Конспект НОД в старшей группе "Перелетные и зимующие птицы"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе: «Перелетные и зимующие птицы». Цель: Закреплять полученные знания по теме: «Перелётные и зимующие птицы» Задачи: 1. Продолжать расширять знания о перелётных и зимующих птицах. 2. Расширять и активизировать словарь: насекомоядные, всеядные. 3. Развивать связную речь. 4. Развивать внимание, память, логическое мышление. 5. Воспитывать любовь к природе. Подготовительная работа: наблюдение на прогулке за птицами; чтение художественной литературы о перелётных птицах, рассматривание иллюстраций. Материалы и оборудование: картинки с изображениями птиц, аудио запись с голосами птиц, два обруча, Буратино-кукла (сквозной персонаж). Ход занятия: Воспитатель: Примерные ответы детей Буратино: -Здравствуйте, ребята! - Мне загадали загадку, а я не могу её отгадать. Ребята, вы поможете мне её отгадать. Снится ночью червяку Чудо-юдо на суку: Длинный клюв и два крыла… Прилетит – плохи дела! А кого червяк боится? Угадали? Это . . . (птица). Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о птицах. Каких птиц вы знаете? На какие группы мы делим птиц? Почему птицы улетают на юг? Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Насекомоядные птицы едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают жаворонки, скворцы, ласточки, стрижи, аисты. Почему некоторые птицы остаются зимовать у нас? Ребята, чем отличаются птицы от животных? Ребята, Буратино приготовил для вас загадки. Сможете ли вы отгадать, о каких птицах эти загадки? 1). Ходить не умеет, Хочет сделать шажок – Получается прыжок. (Воробей) 2). Красногрудый, чернокрылый, Любит ягодки клевать С первым снегов на рябине Он появится опять. (Снегирь) 3). Кто из леса прилетит? Кто на крыше затрещит? Белобокая болтунья, Говорушка, стрекотунья, Белый бок и длинный хвост. Что за птица – вот вопрос. (Сорока) 4). Все время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (Дятел) 5). Непоседа-невеличка, Желтогруденькая птичка. Ем я сало и пшеничку, А зовут меня . . . (Синичка) 6). Носит серенький жилет, Но у крыльев черный цвет! Видишь, кружат 20 пар И кричат « Кар! Кар! Кар!» (Ворона) Загадки были о зимующих или о перелётных птицах? А как мы с вами помогали зимующим птицам зимовать? Ребята, у меня ещё остались картинки птиц, давайте их назовём. К какой группе они относятся, какие это птицы? (воспитатель показывает картинку грача) Буратино: -Я не знаю эту большую птицу, как она называется? Пришла весна. Одни птицы пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу, а другие возвращаются на родину после долгой отлучки. Звонкий хор веселых птичьих голосов пришел вместе с весной. А птица грач – самая первая птица, которая возвращается в наши края. Воспитатель показывает грача на картинке. Грач черный. У него есть клюв, кричит «крак-крак». Грач – перелетная птица. - Какого цвета грач? - Что у него есть? - Чем покрыто тело? - Грач – зимующая или перелетная птица? (Воспитатель показывает скворца на картинке) Посмотрите, ребята, это кто? Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц. Назовите части тела птиц? Буратино: -Я устал давайте немного отдохнём. Физкультминутка Цапля ходит по воде И мечтает о еде. Ноги выше поднимай Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую) Чтоб поймать еду в водице, Надо цапле наклониться. Ну-ка тоже наклонитесь, До носочка дотянитесь. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню) -Теперь ты, Буратино, посиди и послушай, что дети знают про птиц. Игра «Сравни» (с мячом) (говорить нужно полным предложением) Звери бегают, а птицы – ... (летают). Скворцы поют, а вороны – ... (каркают). Ворона – зимующая птица, а скворец – ... (перелетная). У снегиря грудка красная, а у синицы – ... (желтая). У воробья глаза маленькие, а у совы – ... (большие). У сороки хвост длинный, а у синички – ... (короткий). - Давайте, ребята сядем и послушаем голоса птиц, отгадайте чьи это голоса. Буратино: - Я ещё хочу играть, давайте играть. Воспитатель: - Хорошо, поиграем, но в этой игре есть правила. Игра «Зимующие и перелётные птицы» (на ковре лежат два обруча (перелётные и зимующие птицы) на столе перевёрнутые вниз «лицом» картинки. Дети берут по одной картинке и несут птицу «в свой» обруч. Воспитатель спрашивает несколько детей и просит говорить полным ответом. - Почему ты положил эту птицу в этот обруч? Дети сели за столы. Д.И. «Четвёртый лишний» (с картинками) Ласточка-воробей-скворец-аист (нужно объяснить почему лишний воробей) Голубь-жаворонок-ворона Сорока-кукушка-ласточка Дятел-сорока-аист-синица Цапля-голубь-аист-грач Упражнение «Продолжи предложение, найди причину» Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/. - Давайте, ребята, для Буратино повторим ещё раз о каких птицах мы с вами говорили? Назовите зимующих птиц? Назовите перелётных птиц? - Давайте ребята попрощаемся с Буратино, ему пара уходить. А вы можете идти заниматься своими делами. Ответы детей Ответы детей. Перелётные и зимующие Ответы детей. Люди птиц подкармливают, развешивают для них кормушки. Зимующие птицы-всеядные. Птицы летают, тело покрыто перьями у птиц есть клюв. Птицы выводят птенцов из яиц. У животных тело покрыто шерстью нет крыльев, есть лапы. Дети отгадывают загадки и показывают картинки птиц Картинки вывешиваются на магнитной доске по мере отгадывания загадок. Загадки о зимующих птицах Ответы детей Грач, кукушка, ласточка, скворец Эти птицы относятся к перелетным Грач чёрный У грача большой, белый, острый клюв Тело покрыто перьями чёрного цвета Грач перелётная птица Это скворец Туловище, голова, хвост, клюв, крылья. Звучит аудиозапись с голосами птиц. Дети отгадывают Например, это скворец, он перелётная птица. Лишний воробей, потому, что он зимующая птица, а другие перелётные птицы Ответы детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_st.gr_._2_mart.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе:
«Перелетные и зимующие птицы».
Цель:
Закреплять полученные знания по теме: «Перелётные и зимующие птицы»
Задачи:
- Продолжать расширять знания о перелётных и зимующих птицах.
- Расширять и активизировать словарь: насекомоядные, всеядные.
- Развивать связную речь.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
- Воспитывать любовь к природе.
Подготовительная работа: наблюдение на прогулке за птицами; чтение художественной литературы о перелётных птицах, рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование: картинки с изображениями птиц, аудио запись с голосами птиц, два обруча, Буратино-кукла (сквозной персонаж).
Ход занятия:
Воспитатель: | Примерные ответы детей |
Буратино: -Здравствуйте, ребята! - Мне загадали загадку, а я не могу её отгадать. Ребята, вы поможете мне её отгадать. Снится ночью червяку Чудо-юдо на суку: Длинный клюв и два крыла… Прилетит – плохи дела! А кого червяк боится? Угадали? Это . . . (птица). Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о птицах. Каких птиц вы знаете? На какие группы мы делим птиц? Почему птицы улетают на юг? Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Насекомоядные птицы едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают жаворонки, скворцы, ласточки, стрижи, аисты. Ребята, чем отличаются птицы от животных? Ребята, Буратино приготовил для вас загадки. Сможете ли вы отгадать, о каких птицах эти загадки? 1). Ходить не умеет, Хочет сделать шажок – Получается прыжок. (Воробей) 2). Красногрудый, чернокрылый, Любит ягодки клевать С первым снегов на рябине Он появится опять. (Снегирь) 3). Кто из леса прилетит? Кто на крыше затрещит? Белобокая болтунья, Говорушка, стрекотунья, Белый бок и длинный хвост. Что за птица – вот вопрос. (Сорока) 4). Все время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (Дятел) 5). Непоседа-невеличка, Желтогруденькая птичка. Ем я сало и пшеничку, А зовут меня . . . (Синичка) 6). Носит серенький жилет, Но у крыльев черный цвет! Видишь, кружат 20 пар И кричат « Кар! Кар! Кар!» (Ворона) Загадки были о зимующих или о перелётных птицах? А как мы с вами помогали зимующим птицам зимовать? Ребята, у меня ещё остались картинки птиц, давайте их назовём. К какой группе они относятся, какие это птицы? (воспитатель показывает картинку грача) Буратино: -Я не знаю эту большую птицу, как она называется? Пришла весна. Одни птицы пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу, а другие возвращаются на родину после долгой отлучки. Звонкий хор веселых птичьих голосов пришел вместе с весной. А птица грач – самая первая птица, которая возвращается в наши края. Воспитатель показывает грача на картинке. Грач черный. У него есть клюв, кричит «крак-крак». Грач – перелетная птица. - Какого цвета грач? - Что у него есть? - Чем покрыто тело? - Грач – зимующая или перелетная птица? (Воспитатель показывает скворца на картинке) Посмотрите, ребята, это кто? Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц. Назовите части тела птиц? Буратино: -Я устал давайте немного отдохнём. Физкультминутка Цапля ходит по воде И мечтает о еде. Ноги выше поднимай Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую) Чтоб поймать еду в водице, Надо цапле наклониться. Ну-ка тоже наклонитесь, До носочка дотянитесь. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню) -Теперь ты, Буратино, посиди и послушай, что дети знают про птиц. Игра «Сравни» (с мячом) (говорить нужно полным предложением) Звери бегают, а птицы – ... (летают). Скворцы поют, а вороны – ... (каркают). Ворона – зимующая птица, а скворец – ... (перелетная). У снегиря грудка красная, а у синицы – ... (желтая). У воробья глаза маленькие, а у совы – ... (большие). У сороки хвост длинный, а у синички – ... (короткий). - Давайте, ребята сядем и послушаем голоса птиц, отгадайте чьи это голоса. Буратино: - Я ещё хочу играть, давайте играть. Воспитатель: - Хорошо, поиграем, но в этой игре есть правила. Игра «Зимующие и перелётные птицы» (на ковре лежат два обруча (перелётные и зимующие птицы) на столе перевёрнутые вниз «лицом» картинки. Дети берут по одной картинке и несут птицу «в свой» обруч. Воспитатель спрашивает несколько детей и просит говорить полным ответом. - Почему ты положил эту птицу в этот обруч? Дети сели за столы. Д.И. «Четвёртый лишний» (с картинками) Ласточка-воробей-скворец-аист (нужно объяснить почему лишний воробей) Голубь-жаворонок-ворона Сорока-кукушка-ласточка Дятел-сорока-аист-синица Цапля-голубь-аист-грач Упражнение «Продолжи предложение, найди причину» Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/. - Давайте, ребята, для Буратино повторим ещё раз о каких птицах мы с вами говорили? Назовите зимующих птиц? Назовите перелётных птиц? - Давайте ребята попрощаемся с Буратино, ему пара уходить. А вы можете идти заниматься своими делами. | Ответы детей Ответы детей. Перелётные и зимующие Ответы детей. Люди птиц подкармливают, развешивают для них кормушки. Зимующие птицы-всеядные. Птицы летают, тело покрыто перьями у птиц есть клюв. Птицы выводят птенцов из яиц. У животных тело покрыто шерстью нет крыльев, есть лапы. Дети отгадывают загадки и показывают картинки птиц Картинки вывешиваются на магнитной доске по мере отгадывания загадок. Загадки о зимующих птицах Ответы детей Грач, кукушка, ласточка, скворец Эти птицы относятся к перелетным Грач чёрный У грача большой, белый, острый клюв Тело покрыто перьями чёрного цвета Грач перелётная птица Это скворец Туловище, голова, хвост, клюв, крылья. Звучит аудиозапись с голосами птиц. Дети отгадывают Например, это скворец, он перелётная птица. Лишний воробей, потому, что он зимующая птица, а другие перелётные птицы Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: « Зимующие птицы» (Воспитатель МДОУ № 8 "Теремок" г.Подольска Московской области Андросова Татьяна Васильевна)
описательный рассказ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Зимующие птицы»Цели:формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:Образовательные:уточнить и расширить знание детей о з...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ»
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ»Цель: актуализация и расширение знаний детей о зимующих и перелетных птицах.Зад...
Конспект занятия в старшей группе тема: «Зимующие птицы»
Цель: формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....
Конспект занятия в старшей логопедической группе "Зима. Зимующие птицы"
Закрепление знаний и представлений детей о зиме и зимующих птицах....
Конспект занятия в старшей группе Тема «Зимующие птицы»
Конспект занятия в старшей группе Тема «Зимующие птицы»...