Конспект занятия в подготовительной группе "Перелетные и зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия в подготовительной группе "Перелетные и зимующие птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereletnye_i_zimuyushchie_ptitsy.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Перелетные и зимующие птицы»
Задачи. Продолжать знакомить детей с признаками весны, весенними изменениями в жизни животных, воспитывать бережное, эмоциональное отношение к птицам, формировать навыки экологически грамотного поведения.
Материалы, инструменты и оборудование. Фотографии, рисунки с изображением перелетных (стриж, ласточка, грач, скворец, аист, серая цапля, журавль, тундровый лебедь, — перечень видов зависит от природных особенностей региона) и зимующих (снегирь, синица, ворона, дятел, воробей и т. п.) птиц; пища разных птиц: дождевые черви, гусеницы, жуки (бумажные), сухие ягоды рябины, боярышника, калины, еловые, сосновые, кедровые шишки, семена клена, ясеня, липы и т. п.; фланелеграф, весенний пейзаж, репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели»; аудиозапись весенних звуков и птичьих песен; небольшой скворечник или его изображение, макет; глобус или физическая карта мира.
Содержание занятия. Звучит аудиозапись весенних звуков, в том числе и пения птиц. В помещении стоят столики и детские стульчики. На одном столике на тарелочках лежат сухие ягоды рябины, боярышника, еловые, сосновые шишки, семена клена, ясеня, кусочки сала, крошки хлеба, на другом — бумажные изображения жуков и других насекомых, дождевых червей, мух. Дети берут в руки рисунки с изображением птиц и становятся вокруг воспитателя. Воспитатель загадывает загадки о птицах: сначала перелетных, затем — зимующих. Дети их отгадывают. Ниже даны примеры загадок.
- Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный, лепит до
мик под окном из травы и глины. (Ласточка.) - Что за весенняя черная птица любит за плугом ходить и кор
миться? (Грач.)
- Маленький мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крохи собирает. (Воробей.) - Вертунья, белобока, а зовут ее... (Сорока.)
Далее дети, у кого есть изображения перелетных птиц, садятся за стол, на котором лежат рисунки насекомых, пауков. Дети с рисунками зимующих птиц располагаются за столиком, на котором разложены растительный корм, сало.
После этого воспитатель просит каждого ребенка назвать «свою» птицу и предлагает подумать, чем отличаются птицы двух групп. Кого из этих птиц они видели на территории детского сада, в городе зимой? Что делают эти птицы зимой? А как называется птица, которая зимой даже выводит птенцов? (Если дети занимались по данной методике в прошлом году, они вспоминают о клесте.) Почему зимой мы не видели ласточек, скворцов, жаворонков, грачей? Кто из ребят наблюдал, как птицы улетали осенью? Почему они это делали? (Дети вспоминают материал занятий прошлого года.)
Дети рассматривают лежащий на тарелочках корм и определяют, едят ли его птицы, которых они изображают. Воспитатель спрашивает, можно ли найти зимой шишки, сухие семена клена и другую растительную пищу. Да, такая пища есть даже на участке детского сада, в городе. Поэтому птицы, которым нужна такая еда, могут оставаться в городе и зимой. Воспитатель напоминает, что среди птиц есть такие, которые остаются с нами зимовать. Они находят корм и зимой, например, свиристели, снегири едят ягоды боярышника, рябины, разные семена. Какие птицы едят сало? Крошки хлеба? Семена подсолнуха? Где они их берут? (Птицам помогают люди, которые кладут корм на кормушки.) А вот многие птицы, которые питаются насекомыми, пауками, дождевыми червями, зимовать с нами не могут — им здесь не только холодно, но и голодно. Поэтому они улетают очень далеко на юг, туда, где тепло, и есть еда. Весной возвращаются обратно. Воспитатель предлагает детям вспомнить признаки весны, которые они наблюдали на прогулках, и высказать свое мнение: могут ли уже прилетать перелетные птицы? (Дети перечисляют признаки весны. Для того чтобы им было легче это сделать, воспитатель выставляет на фланелеграфе весенний пейзаж.)
Воспитатель рассказывает о некоторых перелетных птицах, иллюстрируя рассказ фотографиями или рисунками (в средней полосе это может быть скворец, аист, в тундре — гусь, полярная крачка, лебедь, в южных районах — жаворонок). Ниже приводятся примеры описаний некоторых перелетных птиц.
- Грач любит селиться рядом с людьми. (Воспитатель предлагает
детям рассмотреть репродукцию картины Саврасова «Грачи прилете
ли».) По каким признакам можно определить, что на картине изобра
жена весна? Грачи живут большими группами и весной возвращаются
в свои старые дома-гнезда, если нужно, достраивают их. - Жаворонка называют спутником весны. Жаворонки появляются
в небе, когда на полях становятся заметными первые проталины.
Дом жаворонков — степи. Но на месте степей теперь раскинулись
поля, поэтому жаворонок чаще всего живет на полях. Эти птицы
поют песенку — «чирр», причем делают это только в полете. Гнезда
строят на земле. Они никогда не ловят насекомых на лету, а всегда
ищут их на земле. Цвет перьев жаворонка таков, что заметить его
среди травы очень сложно. - Аисты прилетают весной из Африки. Они строят весной гнез
да на высоких деревьях, на столбах даже рядом с домами людей.
(Считается, что аисты приносят в дом счастье.) У этих птиц очень
большие гнезда, которые они каждый год достраивают. Весной аисты
очень красиво танцуют. Своих птенцов сначала кормят дождевыми
червями. Птенцы пищат и «мяукают», словно котята. Едят аисты
мелкую рыбу, жуков, кузнечиков. Когда бывает жарко, папа и мама
аисты приносят своим птенцам в клювах воду.
Физминутка «Птицы»:
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
Воспитатель показывает детям скворечник или его изображение и спрашивает, для каких птиц люди развешивают эти домики весной, и рассказывает про скворцов. Весной у этих птиц желтые клювы, а черные перья с редкими беловатыми крапинками переливаются на солнце радужными цветами. Скворцы отлично подражают голосам разных птиц. За это их прозвали пересмешниками. Они могут свистеть как иволга и кудахтать, словно курица, даже квакать как лягушка. В лесах скворцы селятся в норах, в дуплах, в больших трещинах стволов. Они едят дождевых червей, слизней, гусениц, жуков, а иногда и ягоды, зернышки. В последнее время некоторые скворцы остаются зимовать с человеком.
Педагог рассказывает, что обычно птицы летают статями, и у них есть вожак. Летят они очень высоко и всегда правильно находят путь. В пути они тратят много сил, а пищу могут найти не всегда. Поэтому перед полетом птицы накапливают жир и меняют старые перья на новые. В пути птицы останавливаются на ночевки и опускаются на землю — на скалы, берега водоемов, чтобы восстановить силы. Водоплавающие птицы иногда садятся на воду. Много бед подстерегает перелетных птиц в пути: различные хищники, охотники, голод.
Педагог обсуждает с детьми, как люди узнают, откуда и куда перелетают птицы. Рассказывает, что есть ученые, которые изучают их полеты. Для этого к лапке птицы прикрепляют кольцо с номером или яркие кусочки пластика (чтобы не ловить птиц). Иногда на лапке закрепляют специальные приборы, которые передают сигналы на спутник. Тогда за птицами следят почти так же, как за летящими самолетами. Так ученые узнали, что подмосковные грачи возвращаются к нам из Франции. В северные районы прилетают утки из Индии и Африки. В восточные регионы страны возвращаются птиц из Южной Азии. Воспитатель показывает детям на глобусе или на карте мира Африку, Южную Азию — именно здесь зимуют многие перелетные птицы. Вместе с воспитателем дети находят свой город, поселок и прослеживают путь, который преодолевают птицы, чтобы прилететь к нам весной.
Воспитатель спрашивает, как дети помогали птицам зимой. (Развешивали кормушки, подкармливали.) Нужны ли теперь кормушки? Как можно помочь птицам в это время года? Сделать скворечники, не шуметь в местах, где птицы вьют гнезда.
В заключение воспитатель рассказывает, что люди всегда ждали с нетерпением весенний прилет птиц и даже посвящали ему праздники. К одному из них, например, специально пекли из теста жаворонков. В наше время мы отмечаем День птиц 22 марта.
После занятия. Вместе с воспитателем дети могут слепить жаворонков ко Дню птиц. В группе или на прогулке воспитатель организует игру. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу. Если это перелетная птица, дети машут крыльями, если зимующая — остаются на месте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в образовательной области "Коммуникация"."Зимующие птицы."
Данный конспект занятия будет интересен и воспитателям, и логопедам. В процессе игры дети лучше усвоят материал, а использование мнемотаблицы поможет быстрее запомнить стихотворение Н.Нищевой....
Конспект занятия по "Познанию" на тему "Зимующие птицы"
Интересное занятие для старшей группы для закрепления....
Конспект занятия для детей среднего возраста "Зимующие птицы".
Наступает зима и птицам нашего региона становится все труднее находить корм, чтобы обратить внимание детей на трудности, которые испытывают птицы зимой, напомнить им название зимующих птиц, воспитыват...
Конспект занятия по экологии: «Дятел – президент зимующих птиц»
Формирует гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к природному сообществу через развитие познавательного интереса к жизни зимующих птиц Уральского региона....
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Зимующие птицы».
Любое воспитание ребенка имеет огромную роль. Так же важно и экологическое воспитание. Забота о братьях наших меньших воспитывает у детей любовь ко всему живому, желание помочь животным, птицам; не ра...
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Зима. Зимующие птицы»
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Зима. Зимующие птицы»Тема: «Зима. Зимующие птицы»Цели:- развитие связной речи;- закрепление знаний и представлений де...
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Поможем зимующим птицам»
Цель: Совершенствовать представление детей о зимующих птицах.Задачи: -Расширять знания детей о зимующих птицах.-Развивать внимание, память детей.-Развивать умения выбирать и запоминать из потока инфор...