Рабочая программа воспитателя "Родной край люби изнай"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Програма разработана для детей старшей разновозрастной группы и расчитана на три года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 72.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САВИНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на Педагогическом совете Директор МКОУ МКОУ «Савинский центр образования» «Савинский центр образования»
Протокол № от ____________ Зырянова О. В.
«РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ»
Рабочая Программа по ознакомлению детей с родным краем.
Программу разработала: Мухина Галина Владимировна,
воспитатель старшей разновозрастной группы.
Савино, 2022 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
I. РАЗДЕЛ - ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3. Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей
старшего дошкольного возраста
1.2.Планируемые результаты освоения рабочей программы детьми старшего дошкольного возраста
II. РАЗДЕЛ - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Цели и задачи образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе в соответствии с образовательными направлениями
2.2. Содержание образовательной деятельности.
III. РАЗДЕЛ — ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
3.2.Методические материалы, средства обучения и воспитания старших дошкольников
33 Взаимодействие с семьей.
Литература для воспитателя:
1. С.Н. Семушкин «История Тульского края»
Тула. Приокское книжное издательство. 2007г.
2. Л.Ф.Тарарина и др. «Природоведение Тульского края»
Тула. Приокское книжное издательство. 2010г.
3.В.Г.Труфанов Уроки природы родного края. Тульская область»
Тула. Издательский Дом «Пересвет».2003г.
4. И.Афремов «История Тульского края»
Тула. Приокское книжное издательство. 2002г.
5. Г.И.Паншин «Энциклопедия Куликова поля»
Тула ИПО «Лев Толстой» 1996г.
6. Г.И.Паншин «Энциклопедия Куликова поля»
Тула ИПО «Лев Толстой» 1997г.
Т.С.Лаухина, О.В.Бокарева «Организация работы
педагогов дошкольного учреждения по воспитанию у детей любви
к родному краю», Новомосковск 2004 г.
Литература для детей:
1. «Новомосковску – 75» Альбом для раскрашивания.
Издательство «Инфра». Тула- 2005г.
2. З.Журавлева «Филимоновские чародеи»
I РАЗДЕЛ – ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст считается важным периодом становления личности, когда закладывается «фундамент» растущего человека, а фундамент должен быть прочным. Личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в детстве.
В формировании растущей личности одной из основных задач является нравственно-патриотическое воспитание. Оно многогранно по своему содержанию: это и любовь к родному дому, семье, детскому саду, селу; это и гордость за своих земляков; желание сохранить, приумножить богатства родного края, страны и многое другое. Привитие детям любви к природе, культурно-историческим ценностям родного края является основой воспитания патриотизма, чувства привязанности к своей Родине.
Чувство Родины... Оно начинается с малого — с любви к своей семье, своему дому, с любования и восхищения красотой родной земли, предметами народно-прикладного искусства; тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Постепенно эта любовь к родному перейдет в любовь к своему родному селу, родному краю, его истории, его прошлому и настоящему, а затем к своему государству и всему человечеству. И хотя многие впечатления еще не осознаны ребенком глубоко, но, тем не менее, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Начиная работу по формированию представлений о родном крае, педагог сам, прежде всего, должен хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности родного края, так как ребенок встречается с природой, которая его окружает, каждый день; видит памятные места; его интересуют и люди, живущие в городе, и прославившие наш край в прошлом; и то наследие, которое оставили нам наши предшествующие поколения. У него возникает масса вопросов, на которые должны ответить взрослые. Важно, чтобы педагог обладал и вдохновением, и личной заинтересованностью в передаче детям знаний о родном селе, крае. Личностные качества взрослых передаются детям, у них появляется устойчивый интерес, познавательное отношение к краеведческому материалу, что является основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем: интерес побуждает детей получить как можно больше информации, что способствует воспитанию таких качеств, как привязанность, любовь, желание узнать новое о своей малой Родине.
Реализация программы предполагает воспитание любви к малой родине и России; развитие познавательных интересов детей, их творчества, способностей; формирование эстетических чувств, трудовых, изобразительных умений и навыков и в конечном итоге – формирование начал национального самосознания ребенка.
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста является нормативным документом воспитателя и условием реализации образовательной программы МКОУ «Савинский центр образования». Рабочая программа (далее - Программа) разработана на основе федеральных нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказа «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013;
- СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Устава МКОУ «Савинский центр образования»
- Положения о рабочей программе МКОУ «Савинский центр образования»
Программа определяет цель, задачи, содержание, технологию и организацию образовательного процесса в старшей разновозрастной группе в условиях работы дошкольного учреждения по пятидневной рабочей неделе с 7.30 до 17.30, т.е. 10 часового пребывания ребенка в детском саду с выходными днями - субботой и воскресеньем.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная и формируемая части. Обязательная часть программы составляет 60% от ее общего объема; формируемая часть - не более 40 %.
Программа характеризует целостную модель детей, психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей старшей разновозрастной группы и определяет комплекс основных психолого-педагогических характеристик данного возраста, планируемые результаты освоения Программы в виде целевых ориентиров.
Содержание обязательной части Программы реализуется посредством основной образовательной Программы « От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей старшей группы в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Формируемая часть программы реализуется в ходе посещения изостудии, проведения досугов, праздников и др. Реализация образовательного процесса осуществляется с учетом особенностей культурного пространства микросоциума ОУ.
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Образовательная деятельность осуществляется в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах .
Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель -. главной целью данной программы является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, свое село (его традиции, памятники природы, истории и культуры).
Образовательные задачи:
- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, детскому саду, улице, родному селу, краю, стране;
- формировать бережное отношение к природе, культурно-историческим ценностям;
- развивать интерес к прошлому и настоящему родного края, села;
- формировать чувство ответственности за все, что происходит в селе, сопричастности к этому;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, уважения к их труду, подвигам.
Воспитательные задачи:
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только воспитанников, но и родителей; наличие возможностей для воспитанников изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры своего села; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями ( все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
Эти задачи рекомендуется решать в разных видах деятельности с детьми: на занятиях, в играх, быту.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа сформирована в соответствии с принципами, определенными ФГОС ДО:
1. Принцип преемственности - обеспечивает подготовку детей к вступлению в школьную жизнь.
2. Принцип развития- направляет деятельность каждого участника в рамках программы на его всестороннее развитие.
3. Принцип гибкости и вариативности - даёт возможность вносить изменения в содержание программы.
4. Принцип открытости - позволяет стать участником программы любому желающему.
5. Принцип взаимодействия - обеспечивает тесное взаимодействие между участниками программы: детьми, педагогом, родителями.
6. Принцип региональности - предполагает обучение с учетом местных особенностей.
1.1.3. Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста (4-7лет).
Описаны в Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы детьми старшего дошкольного возраста
Планируемые результаты освоения детьми Программы осуществляются на основе целевых ориентиров ФГОС ДО и основной Программы, реализуемой в старшей группе по всем образовательным направлениям развития детей. Показатели освоения детьми Программы по образовательным направлениям соответствуют задачам, представленным в каждом образовательном направлении стандарта.
Программа «Родной свой край люби и знай» применима для детей 4-7 лет. Образовательная программа рассчитана на 3 года обучения.
\
II РАЗДЕЛ - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Учебно-тематический план
1-й год обучения (дети 4-5 лет)
№ п\п | Наименование Разделов | Наименование тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |||
1. 2. . 3 4. | МОЯ СЕМЬЯ. СЕЛО МОЕ РОДНОЕ. ПРИРОДА МОЕГО СЕЛА. БЫТ И ТРАДИЦИИ ВСЕГО | Моя семья Мой любимый детский сад Деревья на участке детского сада. Как животные к зиме готовятся? Сад на окошке. Одуванчики. Русская изба. Оденем куклу Машу в сарафан. Что за пряник? | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 |
1 занятие = 1 час = 15 минут
Учебно-тематический план
2-ой год обучения (дети 5-6 лет)
№ п\п | Наименование Разделов | Наименование тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |||
1. 2. 3. 4. | МОЯ СЕМЬЯ СЕЛО МОЕ РОДНОЕ. ПРИРОДА МОЕГО СЕЛА. БЫТ И ТРАДИЦИИ. ВСЕГО | Дружная семейка Мой любимый детский сад Улица, на которой я живу. Машины на улицах моего села. Во саду ли, в огороде. Как у нас в садочке расцвели цветочки. Пернатые друзья. В гостях у бабушки Варвары. Наши добрые игрушки | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 | |
1 занятие = 1час=20 мин. |
Учебно-тематический план
3-ий год обучения (дети 6-7 лет)
№ п\п | Наименование Разделов | Наименование тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |||
1. 2. 3. 4. | МОЯ СЕМЬЯ СЕЛО МОЕ РОДНОЕ. ПРИРОДА МОЕГО СЕЛА. БЫТ И ТРАДИЦИИ. ВСЕГО | Я и мой родные Прогулки по родному селу Защитники моей земли. Кем быть?(профессии села) Край наш Тульский. Щедрые дары природы. Люблю природу родного края. У русской печки.(посиделки) Потомки Левши. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 | 1 1 1 1 1 1 1 1 8 | 1 1 |
1 занятие = 1 час = 25 минут.
Всего по программе – 27 часов.
Содержание программы.
1-й год обучения (дети 4-5 лет)
№ п/п | Тема занятия | Содержание работы |
Сентябрь | ||
1 | «Моя семья» | Значение понятий «мой дом», «моя мама», «моя семья». В семье все заботятся друг о друге, любят друг друга. Ход занятия: 1. Цветок вырос на лужайке, его название «родная семья». Корешки – дедушка и бабушка, стебельки – папа и мама, цветочки – дети. 2. Дидактическая игра «Чьи это детки?» 3. Дидактическая игра «Помощники в семье» 4. Игра «Назови ласково» (папа – папуля)… |
Октябрь | ||
2 | «Мой любимый детский сад» | Знакомить детей с детским садом, его назначением. определить его местонахождение (в центре деревни Савино), что расположено рядом с детским садом. Дать понятие, что взрослые, работающие в детском саду, заботятся о детях. Дети в детском саду вместе играют, гуляют, занимаются, дружат, им хорошо в детском саду. Ход занятия: 1. Рассматривание макета «Детский сад». Детский сад расположен в центре деревни Савино, на участке много деревьев и кустарников. На игровых площадках есть горки, песочницы, веранды, различные лесенки – все для того, чтобы детям было чем заняться на прогулке. 2. Игра « Как мы играем на прогулке?» 3. Кто работает в детском саду? Что он делает для детей? 4. Почитать стихотворения про детский сад. |
Ноябрь | ||
3 | «Деревья на участке детского сада» | Знать растения на участке детского сада. Учить любоваться простыми картинами природы. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. Ход занятия: 1. Что есть у дерева (ствол, ветки, листья). 2.Дидактическая игра «С какого дерева листок?»( клен, рябина. каштан) 3. Дидактическая игра «Собери картинку»(береза, елка) 4.Коллективная работа по рисованию «Листопад» |
Декабрь | ||
4. | «Как животные к зиме готовятся?» | Знакомить детей с дикими животными тульских лесов. Закрепить знание домашних животных. Дать представление о различии в образе жизни диких и домашних животных. Ход занятия: 1. На фланелеграфе: лиса, заяц, волк « Кто пришел к нам в гости?» 2. Дидактическая игра «Кто где живет?» (кошка. корова, лиса, медведь) 3. Подвижная игра «Курочка-хохлатка» 4.Лепка «Угощение для зайки» |
Январь | ||
5 | «Русская изба» | Объяснить, что такое «изба». Познакомить с убранством русской избы, утварью. Знакомство с народным фольклором, слушание сказок, песенок… Ход занятия: 1. Убранство русской избы. 2. Пение колыбельной для куклы. 3. Игра «Что стоит на столе?». 4. Угощение детей чаем с баранками. |
Февраль | ||
6 | «Сад на окошке» | Знать растения уголка природы. Закрепить название комнатных растений. Дать представление о том, что комнатные растения создают красоту в помещении и очищают воздух в нем. Ход занятия: 1. Рассмотреть растения на окне. Какие они? (красивые, зеленые, напоминают о лете) 2. Напомнить правила ухода за комнатными растениями.(полив, рыхление почвы, «умывание») 3. Дидактическая игра «Под каким растением спряталась Матрешка?» |
Март | ||
7 | «Оденем куклу Машу в сарафан» | Общий вид русского народного костюма (женского, мужского). Учить выделять русский народный костюм из другой одежды. Ход занятия: 1. Приход в гости к бабушке Варваре. Рассматривание костюма на ростовой кукле, выделение предметов одежды. 2. Дидактическая игра «Оденем куклу Машу в сарафан» 3.Дидактическая игра «Найди девочку в русском костюме» 3. Игра «Каравай» |
Апрель | ||
8 | «Что за пряник?» | Учить детей узнавать и выделять из общего количества предметов тульский пряник. тульский самовар. Ход занятия: 1.Кукла Маша приносит тульский пряник (рассматривание) 2. Чтение стихотворения о прянике.(воспитателем) 3. Дидактическая игра «Найди пряник» 4. Дидактическая игра «Собери картинку». 5. Чай из самовара с пряником. |
Май | ||
9 | «Одуванчики» | Знакомить с цветами родного края. Учить любоваться и восхищаться их красотой. Ход занятия: 1.Полюбоваться красотой луга. 2. Рассмотреть одуванчики. 3. Прочитать стихотворение «Одуванчик» 4. Коллективное рисование «Золотой луг» (пальчиковая живопись) |
К концу года ребенок должен:
- Знать:
- свой дом, улицу;
- дома на улице (низкие, одноэтажные);
- растения и животных (по программе);
- сказку Л.Н.Толстого «Три медведя».
- Узнавать, выделять:
- тульский пряник, самовар;
- убранство русской избы;
- народный костюм;
- филимоновскую игрушку, матрешку
Содержание программы.
2-ой год обучения (дети 5-6 лет)
№ п/п | Тема занятия | Содержание работы |
Сентябрь | ||
1 | «Дружная семейка» | Цель. Закрепить понятия «семья». «родня», «члены семьи». В семье заботятся друг о друге. Место ребенка в семье (сын, брат, внук…) У всех членов семьи свои обязанности. Рассмотреть фотографии. Ход занятия: 1.Беседа о «семье» 2. Пальчиковая игра «Дружная семья» 3. Чтение стихотворений о папе, маме и других членах семьи. 4. Игра «Ладушки» 5. Пальчики живут в домиках-перчатках. Украшение перчаток рисунком или аппликацией. |
Октябрь | ||
2 | «Мой любимый детский сад» | Цель. Знакомить детей с селом; улицей, на которой находится детский сад. Беседа «По каким улицам я иду в детский сад?» 1. Рассматривание макета «Детский сад». На какой улице расположен детский сад? 2. Кто работает в детском саду? Чем занимается? 3. Дидактическая игра «Кому нужен этот предмет?» 4. Песня «Детский садик в Савино» 5.Рисование «Мой детский сад» |
Ноябрь | ||
3 | «Во саду ли, в огороде» | Цель. Знать растительность сада, огорода. Дать представление о том, что овощи и фрукты – это кладезь витаминов, они очень полезны для здоровья. Ход занятия: 1. Дидактическая игра «Что где растет?» 2. Дидактическая игра «Что нужно растению?» 3. Дидактическая игра «Угадай на вкус» 4. Настольная игра «Вершки – корешки» 5. Аппликация «Фрукты на тарелке» |
Декабрь | ||
4. | «В гостях у бабушки Варвары» | Цель. Закрепить знания детей об условиях жизни селян в прошлом. Развивать умение находить черты сходства и отличия между современным и прошлым. Ход занятия: 1. Приход в гости к бабушке Варваре.(в уголок «Русская изба») 2. Русская изба: убранство, домашняя утварь. Игра «Каравай». 3. Игра «Какую одежду мы носим?» Рассматривание русского народного костюма. 4. Рассказ о том, как зимними вечерами люди собирались вместе, чем занимались. Игра «Назовите, что сделано руками мастеров?» 5. Игра « Раньше и теперь». 6. Угощение чаем с баранками. |
Январь | ||
5 | «Улица, на которой я живу» | Цель. Знать свой адрес. Уметь рассказать, чем отличается моя улица от других, какие постройки на ней расположены, какие дома стоят на моей улице. Ход занятия: 1. Рассматривание карты – схемы деревни Савино. Найти свою улицу. Игра «Мой путь в детский сад» (по карте-схеме) 2. Люди должны знать свой адрес. Игра «Кукла заблудилась» (назови кукле свой адрес) 3. Дидактическая игра «Опиши свой дом» 4. Игра «Расскажи, что ты видишь по дороге в детский сад» |
Февраль | ||
6 | «Машины на улицах нашего села» | Цель. Рассказ о различных видах транспорта на наших улицах. Дать представление об отличии городских и сельских улицах. Ход занятия: 1.Словесная игра «На чем поедем?» 2. Дидактическая игра «Назови различия городской и сельской улиц» 3. Игра «Машины – помощники на селе» (назначение трактора, комбайна и т.п.) 4.Рисование «На чем я поеду?» |
Март | ||
7 | «Пернатые друзья» | Цель. Уточнить представление детей о птицах нашей местности, условиях их жизни. Закрепить понятие «перелетные» и «зимующие», роли человека в жизни птиц. Учить узнавать птицу по внешнему виду. Ход занятия: 1. Беседа «Кто прилетает на наш участок?» (о зимующих и перелетных птицах) Дидактическая игра «Улетает – не улетает». 2.Игра « Кто лишний?» (птицы нашего края) 3.Физкультминутка «Журавли летят, на всю Русь трубят» 4. Вспомнить, как подкармливали птиц зимой. Рассказать о помощи прилетающим птицам. 5. Рисуем скворечник. |
Апрель | ||
8 | «Наши добрые игрушки» | Цель. Знакомить с народными игрушками, куклами тульского края. 1. Глиняные игрушки: дымковская, филимоновская. 2. Матрешки. 3. Куклы – закрутки, куклы из нитей, тряпочек, соломы. 4. Рассматривание кукол на иллюстрациях. Игра «Угадай, из чего меня смастерили?» 5. Изготовление куклы-закрутки детьми. |
Май | ||
9 | «Как у нас в садочке расцвели цветочки» | Цель. Знать растения цветника, правила ухода за ними. Учить любоваться красотой цветов. Ход занятия: 1. Рассматривание тюльпанов, нарциссов, незабудок. 2. Дидактическая игра «Узнай цветок по описанию» 3. Дидактическая игра «Назови части растения» 4. Как ухаживать за цветами на клумбе. 5. Рисование «Красивые цветы» |
К концу года ребенок должен знать:
- понятия «семья», «родной дом», «родное село»;
- свой адрес;
- название улиц села, достопримечательности села;
- профессии села, профессии родителей;
- птиц нашей местности;
- животных нашей местности;
- рыб нашей местности;
- насекомых нашей местности;
- растения нашей местности;
- предметы старинного быта;
- народные праздники и игры;
- русский костюм;
- филимоновскую игрушку, игрушки-скатки.
Содержание программы.
3-ий год обучения (дети 6-7 лет)
№ п/п | Тема занятия | Содержание работы |
Сентябрь | ||
1 | «Я и мои родные» | Уточнить знания детей о родственных связях, об отношениях в семье, об обязанностях членов семьи. Воспитывать уважение и любовь к своим близким. Ход занятия: 1. Едем в гости к бабушке. Игра «Позвони бабушке, предупреди о своем приезде». 2. Папа, мама и я – дружная семья. Пальчиковая игра «Семья» Рассматривание семейных фотографий, рассказ о семье воспитателя и детей. 3. Чтение рассказа Е.Пермяка «Как Маша стала большой». |
Октябрь | ||
2 | «Прогулки по родному селу» | Продолжать знакомить детей с родным селом. Рассказать об истории названий улиц, о достопримечательностях села. Закрепить знание своего точного адреса. Воспитывать любовь к своей малой Родине. Знакомить с убранством русской избы, утварью. Знакомство с народным фольклором Ход занятия: 1. Деревня моя. Рассказ о месте, в котором мы живем. 2.Игровое упражнение «Если я потерялся…» 3. Есть улицы Центральные…(об истории названий улиц) 4. . Убранство русской избы . Главное в избе – печь. Пословицы, поговорки. загадки о печке. В каких сказках встречается печь? |
Ноябрь | ||
3 | «Щедрые дары природы» | Закрепить знания детей о природе родного края. Знакомить с произведениями тульских писателей о природе нашего края. Ход занятия: 1. Рассказ о лекарственных растениях 2. Игра «Наши помощники-растения»(рассказ о применении знакомых растений) 3. Игра с мячом «Пальчики оближешь»(воспитатель называет дары природы, а ребенок блюдо, которое из него можно приготовить) 4. Чай из трав с вареньем. |
Декабрь | ||
4. | «Кем быть?»(профессии села) | Закрепить знания детей об особенностях городской и сельской жизни, о профессиях селян. Учить рассказывать о работе своих родителей. Ход занятия: 1.Игра «Чем отличается деревня от города?» 2. Труд в деревне, профессии. 3. Рассказы детей «Кем работает папа или мама» 4. Пословицы и поговорки о труде. 5.Игра Что мы делали не скажем, а что делали, покажем» |
Январь | ||
5 | «У русской печки» (посиделки) | Понятие «народный календарь». Знакомство с приметами. Женский и мужской труд на селе. Традиционные блюда. Ход занятия: 1 Главное в избе – печь… 2.Пословицы и поговорки о печи, загадки. 3.Какие угощения дарит печь. 4. Посиделки у печи. 5. Изготовление куклы-оберега. 6. Чай с пирожками. |
Февраль | ||
6 | «Потомки Левши» | Знакомить детей с изделиями тульских мастеров. Познакомить с местными умельцами и их изделиями. Ход занятия: 1. Сказ о тульском Левше (отрывок) 2. Рассказ о том, чем знаменит Тульский край.(самовар, пряник, гармонь, оружие…) 3. Игра «Найди изделия тульских мастеров» 4. Рассказ о местных мастерах и мастерицах с показом их изделий. 5. Поделки из природного материала. |
Март | ||
7 | «Край наш Тульский» | Дать понятие о том, что наше село – частица большой и могучей страны. Познакомить детей с ближайшим большим городом Новомосковском, областным центром Тулой. 1.Наша страна – Россия. Она большая и могучая, но состоит из маленьких уголков, таких как наше Савино. 2. Легенда о Доне и Шате. 3. Рассказ о Новомосковске. Знакомство с символикой города. 4.Расскрашивание герба Новомосковска. |
Апрель | ||
8 | «Люблю природу родного края» | Закреплять знания о природе родного края. Охрана природы Тульской области. Ход занятия: 1. Рассмотреть картину В.Д.Поленова «Золотая осень». Беседа по содержанию. 2. Стихи тульских писателей о родной природе. 3. Дидактическая игра «Назови растения нашей местности» 4. Игра «Животные нашего края» 5. Природу надо беречь. 6. Рисование «Мой любимый уголок природы» |
Май | ||
9 | «Защитники моей земли» | Знакомить детей с былинными богатырями, одеждой древних воинов, Куликовской битвой. Дать понятие о героизме и подвигах, вспомнить пословицы о героях и защитниках родной земли. Воспитывать желание стать защитником своего народа. 1. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря», игра «Узнай доспехи богатырей». 2. Рассказ о Куликовской битве. 3. Армия – защитница страны. Игра «На земле, в небесах, на море». На прогулке пройти к памятнику павшим односельчанам. Рассказ о ветеранах Великой отечественной войны, живущих в Савино. |
В результате прохождения программного материала воспитанник будет иметь представление о (об):
- Родственных связях в семье, отношениях в семье, распределении обязанностей в семье;
- истории села,
- истории названий улиц села;
- отличительных особенностях города и села;
- охране природы в Тульской области;
- редких растениях нашего края;
- тульском прянике, тульском самоваре, тульском оружии, тульской гармони;
- местных народных умельцах;
- городе Новомосковске – районном центре Тульской области;
- государственной символике России, Тулы, Новомосковска;
- одежде русских воинов;
- Куликовской битве;
- ветеранах Великой Отечественной войны, живущих в Савино;
- Л.Н.Толстой, В.Д.Поленов – наши знаменитые земляки.
Контроль, за знаниями, умениями и навыками детей, полученными в ходе реализации программы « Родной край люби и знай» осуществляется с использованием диагностических мероприятий.
Диагностические методики составлены на основе ряда исследований отечественных педагогов Т. С. Комаровой, Г. Г. Григорьевой.
Педагогическая диагностика
С целью определения уровня освоения Программы предлагаются диагностические таблицы таблицы. Диагностика проводится дважды в год, в начале и в конце учебного года. Для диагностических мероприятий используются такие формы воздействия: наблюдения, тестирование, беседы.. Знания, умения, навыки уточняются по выделенным критериям Результаты обрабатываются и вносятся в специально разработанные диагностические карту Анализ диагностических карт позволяет определить уровень усвоения программного материала, а также вывести полученные уровни на диаграмме, для того чтобы наглядно оценить уровень усвоения материала Результаты диагностики позволят наметить дальнейшую работу по ознакомлению детей с родным краем, спланировать индивидуальную работу с детьми. Диагностика разработана кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры ПиПНО ТГПУ им. Л.Н. Толстого Орловой Людмилой Александровной.
III РАЗДЕЛ - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Большая роль в эффективности качества образовательного процесса отводится материально-техническому обеспечению МКДОУ и оснащённости образовательного процесса группы.
В группе созданы все условия для полноценного развития детей. Оформлены и функционируют различные зоны и уголки: игровые, двигательной активности, познавательные, уголки природы, уголки для всестороннего развития детей с учетом гендерного подхода и другие, оснащённые разнообразными материалами в соответствии с возрастом детей.
На территории учреждения имеются различные виды деревьев и кустарников, газоны, клумбы и цветники, фруктовый сад и огород. На участке группы расположены оборудованные зоны для прогулок, игровых комплексов, имеется одна спортивная площадка.
3.2. Методические материалы, средства обучения и воспитания старших дошкольников
Для осуществления образовательного процесса имеется программно-методический комплект: программы, учебно-методические пособия, справочная и энциклопедическая литература, учебно-наглядные пособия (демонстрационные и раздаточные материалы), диагностические материалы, комплекты современных развивающих игр.
Вся литература соответствует федеральным требованиям и рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Методические материалы
Образовательная область (направление) | Методические материалы |
Социально-коммуникативное развитие: | |
- нравственное воспитание; - коммуникативная деятельность; - трудовое воспитание; - безопасность |
Ребенок в социуме / под общ. ред. Р.М. Чумичевой. - Ростов н/Д., 2005 |
Познавательное развитие: | |
- ФЭМП; - конструирование; - ознакомление с окружающим миром; - нравственное воспитание | Перспективно-тематические планы. Методические рекомендации, конспекты и планы.
|
Речевое развитие: | |
- реализация речевых задач; - творческое развитие; - ознакомление с художественной литературой; - предпосылки обучения грамоте | Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
|
Художественно-эстетическое развитие: | |
- художественное творчество; - продуктивная деятельность - музыка |
Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г., Трубникова М.А. Методическое обеспечение к программе дошкольного образования «Гармония». Лыкова И.А. Цветные ладошки. Слуцкая СИ. Танцевальная мозаика |
Физическое развитие | |
Методическое обеспечение к программам дошкольного образования «Физическая культура для дошкольников» Л.Д. Глазырина, |
Средства обучения и воспитания старших дошкольников
Образовательная область (направление) | Средства обучения и воспитания |
Социально-коммуникативное развитие: | |
- нравственное воспитание; - коммуникативная деятельность; - трудовое воспитание; - безопасность | - Герб, флаг России, Тулы, Новомосковска - Альбомы: «Край наш Тульский», «Новомосковск», «Село мое родное» - Открытки, подборки иллюстраций о Тульском крае. - Дидактическая игра «Родина большая и малая» - игрушки-самоделки из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина); - семейный альбом; фотографии; - ПДД: дидактические игры, настольно-печатные «Это надо знать», «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения», игровой макет «Городок», демонстрационный материал «Учим дорожные знаки», «Уроки безопасности». Пожарная безопасность: - художественная литература: Л. Санкина «Сказка о спичке и добром огне», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Сказка о том, как огонь с человеком подружился», Б. Житков «Дым», П. Дзюба «Газ тоже бывает опасным», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»; - дидактические игры: «Правильно - неправильно», «Спецтехника», «Кому что нужно для работы», «Опасные предметы», «Какой бывает огонь», «Четвёртый лишний», «Угадай, какой предмет задан»; - сюжетные картинки для демонстрации «Огонь - друг, огонь - враг», пожарные машины |
Познавательное развитие: | |
- ФЭМП; - конструирование; - ознакомление с окружающим миром; - нравственное воспитание | Муляжи овощей, фруктов и другие игрушки: - сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.; -дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки, бирюльки и др.), мозаики, настольные и печатные игры; -игрушки-забавы: смешные фигурки людей, животных, игрушки-забавы с механическими, электротехническими и электронными устройствами; -строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, в том числе конструкторы нового поколения: «Lego», «Квадро», и др., легкий модульный материал; - оборудование для опытов, игровое оборудование и пр. |
Речевое развитие: | |
-реализация речевых задач; -творческое развитие; -ознакомление с художественной литературой; - предпосылки обучения грамоте | Детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная, общие и тематические энциклопедии для дошкольников), произведения национальной культуры (народные песни, танцы, фольклор, костюмы и пр.); - средства наглядности (плоскостная наглядность): дидактические картины (серии картин «Профессии», «Дикие животные»), репродукции картин тульских художников, книжная графика, предметные картинки |
Художественно-эстетическое развитие: | |
-художественное творчество; - продуктивная деятельность -музыка | Произведения живописи, музыки отечественных и тульских художников, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства (жостовская роспись, дымковская и филимоновская игрушка, гжельская посуда); -музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, гармошки, барабаны, дудки, музыкальные шкатулки и др.); -сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль); наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей; -театрализованные игрушки: куклы-театральные персонажи, куклы-перчатки, бибабо, куклы-марионетки; -наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория, крупные надувные игрушки (сказочные персонажи, животные) и др.; -звуковая аппаратура (аудиотехника): магнитофон, диктофон, компьютер, музыкальные центры (аудиосистемы), плеер, радиоприемник |
Физическое развитие | |
Спортивные игрушки: -направленные на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, серсо, мячи, обручи); -содействующие развитию навыков бега, прыжков, укреплению мышц ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, скакалки); |
3.3. Взаимодействие с семьей.
Вся работа по реализации Программы строится в тесном взаимодействии с родителями воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Родной свой край люби изнай".
Консультация для родителей: "Родной край люби и знай"....
Рабочая программа кружка "Люби и знай родной свой край"
Программа кружка для детей старшей группы 5-6 лет для ознакомления с родным краем...
Рабочая программа "Мой край родной" по реализации национально-регионального компонента прогрвммы
Подборка материалов для ознакомления старших дошкольников с родным городом, его особенностями, природой......
Рабочая программа "Мой край родной" национально региональный компонент.
Рабочая программа для детей 3-4 лет....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Свой край люби и знай »
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«Свой край люби и знай »МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №5»...
Рабочая программа "Мой край Алтай"
Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Алтай мой край родной»....
Рабочая программа "Мой край"
Рабочая программа для детей 4-5 лет по ознакомлению с родным краем, ориентированная на специфику национально-культурных, социальных и природных условий, осуществляемая в образовательном процессе ДОУ...