Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Воздух и его свойства»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Глотова Анна Витальевна

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Воздух и его свойства»

Цель: Развивать познавательный интерес детей к окружающему миру в процессе экспериментирования

Программные задачи:

1. Обобщить представления детей о воздухе и его свойствах, способствуя формированию познавательного интереса.

2. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.

3. Расширять знания детей о свойствах воздуха : невидим, прозрачный, воздух движется, не имеет запаха и вкуса.

4. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.                                                                                                                               5. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Воздух и его свойства»

Цель: Развивать познавательный интерес детей к окружающему миру в процессе экспериментирования

Программные задачи:

1. Обобщить представления детей о воздухе и его свойствах, способствуя формированию познавательного интереса.

2. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.

3. Расширять знания детей о свойствах воздуха : невидим, прозрачный, воздух движется, не имеет запаха и вкуса.

4. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.                                                                                                                               5. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Оборудование: экран, слайды, полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой, трубочки для коктейля, салфетки, веера, мольберт, книга, символы, лимон, чеснок.

Ход НОД:

Воспитатель:

 «Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты — мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся».

В таком хорошем настроении пойдем и присядем на стульчики.

Воспитатель: Я предлагаю вам превратится  в настоящих ученых – и провести эксперименты. Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов. В нем они занимаются экспериментами и делают разные открытия. А как это помещение называется?

Дети: лаборатория?

Воспитатель:  - А полетим мы в нашу лабораторию на самолете.

- А что бы нам долететь благополучно, нужно сказать волшебные слова:

Физминутка «Самолет»

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Приземляться нам пора! (Приседают)

Воспитатель: Вот мы с вами и прилетели.

- Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. А какое это вещество вы узнаете, отгадав загадку:

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим… - Что это?

Воспитатель:    Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе.

- А как вы думаете, что такое воздух?

 Воспитатель:  Правильно, воздух – это то, чем мы с вами дышим. Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям.

- А вы знаете, что без воды и еды человек может прожить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут.

- Сегодня в нашей лаборатории мы узнаем, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.

  Воспитатель: И так, мы сегодня говорим о воздухе. Скажите ребята, а мы можем воздух увидеть? Посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Видите ли вы воздух?

Воспитатель: Сделаем вывод: если мы его не видим, значит воздух какой?

Воспитатель:- А теперь подумайте и скажите, можем ли мы определить какого цвета воздух, если он невидимый? Посмотрите вокруг. Какого он цвета? ПРОЗРАЧНЫЙ!

- Ребята, а как вы считаете, воздух имеет какую-нибудь форму.

- Давайте попробуем поймать воздух рукой. Получается? (Нет).

Хотите, я научу вас ловить воздух.

Опыт №1 «Поймать воздух»

 Воспитатель:  Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

   Воспитатель: Посмотрите, какой он прозрачный тонкий. Убедились, что в пакете ничего нет? (да)

Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?

     Воспитатель: На что пакет похож?

     Воспитатель: Правильно. А вы видите воздух в пакете?

 Воспитатель: Приложите руку к пакету, вы видите свою руку через пакет?

  Воспитатель: Значит, мы можем точно сказать какой воздух?

Дети: – Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Теперь пакет развяжем и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Ответы детей.

 Воспитатель:Пакет опять стал тоненьким, почему? (нет воздуха, вышел)

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый, не имеет формы, чтобы увидеть воздух его надо поймать и поместить в оболочку.

Воспитатель: Молодцы!

Опыт 2 «Воздух внутри нас»

Воспитатель: – Как вы думаете, внутри нас есть воздух? (ответы)

Давайте проверим. Перед вами стаканчики с водой и трубочки.

Возьмите трубочки, опустите их в стаканчики с водой. Не пейте воду, а аккуратно подуйте, что происходит?

Дети: Из трубочки выходят пузырьки.

Воспитатель: Правильно, пузырьки появляются. Что это за пузырьки?

Ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно, это пузырьки воздуха. Подуйте ещё раз в трубочку.

Откуда они берутся пузырьки воздуха?

Дети: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузыри.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему пузыри поднимаются вверх, а не падают на дно?

Дети: Воздух лёгкий.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Значит, какой вывод мы можем сделать?

Вывод: внутри нас есть воздух и воздух легче воды. (дети прикрепляют символ)

Воспитатель: Давайте проведем еще один эксперимент.

Воспитатель: Ребята, а как воздух попадает к нам во внутрь?

Дети: через нос

Воспитатель: Конечно. Все люди обычно дышат через нос. Давайте покажем, как дышат наши носики. Вдохнули - выдохнули. И ещё раз! Вдох-выдох!

- Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим?

Дети: Нет

Опыт 3 (С бумажной салфеткой)

Воспитатель: Ребята, возьмите салфетки за уголок, поднимите перед собой и подышите, вдох и выдох.

Что вы заметили? Что происходит с салфеткой?

Дети: Салфетка тихонько шевелится.

Воспитатель: – Правильно, при выдохе образуется ветерок и салфетка приходит в движение. Попробуйте ещё раз. Подуйте на салфетку.

-Положите салфетку на стол.

Опыт 4 (с веером)

Воспитатель: – Хотите ещё почувствовать ветер.

Возьмите веера, помашите на себя. Что вы чувствуете?

Дети: – Ветерок, воздух.

Воспитатель: Правильно, ребята. Опустите веер, а сейчас ощущаете ветерок (Нет)

- Помашите ещё раз. Чувствуете? (Да)

Воспитатель: Дети, какой вывод мы можем с вами сделать?

Вывод: Воздух мы не видим, но можем ощущать. Ветер – это движение воздуха. (Дети прикрепляют символ)

Опыт 5 (воздух не имеет вкуса и запаха)

Воспитатель: Ребята, имеет ли воздух вкус?

Дети – нет

Воспитатель: Поймайте воздух ротиком. Есть вкус? (нет)

Воспитатель: Верно, воздух не имеет вкуса.

Воспитатель: Дети, а давайте понюхаем воздух. Как вы думаете, воздух имеет запах?

Дети: Нет. Не пахнет.

Воспитатель: А как же получается, что мы чувствуем запах еды, духов или лекарств?

-Оказывается, воздух движется и доносит запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет. Проверим?

- Закройте глаза (воспитатель подносит к детям разрезанный лимон в контейнере)

Чем пахнет?

Дети:- Лимонами.

Воспитатель: Ещё раз закрывайте глаза. (воспитатель подносит к детям разрезанный чеснок в контейнере)

Чем пахнет?

Дети: - Чесноком.

Воспитатель: - Так воздух имеет запах или нет?

Ответы детей.

Воспитатель: Итак, какой вывод мы сделаем?

Вывод: Воздух не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи. (Поместим символ в нашу книгу.)

Воспитатель: Мы сегодня с вами славно поработали учеными, много сделали экспериментов и опытов. Вам понравилось работать в лаборатории? Молодцы!

Воспитатель: Что же такое воздух? (это-то чем мы дышим) Кому необходим воздух? (Всем) Можно жить без воздуха? (нет)

С какими свойствами воздуха познакомились? Давайте вспомним.

1. Воздух невидимый.

2. Не имеет цвета.

3. Не имеет форму.

4. Не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи.

5. Ветер – это движение воздуха.

6. Воздух – лёгкий.

7. Воздух есть везде, даже внутри человека.

Воспитатель: На этом наши исследования закончены. Пора возвращаться в детский сад. Занимайте места на самолете. Что бы нам вернуться, нужно сказать волшебные слова:

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолёт.

(руки в стороны, покачивание руками)

Правое крыло – вперёд,

(поворот вправо)

Левое крыло – вперёд.

(поворот влево)

Раз, два, три, четыре

(ходьба на месте)

Прилетел наш самолет.

(руки в стороны, покачивание руками)

Воспитатель: Вот мы и вернулись. Ребята, вы узнали сегодня, что такое воздух, и я думаю, что, придя домой, вы обязательно расскажите о своём открытии друзьям и родителям.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка»

Конспект открытой НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Воздух и его свойства».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Задачи:1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и в...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе. На тему: " Наземный транспорт"

Продолжать знакомить детй с окружающим миром, с разнообразным видом транспорта....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе "Волшебная радуга".

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе "Волшебная радуга".Цель: знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования клеем ПВА и цветной солью.Задачи.Образо...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе. «Воздух и его свойства»

Обобщить представления детей о воздухе и его свойствах, способствуя формированию познавательного интересаРасширять знания детей о свойствах воздуха: невидимый, прозрачный, воздух движется, не имеет за...