Конспект занятия в старшей группе: «Перелетные и зимующие птицы».
занимательные факты по окружающему миру (старшая группа)

Кривогина Мария Олеговна

Составила воспитатель первой категории: Кривогина Мария Олеговна.

Время занятия: 30 минут.

Цель: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Задачи

– Закрепить и расширить знания о перелетных птицах и зимующих птицах.

– Учить выделять характерные особенности птиц.

– Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида перелетных птиц.

– Способствовать активизации, стимуляции, упражнению зрительных функций, развитию мелкой моторики, внимания, мышления.

– Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Ход занятия:

Дети находятся в группе с воспитателем.

Организационный момент:

Проводится вводная малоподвижная хороводная игра «Чиж». По ходу игры все дети становятся в круг.

I. Введение в игровую ситуацию.

- Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром, когда шла в садик

(демонстрирую детям перья различных птиц).

Дети: - Перья.

- Ребята, а чьи это перья?

Дети:- Птичьи.

- Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые прилетают к нам весной и вспомним тех, которые зимовали с нами.

Предлагаю сесть на стульчики.

II.Актуализация знаний.

- А как вы думаете, зачем птицам перья?

Ответы детей.

- (Обобщаю ответы) перья помогают сохранить тепло и придают птицам неповторимую окраску.

- Где же можно встретить птиц?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - повсюду)

- Расскажите, где живут птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - строят гнезда)

-Кто скажет, чем похожи птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - умеют летать, есть крылья)

- Уже наступила весна и птицы возвращаются с юга. Эти птицы называются….

Ответы детей. (Обобщаю ответы - перелетные). Закрепить в речи детей - повторить 2 раза.

- Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - зимующие), повторить 2 раза.

- Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами).

Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки.

-Каких из них вы знаете, назовите.

Ответы детей.

- Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие.

Ставлю на пол два условных знака на держателях. Обговариваем каждый знак.

-Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).

Дети: - Перелетные птицы.

-Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).

Дети: - Зимующие птицы.

- Молодцы, правильно догадались.

-Давайте разделимся на 2 команды. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти.

Дети называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.

Например:

Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это зимующая птица, я встану возле знака с кормушкой….. и т.д.

Все дети становятся возле знаков.

- Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.

Положите картинки возле знаков.

- Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - холодно, нет пищи)

III Затруднение ситуации

- Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно?

Ответы детей.

- Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать, как это происходит?

IV Введение нового

Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.

- Наша планета Земля – это огромный природный магнит. А магнит умеет притягивать.

- У меня есть магнит. (Показываю детям).

-Представим, что наш магнит - это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?

Дети предлагают разные варианты действия магнита.

- Давайте попробуем.

V Включение нового знания в систему знаний

Опыт с магнитом. Дети проверяют действие магнита. Объясняют увиденное.

-Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц.

- А сейчас поиграем? Я буду называть птиц. Если вы услышите название перелетной птицы – машите руками, если я назову зимующую птицу – присядьте.

- Здорово! Молодцы! Садитесь на стульчики.

- Поиграем?

Дидактическая игра «назови ласково».

- Я буду бросать вам мяч, и называть птицу, а вы возвращайте мне мяч и называйте эту птицу ласково.

- Воробей. Дети: - Воробышек.

- Синица. Дети: - Синичка.

- Галка. Дети: - Галчонок, галочка.

- Журавль. Дети: - Журавушка. И т.д.

-Молодцы!

- А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.

-У человека дети, а у птиц? Дети: - Птенцы.

- У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.

- У собаки нос, а у птиц? Дети: - Клюв.

- У человека руки, а у птиц? Дети: - Крылья.

- Заяц бегает, а птицы? Дети: - Летают.

- Корова мычит, а птицы?…..

Дети произносят разные звуки.

Включаю аудиозапись «Голоса птиц».

- Какие звуки вы услышали?

Дети подражают голосам птиц:- Чик-чирик, Кар-кар……и т.д.

-Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот, например:

Гуси – гогочут.

- Воробей?

Дети: - чирикает.

Дальше называю птицу, а дети называют какой звук произносит птица, если затрудняются, помогаю. Со всеми детьми повторяем.

-Ворона – каркает.

- Дятел – стучит.

-Кукушка – кукует.

- Сова – ухает.

- Сорока – стрекочет.

-Соловей – поет.

- Голубь – воркует.

- Ласточка – щебечет.

- Журавль – курлычет. И т.д.

( Можно добавить или убрать название 2, 3 птиц.)

- А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.

Физкультминутка

- Давайте представим, что мы с вами разные птицы и каждая говорит по-своему, полетели за мной.

Дети передвигаются по группе и произносят различные звуки, одновременно выполняют действия вместе с воспитателем.

Разминка:

Летели птички, собой невелички.

Как они летели, все люди глядели. ( Дети бегут и машут руками) Как они садились, все люди дивились. ( Дети садятся на корточки)

Сели, посидели, взвились, полети.

Летели, летели, в небе песни пели. (Дети бегут и машут руками).

- Молодцы!

Работа в командах.

- Ребята, а вы знаете, что едят птицы?

Ответы детей.

- Правильно. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов, и ранней весной, когда мало корма.

Мы с вами должны помогать пернатым друзьям. А как мы можем помочь?

Ответы детей.

- Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок опять все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.

Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.

- Лакомство для птиц отложите в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.

- Разделимся на 2 команды (мальчики и девочки).

Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т.д.

- Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение.

- Я знала, что вы справитесь, и подготовила для вас стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Рефлексия.

- Еще у меня для вас есть раскраски. Рассаживайтесь за столы.

Раздаю детям раскраски. Дети раскрашивают птиц.

Работа индивидуально.

- Как называется твоя птица? (Угадай по контуру). Она перелетная или зимующая? Какого цвета карандаши тебе понадобятся?

V Осмысление (Итог) - Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали? Что нового узнали? Кому помогли? (Дети осмысливают свои действия, фиксируют достижение цели.)

-Мне очень понравилось, как вы сегодня слаженно работали в командах, как дружно играли.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе на тему «Зимующие птицы»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Зимующие птицы"   с использованием  интерактивных технологий.Цель: уточнять и расширять знания детей о зимующих птицахЗадачи:«Познавательное р...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Зимующие птицы»

Данный конспект занятия будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп. Основной задачей занятия является формирование у дошкольников умения составлять предложение с предлогом У...

Конспект занятия в старшей группе на тему «Зимующие птицы».

Знакомство с понятием «зимующие», «перелетные», наблюдение за птицами....

Конспект НОД в старшей группе "Перелетные и зимующие птицы"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе: «Перелетные и зимующие птицы». Цель: Закреплять полученные знания по теме: «Перелётные и зимующие птицы» Задачи: 1. Продолжать расширять знания о перелё...

Конспект занятий в старшей группе "Перелетные и зимующие птицы"

Конспект занятий по оркужающему миру о перелетных и зимующих птицах Содержит информацию о видах птиц, о самих птицах, а также загадки....

конспект занятия в старшей группе на тему: "Зимующие птицы"

занятие по развитию речи с применением слайдов....

Конспект занятия в подготовительной группе "Перелетные и зимующие птицы"

Конспект занятия в подготовительной группе "Перелетные и зимующие птицы"...