Методическая разработка организованной образовательной деятельности "Воздух и его свойства"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Федорова Юлия Николаевна

Задачи:

1. Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.

2. Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

3.Обучение умения работать в коллективе и индивидуально во время опытов, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

4.Формировать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром, развивать умение делать выводы и умозаключения.

5.Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

6.Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vozduh_i_ego_svoystva.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №37»

Методическая разработка

организованной образовательной деятельности

на тему:

«Воздух и его свойства»

(подготовительная группа)

Воспитатель:

Юлия Николаевна Федорова

г. Ярославль

Задачи:

1. Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.

Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

2.Обучение умения работать в коллективе и индивидуально во время опытов, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

3.Формировать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром,развивать умение делать выводы и умозаключения.

4.Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

5.Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

Индивидуальная работа: – побуждать детей к речевой активности.

Предварительная работа:  рассматривание картинок, просмотр презентаций, чтение стихов о ветре, беседы о живой и неживой природе, наблюдение вовремя прогулок, рисование, слушание шума ветра.

Место занятия в программе дошкольного образования:

Образовательная область «Познавательное развитие», «Познавательно исследовательская деятельность».

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Материал: Воздушные надувные шары , тазы с водой , стаканы, трубочки пластмассовые, проектор,  полиэтиленовые пакеты, презентация, кораблики из бумаги, кусочек .

Ход образовательной деятельности

Предполагаемые ответы и действия детей

Воспитатель:  - Дети, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте все дружно поздороваемся.

   Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие со светлой, доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне,  а я – вам. И подарим улыбку нашим гостям.

Воспитатель: Ребята к нам из космоса прилетело телеграмма на шарах, а на них написано чистый воздух. В телеграмме написано.

Телеграмма

Дорогие ребята мы  космонавты  летая над землей мы видим как загрязнен наш воздух нам необходима ваша помощь ведь  на планете осталось так мало чистого воздуха , что скоро нечем будет дышать и природа погибнет. Пожалуйста,  расскажите  всем как нужно беречь природу. Ведь природа наш общий дом в котором мы  вместе живем.

Воспитатель: Ребятакак же называется этот дом? (природа)

Воспитатель: Мир природы это что?

Воспитатель: Какая бывает природа?

Воспитатель: А что же такое живая природа?

Воспитатель: Ребята, что такое неживая природа.

Воспитатель: Ребята на столе лежат карточки с картинками,  давайте посмотрим, знаем ли нашу природу обведите то, что относится к неживой природе обведите в круг.

Воспитатель:Ребята, внимательно послушайте загадку об одном из факторов неживой природы:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Воспитатель: Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух?

Воспитатель: Мы  с вами настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем.  Давайте сначалапопробуем вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

-Что мы с вами вдохнули?

-А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

-Что вы себя чувствовали, когда не дышали?  Вам было комфортно?

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

- Воздух необходим нам для чего, может ли человек без воздуха жить?

Воспитатель: А кто еще дышит воздухом?

Воспитатель: Ребята, где и как люди используют воздух? Как воздух может помогать людям. (Просмотр слайдов )

Воспитатель: Кто-нибудь сейчас видит воздух?

-А может, его вовсе и нет?

-Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить».  Вы хотели бы стать учеными я приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию. Для этого надеть эмблемы.

1 опыт с полиэтиленовым пакетом.

Воспитатель: Не что ребята приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем.

 Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.

Воспитатель:Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и  положим руку в пакет.  Почему мы видим руку?

2 опыт со стаканом

Воспитатель: На столах у нас предметы для опыта. Как вы считаете чтобы было удобнее работать, нам лучше сесть или выполнять опыт стоя.?

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь?

Воспитатель:А сейчас мы это проверим. Каждый возьмите стакан вверх дном, держите его прямо.

Воспитатель: Что вы заметили?

-Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опуститься стакану.

3 опыт

Воспитатель:Для проведения следующего опыта нужно опустить стакан в воду, но держать стакан не прямо, а чуть наклонив.

Воспитатель:Что мы видим в воде?

Воспитатель: Почему они появились? (если дети затрудняются, воспитатель их подводит к правильному выводу  (воздух выходит из стакана, его место занимает вода)

Воспитатель: Почему же мы сначала думали, что стакан пустой

-Именно поэтому воздух называют невидимкой. А как Антоша можно еще воздух если мы его не видим.

4 опыт с водой и трубочкой.

Воспитатель: Вы хотите еще исследовать воздух. Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.

-Что происходит?

-Как они появились?

-Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Значит что мы делаем с помощью воздуха. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Воспитатель: Ребята, ученым необходим отдых, давайте немного отдохнем. Хотите? Выйдем из - за столов  и встанем в круг.

Физкультминутка «Ветер веет над полями»

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Воспитатель: Вы хотите продолжить исследование?

Воспитатель: Ребята если подуем на руку , у нас получится ветерок. Давайте попробуем.

5 опыт  с корабликам.

Воспитатель:  Для опыта опустим кораблики из бумаги на воду и будем дуть. Что произошло с корабликам? Что может делать поток воздуха? Ребята а как еще помогает ветер людям. (На стенде картинки мельница парусник)

6 опыт имеет ли воздух запах

Воспитатель:Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте.

-Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму апельсин и очищу его. Чтопочувствовали?

Воспитатель: Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

-Мы провели ряд опытов,  и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям. Мы славно потрудились и нам не мешало бы отдохнуть

Воспитатель:Из исследования воздуха мы пришли к выводу, что воздух. Мы им дышим.

Воспитатель: А каким воздухам нужно дышать? Без воздуха ничто живое не может жить.

Воспитатель: Легко и свободно дышится, когда воздух чистый, но воздух может загрязняться вредными веществами, и тогда таким воздухом дышать вредно. В результате, болеют люди, желтеют и опадают листья, сохнут деревья.

Что же приводит к загрязнению воздуха?

 Что нам нужно чтобы воздух был чистым? (Просмотр слайдов)

Ребята если все будут заботиться о природе, как мы вы думаете с вами  она будет радовать.

(Звучит музыка, просмотр слайдов  под чтение стихотворения)

Воспитатель: Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце,  дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.        

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Ребята это общий дом  и является природой , которую нужно  оберегать. Мы постараемся с вами это сделать?

Воспитатель:  Ребята вам понравились наши опыты с воздухом. А закончить наше занятие я  хотела бы снова улыбкой. Улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой

Дети:  - Здравствуйте!

(Дети рассматривают шары и слушают телеграмму)

Дети :Природа

Дети: люди, звери, птицы, растения.

Дети : Живая , неживая

Дети: Люди, растения, животные, птицы. То , что дышит , растет , питается.

Дети: Ветер , вода , дождь радуга , воздух..

 (дети обводят  картинки с неживой природой в круги)

( дети отгадывают загадку)

Дети: Воздух.

Дети: Чтобы дышать.

Дети: Воздух.

(дети совместно с воспитателем на секунды задерживают дыхание)

 Ответы детей

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети: воздух помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы.

Дети : Нет.

(Дети подходят к столу)

 (Воспитатель надевает эмблемы)

Дети: Да

Дети: Пакет пуст.

Дети: воздух невидимый и прозрачный.

Ответ детей

Дети: Стакан пустой.

 (дети выполняют  и опускайте медленно в тарелку с водой)

 Ответы детей

Дети: В стакане есть воздух он не пускает туда  воду.

(Дети опускают стакан наклонив его)

Дети: Пузыри

Ответы детей.

Дети: Воздух прозрачный.

Дети: ответы детей

Дети: Да

Дети: Появились пузыри.

 Дети: Дышим.

(Дети встают в круг и проводится физкультминутка)

(Дети дуют на ладонь)

Дети: Он плывет.

Ответы детей.

Дети: Нет

Дети: Запах апельсина

Ответы детей.

Дети: Чистым

Ответы детей

  • Дети: Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними;
  • Поливать улицы, дорожки водой, чтобы меньше было пыли;
  • Не бросать мусор;
  • Чтобы на улицах меньше было машин.

На заводах ставить очистительные сооружения, на трубах – фильтры

Дети: Да.

(Просмотр слайдов)

Дети: Да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка организованной образовательной деятельности на тему: "Использование в практике ДОУ современных здоровьесберегающих технологий".

Методическая разработка образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие за кладом"....

Методическая разработка: Организованная образовательная деятельность. Художественное творчество.Рисование " Черемуха"

Продолжжение знакомства детей с рисованием методом тычок. Развитие аккуратности и эстетического восприятия....

Методическая разработка :Организованная образовательная деятельность. Тема : « Путешествие по временам года».

Расширение представления детей о временах года,закрепление полученных знаний...

Методическая разработка: Организованная образовательная деятельность. на тему "Ткань на юбку для дымковской барышни"

Учим детей рисовать клетчатый узор из горизонтальных и вертикальных линий. Знакомство с дымковской игрушкой....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности "Воздух и его свойства"

Данная методическая разработка предназначена для обменойм личного опыта воспитателями.Разработка позволяит правильно выстраивать деятельность детей, сменяя одну деятельность и плавно переходя в другую...