Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе «Почему птицы летают?»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Мельникова Зульфия Гамилевна

В ходе ООД дети закрепляют свои познания о птицах, их строении, местах обитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_ptitsy_sr.gr_.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию

с элементами экспериментирования в средней группе

«Почему птицы летают?»

Цель: Формирование обобщенного представления о птицах, как живых существах, живущих на земле, воде.

Задачи:

• Закрепить представления детей о птицах: тело покрыто перьями, есть два крыла, две ноги, хвост

• Закрепить умение сравнивать птиц между собой

• Уточнить представления об условиях жизни, корме птиц и роли человека в жизни птиц.

• Продолжать учить детей участвовать в экспериментальной деятельности, развивать способности в познавательной активности, любознательности, а так же мыслительные способности: сравнение, обобщение.

• Развивать интерес к живой природе, навыки самостоятельной работы.

• Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам, ко всему живому, желание оберегать их.

Предварительная работа:

Цикл познавательных бесед о птицах: какая птица, какой корм любит, как важно помогать птицам зимой; составление описательных рассказов; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах (В. Бианки «Грачи весну открыли», «Лесные домишки», сказка «Гадкий утенок», «Кукушка»), отгадывание загадок о птицах; дидактические игры «Придумай рассказ о птице по схеме», «Кто как голос подаёт», «Найди лишнюю птицу в каждом ряду», «Найди жилища птиц». Наблюдения на прогулке за птицами; рисование и выполнение аппликации по теме «Птицы».

Оборудование:

Картинки с изображением птиц, различные виды перьев, лупы, камни, бумага, веер, дидактическая игра «Где живут птицы?», игрушки «курица» и «утка».

 

Ход занятия

Организационный момент.

 - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного. Что бы узнать о ком мы сегодня будем говорить,  давайте поиграем с вами в игру «холодно – горячо». Дети ищут спрятанных птиц (курица, утка).

- А кто это такие? Как вы поняли, что это птицы? (Птицы всегда покрыты перьями. У них есть два крыла, две ноги , хвост. Они летают).

- Хотели бы вы узнать почему птицы летают?

Дети: - Да.

 Эксперимент «Почему птицы летают».

-Мы сейчас с вами будем настоящими исследователями. У меня есть волшебное перо, я сейчас им взмахну, и вы превратитесь в исследователей (раз-два-три, вокруг себя обернись, в исследователя превратись).

- А теперь кто-нибудь из вас сможет ответить почему птицы летают? (ответы детей)

- Чтобы понять, как птицы летают, давайте вспомним, что находится вокруг нас? (воздух) Можно ли увидеть воздух? Какой он? Невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить, попробуйте помахать руками. (Предлагаю детям опыт с двумя листами бумаги один широкий и ровный, а другой скомкан).

-Бросьте одновременно скомканный лист и  широкий лист.

-Почему бумажный шарик падает быстро, а широкий лист медленно и плавно?

-Гладкий лист ровный и широкий при падении опирается о воздух, поэтому может лететь, а скомканный лист маленький – ему нечем опереться.

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? ( Демонстрирую веер.)

- Представьте, что веер- это крыло птицы. Они складываются и раскладываются.

С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становиться большой и широкой, поэтому может опереться о воздух и лететь. (Показ картинки с изображением летящей птицы).

А на земле раскрытые хвост и крылья мешают птице, поэтому она их складывает. Птицы летают за счет раскрытых крыльев и хвоста, они похожи на веер.

-Чем покрыто тело птицы? (Перьями)

 (Приглашаем детей к столам, на которых лежат  перья и лупы)

-Возьмите перья в руки и рассмотрите их.

-Чем перышки отличаются друг от друга? (пушистое, гладкое, есть трубочка)

- Потрогайте перо, легкое оно или тяжелое? В другую руку возьмите камень. Сравните. Положите камушки обратно и пустите перо по воздуху.

- Перо легкое.

- Ребята вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит?

Дети: Птицы летают, потому что у них: широкие крылья и хвост, легкие перья.

-  Ребята, а каких птиц вы знаете? На самом деле птиц очень много. Посмотрите на плакаты. Мы с вами выяснили, что у всех птиц тело покрыто перьями, есть две лапы, клюв, крылья, хвост. Скажите при этом птицы одинаковые? А чем, например, отличается курица от дятла? Где живет дятел? Чем кормится? А курица? А лебедь, чем отличается от сороки?  Давайте поможем нашим птицам найти свой дом.

Дидактическая игра «Где живут птицы?».

 - Ребята! Помните, что птицы живут в разных местах.

Итог:

- Ребята, вот наше исследование закончилось и нам пора превращаться обратно в детей. (Машу пером и говорю «раз-два-три, вокруг себя обернись и в ребёнка превратись»)

– Чем больше всего запомнилось наше исследование? (Ответы детей.)

- Что бы вы хотели рассказать своим родителям о птицах?

- Ребята! Сегодня вы были настоящими юными исследователями и узнали много интересного и за это вы награждаетесь грамотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе детского сада " Морское приключение"

Конспект непосредственно образовательной деятельности, в котором рассказывается о том, как дети отправляются в морское путешествие и преодолевают разные препятствия....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада « Чудесный магнит»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада« Чудесный магнит»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе детского сада «Плавание тел. Изготовление корабля»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе детского сада«Плавание тел. Изготовление корабля»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада «Царство трех ветров»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада«Царство трех ветров»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе «В гости к кузнецу»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности   по познавательному развитию   с элементами  экспериментированияв средней группе    «В гости ...

Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Путешествие в научную лабораторию» в старшей группе

Цель: Развитие познавательной активности и расширение представленийдетей о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты сбумагой, изготавливать бумагу в домашних условиях.Программные з...