цель: познакомить с профессией бухгалтера.
Формы работы: экскурсия в бухгалтерию, беседа с работниками данной профессии.
Основные понятия: зарплата, деньги, калькулятор.
Тема: «Менеджер»
Цель: сформировать представления о профессии менеджера.
Формы работы: встреча с людьми данной профессии.
Основные понятия: руководитель, контроль.
Тема: «Кассир»
Цель: познакомить с профессией кассира.
Формы работы: сюжетно – ролевая игра, беседа.
Основные понятия: касса, стоимость товара, ценник, сдача, прилавок.
Формируемые интегративные качества: Проявляет интерес к офисным профессиям, эмоционально реагирует на профессиональную деятельность, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, имеет представления о мире профессий, роли труда в обществе и жизни каждого человека, сформированы элементарные трудовые навыки.
Модуль 6. Профессии «Мир творчества»
Тема: «Художник»
Цель: познакомить с особенностями профессии художника.
Форма работы: посещение Картинной Галереи.
Основные понятия: холст, краски, палитра, кисть, пейзаж, натюрморт.
Региональный компонент: оригинальность и своеобразие творчества художников Татарстана.
Тема: «Артист»
Цель: сформировать представления о профессии артист.
Формы работы: посещение драматического театра, беседа с людьми данной профессии.
Основные понятия: сцена, роль, грим, публика, спектакль, перевоплощение.
Тема: «Дизайнер»
Цель: познакомить с особенностями профессии дизайнера.
Формы работы: компьютерная игра «Дизайнеры», сюжетно – ролевая игра.
Основные понятия: идея, проект, дизайн-студия, творческий взгляд.
Тема: «Стилист»
Цель: сформировать представления о деятельности стилиста.
Формы работы: компьютерные игры «Принцесса и вечеринка моды», «Стильная прическа принцессы», «Барби мода», сюжетно – ролевая игра «Ателье моды»
Основные понятия: стиль, красота, мода, внешность, прически, одежда.
Тема: «Скульптор»
Цель: познакомить с профессией скульптора.
Формы работы: практическая деятельность – лепка из снега, песка, теста, пластилина, глины. Презентация, беседа.
Основные понятия: лепка, объём, силуэт, материал, скульптура, монумент.
Формируемые интегративные качества: Проявляет интерес к творческим профессий, эмоционально реагирует на профессиональную деятельность, соблюдает культуру трудовой деятельности, умеет бережно относится к материалам и инструментам, Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, сформированы элементарные трудовые навыки, Владеет необходимыми знаниями о различных видах деятельности взрослых.
Модуль 7. Профессии «Сфера обслуживания»
Тема: «Парикмахер — визажист»
Цель: познакомить с профессиями парикмахера, визажиста.
Формы работы: сюжетно-ролевая игра «Парикмахер», экскурсия в салон красоты, компьютерная игра «Салон красоты».
Основные понятия: прическа, косметика, салон красоты, макияж, краска для волос, ножницы, тени, губная помада и др.
Тема: «Мастер ногтевого сервиса»Цель: познакомить со спецификой работы мастера ногтевого сервиса.
Формы работы: презентация, экскурсия в салон красоты, игровой набор «Маленькая фея».
Основные понятия: ногти, лак, ванночки, гель, акрил, узор.
Тема: «Продавец-консультант»
Цель: расширить знания о профессии продавца.
Формы работы: экскурсия в близлежащий магазин, сюжетно-ролевая игра.
Основные понятия: товар, покупатель, консультация, помощь при выборе.
Региональный компонент: предметы национальной одежды, обуви, национальные кондитерские изделия.
Тема: «Косметолог»
Цель: познакомить с профессией косметолога.
Формы работы: презентация, беседа, видеофильм.
Основные понятия: кожа, маски, здоровье и красота, лечение.
Региональный компонент: знакомство с лекарственными травами Татарстана.
Тема: «Фитнес-инструктор»
Цель: сформировать представление о профессии фитнес-инструктора.
Формы работы: экскурсия в фитнес – клуб, практические занятия в физкультурном зале.
Основные понятия: тренер, аэробика, бассейн, физические нагрузки.
Формируемые интегративные качества: Проявляет интерес к профессиям в сфере обслуживания. Эмоционально реагирует на профессиональную деятельность. Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Соблюдает культуру трудовой деятельности, умеет бережно относится к материалам и инструментам. У ребёнка сформированы элементарные трудовые навыки.
Модуль 8. Профессии «Сфера образования»
Тема: «Дошкольные работники (логопед, психолог, инструктор ФИЗО)»
Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях работников дошкольных учреждений.
Формы работы: беседа, сюжетно-ролевая игра «Детский сад», встречи с людьми данной профессии.
Основные понятия: забота, любовь к детям.
Тема: «Учителя – предметники (музыка, иностранный язык, учитель начальных классов)»
Цель: познакомить детей с особенностями работы учителей.
Формы работы: обзорная экскурсия в начальную школу, компьютерная игра «Даша — следопыт»
Основные понятия: урок, класс, учебники, доска, учитель.
Тема: «Преподаватели средне – специальных и высших учебных заведений»
Цель: сформировать представление о работе преподавателей средне – специальных и высших учебных заведений.
Формы работы: беседа, презентация, встреча с людьми данной профессии.
Основные понятия: институт, колледж, лицей, лекция, студенты, диплом, преподаватель.
Формируемые интегративные качества: Проявляет интерес к миру профессий в сфере образования. Эмоционально реагирует на их деятельность. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач. Владеет необходимыми знаниями о различных видах деятельности взрослых, сформированы элементарные трудовые навыки.
Список литературы:
- Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева. «Примерная программа «От рождения до школы» -
- Т. А. Шорыгина. Методическое пособие «Беседы о профессиях» - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР".
Материалы для проведения педагогом-психологом мониторинга с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста....
Формирование личностных качеств и правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.
Крайне важно научить ребёнка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «родной край». Так как сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлени...
Статья «Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»
«Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»....
Проект инновационной деятельности для ДОО «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАК ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...
Доклад по развитию речи «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»
Познавательный материал по развитию речи...
Доклад " Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых".
Сегодня процесс самоопределения и профориентации начинается очень рано - ещё в дошкольном возрасте - через игру, через хобби, через дополнительное образование....
«Развитие позитивной гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых».
В данной статье рассматривается вопрос о развитии позитивной гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями взрослых. Автор статьи указывает, ч...