Рабочая программа "Мой край"
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа для детей 4-5 лет по ознакомлению с родным краем, ориентированная на специфику национально-культурных, социальных и природных условий, осуществляемая в образовательном процессе ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moy_kray_yakusheva.docx | 55.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное Дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Светлячок» города Лесосибирска»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете Заведующий МАДОУ
Протокол №_____от Детский сад №6 «Светлячок»
«__» _________20__ г. ___________________ Т.В.Шемец
Приказ №____ от «__» ____20__ г.
Рабочая программа по краеведению
«Мой край».
Возраст детей 4-5 лет.
Срок реализации 1 год.
Составитель: Якушева Оксана Викторовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
г. Лесосибирск, 2021г.
Оглавление.
- Целевой раздел
- Пояснительная записка…………………………………………….........3
- Цель, и задачи программы……………………………………………3-4
- Принципы реализации программы……………………………………4-5
- Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики…………………………………………………………...5
- Целевые ориентиры освоения программы…………………………….5-6
- Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности программы………...6-7
2.2.Календарно-тематическое планирование……………………...7-12
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…...12-13
2.4 Взаимодействие с узкими специалистами……………………….13
2.5 Характеристика окружающего социума……………………...13-14
- Организационный раздел
3.1. Формы, способы, методы реализации Программы…………..14-15
3.2 Материально-техническое обеспечение Программы…………...15
3.3 Обеспечения методическими материалами, средствами обучения и воспитания………………………………………………………..15-16
Список используемой литературы
Приложение
I. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Настоящая Рабочая программа по ознакомлению с родным краем для детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) (далее Программа) разработана в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Детский сад №6 «Светлячок», в соответствии с требованиями ФГОС ДО - ориентирована на специфику национально - культурных, социальных, природных условий, в которых осуществляется образовательный процесс ДОУ.
Основу для разработки программы составил Закон Красноярского края «О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае».
Актуальность. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко обладают чувством эмпат. По этому, возникла необходимость в дополнительных занятиях по формированию нравственной личности, гражданина и патриота России.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с дошкольного возраста прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств необходимо проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Программа по ознакомлению с родным краем для детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) «Мой край» дополняет основную образовательную программу ДОУ.
Программа размещена на сайте детского сада и может быть использована воспитателями для реализации в ДОУ регионального компонента.
1.2 Цель, задачи и основополагающие принципы Программы
Цель. Создание условий для формирования целостного представления о малой Родине – Красноярском крае на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале.
Задачи Программы:
- Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом.
- Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к
прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою
малую Родину.
- Формировать интерес к истории и к традициям своей семьи, углублять представления о своей семье, её членах и родственных связях.
- Формировать интерес к своему детскому саду, к сотрудникам детского сада, детскому коллективу, развивая чувство общности с другими детьми
- Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие способности.
- Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
- Воспитывать любовь уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
- Воспитывать у дошкольников чувства уважения и заботы к Защитникам Отечества.
- Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых, защищающих границы нашей родины, работающих в родном городе, в детском саду.
1.3 Принципы реализации Программы
Содержание рабочей образовательной программы соответствуют основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка, обеспечивающее единство воспитательных и обучающих целей и задач.Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГОС ДО:
- принцип уникальности места лежит в основе отбора содержания с учетом региональных особенностей, социокультурного окружения. Территория края рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной
- принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера, ориентироваться на общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству;
- принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности;
- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей;
- принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, школой, краеведческим музеем; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования;
- принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: природа родного края, родной город, родная страна, родная культура;
принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
1.4.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста ( по программе)
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность, совершенствуется ее техническая сторона. Усложняется конструирование, постройки включают 5-6 деталей. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики: развивается ловкость, координация движений, усложняются игры с мячом. Восприятие становится более развитым. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку- величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Начинает складываться произвольное запоминание. Развивается образное мышление, предвосхищение. Продолжает развиваться воображение, увеличивается устойчивость внимания. Улучшается произношение звуков и дикция, речь становится предметом активности детей. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого: оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Начинают выделяться лидеры. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной
мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшем развитии образа Я ребенка, его детализацией.
1.5 Целевые ориентиры освоения программы
У детей сформируются
- чувства любви к родному краю, к Родине, уважение к защитникам Отечества;
-имеют представления о себе, совей семье, близких родственниках;
- имеют представления о самых красивых местах родного города и края, его достопримечательностях;
- представления о культурных явлениях, их атрибутами, связанными с ними профессиями, правилами поведения;
- доступные представления о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.);
-представления о Российской армии.
Предполагаемый результат
- Имеют представления о семье, ее членах.
- Первоначальные представления о родственных отношениях.
- Уметь рассказывать о своем родном городе, его достопримечательностях.
- Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
- Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
- Произведения искусства и художественной литературы поэтов, писателей и художников родного края.
- Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
- Иметь элементарные представления об охране природы.
- Иметь представления о животных севера и Красноярского края, его растительности.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
II. Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности программы
В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности.(как реализуется программа по областям)
Социально-коммуникативное развитие направлено на: использование знаний о семье, родном крае в игровой деятельности; формирование интереса и уважительного отношения к культуре и традициям города Лесосибирска и Красноярского края.
Познавательное развитие: приобщение детей к истории города Лесосибирска и Красноярского края.
Речевое развитие: знакомство детей с писателями и художниками Красноярского края.
Художественно-эстетическое развитие: приобщение детей к музыкально-художественному творчеству Красноярского края.
Физическое развитие: развитие эмоциональной свободы, физической выносливости, смекалки, ловкости через народные и традиционные игры и забавы Красноярского края.
2.2 Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Задачи |
Педагогическая диагностика | Определить знание, представления детей о родном городе, крае, своей семье. | |
Сентябрь | «Моя семья я» | Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким, познакомить с понятием «семья», прививать духовно-нравственные ценности. |
«Мой любимый детский сад» | Формировать у детей желание ходить в детский сад с удовольствием; воспитывать уважительное отношение к людям, работающим в детском саду | |
«Осень на улицах города» | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, воспитывать умение наблюдать за ней, продолжать формировать представления об осени, как о времени года, устанавливать взаимосвязь между явлениями в природе | |
«Мой край» | Дать начальные представления об истории возникновения Красноярского края, его первопроходцах и его достопримечательностях. Воспитывать чувства гордости и любви к родному краю. | |
Октябрь | «Мой дом» | Продолжать воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким, своему дому, формировать этические представления. |
«Я и мои друзья» | Формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам, развивать умение сотрудничать в детском коллективе, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу. | |
«Природа родного города» | Формировать осознанное действенное отношение к природе родного города, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению растительного мира родного города, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. | |
«Животный мир Красноярья» | Формировать представления о животных, обитающих на территории нашего края, с их уникальными особенностями. Развивать у детей интерес и любовь к родной природе. Воспитывать любовь к своему родному краю, животным, растениям, умение правильно вести себя в ней. | |
Ноябрь | «Разноцветные острова» | Воспитывать уважительное отношение к флагу нашей страны, закреплять зрительное представление о российском флаге, воспитывать чувство патриотизма. |
«Труд взрослых в детском саду» | Воспитывать в детях уважительное, дружелюбное отношение друг к другу, к сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные умения, желание помогать взрослым, продолжать знакомить с профессиям сотрудников детского сада. | |
«Я и моё имя» | Формировать представление о себе, как о личности через собственное имя ребёнка. Развивать речевые умения детей рассказывать о себе, своей семье, используя свой личный опыт. | |
«Бескрайние просторы родного края» | Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Прививать любовь к природе, отмечать важность времени года, сбора урожая, подготовке к зиме. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. | |
Декабрь | «Зимние сибирские забавы» | Уточнить представления детей о сезонных измененьях в природе, закрепить приметы замы, назван зимних игр, закрепить название родного города рек. Продолжать развивать у детей интерес и любовь к родной природе, красоте зимы. Развивать умение называть зимние игры, забавы, название улиц поселка. Воспитывать любовь к родному краю. |
«Народные игрушки. Народно - прикладное искусство» | Формировать представления детей о русской народной игрушке, предметам народно – прикладного искусства Воспитывать уважение к русскому ремеслу. | |
«Зима в Лесосибирске» | Продолжать развивать у детей интерес и любовь к родной природе, красоте зимы, воспитывать умение наблюдать за изменениями, сформировать представления о русской зиме, как о времени года, устанавливать взаимосвязь между явлениями в природе. | |
«В наш край родной приходит Новогодний год» | Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким. | |
Январь | «Рождественские колядки» | Продолжать знакомить детей с празднованием Рождества, с обычаями и традициями колядования. Воспитывать любовь и уважение к устному народному творчеству и забавам русского народа |
«Любимые сказки» | Продолжать формировать представления детей о сказках, их значении для людей. Продолжать знакомить с русскими народными сказками Воспитывать уважение и любовь к сказкам. | |
«Народные Чудо - мастера» | Расширить представление детей о народных промыслах. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства. Закрепить и обобщить представление детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти. Воспитывать любовь к русскому фольклору. | |
Февраль | «Улицы родного города» | Знакомить с трудом взрослых по благоустройству улиц родного города. Формировать представления о многообразии и домов, о том, что каждый дом имеет свой номер. Люди, живущие в нашем городе знают свой дом и адрес, по которому он проживают. |
«Город, что сердцу дорог» | Продолжать формировать представление о городе, знакомит с природными достопримечательностями города (сибирская тайга, могучая река Енисей). Воспитывать доброжелательное отношение к родному городу. | |
«Наша армия» | Продолжать знакомить детей с Российской армией – надёжной защитницей нашей Родины. Формировать чувство уважения к мужчинам–защитникам родины. Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к символам страны. | |
«Флажок» | Воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к гербу и флагу нашей страны. | |
Март | «Мамочка моя, любимая» | Раскрыть детям многогранный образ мамы -труженицы, воспитывать любовь и уважение к своим мамам, доброе, заботливое отношение к женщинам, стремление помогать им. |
«Солнышко, солнышко, выгляни в окошко» | Воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к гербу нашей страны, продолжать знакомить детей с образом солнца в народном творчестве, развитие образного мышления эстетического восприятия окружающего мира. | |
«История нашего города» | Закрепить название родного города, формировать у детей чувство любви к своему городу, познакомить с историей его возникновения. | |
«Достопримечательности родного края» | Формировать представление детей об особенностях Красноярского края, его достопримечательностях, традициях, обычаях. Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к истории своей малой родины. | |
Апрель | «Самые старшие в моей семье» | Воспитывать в детях гуманные чувства к людям пожилого возраста: к бабушкам и дедушкам, прививать духовно-нравственные ценности. |
«Все профессии нужны, все профессии важны». | Продолжать знакомить детей с профессиями в детском саду. Показать значение трудовой деятельности в жизни человека. Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий. | |
«Ледоход на Енисее» | Формировать умение у детей устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями весной. Углублять представления об условиях жизни растений и животных. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов. Воспитывать любовь к родной природе. | |
«Яичко не простое, яичко золотое» | Познакомить детей с праздником Пасхи, обычаем красить яйца и обмениваться ими. | |
Май | «Красноярск – столица нашего края» | Формировать представления о городе Красноярске, о его многообразии, как главного города нашего края. Воспитывать любовь к малой родине, гордость за исторические и трудовые достижениях. |
«День Победы» | Познакомить детей с историей начала Великой Отечественной войны. Весь народ поднялся на защиту Родины: героический вклад в победу над врагом армии, в тылу, взрослыми и детьми. Традиция - празднование Победы всей страной. Воспитывать уважение и память о погибших защитниках Родины. | |
«Прошлое города Лесосибирска» | Приобщать детей к историческим корням нашего города, развивать интерес к быту, ремёслам населения, проживавшим на территории города в прошлом. Воспитывать любовь к родному городу. | |
«Здравствуй сибирское лето!» | Продолжать наблюдать за явлениями природы. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и деревьями. Расширять и уточнять представления о деревьях и кустарниках, пользе деревьев: тень, кислород, эстетика, укрепление почвы. Знать, называть и узнавать, по коре, листьям, расположению веток деревья, наиболее часто встречающиеся на нашей российской территории: береза, клен, сосна, ель, тополь, липа, рябина и др. развивать внимательность. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к русской природе. | |
Итоговое мероприятие: Викторина: «В каком городе мы живём?» | Закрепить в игровой форме знание представления о родном городе крае. |
2.3.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Ознакомление дошкольников с родным краем происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ согласно плану воспитателя, это могут быть такие формы: экологические акции; экологические досуги, развлечения и праздники; информационные стенды в группе ДОУ; родительские собрания; родительские клубы; участие в тематических выставках; совместные экологические проекты; страничка на сайте ДОУ. Цель: включение родителей в совместный образовательный процесс и повышение их педагогической компетентности, в вопросах краеведческого образования ребенка.
Мероприятия | Срок | Ответственные |
Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей родном крае | Сентябрь | Воспитатели |
Оформление информационного стенда «Наш Красноярский край» памятки, буклеты. | В течение года | Воспитатели |
Оказание консультационной поддержки родителям в вопросах ознакомления детей с родным краем | В течение года | Воспитатели |
Участие в совместных праздниках,выступлениях, конкурсах | В соответствии с перспективным планом | Воспитатели |
Создание мини – книг, презентаций, макетов по темам | В течение года | Воспитатели |
Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье. | В течение года | Воспитатели |
Совместное участие детей, родителей и воспитателей в проектной деятельности | В течение года | Воспитатели |
Совместное участие в акциях («Трудовой десант», «Экологическая акция «Чистый Енисей») | Осень, весна | Воспитатели |
2.4 Взаимодействие с узкими специалистами
Решение задач по освоению содержания регионального компонента осуществляется в тесном взаимодействии специалистов ДОУ: музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре. Сотрудничество между специалистами и воспитателями ДОУ регламентируется общим планом деятельности Учреждения и осуществляется через: консультации, круглые столы, семинары – практикумы, наставничество, акции, походы на природу, реализацию проектов, подготовку и участие в совместных утренниках, спектаклях, досугах, выставках и др.
2.5 Характеристика окружающего социума
Одним из важных аспектов приобщения ребёнка к миру общечеловеческих ценностей является та сфера действительности, которая связана с формированием знаний о семье, родословной, родном городе. Начальным этапом в работе коллектива стало изучение традиций и укладов семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, мы начали знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества. Динамика в развитии ребенка, формирование у него этнокультурных компетентностей не может протекать только в какой-то одной среде (только в ДОУ, или только в социуме). Опыт показывает, что только объединив усилия педагогов, родителей, специалистов разных организаций, занимающихся вопросами воспитания и образования детей, создав единое информационное поле можно достичь максимальных результатов в работе. Все звенья сетевой цепочки объединены едиными образовательными и воспитательными задачами по формированию у детей не только этнокультурной компетентности, но и деятельностной (технологической), информационной, социально - коммуникативной, здоровьесберегающей.
Дошкольное учреждение удачно расположено. Его местоположения позволяет активно взаимодействовать и осуществлять содержательные взаимовыгодные связи с близлежащими учреждениями и организациями. Вокруг дошкольного учреждения функционируют разнообразные учреждения социального уровня: культуры, образования. Тесное сотрудничество с учреждениями строится на взаимных договорах, программах и планах работы, предусматривающих разные виды и формы совместной деятельности. МАДОУ взаимодействует с учреждениями культуры и социокультурными учреждениями города.
К таким учреждениям относятся:
- Детская библиотека;
- Лесосибирский краеведческий музей;
- Лесосибирский театр «Поиск»
Сотрудничество с учреждениями социокультурной сферы микрорайона и города позволяет: укреплять физическое здоровье, удовлетворять познавательные потребности детей, обогащать их эстетический опыт, расширять кругозор, приобщать к истокам народной культуры. Открытость и интегрированность дошкольного образовательного учреждения позволяют устанавливать и расширять партнерские связи.
III.Организационный раздел.
3.1.Формы, способы, методы реализации Программы.
Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста.
Длительность образовательной деятельности - 20 минут.
Построение образовательного процесса по данной программе основывается на формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно.
Формы организации занятий.
-экскурсия;
- проекты;
- наблюдения;
- беседы;
- рассказ педагога;
- исследовательская деятельность;
- художественное творчество;
- дидактические игры.
Методы:
Словесные:
- беседы;
- рассказ;
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихотворений;
Наглядные:
- наблюдения;
- выставки, конкурсы;
- рассматривание иллюстраций;
- ознакомление с художественными образами искусства;
- информационные стенды.
- личный пример взрослых.
Практические:
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- подвижные игры;
- создание развивающей среды;
- экскурсии и наблюдения;
- Создание мини-музеев в ДОУ;
- оформление уголков для нравственно-познавательного развития;
- реализация проектов.
Структура занятий
- Вводная часть
- Основная часть
- Рефлексия
3.2 Материально-техническое обеспечение Программы
В соответствии с ФГОС ДО, материально-техническое обеспечение программы включает в себя: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям: определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности; к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой; к материально-техническому обеспечению программы.
3.3.Обеспечения методическими материалами, средствами обучения и воспитания
В МАДОУ созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Рабочая Программа обеспечена учебно-методическими рекомендациями, средствами обучения и воспитания.
Методическое обеспечение:
- гербарий культурных растений;
- гербарий дикорастущих растений;
- коллекция плодов, семян, шишек, грибов;
- карточки условных топографических знаков
Дидактический материал:
1.Символы России: Наглядно – дидактическое пособие. – «Проф-Пресс»- Ростов-на-Дону, 2019.
2. Праздники России. Наглядно – дидактическое пособие. – «Проф-Пресс»- Ростов-на-Дону, 2019
3. Наша Родина. Развивающая игра. «Русский стиль» - М: 2011.
4. Большое путешествие по Красноярскому краю. Настольная игра. – «Издательство Поликор». – Красноярск, 2016.
5. День Победы: Наглядно –дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
6. Деревья и кустарники: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.
7.Животные средней полосы: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.
8.Насекомые: Наглядно – дидактическое пособие. – М.:Мозаика – Синтез, 2011.
9. Расскажите детям о птицах: Карточки для занятий в детском саду.– М.:Мозаика – Синтез, 2017.
10.Грибы и ягоды: Наглядно – дидактическое пособие. – «Проф-Пресс»- Ростов-на-Дону, 2013.
11. Полевые цветы: Наглядно – дидактическое пособие. – «Проф-Пресс»- Ростов-на-Дону, 2017.
12. Развивающее лото: «Дикие животные».
13. Развивающее лото: «Деревья, плоды, листья».
Список используемой литературы:
- Лесосибирск: прошлое, настоящее, будущее. Часть I С. Максимов
- Государственные символы России. Е. К. Ривина
- Мы живём в России. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова
- .Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет. Н.В. Микляева, Ю.В. Микляев, А. Г. Ахтян
- 5. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Средняя группа Л, В, Абрамова, И. Ф. Слепцова
- 6. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию Л, В, Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова
- 7. Любовь Рычкова Благодарение
Приложение 1.
Мониторинг реализации Программы
С целью определение наличия у детей знаний, представлений, умений, навыков по содержанию Программы «Мой край» два раза в год проводится мониторинг.
Периоды диагностики:
- сентябрь: выявление уровня знаний детей о родном крае;
- май: выявление уровня знаний детей о родном крае и определение степени реализации программы. (приложение 1)
Уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная семья»
№ | Ф.И. ребѐнка | Умение называть членов семьи(мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра) | Умение называть членов семьи по именам, образовывая ласковые формы имён | Понимание возрастных отличий (кто в семье старше всех, кто младше всех) | Знание пословиц о семье | Умение рассказывать о семейных традициях | Умение составлять короткий рассказ о семье |
Уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная природа»
№ | Ф.И. ребѐнка | Умение называть приметы по временам года | Умение называть диких животных родного края | Умение называть жилище животных (нора, дупло, белога) | Умение коротко рассказывать, как звери готовится к сезонным изменениям в природе | Умение рассказывать, как зимуют звери и птицы | Умение рассказывать о зимних забавах |
Уровень ЗУН по тематическому блоку «Родной город»
№ | Ф.И. ребѐнка | Название родного города | Название реки: Енисей | Умение называть приметные места города по иллюстрациям. | Умение называть профессии родителей |
Уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная страна – родной край»
№ | Ф.И. ребѐнка | Название родного края - Красноярский | Умение узнавать флаги РФ и красноярского края | Умение называть главные праздники РФ | Наличие уважительного отношения к государственным символам |
Уровень освоения программы
Высокий уровень – Ребенок охотно вступает в общение: рассказывает о себе, о своей семье, о близких ему людях; имеет представление о том, что в семье все заботятся друг о друге, имеет представления о традициях в своей семье. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству, может назвать близких ласковым именем. Имеет представления о возрасте, различает пол людей, знает их профессии. Имеет представление о родном городе – название города, о реке, на берегу которой стоит наш город, может назвать несколько примечательных мест родного города, знает название улицы, на которой живет, а также где живут его бабушка, дедушка и т.д. Знает название своего края, имеет представления о главных праздниках своей страны и о государственных символах. Знает особенности здания детского сада, его помещений, их назначение. Знает основные предметы быта в группе детского сада, их назначение, материал, из которого они сделаны. Знает 2-3 вида птиц, диких животных, может назвать где они живут, как меняется их жизнь в сезонные изменения в природе, как готовятся к зиме и как зимуют, знает 3-4 вида деревьев, растущих на территории детского сада, 3-4- вида травянистых растений, 2-3- вида лесных ягод, грибов.
Средний уровень – Ребенок стремится к общению и сотрудничеству, общаясь со сверстниками, проявляет умение понять их замыслы. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству, но иногда забывает отчества родителей. Ребенок различает виды труда людей на основе существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений. Имеет элементарные знания о домашних и диких животных, растениях, растущих близ дома, детского сада. Имеет представления о родном городе, знает название улицы, на которой живет, стремится повысить свои знания.
Низкий уровень – Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Знает свое имя и фамилию, членов семьи по именам. Ребенок знает названия некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком. Знания о родном городе неустойчивы, часто ошибается в назывании предметов ближайшего окружения. Объем представлений о растениях и животных незначителен. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Мини-музей в ДОУ «Тамбов – мой край, моя Россия»
Одной из форм работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание мини-музеев в ДОУ.Мини-музей позволяет расширить кругозор дошкольников, сформировать проектно-исследовательские умения...
Рабочая программа "Народные промыслы Тамбовского края"
Данная программа знакомит дошкольников с историей развития промыслов на Тамбовщине и их видах...
Рабочая программа по кубановедению : «Воспитание любви к малой родине, ознакомление дошкольников с природой родного края»
Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины....
Рабочая программа "Мой Оренбургский край"
Региональный компонент основоной программы....
Проект рабочей программы «Развитие связной речи старших дошкольников через ознакомление с растениями Алтайского края»
Данная рабочая программа является комплексной программой развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Работа по данной теме осуществлялась в течение одного года, во время непос...
Рабочая программама " Первые шаги к прекрасному"
Рабочая программа по изодятельности " Первы шаги к прекрасному...
Рабочая тетрадь «Край Северный, Ямальский»
Рабочая тетрадь «Край Северный, Ямальский» предназначена для занятий с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Занятия по рабочей тетради помогут закрепить материал....