Использование технологий имитированного моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему
Актуальность
В условиях, когда увеличивается число регионов экологического
неблагополучия, проблема воспитания экологической культуры у
подрастающего поколения, да и всего населения, становится особенно
актуальной.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания
Выбирая приоритетное направление в работе с детьми, я решила остановиться на проблеме экологического воспитания дошкольников. И этот выбор не случаен. В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на мой взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.
С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе. .
Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Я считаю, что дидактические игры в экологическом воспитании играют очень важную роль, так как с помощью игры, что является любимой деятельностью детей, можно создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям.
1. Концептуальность-- опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
2. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
3. Управляемость – предполагается возможность планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
4. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
5. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.
Выбор темы для меня неслучаен, так как природа окружает ребенка с ранних лет, она является источником новых знаний о природных явлениях и вообще окружающем мире. Опираясь на то, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, большую роль отвожу использованию игровых технологий, считая их наиболее эффективным средством в экологическом образовании дошкольников.
Игровая технология. Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Её задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Поэтому, используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.
Я стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра.
Целостность
Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться.
Логичность
Роль игровых технологий состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.
Игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.
Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования. Так что же такое модель и моделирование? Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками
Цель моделирования в экологическом воспитании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.
Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:
- развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;
- учит выделять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта
- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.
В дошкольном обучении можно применять разные виды моделей, например:
1. Предметные – в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев;
3. Графические модели (графики, схемы ) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
«Растение - живой организм». Обобщаем представление о растениях, формируем элементарное понятие «растение». Растение - это живое существо, у которого есть корень, чтобы дышать, держать и питать; стебель, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать
В дидактической игре «Живое - не живое» ставим задачи: сформировать обобщенные представления о живом организме, как целостном образовании и его существенных признаках (питание, дыхание, движение, способность к размножению и росту, учить использовать модель при нахождении признаков живого и неживого. В ходе игры ведем беседу о каких-либо двух объектах, например, вороне и самолете.
Таким образом, активно используя метод моделирования, мы видим, что он помогает детям более полно раскрыть важные особенности объектов природы, а так же раскрыть причинно-следственные связи, существующие в ней. Благодаря этому у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе
Результативность.
Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным. Оно помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления, о природе и взаимосвязях в ней, воспитать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.
Творчество – это неотъемлемая часть многих искусств и наук. Творческое воспитание детей необходимо для того, что бы они могли быстро анализировать информацию, умели самостоятельно принимать решения и имели собственную точку зрения.
Творческое воспитание детей играет огромную роль в становлении и развитии их как личности.
Итак, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологий имитированного моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Составила воспитатель МБДОУ д/с №1 «Теремок» Глазкова И. В.
Актуальность
В условиях, когда увеличивается число регионов экологического
неблагополучия, проблема воспитания экологической культуры у
подрастающего поколения, да и всего населения, становится особенно
актуальной.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания
Выбирая приоритетное направление в работе с детьми, я решила остановиться на проблеме экологического воспитания дошкольников. И этот выбор не случаен. В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на мой взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.
С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе. .
Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Я считаю, что дидактические игры в экологическом воспитании играют очень важную роль, так как с помощью игры, что является любимой деятельностью детей, можно создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям.
1. Концептуальность-- опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
2. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
3. Управляемость – предполагается возможность планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
4. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
5. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.
Выбор темы для меня неслучаен, так как природа окружает ребенка с ранних лет, она является источником новых знаний о природных явлениях и вообще окружающем мире. Опираясь на то, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, большую роль отвожу использованию игровых технологий, считая их наиболее эффективным средством в экологическом образовании дошкольников.
Игровая технология. Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Её задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Поэтому, используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.
Я стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра.
Целостность
Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться.
Логичность
Роль игровых технологий состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.
Игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.
Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования. Так что же такое модель и моделирование? Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками
Цель моделирования в экологическом воспитании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.
Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:
- развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;
- учит выделять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта
- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.
В дошкольном обучении можно применять разные виды моделей, например:
1. Предметные – в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев;
3. Графические модели (графики, схемы ) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
«Растение - живой организм». Обобщаем представление о растениях, формируем элементарное понятие «растение». Растение - это живое существо, у которого есть корень, чтобы дышать, держать и питать; стебель, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать
В дидактической игре «Живое - не живое» ставим задачи: сформировать обобщенные представления о живом организме, как целостном образовании и его существенных признаках (питание, дыхание, движение, способность к размножению и росту, учить использовать модель при нахождении признаков живого и неживого. В ходе игры ведем беседу о каких-либо двух объектах, например, вороне и самолете.
Таким образом, активно используя метод моделирования, мы видим, что он помогает детям более полно раскрыть важные особенности объектов природы, а так же раскрыть причинно-следственные связи, существующие в ней. Благодаря этому у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе
Результативность.
Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным. Оно помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления, о природе и взаимосвязях в ней, воспитать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.
Творчество – это неотъемлемая часть многих искусств и наук. Творческое воспитание детей необходимо для того, что бы они могли быстро анализировать информацию, умели самостоятельно принимать решения и имели собственную точку зрения.
Творческое воспитание детей играет огромную роль в становлении и развитии их как личности.
Итак, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».
Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает на нас огромное влияние. В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармо...
Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Моделирование в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...
Мастер-класс для педагогов «Использование моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
Повышение профессионального уровня педагогов о значимости метода моделирования в экологическом воспитании и в развитии креативных способностей у дошкольников....
Использование народных календарных праздников в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Народные (фольклорные) праздники – это часть духовного наследия народа. И в России, и в других странах основные народные календарные праздники носили природно-земледельческий характер. Сох...
«Использование разнообразных приемов пластилинографии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. У детей дошкольного возраста не всегда проявляется доброжелате...