Использование народных календарных праздников в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру

Кукурудза Елена Александровна

Народные (фольклорные) праздники – это часть духовного наследия народа. И в России, и в других странах основные народные календарные  праздники носили природно-земледельческий характер. Сохранившийся культ природы, ее поэтизация и обожествление, приоритет духовных ценностей – это отличительная черта древних славянских племен. Восстановление народных праздников прошлого необходимо для восстановления экологической культуры преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 6»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Волоха, 20, тел. 56-66-86

Сообщение из опыта работы

"Использование народных календарных праздников

в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Воспитатель:

Кукурудза Е.А.

Энгельс

2019

        Народные (фольклорные) праздники – это часть духовного наследия народа. И в России, и в других странах основные народные календарные  праздники носили природно-земледельческий характер. Сохранившийся культ природы, ее поэтизация и обожествление, приоритет духовных ценностей – это отличительная черта древних славянских племен. Восстановление народных праздников прошлого необходимо для восстановления экологической культуры преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней. 

             В нашем дошкольном учреждении на протяжении уже многих лет на ряду с экологическими праздниками, стало доброй традицией использовать народные календарные праздники для  развития  у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре, а также активизации деятельности образовательного учреждения по воспитанию у детей ответственности за сохранение обитателей природы родного края. Это такие праздники, как "Осенины", "Праздник урожая", "Синичкин день", "Колядки", "Масленица", "Жаворонки", "Троица". В результате этого у детей формируются представления о традициях русского народа, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными явлениями, поведением птиц и животных, насекомых, изменениям  в растительном мире.

            В народном календаре есть два замечательных праздника которые помогают пополнить запас знаний детей о видах зимующих и перелетных птицах, их значении для человека и для природы. Это "Синичкин день" - день встречи зимующих птиц и "Жаворонки.  День весеннего равноденствия" - встреча перелетных птиц.

        Коротко хотелось бы рассказать об этих праздниках.

        С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, (или Зиновий-синичник) т.е. день встречи зимующих птиц. В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника, защитника всех зимующих птиц. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей. Поэтому этот день и называют Синичкиным праздником. 

        Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток.

        Люди развешивали кормушки, наполняли их нежареными семечками тыквы, подсолнечника, в том числе и «Синичкиным лакомством» - несоленым салом, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

        Несколько лет назад по инициативе Союза охраны птиц России праздник – Синичкин день был возрожден и отмечается также 12 ноября как экологический праздник – Синичкин день.

     Воспитанники нашего ДОУ готовятся к этому дню заранее совместно с воспитателями и родителями. Традиционно дети старших групп выступают в роли артистов и наставников для малышей, а малыши в свою очередь пробуют себя в роли веселых птичек. Во время развлечения воспитанники пополняют знания о том, где живут эти птицы, чем они питаются, какую пользу приносят, играют в различные игры, связанные с жизнью птиц.  

А после этого на прогулке развешивают кормушки сделанные совместно с родителями и угощают птиц.  И конечно, как раньше зазывают синиц закличкой

Синиченька-невеличенька,

Прилетай ты к нам

Из чужих краёв,

Принеси ты нам

Зиму снежную, зиму вьюжную.

Синиченька -сестриченька,

Созывай снегирей

И лети к нам скорей!

       

        Второй календарный праздник "Жаворонки" - день встречи перелетных птиц,  проходит в одну и ту же дату — 22 марта. В народной традиции праздник «Жаворонки» связан с приходом весны. Считалось, что в этот день заканчивается зима и начинается время весны. На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Это один из весенних праздников, который был посвящен встрече Дня весеннего равноденствия, которое было чуть ли не главным событием в жизни наших предков-славян. Кроме того, считалось, что в этот день из южных стран, после зимовки, прилетают жаворонки, отсюда, собственно, и название праздника, а вместе с ними и другие перелетные птицы. По этой же причине в этот день пекли печенье в виде птичек — жаворонков. Также в этот праздник совершались так называемые заклички весны или веснянки (обряды с песнями для призыва весны и жаворонков. 

Весна, весна, красная!

Приди, весна с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

Корнем глубоким,

С дождями сильными!

С хлебами обильными!

Жавороночки прилетите – ка,

Красно лето нам принесите –ка

Надоела нам зима, все поела закрома

Глянь на небо птички летят,

Колокольчики звенят

Наши воспитанники с удовольствием отмечают этот праздник, произносят заклички, закрепляют знания о перелетных птицах. Благодаря артистизму старших воспитанников, младшие дети знакомятся с таким сложным понятием, как день весеннего равноденствия.

        Еще один праздник, который помогает нам закреплять экологические знания - это праздник "Троица или праздник русской березки". Традиционно в нашем дошкольном учреждении он проходит на территории детского сада около красавицы березке, дети водят хороводы, поют песни и читают стихи про березу.

Подводя итог хотелось бы сказать, что приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование народных национальных традиций в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Актуальность проекта     Актуальность проекта  определяется возрастанием роли, национально-культурного и исторического наследия в современном воспитательном и образовательном ...

Использование технологий имитированного моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Актуальность В условиях, когда увеличивается число регионов экологическогонеблагополучия, проблема воспитания экологической культуры уподрастающего поколения, да и всего населения, становится осо...

Статья на тему «Народный фольклор как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Цель: изучение методических аспектов использования фольклора в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.Объект: экологическое воспитание детей дошкольного возраста....

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...

Проект "Использование народных подвижных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста"

Использование народных подвижных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста...

Использование народных игр в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Духовно - нравственное воспитание влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром....

«Использование разнообразных приемов пластилинографии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. У детей дошкольного возраста не всегда проявляется доброжелате...