Конспект занятия в старшей группе: «Перелетные и зимующие птицы».
занимательные факты по окружающему миру (старшая группа)
Составила воспитатель первой категории: Кривогина Мария Олеговна.
Время занятия: 30 минут.
Цель: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.
Задачи
– Закрепить и расширить знания о перелетных птицах и зимующих птицах.
– Учить выделять характерные особенности птиц.
– Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида перелетных птиц.
– Способствовать активизации, стимуляции, упражнению зрительных функций, развитию мелкой моторики, внимания, мышления.
– Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Ход занятия:
Дети находятся в группе с воспитателем.
Организационный момент:
Проводится вводная малоподвижная хороводная игра «Чиж». По ходу игры все дети становятся в круг.
I. Введение в игровую ситуацию.
- Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром, когда шла в садик
(демонстрирую детям перья различных птиц).
Дети: - Перья.
- Ребята, а чьи это перья?
Дети:- Птичьи.
- Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые прилетают к нам весной и вспомним тех, которые зимовали с нами.
Предлагаю сесть на стульчики.
II.Актуализация знаний.
- А как вы думаете, зачем птицам перья?
Ответы детей.
- (Обобщаю ответы) перья помогают сохранить тепло и придают птицам неповторимую окраску.
- Где же можно встретить птиц?
Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - повсюду)
- Расскажите, где живут птицы?
Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - строят гнезда)
-Кто скажет, чем похожи птицы?
Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - умеют летать, есть крылья)
- Уже наступила весна и птицы возвращаются с юга. Эти птицы называются….
Ответы детей. (Обобщаю ответы - перелетные). Закрепить в речи детей - повторить 2 раза.
- Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются?
Ответы детей. (Обобщаю ответы - зимующие), повторить 2 раза.
- Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами).
Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки.
-Каких из них вы знаете, назовите.
Ответы детей.
- Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие.
Ставлю на пол два условных знака на держателях. Обговариваем каждый знак.
-Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).
Дети: - Перелетные птицы.
-Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).
Дети: - Зимующие птицы.
- Молодцы, правильно догадались.
-Давайте разделимся на 2 команды. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти.
Дети называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.
Например:
Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это зимующая птица, я встану возле знака с кормушкой….. и т.д.
Все дети становятся возле знаков.
- Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.
Положите картинки возле знаков.
- Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?
Ответы детей. (Обобщаю ответы - холодно, нет пищи)
III Затруднение ситуации
- Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно?
Ответы детей.
- Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать, как это происходит?
IV Введение нового
Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.
- Наша планета Земля – это огромный природный магнит. А магнит умеет притягивать.
- У меня есть магнит. (Показываю детям).
-Представим, что наш магнит - это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?
Дети предлагают разные варианты действия магнита.
- Давайте попробуем.
V Включение нового знания в систему знаний
Опыт с магнитом. Дети проверяют действие магнита. Объясняют увиденное.
-Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц.
- А сейчас поиграем? Я буду называть птиц. Если вы услышите название перелетной птицы – машите руками, если я назову зимующую птицу – присядьте.
- Здорово! Молодцы! Садитесь на стульчики.
- Поиграем?
Дидактическая игра «назови ласково».
- Я буду бросать вам мяч, и называть птицу, а вы возвращайте мне мяч и называйте эту птицу ласково.
- Воробей. Дети: - Воробышек.
- Синица. Дети: - Синичка.
- Галка. Дети: - Галчонок, галочка.
- Журавль. Дети: - Журавушка. И т.д.
-Молодцы!
- А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.
-У человека дети, а у птиц? Дети: - Птенцы.
- У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.
- У собаки нос, а у птиц? Дети: - Клюв.
- У человека руки, а у птиц? Дети: - Крылья.
- Заяц бегает, а птицы? Дети: - Летают.
- Корова мычит, а птицы?…..
Дети произносят разные звуки.
Включаю аудиозапись «Голоса птиц».
- Какие звуки вы услышали?
Дети подражают голосам птиц:- Чик-чирик, Кар-кар……и т.д.
-Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот, например:
Гуси – гогочут.
- Воробей?
Дети: - чирикает.
Дальше называю птицу, а дети называют какой звук произносит птица, если затрудняются, помогаю. Со всеми детьми повторяем.
-Ворона – каркает.
- Дятел – стучит.
-Кукушка – кукует.
- Сова – ухает.
- Сорока – стрекочет.
-Соловей – поет.
- Голубь – воркует.
- Ласточка – щебечет.
- Журавль – курлычет. И т.д.
( Можно добавить или убрать название 2, 3 птиц.)
- А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.
Физкультминутка
- Давайте представим, что мы с вами разные птицы и каждая говорит по-своему, полетели за мной.
Дети передвигаются по группе и произносят различные звуки, одновременно выполняют действия вместе с воспитателем.
Разминка:
Летели птички, собой невелички.
Как они летели, все люди глядели. ( Дети бегут и машут руками) Как они садились, все люди дивились. ( Дети садятся на корточки)
Сели, посидели, взвились, полети.
Летели, летели, в небе песни пели. (Дети бегут и машут руками).
- Молодцы!
Работа в командах.
- Ребята, а вы знаете, что едят птицы?
Ответы детей.
- Правильно. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов, и ранней весной, когда мало корма.
Мы с вами должны помогать пернатым друзьям. А как мы можем помочь?
Ответы детей.
- Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок опять все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.
Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.
- Лакомство для птиц отложите в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.
- Разделимся на 2 команды (мальчики и девочки).
Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т.д.
- Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение.
- Я знала, что вы справитесь, и подготовила для вас стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Рефлексия.
- Еще у меня для вас есть раскраски. Рассаживайтесь за столы.
Раздаю детям раскраски. Дети раскрашивают птиц.
Работа индивидуально.
- Как называется твоя птица? (Угадай по контуру). Она перелетная или зимующая? Какого цвета карандаши тебе понадобятся?
V Осмысление (Итог) - Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали? Что нового узнали? Кому помогли? (Дети осмысливают свои действия, фиксируют достижение цели.)
-Мне очень понравилось, как вы сегодня слаженно работали в командах, как дружно играли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе на тему «Зимующие птицы»
Конспект занятия в старшей группе на тему «Зимующие птицы" с использованием интерактивных технологий.Цель: уточнять и расширять знания детей о зимующих птицахЗадачи:«Познавательное р...
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Зимующие птицы»
Данный конспект занятия будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп. Основной задачей занятия является формирование у дошкольников умения составлять предложение с предлогом У...
Конспект занятия в старшей группе на тему «Зимующие птицы».
Знакомство с понятием «зимующие», «перелетные», наблюдение за птицами....
Конспект НОД в старшей группе "Перелетные и зимующие птицы"
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе: «Перелетные и зимующие птицы». Цель: Закреплять полученные знания по теме: «Перелётные и зимующие птицы» Задачи: 1. Продолжать расширять знания о перелё...
Конспект занятий в старшей группе "Перелетные и зимующие птицы"
Конспект занятий по оркужающему миру о перелетных и зимующих птицах Содержит информацию о видах птиц, о самих птицах, а также загадки....
конспект занятия в старшей группе на тему: "Зимующие птицы"
занятие по развитию речи с применением слайдов....
Конспект занятия в подготовительной группе "Перелетные и зимующие птицы"
Конспект занятия в подготовительной группе "Перелетные и зимующие птицы"...