Познавательное занятие "Загадки осени"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Татьяна Геннадьевна

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Квест-игра «Загадки Осени». Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования. 

Проводится в форме квест-игры. Обучение по данной организованной образовательной деятельности создает благоприятные условия для развития логического и образного мышления, творческого воображения и мелкой моторики детей. На занятии используются различные методы и приемы: дидактические игры, наводящие вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Предмет: ООД по образовательной области «Познавательное развитие»

Тема: «Квест-игра «Загадки Осени»

Продолжительность: 1 занятие (20 минут)

Группа: старшая группа

Аннотация: Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Квест-игра «Загадки Осени». Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.  

Проводится в форме квест-игры. Обучение по данной организованной образовательной деятельности создает благоприятные условия для развития логического и образного мышления, творческого воображения и мелкой моторики детей. На занятии используются различные методы и приемы: дидактические игры, наводящие вопросы.

Программное содержание:

Цель: активизировать у детей интерес к познавательной деятельности и стремления с увлечением решать проблемные задачи.

Задачи:

Образовательные задачи:

- Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе, через серию игровых заданий, получаемых детьми в ходе квеста от персонажа Королевы Осени.

Развивающие задачи:
- Развивать умение слушать, слышать и понимать предлагаемые задания;

- Развивать умение действовать в коллективе сверстников;

- Развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, связную речь.

Воспитательные задачи:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения;

- Воспитывать выдержку, терпение.

Предварительная работа:

- Беседы об осени;

- Знакомство с приметами осени, беседы об изменениях в жизни животных, птиц;

- На прогулке наблюдение за тем, как опадают листья с деревьев;

- Чтение художественных произведений: «Лес осенью» А.Твардовский, стихи об осени А.С. Пушкина, А Плещеева, А.И. Бунина.

- Пение об осени и слушание музыки;

- Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;

Материалы и оборудование:

- интерактивная доска (планшет), эмблемы с изображением диких животных, Карточки с изображением перелетных и зимующих птиц, Картинки с изображением деревьев, осенние листики (кленовые, березовые, осиновые, дубовые, рябиновые), белая ткань на каждого ребенка, сундук с сюрпризом.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нас сегодня пригласили в игровую комнату. Но она сегодня необычная. Нас не встречает хозяин (воспитатель обращает внимание на письмо, которое лежит на сундучке)

Воспитатель: В письме, ребята, загадка. Нам нужно отгадать ее, тогда и узнаем, кто же нас сюда пригласил.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен. (Осень)

Дети: (Ответы детей)

На экране появляется Королева Осень

«Дорогие дети! Да, вы меня узнали, я Королева Осень. Кто про меня много знает, да расскажет обо мне, да загадки мои отгадает, того я и награжу по-королевски. В этом сундучке мои подарки для вас. А откроет мой сундук волшебное слово. Его вы откроете, если выполните мои задания».

Воспитатель: Ребята, я не сомневаюсь в том, что мы с вами справимся со всеми заданиями. Нас будет ждать успех, если мы будем дружными, внимательными и участливыми.

(На планшете появляются раскиданные листочки.

Дети по выбору расставляют последовательность заданий)

Воспитатель: Ребята с какого дерева наш первый листок?

Дети: с рябины - рябиновый.

Воспитатель: Найдите в комнате точно такой же рябиновый листик, там нас ждет первое задание.

Воспитатель: В первом задании Королева Осень хочет узнать, знаем ли мы, почему осенью листья меняют свой окрас и почему они падают.

Опыт «Почему лист зеленый?»

Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого по палам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили?

Дети: на ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество (хлорофилл) из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. Хлорофилл превращает солнечную энергию в питательные вещества. Происходит это при наличии тепла и солнца.

Воспитатель: А что происходит с этим листочком с наступлением осени?

Дети: Осенью день укорачивается, света и тепла меньше. Хлорофилл перестает вырабатываться, и на смену ему приходят другие пигменты. (Каротин – оранжевый пигмент; антоциан – красный.

Воспитатель: Почему же листья падают с деревьев?

Дети: За лето, помимо полезных веществ, дерево накапливает и много вредных, лишних минеральных солей. Полезные вещества дерево забирает себе, а от вредных веществ и лишних солей избавляется, сбрасывая листву. Другая причина, по которой дерево сбрасывает листву состоит в том, что через поверхность листа испаряется много влаги, необходимое дереву. Поэтому дерево, сбрасывая с себя листву, спасает себя от засыхания в холодное время.

Воспитатель: Молодцы ребята! С первым заданием мы справились. Вот и первая буква.

(Дети кладут букву рядом с сундучком. На экране следующий листик - березовый)

Воспитатель: Ребята нам нужно найти в комнате такой же березовый листик. Там и найдем второе задание.

Воспитатель: Все вы знаете, что осень - это такое время года, когда все готовятся к зиме. Так вот, во втором задании наша Королева Осень хочет узнать, как хорошо вы знаете, как готовятся дикие лесные звери к зимнему периоду.

(Дети подходят к столу и выбирают каждый себе эмблему с изображением животного)

Воспитатель:

Дети:

Медведь…

Заяц…

Лось…

Еж…

Белка…

Волк….

Воспитатель: Вот со вторым заданием вы справились успешно. Вот и вторая буква.

(Дети несут букву к сундучку, на экране следующий листик- осиновый.

Дети ищут в игровой комнате осиновый листик, и находят третье задание)

Воспитатель: А вот и третье задание Королевы Осень: нужно узнать, с какого дерева листок. Соберите опавшие листья и сложите их к тому дереву, с которого слетел этот листик.

Физминутка:

Станем мы деревьями (дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе)

Сильными большими

Ноги- это корни,

Их расставим шире, (раздвигают ноги шире)

Чтоб держали дерево, (сжатый кулак ставят над другим кулаком)

Падать не давали,

Из глубин далеких (наклоняются, складывают ладони чашечкой, разгибаются)

Воду доставали.

Тело наше ствол могучий

Он чуть-чуть качается (покачиваются из стороны в сторону)

И своей верхушкой острой (складываем ладони шалашиком, острым концом вверх)

В небо упирается. (поднимают руки вверх)

Наши руки- это ветви (раскрывают ладони)

Крону вместе образуют (смыкают пальцы над головой)

В кроне им совсем не страшно, (качают головой)

Когда ветры сильно дуют, (качают поднятыми руками)

Пальцы – веточками будут, (шевелят пальцами обеих рук)

Листья закрывают их (прикрывают одну ладонь другой)

Как придет за летом осень (поднимают вверх правую, затем левую руки)

Разлетятся листья вмиг (разводят руки в стороны)

(На ковре разбросаны опавшие листья. Дети собирают листья и складывают их к тому дереву, с которого слетел этот листик).

В конце задания каждый ребенок рассказывает, как называется дерево и с какого дерева выбранный им листик.

Воспитатель: Какие вы ребята молодцы! И с этим заданием справились. Вот и третья буква.

(Ребята несут третью букву к сундучку. На экране следующий - дубовый листочек. Дети ищут такой же листик в комнате).

Воспитатель: А вот и четвертое задание. Ребята, а что вы знаете о птицах осенью?

 Дети: многие птицы улетают в теплые края, а некоторые остаются с нами. Одни - перелетные, другие – зимующие.

Воспитатель: Правильно, ребята. В следующем задании Королева Осень хочет узнать, знаем ли мы какие птицы перелетные, а какие зимующие.

(Дети классифицируют птиц по принципу перелетные – зимующие (сезонное дерево). В конце задания дети называют знакомых птиц).

Воспитатель: И с этим заданием вы справились на отлично. Молодцы! Вот и четвертая буква.

(Ребята несут букву к сундучку, на экране кленовый лист.

Дети находят в игровой комнате такой же листик и получают пятое задание)

Воспитатель: В этом задании, Королева Осень хочет послушать о себе.

«Игра с мячом» (Дети говорят комплименты Осени)

Воспитатель: Какая бывает погода осенью?

Дети: пасмурная, ясная, солнечная, облачная, прохладная, ветреная, дождливая, холодная, теплая.

Воспитатель: Осенью часто идут дожди. Ребята, скажите, а какой бывает дождь?

Дети: Холодный, моросящий, затяжной, проливной, сильный, мелкий, крупный.

Воспитатель: Небо осенью какое?

Дети: Чистое, голубое, серое, низкое, хмурое, пасмурное.

Воспитатель: Ветер какой?

Дети: Слабый, сильный, порывистый, южный, теплый, северный, злой, холодный.

Воспитатель: Осень какая?

Дети: Ранняя, теплая, солнечная, золотая, яркая, разноцветная, поздняя, глубокая, дождливая, холодная, непостоянная и т.д.

Воспитатель: Прелестно, дети! Красивые слова вы назвали, об осени интересно рассказали. Вот и пятая буква.

(Все подходят к сундучку, собирают из букв волшебное слово ОСЕНЬ)

Воспитатель: Ну, что же ребята, справились мы со всеми заданиями Королевы Осень и сложили волшебное слово.

Дети: ОСЕНЬ.

На экране появляется Королева Осень

«Ах, какие молодцы! Вы много знаете про меня и заслужили королевскую награду. А я с вами прощаюсь».

Список источников и литературы

  1. Родионова, Г.В. Конспекты занятий исследовательского цикла для детей старшего возраста / Г.В. Родионова. – Пермь. 1997.
  2. Иванова, А.И. Экологическое наблюдение и эксперименты в детском саду / А.И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
  3. Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду / А.И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
  4. Савенков, А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду / А.И. Савенков. – Самара : Федоров : Учебная литература, 2007.
  5. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2016.
  6. Соломенкова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду / О.А, Соломенкова. – М. : Мозаика-Синтез, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие Осень

Цель:обобщить и закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:учить детей называть характерные приметы осени.учить устанавливать связь между признаками в природ...

Конспект интегрированного занятия По познавательному развитию «Осень» в старшей группе

Конспект интегрированного занятияПо познавательному развитию«Осень»в старшей группе...

конспект по познавательному развитию "Осень"

Обобщить и систематизировать знания детей об осени....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Осенний листопад» во второй группе раннего возраста

1.Познакомить детей с элементарными представлениями об осенних изменениях в природе.2.Учить различать цвета (красный. желтый, зеленый)на примере осенних листьев.3.Формировать познавательную активность...

Конспект по познавательному развитию «Осень, осень в гости просим»

Цель:Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.Задачи:Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неж...

Творческий - познавательный проект «Осень. Чем отличаются осенние месяцы друг от друга?»

Детям порой сложно понять, что зелёные листья, цветы на клумбах, лёгкая одежда - это ОСЕНЬ; голые кусты и деревья, снег, дождь, холод - это тоже ОСЕНЬ. Почему она такая разная и как меняется от месяца...