Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство с традициями и бытом крымскотатарского народа»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Расширение и углубление знаний детей о многонациональном Крыме. Развитие интереса к крымским татарам, их культурным традициям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_znakomstvo_s_krymskotatarskim_zhilishchem.docx | 31.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №18 "КАРАНДАШИ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ 295033, Республика Крым, г. Симферополь, улица Чукъурча дом 18 ОГРН 1199112007599 ИНН/ КПП 9102254770/910201001 E-mail: sadik_karandashi@crimeaedu.ru Сайт: https://simdou18.crimea-school.ru/ Телефон (3652) 57-40-18 |
Всероссийский конкурс
«Педагогический дебют - 2023»
Номинация: «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»
Конспект занятия
с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Знакомство с традициями и бытом крымскотатарского народа»
Заведующий МБДОУ №18 "Карандаши"
Абибулаева Иряне Сулеймановна
+7978 86 22 469
Подготовила:
Воспитатель: Сотникова Ольга Ивановна
+79788206349
e-mail: ola_sotnikova99@mail.ru
г.Симферополь 2022 г.
Цель: Расширение и углубление знаний детей о многонациональном Крыме. Развитие интереса к крымским татарам, их культурным традициям.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать формировать у детей знания о культуре и быте народов Крыма, их традициях и обычаях;
- способствовать возрождению, сохранению и развитию культур через ознакомление детей с их элементами;
- учить устанавливать и развивать позитивные контакты с окружающим миром и людьми;
- формировать убеждение в том, что Крым богат своей культурой и историей.
Развивающие:
- Расширять жизненный опыт детей, знания о крымских татарах (их культуре, быте, традициях и обычаях, о родине, поддерживать и развивать детскую впечатлительность и эмоциональность, патриотические чувства);
- развивать интерес к незнакомой речи, позитивное эмоциональное реагирование на нее, навыки восприятия и воспроизведения; развивать позитивное отношение к народным играм.
Воспитательные:
- Прививать любовь и уважение к народам России; сформировать убеждённость, что Россия – наш общий дом и нужно заботиться о ее истории и культуре, жить в мире друг с другом.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие: Знакомство с бытом и традициями крымских татар.
- Социально-коммуникативное: Развивать коммуникативные навыки.
- Развитие речи: Развивать интерес к незнакомой речи, позитивное эмоциональное реагирование на нее, навыки восприятия и воспроизведения.
- Художественно-эстетическое развитие: Поощрять развитие интереса к многообразию культур народов, населяющих Крым;
- Физическое развитие: Развивать позитивное отношение к народным играм.
Словарная работа:
Обогащение словаря – фес, марама, кольмек, кушак, къалпакъ, оджакъ, килим, раф, сандыкъ, сет, хона, чебуреки, янтыкъ, сарма, долма.
Оборудование: использование ИКТ (музыкальное сопровождение), женский национальный крымскотатарский костюм, материалы для сюжетно-ролевой игры (шкатулки, макеты) на каждого ребенка),
Ход занятия:
(звучит «Кок-коз хайтарма»)
Знакомство
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Ивановна, я пришла сегодня для того, чтобы поиграть с вами и показать вам много интересного. Для начала, я предлагаю нам познакомиться: назовите ваши имена все вместе и шепотом, а я услышу каждое имя и запомню.
(дети называют свои имена)
Воспитатель: Спасибо ребята, я вас всех услышала и запомнила!
Приветствие детей:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Воспитатель: Ребята, как называется наша страна? (Ответ детей: Россия)
Воспитатель: Правильно. Россия - это большая страна, которая богата национальностями. И на юге нашей Родины есть одна очень многонациональная Республика – это Республика Крым. Крым- одно из самых красивых и удивительных мест на земле. У каждого, кто посещает его, навсегда остаётся незабываемое впечатление о нём, а сколько неразгаданных тайн и чудес хранит эта фантастическая земля!
Воспитатель: В Крыму живут люди разных национальностей. Сегодня мы с вами попадем в мир культуры крымских татар. А поможет нам в этом необычная книга. Рассмотрите ее. Что вы находите в ней необычного?
(Дети рассматривают книгу. Ответы детей: она больше обычной книги, на ней необычные узоры)
Воспитатель: А необычно в этой книге то, что это книга-музей. Расставляя на ее страницах экспонаты – можно получить картину национального быта. А перед вами находятся макеты, и шкатулки с экспонатами
Воспитатель: В крымскотатарском жилище находился камин (оджакъ). Стены и пол украшали яркими коврами (килим). Я предлагаю вам взять в руки килим, внимательно его рассмотреть, и расположить на макете. Скажите, какие растительные элементы вы видите на ковре?
(ответы детей: цветы, веточки, листья и т.п.)
Воспитатель: Правильно ребята, ведь эти растительные элементы очень широко используются в народном творчестве.
Воспитатель: Вдоль стен расположены широкие и низкие диваны (сет). Одеяла и подушки были уложены стопкой на сундуках (сандыкъ). Расположите их в своих комнатах.
(дети располагают элементы на макете)
Большое значение придавалось медной и гончарной посуде, располагавшейся на открытых полках (раф). Медь – это очень прочный металл. Как вы думаете, чем хороша медная посуда?
(ответы детей: она прочная, она не бьется)
Воспитатель: Правильно ребята, она прочная и не бьется, а еще изделия из меди хорошо держат тепло, поэтому блюда в такой посуде долго остаются теплыми. Я предлагаю и вам расположить медную посуду на полках.
(дети располагают названные элементы на макете)
Воспитатель: Убранство жилищ также дополнялось предметами мебели – низенькими столиками (хона), зеркалами, занавесями.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась, и также необычно наряжены куклы в ваших шкатулках. У меня красивое длинное платье, на голове – шапочка с кисточкой, которая называется фес. Её украшают вышитым узором или монетками. Сверху на фесе прозрачная, как облачко, легкая накидка – марама. Платье украшено вышивкой или ожерельем, на руках платья тоже рисунок – вышитый узор. И обычное платье становится праздничным и нарядным.
Мужчины покрывали голову низкой барашковой шапкой къалпакъ. Рубаха с широкими рукавами кольмек заправлялась в широкие суконные шаровары и подпоясывалась широким кушаком. Поверх рубахи надевали короткий жилет с пуговицами, а сверху – длинный кафтан. Я предлагаю вам расположить кукол на своих макетах.
Воспитатель: Крымские татары очень гостеприимный народ, Гостей всегда встречают гостей чашечкой ароматного кофе и разнообразными блюдами.
Любимыми блюдами крымских татар по традиции были чебуреки, янтыкъ, сарма, долма, татараш.
Воспитатель: А еще, крымские татары веселый народ, который любит развлекаться и играть в игры. Давайте и мы повеселимся и поиграем в крымскотатарскую игру «В узелок». Становитесь в круг.
(дети становятся в круг)
Крымскотатарская народная игра «В узелок» (Тоенчек уены)
Воспитатель: Становитесь в круг. Нам нужен один водящий. У меня есть платок, завязанный в узелок.
Воспитатель: Молодцы ребята! Мы сегодня славно повеселились, вы все оказались ловкими и шустрыми. Присаживайтесь на места.
Ну вот, ребята, мы с вами познакомились с культурой и традициями крымских татар.
Итог.
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
Что вас больше всего удивило?
Что из увиденного сегодня вы бы хотели иметь дома?
Независимо, кто мы: украинцы, русские или татары - мы все большая семья. Мы все - народы России. Поэтому жить нужно дружно, нужно помогать друг другу, уважать друг друга, уважать свои традиции и традиции других народов.
Я была очень рада познакомиться, а чтобы наша встреча запомнилась вам еще больше я приготовила подарки из Крыма.
(Воспитатель вручает подарки детям)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная организованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА: « Знакомство с символикой и талисманами Олимпиады Сочи -2014» ( с использованием здоровьесберегающих технологий, ЭОР)
В совместной организованной деятельности дети знакомятся с символикой и талисманами Олимпийских игр 2014....
Совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Быть здоровым – ЗДОРОВО!»
Цель: Формирование у детей привычек здорового образа жизни.Задачи: 1. Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни, умение заботиться о своем здоровье, сочувствие к своим ближним....
Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство с жизнью Л.Н.Толстого»
- Формировать представление о жизни и деятельности великого русского писателя Л.Н.Толстого;- Развивать интерес к русской литературе;- Развивать речь, долговременную память, внимание....
Проект с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Традиции русского народа. «Народные ремёсла на Руси».
Если знакомить дошкольников с народными ремёслами Руси в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую слав...
«Формирование патриотизма и толерантности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с традициями и культурой казахов в условиях ДОУ»
В статье представлен опыт реализации проекта по воспитанию патриотизма и толерантности у старших дошкольников.Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г. Джумалиева, А. Х. Формирование п...
Календарное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА НЕДЕЛИ: «История и традиции кубанского народа»
Задачи периода:Образовательные: Формировать знания о родном крае, его традициях, развивать интерес к народным промыслам Кубани, воспитывать любовь к малой родине.Развивающие: Развивать духовно - нравс...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Новогодние и Рождественские традиции народов мира для дошкольников 6-7 лет.
уточнить и обогатить представления детей о предстоящем событии – новогоднем празднике и Рождестве у разных народов....