Рабочая программа "Мой край Алтай"
рабочая программа
Комплексно-целевая программа
нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста
с родным краем «Алтай мой край родной».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа мой край алтай | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексно-целевая программа
нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста
с родным краем «Алтай мой край родной».
МДОУ «СОш»№5 г. Бийска.
Содержание
1. Пояснительная записка
III. Технология программы
IY. Структура программы
Y. Содержание программы
YI. Механизм реализации программы
1. Информационно-методическое обеспечение
3. Организация работы с родителями
4. Взаимодействие с социумом
5. Материально-техническое сопровождение программы
YII. Этапы реализации
Заключение
Паспорт программы «Алтай мой край родной»
Название программы | Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Алтай мой край родной». |
Цели программы | Создание системы работы по формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национальных и природных особенностей родного края |
Задачи программы |
|
Основные направления программы |
|
Сроки и этапы реализации программы | 1 этап –диагностически-организационный 2 этап - практический. 3 этап - итоговый. |
Разработчик программы | Коростелкина Ирина Анатольевна воспитатель МДОУ «СОШ»№5 г. Бийска |
Участники программы |
|
Принципы программы |
|
Нормативно-правовая база |
|
Ожидаемые результаты |
|
Адрес | 659316 г. Бийск МДОУ «СОШ №5» |
Пояснительная записка 1
Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
А. Н. Толстой
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. /«Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/
Концепция дошкольного воспитания, предполагающая перестройку содержания педагогической работы с детьми, подчеркивает, что в дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим условным ценностям.
Данная система взглядов опирается на общую задачу образования XXI – века, утвержденной приоритетными гуманистическими общечеловеческими ценностями, а также на Концепцию национальной общеобразовательной политики РФ.
Так, в Национальной доктрине образования РФ подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России. Обеспечить воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Личностно – ориентированный подход все более стремительно завоевывает дошкольное образовательное пространство. Гражданство – патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве – важнейшем периоде становления личности человека. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина.
Таким образом, патриотизм – любовь к Родине преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и уважать ее богатство – начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества.
Вместе с тем уже в детском саду возможно и необходимо формирование основ гражданственности, как личностного качества ребенка – члена общества.
Новизна программы заключается в том, что она демонстрирует многоаспектные возможности межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности через взаимодействие педагогов ДОУ, родителей воспитанников, работников библиотек, музеев и выставочных залов. В программе конкретизированы направления работы, разработана авторская схема последовательного ознакомления дошкольников с родным краем, соединяющая в единый комплекс основное и дополнительное образование. Она использует сочетание новых современных инновационных образовательных технологий, нетрадиционных форм работы с детьми, педагогами и родителями, интернет-ресурсов, методов и приемов, влияющих на повышение познавательной и эмоциональной активности детей, развитие творчества и способствующих установлению связи между разными видами деятельности, что не может не сказываться на её результативности.
Актуальность
Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг.», утвержденной постановлением Правительством РФ от 05.10.2010г. № 795.
Программа определяет основные пути развития системы патриотического и нравственного воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее - мир родного города, родного края и наконец, мир родной отчизны – России.
В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Все это позволяет судить о том, что изучение вопросов нравственно-патриотического воспитания особенно актуально в настоящее время.
С целью определения уровня знаний детей по нравственно-патриотическому воспитанию, нами была проведена диагностика, в которой приняли участие 23 ребенка старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов диагностики сформированности правильных представлений о родном крае показал, что у детей есть определенные знания о родном крае. Из 23 детей старшего дошкольного возраста - 7 детей называли достопримечательности, памятные места и промышленные предприятия города . Рассказывали о растительном и животном мире нашего края. Связно и последовательно отвечали на поставленные вопросы. Но вместе с тем, 11 детей имели бессистемные и отрывочные представления о родном крае. Затруднялись назвать города Алтайского края, храмы, рассказать о знаменитых людях и их творчестве. Ответы давали без рассуждений и объяснений, не оперируя предметными терминами.
5 детей не проявляли желания узнать о стране, о крае, о городе, в котором живут, затруднялись отвечать на поставленные вопросы, не могли объяснить символику родного города, часто отмалчивались.
. Анализ результатов анкетирования родителей показал, что 65% из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.
Анализ имеющейся литературы по патриотическому воспитанию дошкольников показал: несмотря на то, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данной теме, но ни программ, ни методических пособий для дошкольных образовательных учреждений с использованием краеведческого содержания нет.
Таким образом, был выявлен ряд противоречий:
1) между необходимостью краеведческой работы в ДОУ, как условия формирования патриотизма у дошкольников, и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников;
2) между воспитательным, развивающим и образовательным потенциалом краеведения и не достаточным мастерством педагогов эффективно использовать его при организации познавательной активности дошкольников на занятиях, в опытно-экспериментальной, исследовательской, организованной и неорганизованной деятельности детей;
3) между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме.
Эти противоречия поставили перед нашим педагогическим коллективом задачу, заключающуюся в создании такой системы работы педагогов, которая бы наиболее успешно способствовала развитию интереса у дошкольников к родному краю, чувства гордости и бережного отношения к нему, и, как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к родному городу, краю, малой родине.
Ознакомление с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой.
Исходя из этого, мы определили пять направлений краеведческой работы: деятельность с детьми, педагогами, родителями, социальными партнерами и создание предметно-развивающей среды.
Таким образом, с целью создания системы работы по формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национальных и природных особенностей родного края в нашем дошкольном учреждении и была разработана комплексно - целевая программа «Алтай мой край родной».
Цель:
- Создание системы работы по формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национальных и природных особенностей родного края
Задачи :
- Формировать экологические и краеведческие знания дошкольников;
- Формировать у детей дошкольного возраста представления о Родине как месте, где человек родился и страны где он живет.
- Расширять кругозор детей на основе краеведческого материала, доступного их пониманию;
- Развивать у дошкольников познавательную активность, исследовательские умения и навыки, навыки проектной деятельности;
- Развивать у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
- Воспитывать у детей чувство привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой;
- Воспитывать у детей уважение к людям труда, знаменитым землякам;
- Воспитывать у дошкольников бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного края.
Программа разработана с учетом следующих источников:
- Программа Николаевой С. Н. «Юный эколог» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- Программа Князевой О. Л. и Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры».
- Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». Под ред. Оверчук Т. И.
- Программа Баранниковой О. Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду».
- Программа Фесюковой Л. Б. «Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет».
- Программа Лопатиной А. и Скребцовой М. «Нравственное воспитание дошкольников».
Технология программы
Разработкой вопросов ознакомления детей с окружающим миром занимались многие педагоги, психологи, философы, лингвисты. Особое внимание в последние годы ученые уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина.
Термин социокультурный состоит из двух основ: социо значит «общественный, имеющий непосредственное отношение к обществу, отношениям внутри него, его развитию»; культурный – «относящийся к культуре». Таким образом, понятие «социокультурный» предполагает, что личность объединяет основные характеристики современного ей общества и культурного наследия. Другими словами, рассмотрение любого социального явления сегодня невозможно вне ценностей культуры. Это особенно важно учитывать при ознакомлении детей с ближайшим окружением – родным краем, и прежде всего с культурным обликом города, его достопримечательностями, историческим прошлым и т.д.
Содержание знаний об окружающем мире включает три блока: мир природы, мир людей и предметный мир.
Изучение социокультурных основ требует определенной методологии, на базе которой разработано содержание и технология.
Необходимо отметить, что наиболее сложным и наименее разработанным сегодня является вопрос о приобщении ребенка к социальному миру, поскольку в условиях социально-экономических изменений произошла и переоценка многих духовных ценностей. Поэтому, в ознакомлении дошкольников с социальной действительностью, в соответствии с современными философскими подходами, центральным звеном должна выступать человеческая деятельность, которая и является стержнем общественного развития. Именно деятельность человека позволяет объединить все составляющие окружающего мира в единое целое.
Через систему знаний о природе, обществе, культуре, в которой человек является центральным звеном, формируются знания об окружающем мире и о нем самом.
Эти современные подходы и легли в основу разработки содержания и технологии программы «Алтай мой край родной».
В соответствии с этими подходами, в основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя блоками, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы и культуры.
Структура программы
Все программные задачи охватывают дошкольный период с 5 – до 7 лет
Старшая группа ( 5 – 6 лет)
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)
Программа состоит из 3 блоков:
I блок «Мир природы родного края»
II блок «Деятельность человека»
III блок «Культурный облик Алтайского края»
Каждый блок разбит на отдельные темы. Каждая из тем повторяется в возрастных группах. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность изучения. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе.
Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Таким образом, каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Первый блок: «Мир природы».
- Экскурсии в природу.
- Знакомство с растениями и животными родного края
- Просмотр фильмов о крае.
Второй блок: «Деятельность человека».
- Экскурсии по родному городу, обращая внимание на название улиц, на архитектуру домов и административных зданий. Вспоминаем профессии людей, которые строили город.
- Рассматривание открыток о городах края, отмечая интересные места и оригинальную архитектуру городов: Барнаула, Бийска, знакомим со знаменитыми людьми Алтайского края.
Третий блок: «Культурный облик родного края».
- Знакомим детей с достопримечательностями края, города. Показать интересные места, побывать в музеях, памятных местах.
- Знакомим детей с культурой народов Алтая, с их творчеством, традициями, приметами, с творчеством выдающихся людей
Схема последовательности работы по ознакомлению дошкольников с родным краем:
Родная улица - родной город - родной край
Программа «Алтай мой край родной» предполагает поэтапное ознакомление
дошкольников с родным краем по следующей схеме:
1 ступень - дети получают основной объем познавательной информации по каждой теме в течение одного месяца, на 4-х занятиях, в процессе кружковой работы. в старшей группе - 25 – 30 минут и подготовительной группе - 30-35 мин.
2 ступень - обобщение, закрепление представлений, умений и навыков по запланированной теме на последней неделе месяца в процессе организации различных видов непосредственно образовательной деятельности. Упор на этом этапе делается на развитие у детей познавательной и речевой активности, на формирование у детей нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции.
3 ступень – закрепление представлений, индивидуальная работа с детьми в процессе организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов и развитие творческих способностей в самостоятельной деятельности дошкольников.
Педагогические технологии, используемые в программе
Данная программа в соответствии со стоящими перед ней задачами и с учетом с учетом специфики дошкольного возраста подразумевает использование педагогами в работе следующие технологии:
- Игровые,
- Информационные,
- Коммуникативные,
- Проблемные,
- Развивающего обучения,
- Консультативные,
- Визуальные,
- Проектные,
- Музейной педагогики;
- Здоровьесберегающие.
Формы организации образовательной деятельности с детьми
- НОД;
- Конкурсы;
- Выставки;
- Игры (дидактические, сюжетно – ролевые, игры – путешествия, игры-драматизации, театральные постановки);
- Викторины;
- Экскурсии, целевые прогулки;
- Праздники и развлечения;
- Создание альбомов;
- Концерты и музыкальные гостиные;
- Творческие вечера и литературные гостиные;
- Проекты.
Методы, используемые в процессе ознакомления дошкольников с родным краем
- Методы ознакомления с социальной действительностью:
- наглядные, словесные и практические .
- Методы, направленные на повышение познавательной активности:
- проблемные вопросы, решение логических задач, моделирование, экспериментирование
- элементарный анализ (установление причинно-следственных связей), метод вопросов, метод повторения .
- Методы, направленные на повышение эмоциональной активности:
- игровые и воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации, использование игровых мотиваций, сюрпризных моментов, включение игровых и сказочных персонажей, использование художественного слова, групповые дела .
- Методы обучения и развития творчества:
- эмоциональная насыщенность окружения, мотивирование детской деятельности, прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее)
- Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
- перспективное планирование, использование в одном виде деятельности приемов и навыков, полученных в других видах деятельности, метод опосредованного переключения детей на другую деятельность, создание развивающей среды
Механизм реализации программы
- Информационно-методическое обеспечение
Работа педагогического коллектива ДОУ по ознакомлению детей с родным краем ведется по нескольким направлениям.
1 направление – информационное (создание информационно-тематических текстов для педагогов, переработка теоретических материалов и написание познавательных рассказов для детей);
2 направление – технологическое (разработка конспектов занятий и дидактических игр);
3 направление – организационное (создание предметно-развивающей среды, сбор наглядных средств: картин, фото, худ. литературы и т.д.).
Организация работы с родителями
Решение задач воспитания у дошкольников любви к своей родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.
Цель работы с родителями: организация работы с родителями, стимулирующей повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному краю, городу.
Задачи:
- Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям Алтайского края.
- Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края.
- Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада и города.
- Способствовать раскрытию творческих способностей в семье
Нетрадиционные формы работы с родителями
Информационно-аналитические
Проведение социологических срезов, опросов;
Индивидуальные блокноты.
Познавательные
Семинары-практикумы;
Тренинги;
Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме;
Мини-собрания;
Устные педагогические журналы;
Педагогическая библиотека для родителей.
Досуговые
Совместные досуги, праздники;
Выставки работ родителей и детей.
Наглядно-информационные
Информационные проспекты для родителей;
Дни открытых дверей;
Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
Выпуск стенгазет.
Взаимодействие с социумом
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными организациями, помогающими ему решать образовательные задачи. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными организациями.
Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Материально-техническое сопровождение программы
- Дидактические и наглядные пособия;
- Современные средства ТСО (компьютеры, проектор и т.д.);
- Методическая, краеведческая, художественная литература;
- Репродукции и иллюстрации картин Алтайских художников;
- Фотоальбомы «Бийск», «Барнаул», «Города Алтайского края», «Промышленные предприятия Барнаула, Бийска», «Бийск архитектурный», «Художники Алтайского края», «Знаменитые люди Алтайского края», «Памятные места и достопримечательности Бийска», и т.д.
- Художественная литература на тему: «Алтайские поэты об Алтае»;
- Электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;
- Карта Алтайского края;
- Символика России, Барнаула, Бийска.
- Буклеты, наборы открыток;
- Диагностико-дидактический материал.
Этапы реализации
Деятельность учреждения по реализации программы «Алтай мой край родной» организовывается на двух уровнях:
I уровень – уровень групп детского сада;
II уровень – уровень единого коллектива участников образовательного процесса детского сада.
Все уровни объединяются в единую образовательную систему, благодаря единым целям и задачам, обеспечивающим жизнедеятельность детского сада.
1 этап
Диагностическо - организационный
Составление паспорта программы.
Разработка диагностического инструментария.
Первоначальный мониторинг патриотического воспитания в ДОУ.
Разработка методического обеспечения программы:
Интегрированные формы организации работы с детьми по реализации
содержания программы.
Взаимодействие с социумом.
Обогащение предметно-развивающей среды.
Разработка механизма реализации программы «Алтай мой край родной».
Результат этапа - определение проблематики, актуальности темы, определение цели и задач работы, начального уровня патриотического воспитания в ДОУ, ресурсное обеспечение реализации программы.
2 этап – Практический
Практический этап рассчитан на 2 учебных года.
1 блок. «Мир природы родного края»
Задача: Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через ознакомление с природой и историей родного края.
2 блок. «Деятельность человека»
Задача: Развитие у дошкольников чувства гордости и ценностного отношения к родному краю посредством ознакомления с архитектурой, промышленностью и людьми, прославившими его.
3 блок. «Культурный облик Алтайского края»
Задача: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, через приобщение дошкольников к культуре своего народа.
3 этап
Итоговый
Итоговый мониторинг патриотического воспитания в ДОУ.
Определение результативности данной программы в детском саду.
Отчёт о реализации программы.
Презентация и обобщение опыта.
Методическая литература
- Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1993 г.
- Градобоева Т. «Создание экологической тропы и методики работы с ней». // «Дошкольное воспитание», № 1, 1993 г.
- Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Природа: объект или субъект отношений личности», Москва, «Школа здоровья», 1995 г., т. 1,2.
- Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Методики диагностики и коррекции в экологическом воспитании», Москва, 1995г.
- Лихачев Б.Т. «Экология личности» // «Педагогика», №2, 1993 г.
- Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г.
- Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», // «Дошкольное воспитание», 1994 г., №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мой край Алтай"
Краткосрочный проект для второй младшей группы детского сада, посвященный 75-летию Алтайского края...
Рабочая программама " Первые шаги к прекрасному"
Рабочая программа по изодятельности " Первы шаги к прекрасному...
Региональный компонент авторской программы «Люби и знай, свой край-Алтай»
Региональный компонент авторской программы«Люби и знай, свой край-Алтай»...
Проект "Люби и знай свой край - Алтай"
Родина- это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека.Дошкольный возраст – это один из лучших периодов развития любви к родным местам, воспитание начал патриоти...
проект в средней группе ""Наш родной край - Алтай" (2019 г.)
Проект по теме: «Наш родной край – Алтай!» средняя группавоспитатель: Тестова И.В. 2019 г.Все хорошее в людях из - детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуть...
Проект «Люби и знай свой край – Алтай!» посвященный юбилею Алтайского края для детей старшей группы (5-6 лет)
Проект: «Люби и знай свой край – Алтай!» Актуальность проблемы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собо...
Сценарий концерта в детском саду, посвященный 85-летию Алтайского края «Наш край Алтай»
Цель:Формирование интереса детей к родному краю через музыкальную и художественную деятельность. Задачи:• Активизировать умение отражать красоту Алтайского края в продуктивной, музыкальной, ...