Методическая разработка: Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Весенние чудеса"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гришина Ирина Владимировна

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennie_chudesa.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 компенсирующего вида

Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

для детей старшего дошкольного возраста

«Весенние чудеса»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Воспитатель:

Гришина Ирина Владимировна

Санкт-Петербург

2021

Цель: Активизация знаний  детей о весенних изменениях в природе с помощью использования здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать знания детей о весенних изменениях в природе.

Активизировать словарь по теме «Весна».

Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в употреблении предложно – падежных конструкций.

Упражнять в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Сохранять и укреплять здоровье детей.

Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.

Развивающие:

Развивать диафрагмальное, речевое дыхание.

Развивать чувство ритма.

Развивать координацию речи с движением.

Развивать просодические компоненты речи.

Развивать общую моторику,  мелкую моторику рук.

Развивать мимическую и артикуляторную моторику.

Развивать межполушарное взаимодействие головного мозга.

Развивать восприятие, память, внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

Воспитывать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, коммуникабельность, самостоятельность.

Оборудование, используемый методический инструментарий:  Ковёр с цветами, белая ткань, тренажёр «Солнышко», кусочки льда, одноразовые тарелки, бумажные полотенца, деревянные палочки, бубенчики, макет дерева,  тренажёры на дыхание,  игрушка- сюрприз, аудиозаписи.

Формы организации деятельности воспитанников: групповая, индивидуальная

Используемые здоровьесберегающие технологии: разновидности дыхательной гимнастики, самомассаж, кинезеологические упражнения, гимнастика для глаз, физминутка

Ход занятия

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Поздороваемся с гостями и улыбнёмся, подарим друг другу хорошее настроение!

Ребята, вы верите в чудеса?

А какие чудесные превращения  случаются только весной?
Воспитатель включает аудиозапись «звуки весны».

Почему про весну говорят радостная? А когда говорят о ней звонкая? А когда  цветущая? (шумная, журчащая, волшебная,  поющая)

Основная часть

С дыханием весны  природа просыпается

И чудесным образом всё преображается.

Вот преобразилась и я.

Воспитатель надевает венок на голову.

Как вы думаете,  кто я?  

Весна – подружка солнышку

Теплу и ветру южному

Заливистому скворушке

И дождику послушному

А кто главный помощник   весны?

Воспитатель включает аудиозапись (обращение солнышка к детям).

«Ребята, не хватает сил. Помогите одолеть холод и растопить снег».

Солнцу не до сна, ему тяжело справиться одному.

Поможем солнцу?

Как  у нас здесь много снега!

Встанем вокруг  нашей снежной  полянки и присядем. Беритесь за края и делайте как я.

«Снег повсюду тает». Вместе говорим и поднимаемся.

«И водою убегает (убегает, убегает)». Говорим и скатываем «снежное покрывало».  Вдох, вместе: «И водою убегает (убегает, убегает)». ….

В середине ковра  под покрывалом лежит обруч - «солнышко» со скрученными  ленточками-лучиками. Воспитатель покрывало кладёт в центр обруча.

Какие вы молодцы, много в вас тепла, почти весь снег растопили. Остался маленький сугроб. Видно ещё тяжело солнцу дотягиваться до земли своими лучиками.  Поможем ему стать сильнее?

«В руки лучики  берите и голосочком своим раскрутите». Будем произносить «УИУИУИ…» и раскручивать «лучики» вместе. Вдох, на выдохе «УИУИ…..»

Ребята, посмотрите, лучи  пробудили первые весенние цветы. Хотите, чтобы цветов стало больше? Вырастим каждый свой цветок. Присядьте, ладошки превратите в росточек. Сначала согреем росточек (максимально разомкните зубы за губами) «МММММ…», а потом на звуках «УОА» раскрывайте ладошки и начинайте расти. Делаем вдох и на выдохе «МММММУУУОООААААА».

А над нами, посмотрите,

Голубые небеса.

(Поднимаем руки вверх, как бы стараясь дотянуться до голубого неба)

Небо стало чистое,  

От солнышка лучистое.

(Граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)

Снег повсюду тает

И водою убегает.

(Растираем ушные раковины  по краю снизу вверх и сверху вниз, нагибаем ушные раковины кпереди, оттягиваем вниз за мочки)

Снегом оставлены,  

Появились проталины.

(Указательным и средним пальцем выполняем круговые движения вокруг глаз)

Ручейки бегут, звенят,

В речку поскорей хотят.

(Выполняют постукивающие движения от центра губ к краям , вибрируя губами на выдохе)

Вышли ребята во двор гулять.

(Маршируем)

Сняли они шубы, куртки надели.

(Расстёгиваем воображаемую молнию, застёгивают)

Посмотрели под ноги —

(Опускаем голову вниз)

Там лужи на дороге.

(Попеременно рисуем «круги» одной ногой, затем другой)

Стали дети играть,

Кораблики пускать.

(Соединяем ладони, поднимаем большие пальцы. Получается кораблик)

Солнышко засветило ярче и  решило с вами потанцевать.

Воспитатель включает аудиозапись «Светит солнышко для всех»                

«Музыкальная кинезиологическая  зарядка».

День открылся на заре золотистым ключиком,

(Ставим руки перед лицом, разводя в разные стороны)

Чтоб досталось на Земле каждому по лучику.

(Одну руку выставляем вперёд, большой палец вверх, остальные пальцы в кулак. Вторая рука показывает на себя. Меняем руки)

Чтобы пальмы подросли и берёзки с ёлками,

(Одна рука согнута в локте, направлена вертикально вверх, пальцы раскрыты, вторая под ней горизонтально, пальцы сжаты. Меняем руки)

Чтоб весною соловьи на ветвях защёлкали.

(Руки скрещиваем на уровне запястий, машем)

Светит солнышко для всех,

Чтоб звенел весёлый смех,

Детвора не плакала.

(Одна рука ладошкой прикасается к груди, другую отводим в сторону, пальцы раскрыты. Меняем руки)

Светит солнышко для всех,

Чтоб звенел весёлый смех,

Светит одинаково.

(На подскоках бегут по кругу)

Ребята, солнце время не теряло. Оно сумело забраться под крышу каждого дома. А что свисает с крыш весной, капает, тает?

Давайте помогать солнцу. Дети садятся за стол.

Сколько же здесь сосулек. Взяли  сосульку в  руку. Сжали её в кулачке. Посчитали  до пяти. Один, два, три, четыре, пять. Разжали  кулак. Прокатили вдоль ладони. Переложили сосульку в другую руку. Сжали  её в кулачке. Посчитали  до пяти. Один, два, три, четыре, пять.  Прокатите сосульку от пальцев к ладони. Покатайте сосульку между ладонями.

А теперь посмотрите, что с сосулькой, какая она стала?

Почему?

Что происходит с сосулькой от тепла ваших рук?

Так  и от солнечного тепла  сосульки начинают таять.

Ребята, а можно брать сосульки в рот?

Вытирайте руки полотенцами.

 

Капельки от тающих сосулек так звонко капают, что можно услышать музыку весенней капели. Представим себя капелькой.

Возьмите  палочку вверху тремя пальцами и перемещайтесь вниз, смотрите как (показ).

Но что-то капельки не звенят.  Берите вторую палочку и повторяйте за мной песенку капели.

«Кап-кап-кап…»,- капель звенит,    

Словно с нами говорит (медленно) /  /  /  /  /  /  

Солнце греет всё сильней. И капельки закапали быстрей. Как-кап – кап… (быстро)      / / / / / / / / / / / / /

А иногда можно услышать «кап-кап» - «кап-кап», …

//  //  //  //  //

Капелек становится так много, что они собираются в ручеёк и текут по земле в  своём направлении.

Так и мы потечём ручейком дальше, звеня весёлой песенкой.

Воспитатель даёт колокольчик одному из детей.

Куда привёл нас ручеёк? (Подходим с детьми к дереву)

Лучами день пронизан.

Проталины видны.

И будят наши лучики деревья и кусты.

Что же появляется на деревьях весной?

Воспитатель раздаёт веточки с почками.

Берите веточки, подносите их почки к своим губам, делайте лёгкий, глубокий вдох ртом и носом и выдыхайте на почку своим ветерком,  раскрывая листочки. (Старайтесь щёки  не надувать)

Ах, какое чудо! От тепла и деревья преображаются. Разместите почки на дереве.

Зовёт весна-красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

Воспитатель включает аудиозапись    «пение птиц».

Ребята, каких птиц весна позвала?

Что они делают весной?

Выбирайте, какой птице будете помогать.

Делайте как я, следите за своей птичкой глазами.

Дети выбирают птиц, надевают их на большой палец.

Тили – тели, птички пели,

(Вертикально в воздухе вращаем по кругу большим пальцем)

Взвились, в небо полетели.

(Поднимаем палец вверх)

Стали птицы гнёзда вить

(Горизонтально в воздухе вращаем большим пальцем по кругу)

И птенцов там  выводить.

(Рисуем в воздухе одно крыло птице, второе крыло)

Посадите каждую в своё гнездо. (Дети садят птиц в гнёзда, расположенные на дереве)

А наш ручеёк бежит дальше.

Вдруг он что-то заприметил! Что это?  

Да это же  солнечные зайчики. Да необычные какие! (Дети подходят, встают полукругом)

Воспитатель раздаёт  «солнечных зайчиков» («Крутелочки»)

У всех с одной стороны солнце.

А чтобы солнце стало светить, палочку надо покрутить.

На кого или на что светит солнце? (Дети крутят палочки и отвечают)

Подставляйте солнышку ладошки, собирайте лучики в карман, а затем, с любовью, понемножку, раздавайте близким и друзьям!

Оглянулось солнышко вокруг, а вместо зимы наступила весна!  

Рефлексия. Так случаются ли чудеса весной? Какие?

Спасибо, ребята, вам за помощь. Какие вы молодцы.                                              

А продолжить делать добрые дела вам помогут солнечные приветы (сюрпризный момент)

Несите радость и улыбку  вместе с весной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЕВ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методические разработки сценариев занятийдля детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема:«Письмо почтальона Печкина».

Методическая разработкаКонспект занятия для детей старшей  группыТема:   « Письмо почтальона Печкина»...

Методическая разработка конспекта занятия с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по подготовке к обучению грамоте Игровая ситуация «Волшебное путешествие» (по мотивам русских народных сказок)

Данный конспект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений для реализации основной образовательной программы дошкольного образования....

Методическая разработка Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема:«Письмо почтальона Печкина».

Методическая разработкаКонспект занятия для детей старшей  группыТема:   « Письмо почтальона Печкина» Участники: дети старшей группы, воспитатель Карпова Е.А.   ...

Методическая разработка: Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "За покупками с Мухой - Цокотухой"

Образовательная область "Познавательное развитие"Формирование основ финансовой грамотности дошкольников....