Познавательно - исследовательский проект "Времена года"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Богданова Екатерина Владимировна

Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vremena_goda.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад №3»

р.п.Таловая

                       

Познавательно-исследовательский проект

«Времена года»

(с 15.09.2020 по 30.05.2021 )

Срок реализации: 8,5 месяцев

Возраст детей: 5-6 лет

Проект составила: воспитатель

Богданова Е. В.

                                                               

2020 г.

         

                      «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я                                             пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь».

                                                                                                           Конфуций

Актуальность: Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.

        Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

        Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

    Поэтому необходимость приобщения ребёнка к природе, начиная с дошкольного детства, бесспорна. Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Достичь это можно в том случае, если знакомить ребёнка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

   Цель: формирование экологической культуры у детей, развитие экологического сознания и мышления у детей, развитие познавательной деятельности, воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы.

Задачи:

- Формировать у дошкольников представления и понятия о живой и неживой природе, о временах года, о сезонных изменениях в природе;

- Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

- Учить различать взрослых животных и их детенышей, классифицировать понятия "Дикие" и "Домашние животные; познакомить с их местом обитания;

- Учить детей распознавать птиц по внешнему виду и повадкам.

- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов, умение сравнивать и анализировать;

- Уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;

- Развивать связную речь, ее выразительность;

- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках; отражать в творческих работах признаки природы в разное время года;

- Развивать умение замечать красоту природных явлений, переживать радость от общения с ней и воспитывать благодарное чувство к природе.

   

Тип проекта:

- по продолжительности: долгосрочный

- по виду деятельности: познавательно - исследовательский

- по количеству деятельности: коллективный

- по профилю знаний: межпредметный

Участники проекта: дети старшей группы «Капельки», воспитатели, родители.

Условия реализации проекта:

1. Соблюдение правил безопасности;

2. Оснащенность материалами, оборудованием:

- вода, снег, лед, термометр и другое,

-электронные образовательные ресурсы: презентации, слайд шоу, обучающие мультфильмы,

-цветной принтер, фотоаппарат, видеокамера.

Сроки реализации проекта:   (с 15.09.2020 г. по 30.05.2021 г.)

1. Подготовительный этап

  • Изучение научной литературы по проблеме
  • Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника»
  • Подборка электронных образовательных ресурсов (презентаций, иллюстраций, интерактивных игр, мультфильмов);
  • подборка оборудования для проведения опытов;
  • подборка дидактических и подвижных игр;
  • подборка художественной литературы.

2. Организационный этап

  • Организация развивающей предметно – пространственной среды (мини-лаборатория с необходимым для опытов оборудованием);
  • организация работы с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на НОД, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная игровая экспериментальная деятельность;
  • взаимодействие с семьей: индивидуальные беседы, информация на тему «Безопасность детей в зимнее время», привлечение родителей к созданию дидактических игр на тему «Зима», совместная экспериментальная деятельность «Снег своими руками», сооружение снежных построек.

3. Практический этап

Тема «Воздух - невидимка»:

- «Воздух вокруг нас»;

- «Воздух везде, даже в земле»;

- «Воздух легкий, легче воды»;

- «Как очистить воздух?»;

 Тема «Волшебница вода»:

- «Что такое вода?»

- «Круговорот воды в природе».

- «Вода может растворяться».

 Тема «Знакомство и опыты с термометром»:

- термометр в теплой воде;

- термометр в холодной воде;

- термометр на улице (в зимнее время года).

 Тема «Свойства песка»:

- «Чем отличается сухой песок от мокрого?»

- «Какой песок на ощупь?»

Тема «Огород на окне»

-«Что нужно растениям для роста?»

- «Как влияет полив на рост растений?»

- «Какое значение имеет свет для растений?»

 Викторина «Мы исследователи»

4. Заключительный

1.Создание на платформе THINGLINK двух интерактивных плакатов «Времена года», «Дневник наблюдений, проведения и фиксации опытов».

https://www.thinglink.com/scene/1418478782959845378

https://www.thinglink.com/scene/1439947963999715331

2. Анализ проведенных мероприятий: эффективность реализации проекта, плюсы и минусы организации работы.

Результаты реализации проекта:

1. Расширение представлений детей о временах года.

2. Расширение словарного запаса детей.

3. Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

4. Активное участие детей в процессе опытов и исследований.

5. Развитие умения ставить конкретную задачу, находить её решение и делать соответствующий вывод.

Результаты деятельности педагога:

1. Пополнение и систематизация практического материала по теме.

2. Повышение информационной культуры педагога.

3. Развитие технических умений по использованию информационно-коммуникационных технологий.


Список используемой литературы:

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

3. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. /сост. О. А. Воронкевич. - СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.

4. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

5. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. –Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

6. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста" Материал к выступлению "Воспитатель года"

Статья "Познавательно - исследовательская деятельность " составлена к презентации на конкурс "Воспитатель года"...

Организация познавательно - исследовательской деятельности детей 6-7 года жизни

Данная призентация содержит файлы:- программных задач ;- этапов усложнения ;- сравнительного анализа ....

Тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в течение года в средней группе

Тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности на год для средней группы...

Конструкт организации образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни "Как добыть воду?".

В конструкте представлена организация образовательной познавательно - исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему: "Как добыть воду?". Образовательная область: по...