Рабочая программа "Мой край родной" по реализации национально-регионального компонента прогрвммы
рабочая программа (старшая группа) на тему
Подборка материалов для ознакомления старших дошкольников с родным городом, его особенностями, природой...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_moy_kray_rodnoy.docx | 57.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом МБДОУ Приказом заведующего МБДОУ
«Детский сад № 42 «Алёнка» г. Воркуты «Детский сад № 42 «Алёнка» г. Воркуты
Протокол №1 от «30» августа 2017 г №120/01-15 от «30» августа 2017 г.
Рабочая программа
«Мой край родной»
по реализации национально – регионального компонента программы
Составители:
Матвеева Е.Б. – воспитатель,
Кобелева М.М. - воспитатель
Задачи образовательной деятельности в старшей группе (5 – 6 лет):
- Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
- Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
- Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях.
- Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.
- Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
- Расширять и углублять представления детей о живой природе родного края; (растительный и животный мир тундры: внешнее строение, рост, проявление жизни, питание, приспособление к среде обитания.
- Развивать интерес к жизнедеятельности живых организмов;
- Воспитывать элементы экологического сознания, ценностного отношения к природе, нравственное поведение.
Содержание образовательной деятельности
У родного города есть свое название (имя), которое рассказывает о важном для людей событии, которое произошло в прошлом, или о знаменитом человеке. Название может напоминать о природе того места, где построен город .
Город выполнял раньше и выполняет в настоящем разные функции, у каждого города есть свои главные функции. О функциях города рассказывают архитектурные сооружения, названия улиц и площадей. Об истории родного города и жизни горожан рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, городская скульптура. Малая родина хранит память о знаменитых россиянах — защитниках Отечества, писателях, художниках. В городе трудятся родители. Люди берегут свою малую Родину, создают и поддерживают традиции.
Растения и животные тундры – живые организмы: они растут, развиваются, приспосабливаются к трудным условиям среды обитания в Заполярье.
Все в тундре взаимосвязано: подвести к пониманию связей живых организмов со средой обитания, осознание существования экологического равновесия помочь детям установить трофические цепочки в тундре.
Организация опыта освоения программы
- Поддерживать проявления интереса детей к малой Родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, рисовании и конструировании.
- Рассказывать детям сюжетные истории о жизни города, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением функций этих сооружений.
- Использовать плоскостное моделирование архитектурных сооружений (например: площади), прорисовывать и размещать архитектурные макеты на детализированной карте города.
- Вовлекать детей в игры-путешествия по родному городу, проведение воображаемых экскурсий, побуждать задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию.
- Способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинения загадок, изобразительной деятельности.
- Организовывать участие детей в жизни родного города (традициях, праздниках), содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (сделать открытки для ветеранов, принять участие в городских акциях и пр.).
- Поддерживать проявления интереса к растительному (растения-подушки, лекарственные и ядовитые) и животному (хищники, грызуны, травоядные, птицы, насекомые и рыбы) миру тундры.
-Показать экологическую ценность хищников в природе тундры для поддержания равновесия численности грызунов и хищников.
- Придумывать истории и сказки про обитателей тундры.
-Упражнять в умении составлять познавательный рассказ с опорой на схемы, модели и мнемотаблицы.
-Познакомить с правилами поведения в тундре.
-Проявлять интерес и активно участвовать в экспериментальной деятельности.
Итоги освоения содержания программы
Достижения ребенка (Что нас радует)
- Ребенок знает названия города, реки, протекающей вблизи города, поселка; главной улицы города; улицы, на которой живет; улицы, где находится детский сад; улицы, с которых начинался наш город; дату Дня рождения города.
- Ребенок проявляет интерес к истории возникновения города, к людям, в честь которых названы улицы города; к социокультурным объектам города, их назначении.
- Ребенок умеет находить город на карте Республики Коми; объекты и улицы на плане; ориентироваться в районе проживания; выполнять правила поведения на природе и в социуме; оказывать помощь окружающей природе.
- Ребенок проявляет интерес к играм, книгам, рассказам взрослого о малой Родине.
-Ребёнок проявляет познавательный интерес к растительному и животному миру тундры.
-Знает название растений и животных тундры и может рассказать о них с опорой на модель и схему.
-Проявляет интерес к составлению рассказов и придумыванию сказок и историй об обитателях тундры.
-Ребёнок проявляет интерес к опытам и умеет делать вывод.
Вызывает озабоченность и требует дополнительных совместных усилий педагогов и родителей
- Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине, о жизни обитателей тундры.
- Ребенок без удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности, не выделяет какую-либо деятельность как предпочитаемую.
- Представления о малой родине поверхностны, часто искажены.
-Не имеет ясного представления о живом мире тундры.
- Не проявляет желания участвовать в составлении рассказов.
Тематический план по реализации национально - регионального компонента образования посредством программы «Мой край родной»
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||
09 | РАЗВЛЕЧЕНИЕ: «Моя малая родина» (Познавательно-музыкальное) | ЭКСКУРСИЯ в тундру «Ищем осень в тундре» | БЕСЕДА: «Тундра в синих и лиловых, бело-розовых цветах» стр.12 | ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Растения тундры» стр.14 | 4 | |
10 | РАБОТА ПО МОДЕЛЯМ И ОПЫТ: «Удивительный мир растений тундры» стр. 14 | ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Лекарственные и ядовитые растения тундры» стр.15 | РАБОТА ПО МОДЕЛЯМ: «Особенности северного растения» стр.17 | СОСТАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ: «Как вести себя в тундре» стр.17 | 4 | |
11 | ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Республика КОМИ: природа и богатства края» | РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ: «Зыряне – коренное население республики; их быт, традиции и обычай» | БЕСЕДА: «Город шахтёров» | РАЗВЛЕЧЕНИЕ: «С днём рождения, Воркута» (МУЗЫКАЛЬНОЕ) | 4 | |
12 | БЕСЕДА: «Что общего у лемминга и оленя» стр.17 | РАБОТА С МОДЕЛЯМИ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: «Травоядные звери тундры» стр.20 | БЕСЕДА: «Хищники тундры» стр.20 | РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ: «Росомаха, песец, волк и другие хищники тундры» стр.22 | 4 | |
01 | -------------- | БЕСЕДА: «Зимующие птицы тундры» (белая сова и белая куропатка) стр.23 | СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА: «Сочиняем сказку о сове» стр.24 | ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Кто такие ненцы и как они живут в тундре» | 3 | |
02 | БЕСЕДА: «Кто что ест -пищевые цепочки» стр.27 | ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Национальные праздники народов Коми: традиции, обычаи, национальные блюда» | БЕСЕДА: «Могут ли животные жарких стран жить зимой в тундре» стр.14 | СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА: «О чём нам расскажет лемминг» стр.14 | 4 | |
03 | БЕСЕДА: «Про насекомых, которые ползают и летают» стр.27 | ЧТЕНИЕ И БЕСЕДА по рассказанной истории: «Как девочка Катя подружилась с насекомыми» стр.29 | БЕСЕДА: «Зачем тундре насекомые» стр.30 | БЕСЕДА: «Весна в Воркуте» | 4 | |
04 | БЕСЕДА ПО СКАЗКЕ: «Пуночка- северный подснежник» стр.30 | БЕСЕДА: «Весна в тундре» | БЕСЕДА: «Люди, которыми гордится город Воркута» | ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Весенние первоцветы тундра» | БЕСЕДА: «Полезные ископаемые Республики Коми» | 5 |
05 | БЕСЕДА: «Что ответим Водяному» стр.33 | БЕСЕДА: «Невидимые ниточки водоёма» стр.35 | СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА по мнемотаблице: «Лето в Заполярье» | ЭКСКУРСИЯ в тундру «Ищем лето в тундре» | 4 | |
итого | 36 |
СЕНТЯБРЬ.
Работа с семьёй: организация родителей для проведения экскурсии в тундру.
ТЕМА: «Как растения тундры приспособились к условиям Севера»
Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей | Изменения в развивающей предметно- пространственной среде (РППС) |
1 неделя: РАЗВЛЕЧЕНИЕ: «Моя малая родина» (Познавательно-музыкальное развлечение) З: Поддерживать проявление интереса детей к малой Родине; Организовывать участие детей в жизни родного города (традициях, праздниках), содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни. | Рассматривание альбома «Республика Коми»; Беседа: «Моя малая родина». | Рассматривание альбомов, рисование по замыслу на тему «Тундра», «Мой город» | Альбом «Мой край», «Город Воркута» |
2 неделя: ЭКСКУРСИЯ в тундру «Ищем осень в тундре» З: Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на нее; уточнить признаки осени. | На прогулке: «Ищем приметы осени» | Рисование «Осенние пейзажи (тундра)» | Выставка фото с экскурсии |
3 неделя: БЕСЕДА: «Тундра в синих и лиловых, бело-розовых цветах» стр.12 З: Познакомить детей с наиболее типичными видами, потребностями и особенностями некоторых северных растений тундры; распознавать эти растения по характерным признакам( невысокий рост, стелющиеся корни: закрепить умение работать по таблице и моделям. Примерные виды деятельности: рассматривание картинок с изображением растений; работа по модели «Северное растение»; работа по модели «Потребности северного растения» | На прогулке: рассматривание растений на участке, закрепление названий. | Предложить пластилин для лепки цветов. | Модель «Потребности северного растения» Схема «Особенности северного растения» |
4 неделя: ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Растения тундры» стр.14 Ц: Ознакомление дошкольников с ближайшим окружением, растительным миром тундры, уточнить представления о характерных признаках и способах приспособления к условиям сурового климата Арктики. Примерные виды деятельности: просмотр презентации, рассматривание гербария «Растения тундры». | На прогулке: рассматривание растений на участке, закрепление названий растений. | Иллюстрации «Растения тундры» (презентация) |
ОКТЯБРЬ.
Работа с семьёй: изготовление гербария «Картины из растений тундры»
ТЕМА: «Удивительный мир растений тундры»
Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей | Изменения в РППС |
1 неделя: РАБОТА ПО МОДЕЛЯМ И ОПЫТ: «Удивительный мир растений тундры; Особенности тундровой почвы» Стр. 14 З: уточнить представления детей о северных растениях, их потребностях и особенностях; дать представление об особенностях почвы тундры. Примерные виды деятельности: рассматривание картинок растений-подушек, работа с мнемотаблицей «Растения тундры», Д/И: «Какого растения не стало?». | Опыт: «Особенности тундровой почвы» (зарисовка и продолжение наблюдения); На прогулке: рассмотреть корни растений на участке. | Рисование, лепка или аппликация знакомых тундровых растений | Модель «Принципы низкорослости северных растений» Мнемотаблица «Растения тундры» |
2 неделя: ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Лекарственные и ядовитые растения тундры» стр.15 З: Расширить представления детей о тундровых растениях (растениях-подушках, лекарственных и ядовитых растениях) причинах их своеобразного роста, их особых признаках (цветение зонтиком); развивать умение работать по мнемотаблице, модели Примерные виды деятельности: просмотр презентации, беседа «Растение доктор». | Чтение Е. Серова «Иван-чай», «Мать-и-мачеха» | СЮЖ-РОЛ.ИГРА : «Как Тундровичок лечит животных тундры» | Альбом «Лекарственные и ядовитые растения тундры» |
3 неделя: РАБОТА ПО МОДЕЛЯМ: «Особенности северного растения» стр.17 З: Способствовать расширению представлений о растениях-подушках, лекарственных и ядовитых растениях; дать представления о низкорослости северных растений. Примерные виды деятельности: работа по модели «особенности северных растений», «Причины низкорослости северных растений», рассматривание гербария. | Чтение И. Соколов-Микитов» (Полярная берёза» Д/И: «Какого растения не стало?» | Рисование пластилином | Модель «Потребности северного растения» Схема «Особенности северного растения» |
4 неделя: СОСТАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ: «Как вести себя в тундре» стр.17 З: Познакомить с правилами поведения в природе, придумывать знаки и символы по теме. Примерные виды деятельности: беседа на тему: «Правила поведения», придумывание знаков, символов правил и зарисовка их на схему, приклеивание картинок с изображением растений тундры. | ТРИЗ: «Что чувствует растение?»; Прослушивание «Коми му» сл. М. Лебедевой муз. П. Чистолёва | Изготовления экологического плаката «Как вести себя на природе в тундре» |
НОЯБРЬ.
Работа с семьёй: организовать экскурсию на пл. Центральную.
ТЕМА: «Я живу в Воркуте!» реализация проекта «РЕСПУБЛИКА КОМИ»
Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей | Изменения в РППС |
1 неделя: ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Республика КОМИ: природа и богатства края» З: Познакомить с природой, полезными ископаемыми городами и достопримечательностями республики Коми. Примерные виды деятельности: просмотр презентации, рассматривание гербов городов Коми республики, рассмотреть коллекцию полезных ископаемых | Находить на карте Республики Коми знакомые города, реки. Чтение Коми народных сказок: «Перя- богатырь», «Медвежьи няньки» | Альбом «Большие города и достопримечательности республики Коми», «Гербы городов», «Природа и животные тундры», «Полезные ископаемые» | |
2 неделя: РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ: «Зыряне – коренное население республики; их быт, традиции и обычай» З: дать представление о жизни, быте (посуде и одежде) и традициях народа Коми -зырян. Примерные виды деятельности: рассматривание картинок одежды и посуды, иллюстраций о жизни коренного населения. | Закрепить название столовых приборов на Коми -языке; Народные Коми игры, Чтение Коми народных сказок «Царевна Марпида», «Ягморт» | Рисование героев народных сказок | Схема «Дерево в жизни зырян», «Обычаи и быт коренного населения» |
3 неделя: БЕСЕДА: «Город шахтёров» З: Развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. Рассказывать детям о труде шахтёра, сюжетные истории о жизни города, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением функций этих сооружений. Примерные виды деятельности: рассматривание иллюстраций о труде шахтёра, достопримечательностей города Воркуты, связанных с трудом шахтёра, рассказывание по схеме: «Что делают из угля» | Моделирование архитектурных сооружений (например: площади), прорисовывать и размещать архитектурные макеты на детализированной карте города. | Рисование (аппликация) «Мой город» СРИ: «Шахтёры» | Схема «Что делают из угля», «Люди, которые работают и живут в Воркуте», Мнемотаблица «Зима в Воркуте» |
4 неделя: РАЗВЛЕЧЕНИЕ: «С днём рождения, Воркута» З: Поддерживать проявления интереса детей к малой Родине; Организовывать участие детей в жизни родного города (традициях, праздниках), содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни. | Разучивание стихов о Воркуте и шахтёрах. | Фотовыставка «Моя Воркута», «Я- воркутинец» |
ДЕКАБРЬ.
Работа с семьёй: подготовить небольшое сообщение о животном тундры.
ТЕМА: «Кто живёт в тундре»
Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей | Изменения в РППС |
1 неделя: БЕСЕДА: «Что общего у лемминга и оленя» стр.17 З: способствовать расширению представлений о травоядных животных тундры; устанавливать причинно-следственные связи, формировать умение использовать модели в познавательной деятельности. Примерные виды деятельности: работа по модели: «Мех северного оленя», «Травоядный зверь», рассматривание иллюстраций о северном олене, лемминге. | Чтение Н. Сладков «Сказка о дядюшке Лемминге и летнем песце», «Под снегом» | Лепка по представлению | Модель «Мех северного зверя» «Травоядный зверь» Иллюстрации «Животные тундры» |
2 неделя: РАБОТА ПО МОДЕЛИ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: «Травоядные звери тундры» стр.20 З: уточнить представления детей об основных признаках северных зверей, способствующих сохранению тепла, их питании. Примерные виды деятельности: работа по модели «Признаки северного зверя», рассматривание под микроскопом ворсину северного оленя. | Загадки о животных тундры А.П. Листопад (приложение №1 стр.70) ; Чтение И. Соколов – Микитов «Пеструшки» Д/И: «Кто лишний» | Раскрашивание изображений животных тундры. | Модель «Признаки северного зверя» Альбом «Растения тундры» |
3 неделя: БЕСЕДА: «Хищники тундры» стр.20 З: конкретизировать представления о плотоядных млекопитающих тундры – хищниках; дать представления о цепи питания, особенности приспособления к суровым условиям приспособления на Севере; показать экологическую ценность хищников в природе тундры для поддержания равновесия численности грызунов. Примерные виды деятельности: «Доска объявлений» (Приложение А.П. Листопад), работа по модели «Хищники», Д/И: «Поезд», Д/И: «Кто где живёт» | Настольно-печатные игры: «Чей хвост»; Решение логических задач А.П. Листопад (приложение №3 стр.72) | д/и: «Кто лишний» | Модель «Хищники тундры», Картины «Животные в тундре» |
4 неделя: РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ: «Росомаха, песец, волк и другие хищники тундры» стр.22 З: уточнить представления детей о северных хищниках, об их приспособлении к суровым условиям севера. Примерные виды деятельности: работа по иллюстрациям, составление рассказа по модели:» Признаки северного хищника», экспериментальная деятельность, Д/И: «Изобрази хищника» | Чтение: «Сказки Тундровичка» А.П. Листопад («Азбука тундры») | Рисование по представлению | Иллюстрации «Животные тундры» (презентация) Модель «Хищники тундры» |
ЯНВАРЬ.
Работа с семьёй: подборка картинок для составления коллажа «Птицы тундры»
ТЕМА: «Зимующие птицы тундры»
Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей | Изменения в РППС |
1 неделя: ------------------------------------------ | |||
2 неделя: БЕСЕДА: «Белая сова и белая куропатка» стр.23 З: обобщить представления детей о образе жизни зимующих птицах тундры (приспособленности птиц к жизни в тундре, дать представление о взаимосвязи между строением частей тела к жизни в тундре). Примерные виды деятельности: рассматривание выставки и картинками птиц тундры, работа по модели: «Перелётные птицы», «Зимующие птицы» | Чтение: «Сова и куропатка» в обработке И. Истомина, | Модель «Зимующие птицы тундры» «Весна в тундре» (худ. лит.) | |
3 неделя: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА: «Сочиняем сказку о сове» стр.25 Примерные виды деятельности: рассматривание схемы «Сочиняем сказку», рассматривание иллюстраций, вырезание и приклеивание картинок с изображением совы для изготовления книжки. | П/И: «Совушка- сова» | Иллюстрации «Растения тундры» (презентация) Выставка поделок из ватных дисков «Сова» | |
4 неделя: ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Кто такие ненцы и как они живут в тундре» З: дать представления о жизни народов севера: ненцах: их быте, одежде, роде деятельности. Примерные виды деятельности: просмотр презентации, беседа. | Народные игры на прогулке | СРИ: «В чуме» | Картинки и открытки по теме, Атрибуты для СРИ. |
ФЕВРАЛЬ.
Работа с семьёй: приобрести наборы животных жарких стран и северных животных для изготовления модели.
Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей | Изменения в РППС |
1 неделя: БЕСЕДА: «Кто что ест -пищевые цепочки» стр.27 З: Подвести к пониманию связей живых организмов со средой обитания, осознание существования экологического равновесия помочь детям установить трофические цепочки в тундре. Примерные виды деятельности: рассматривание схемы «Пищевые цепочки тундры», Д/И: «Что будет если…?», зарисовать пищевую цепочку тундры. | ЭК/И: «Кто что ест», «Кому что подарить?» Чтение: «По законам живой природы», «Сова» В. Бианки | Модели и схемы «Пищевые цепочки» | |
2 неделя: ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Национальные праздники народов Коми: традиции, обычаи, национальные блюда» Примерные виды деятельности: просмотр презентации, беседа. | Народные игры Чтение сказок народа Коми | Схема «Дерево в жизни зырян», «Обычаи и быт коренного населения» | |
3 неделя: БЕСЕДА: «Могут ли животные жарких стран жить зимой в тундре» Примерные виды деятельности: рассматривание и сравнение животных севера и жарких стран, работа по моделям | Беседа на прогулке «Почему не может на севере жить жираф?» | Рисование (раскрашивание) изображений животных | Выставка рисунков растений или животных (рисунки детей) |
4 неделя: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА: «О чём нам расскажет лемминг» Примерные виды деятельности: Рассматривание иллюстраций о лемминге, составление рассказа по схеме: «Что нам расскажет животное тундры» | Рисование истории по придуманной сказке. | Схема: «Что нам расскажет животное тундры» |
МАРТ
Работа с семьёй: Консультация для родителей: «Если ребёнок боится насекомых»
ТЕМА: «Насекомые тундры»
Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей | Изменения в РППС |
1 неделя: БЕСЕДА: «Про насекомых, которые ползают и летают» стр.27 З: расширить представления о насекомых (стадия развития бабочки, классификация по признакам среды и места обитания (водные, наземные, лесные, тундровые) Примерные виды деятельности: работа по разрезным картинкам, работа по модели «Насекомое», Д/И: «Что сначала, что потом», загадки Тундровичка (См. приложение 1 стр. 70) | П/И: «Птицы и насекомые» | Рисование или лепка бабочек (придумывание узора) | Разрезные картинки «Насекомые» Набор моделей «Насекомые», «Звери», «Птицы» Схема «Стадия развития бабочки» |
2 неделя: ЧТЕНИЕ И БЕСЕДА по рассказанной истории: «Как девочка Катя подружилась с насекомыми» стр.29 З: уточнить название некоторых насекомых, конкретизировать представление о строении их тела. Примерные виды деятельности: работа по модели: «Насекомое», чтение истории «Как девочка Катя подружилась с насекомыми» выкладывание картинок на фланелеграф | Закрепить правила поведения | Рисование истории, Игры с картинками на фланелеграфе. | Иллюстрации «Насекомые» |
3 неделя: БЕСЕДА: «Зачем тундре насекомые» З: уточнить представление о насекомых тундры и подвести к пониманию связей живых организмов со средой обитания, осознание существования экологического равновесия Примерные виды деятельности: работа по модели «Пищевые цепочки», ТРИЗ: «Если бы не было насекомых (птиц или животных)…» | «Пищевые цепочки» | ||
4 неделя: БЕСЕДА: «Весна в Воркуте» З: Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу. Примерные виды деятельности: Беседа «Чтобы город был красивым», работа по схеме: «Как горожане встречают весну», рисование города (по представлению) | Наблюдение на прогулке «Как люди в городе готовятся к весне» (наблюдение за снегоуборочными машинами) | Выставка рисунков «Красивый город» |
АПРЕЛЬ.
Работа с семьёй: подобрать иллюстрации о перелётных птицах
ТЕМА: «Весна в тундре»
Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельна я деятельность детей | Изменения в РППС |
1 неделя: БЕСЕДА ПО СКАЗКЕ: «Пуночка – северный подснежник» стр.30 З: уточнить название перелётных птиц тундры, закрепить знания о причинах перелёта птиц. Примерные виды деятельности: беседа по сказке о птичке Пуночке, рассматривание картинок перелётных птиц, загадки о птицах, экспериментальная деятельность: рассматривание через увеличительное стекло перо птицы (стр.30)
| Беседа: «Что будет с птенчиком, если мы заберём его домой?» | Рисование (лепка) птичек | Картины «Весна в тундре» |
2 неделя: БЕСЕДА: «Весна приходит в тундру» стр.30 З: Расширить представления детей об изменениях в природе в весенний период (возвращение перелётных птиц, таяние снега и изменения в растительном и животном мире) Примерные виды деятельности: рассматривание иллюстраций, опыт: посалить веточку карликовой берёзки и полярной ивы в воду и оформить лист наблюдения за ними. | Чтение «В тундре» Н. Сладков Наблюдение на прогулке (весенние приметы) | Альбом с перелётными птицами; Иллюстрации «Тундра весной» | |
3 неделя: БЕСЕДА: «Люди, которыми гордится город Воркута» З: Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан. Примерные виды деятельности: Рассматривание портретов и иллюстраций некоторых горожан, беседа о их жизни творчестве. | На прогулке повторить названия улиц города | Альбом с портретами «Гордость города Воркута» | |
4 неделя: ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Весенние первоцветы («Красная книга тундры») З: вспомнить названия растений; уточнить правила поведения в тундре во время отдыха на природе. Примерные виды деятельности: просмотр презентации, составление плаката «Красная книга тундры» | Рисование растений по картинкам, раскрашивание изображений | Иллюстрации «Растения тундры» (презентация) | |
5 неделя: БЕСЕДА: «Полезные ископаемые Республики Коми» З: дать представления о происхождении некоторых полезных ископаемых, рассматривание образцов некоторых минералов, работа по схеме «Что делают из угля» | Схема «Что делают из угля», коллекция минералов. |
МАЙ
Работа с семьёй: организация экскурсии в тундру.
Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельна я деятельность детей | Изменения в РППС |
1 неделя: БЕСЕДА: «Что ответим Водяному» стр.33 З: расширить представления детей об обитателях водоёмов в разное время года; устанавливать невидимые связи между обитателями тундры. Примерные виды деятельности: чтение письма от Водяного, работа по модели «Рыба», беседа о жизни рыб в холодный период года, загадки. | Коми народная подвижная игра: «Водяной» Чтение: | Модель «Рыба» Иллюстрации «Обитатели северных водоёмов» «Дыхание водоёмов» | |
2 неделя: БЕСЕДА: «Невидимые ниточки водоёма» стр.35 З: развивать умение устанавливать невидимые связи в водоёме, познакомить детей с жизнью рыб в тёплый период года. Примерные виды деятельности: Экспериментальная деятельность: «Определение возраста рыб», Д/И: «Кто лишний», ТРИЗ: «О чём нам расскажет рыбка» | Рисование по трафарету. | «Пищевые цепочки» | |
3 неделя: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ: «Лето в Заполярье» З: совершенствовать умение составлять рассказ по мнемотаблице (изменения в тундре и в жизни горожан) Примерные виды деятельности: составление рассказа по мнемотаблице «Лето в Заполярье», Д/И: «Когда это бывает?», составление выставки иллюстраций о летнем периоде года. | На прогулке: «Приметы лета» (наблюдение) | Модель «Потребности северного растения» Схема «Особенности северного растения» | |
4 неделя: ЭКСКУРСИЯ в тундру «Ищем лето в тундре» З: расширять представление о приметах лета в северных условиях. | Рисование по впечатлениям | Иллюстрации «Растения тундры» (презентация) Выставка фото с экскурсии |
Список используемой литературы:
- «Мой край и я...» (программа и методика ознакомления детей старшего возраста с растительным и животным миром тундры)
Листопад А.П. ИМЦ ДСК и ДОУ;
- «Коми – мой край родной» проект МБДОУ № 42 (Белова Е.В., Рычкова О.А.).
Планируемые результаты реализации регионального компонента образования (авторская программа «Мой край родной»)
Шестой год жизни.
- Ребенок знает названия города, реки, протекающей вблизи города, поселка; главной улицы города; улицы, на которой живет; улицы, где находится детский сад; улицы, с которых начинался наш город; дату Дня рождения города.
- Ребенок проявляет интерес к истории возникновения города, к людям, в честь которых названы улицы города; к социокультурным объектам города, их назначении.
- Ребенок умеет находить город на карте Республики Коми; объекты и улицы на плане; ориентироваться в районе проживания; выполнять правила поведения на природе и в социуме; оказывать помощь окружающей природе.
- Ребенок проявляет интерес к играм, книгам, рассказам взрослого о малой Родине.
Картотека дидактических игр по теме «Тундра»
Воспитатель читает предложение, а последнее слово договаривают дети. Например: Зимой в тундре лежит белый ... (снег); Большие рога растут у ... (оленя на голове); У зайца длинные ... (уши) и короткий ...(хвост). |
Дети подбираю к каждому животному картинку, на которой изображено: снежная норка каменная норка снег небо... Например: У зайца в тундре... (норка в снегу); У оленя – под небом, на снегу. |
В ряд расположены картинки с изображением растений тундры. Через 5 сек. Одну картинку убирают – дети отгадывают. |
Дети размещают травоядных животных в один вагон, хищников –в другой. |
Из предложенных картинок убираем то животное или предмет, которые не живут в тундре. |
Ребёнок изображает животное, а дети отгадывают. |
Из предложенных картинок дети выбирают тот хвост, который принадлежит названному животному. |
Дети раскладывают картинки со стадиями развития насекомых или рыб. |
На предложенной картине дети находят не совпадения с реальностью |
Дети подбирают из предложенных картинок взрослых и их детёнышей. |
Дети находят на картине зайца и проговаривают его местоположения. |
Взрослый рассказывает о животном, а дети отгадывают. |
Выбираем животное и подбираем картинку того что он ест. |
Взрослый называет слово, если этот предмет летает дети встают и машут руками, а если нет – топают. |
Дети придумывают истории о рыбке. |
Дети фантазируют и рассказывают свою историю. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективное планирование работы по реализации национально-регионального компонента в первой младшей группе
таблица: тема, цели, период, мероприятия, словарь...
Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Путешествие с Масмак»
Воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа....
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В условиях ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ с. Большой Куганак
Доклад для выступоения на методическом объединении...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРОГРАММЫ «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
Данная рабочая программа разработана для воспитанников 2 младшей группы...
Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»
Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей с историей заселения Южного Урала ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования личности, развития высших духовно-нравственных начал, гражданско-патриотических чувств. И дошкольное образовательное учреждение (ДОУ...
Проект по реализации национально-регионального компонента в соответствии с ФГОС «Мой край родной»
Современный этап модернизации отечественного образования предполагает повышение его качества во всех типах образовательных учреждений, в том числе и в детском саду. В ситуации демократизации гражданск...