Тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в течение года в средней группе
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему
Тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности на год для средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx | 49.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в течение года (2 мл.-средняя группа)
Месяцы, темы познав.задач | Типы исслед-я | Тема исслед-я | Познавательно-исследовательская деятельность (Что это такое? Как? Почему?) | Продуктивная деятельность (Не сделать ли нам?..Как это сделать?) | Литература | ||
Сентябрь 3 неделя «Хорошо у нас в саду» | Коллекционир. (классификация) Эксперим-е | Виды Профессий Выявление свойств песка и глины | Подключить детей к Оформлению своей группы своими рисунками. Готовим угощение для детей младшей группы из мокрого песка | Сл. Игра «Кто что делает?», д/и «Кому это нужно для работы?» «Организация деятельности детей на прогулке», ср группа, стр.17,20 «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет», стр.57-58 (с 1по 8) | |||
4 неделя «Осенние заготовки» (Овощи) | Классиф-я, наблюдения | Мир овощей Человек | Что растёт в огороде, сходство и различие овощей, семян, польза овощей. Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения. | Оформление выставки «Овощная фантазия» (с участием родителей); Приготовление овощного салата по алгоритму | О.Дыбина «неизведанное рядом»с.21, №1 Стр. 19 – «У кого какие детки?», «Где прячутся детки?» О.Дыбина «Неизведанное рядом», стр. 45,д/и «Определи на вкус» | ||
Октябрь 1 неделя «Осенние заготовки» (фрукты) 2 неделя Осень, изменения в природе. | Классификация, Наблюдения
Опыты Наблюдения Эксперим-е | Мир овощей и фруктов; Мир растений Воздух | Что растёт в огороде, саду. Сходство и различие плодов, семян, польза овощей и фруктов. Побуждать к самостоятельной экспериментальной деятельности на основе знаний о свойствах воды изменять: форму, вкус, цвет, запах; Подвести к выводу, что для растений наиболее благоприятна почва, зависимость состояния почвы от погодных условий. Что растёт в лесу парке, сквере. Выяснить, общего у всех растений (корень, стебель, ствол, листья, плоды, семена). Чем различаются; установление простейших связей между явлениями живой и неживой природы. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений, что питаются они за счёт корней. Выявление свойств воздуха, дать понятие о движении воздуха. | Создание классификационной таблицы «Овощи-фрукты» Посев фасоли в ящики с разной почвой. Поделки с детьми из природного материала. Изготовление вертушек из бумаги для игр на улице. | О.Дыбина «Неизведанное рядом»,стр. 46.»Вкусовые зоны языка». Сравнение на вкус воды молока, сока. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет», стр.59 (выявление свойств воды). «Организация деятельности на прогулке»,ср.гр.,с.20 Д/и «С какого дерева листок?». «Найди такой же», «К дереву беги» «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет» ,стр.61-63, 65. О.Дыбина «Неизведанное рядом», стр. 33 –«Ветер» | ||
3 неделя «Дары леса» | Классиф- я Экспер-е | Мир растений Человек | Дать представления о грибах и ягодах. Приспособление растений к среде обитания. Знакомим со свойствами дерева с помощью анализаторов. Как человек использует свойства дерева. | Аппликация «Корзина с грибами». | Д/игра «Что лишнее?», «Собери в корзинку» «Дерево и его свойства» Т.Владимирова «Шаг в неизвестность»,стр. 20 | ||
4 неделя «Как животные готовятся к зиме» | Классиф-я Экспер-е | Мир животных | Обогащать представления детей о многообразии животного мира. Дать понятие зависимости изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Игрушки из бумаги. «Добрые звери», Куцакова Л., «Творим и мастерим» ручной труд в д/саду и дома, стр.8 | Использование классификацилнной таблицы «Животный мир», д/и «Угадай, кого не стало?», « Кто где живёт?» «Зачем зайчику другая шубка?»»Кто улетит, кто останется?», О.Дыбина «Неизведанное рядом,с.23-24 | ||
Ноябрь 1 неделя «Я и моя семья» | Проектир-е | Семья Звук | Помочь детям понять, что семья – это все, кто живёт вместе с ребёнком. Знать и называть своих ближайших родственников. Обязанности ребёнка по дому. Подвести детей к умению различать на слух изменения звуков и шумов, к пониманию причин возникновения звуков (колебание предметов). Актуализировать знания детей о шумовых свойствах предметов | Создание группового семейного альбома. | |||
2-3 неделя «Мой организм» | Беседа | Органы чувств | Обратить внимание на себя, на своё тело, свой организм, на свои возможности и способности, ценить себя, создавать предпосылки к самовоспитанию и заботе о собственном здоровье. Систематизировать знания о возможностях анализаторов. | Изодеятельность «Мой автопортрет» | «Как мы познаём мир», Владимирова «Шаг в неизвестность»,с.5-14 | ||
4 неделя «Мой гардероб» | Классиф-я Эксперим-е | Одежда. Ткани. | Значение одежды, разные виды ткани и их свойства, установление причинно-следственных связей между использованием тканей и временем года Учить обследовать предмет, делать выводы по результатам обследования. | Изодеятельность «Одень Машеньку…», -Создание поезда времени для разных видов одежды , | Т.Владимирова «Шаг в неизвестность»,с.29 «Как рубашка в поле выросла» | ||
Декабрь 1 неделя «Игрушки» | Классиф-я Эксперим-е | Предметное окружение | Объединение предметов по общему существенному признаку: игрушки – играть. Игрушки могут быть сделаны из разных материалов и из одного материала могут быть разные игрушки. Узнавать вещи из пластмассы, определять её качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавание, теплопроводимость). | Выставка поделок «Умелые руки». | О.Дыбина «Неизведанное рядом»,с.51-52 «Глиняные игрушки», «Игрушки из ниток», там же, с.49 «Пластмасса, её качества и свойства» | ||
2 неделя «Новоселье в доме» (дом, мебель) | Наблюдение Классиф-я | Предметное окружение Дерево и его свойства. Сравнение свойств бумаги и дерева | Где мы живём(в городе или деревне) .В каких домах живём, какие здания есть вокруг нас. Сравнение сооружений в городе и деревне. Как мы живём сейчас и жили раньше. Люди не сразу научились строить такие дома. Познакомить со свойствами дерева и бумаги с помощью анализаторов. Как человек использует эти свойства в своих целях | Изготовление мебели из разных материалов. | О.Дыбина «Неизведанное рядом»,с.53 «Мебель для куклы Ани», д/и «Назови одним словом» Игра-путешествие «Путешествие в прошлое жилища», Т.Владимирова «Шаг в неизвестность»с.20-24, «Сравнение свойств бумаги и дерева» | ||
3 неделя «Праздник в доме» (посуда) | Классиф-я Эксперим-е | Предметный мир. Материалы и их свойства | Целесообразность создания предметов быта, которые делают жизнь людей удобной. Определение связи между назначением предмета и материалом. | Создание мини-музея «Мир стекла». Худ.творчество «Гончары» (лепка и роспись глиняной посуды) | Т.Владимирова «Шаг в неизвестность»,с.36 «Хрупкое стекло». Д/игра «Раздели на группы». | ||
4 неделя «Новогодний праздник» | Опыты | Свойства материалов | Образование цвета фиолетового, зелёного, оттенков синего на светлом фоне. Образование тени от предметов, установить сходство тени и объекта. | Изготовление и раскрашивание новогодних шаров. Теневой театр «В гостях у сказки» | О.Дыбина «Неизведанное рядом»,с.37, «Волшебный круг» Там же,с.37 «Теневой театр» | ||
Январь 1 неделя Каникулы | Опыты | Состояние и превращение вещества | Подвести детей к пониманию того, что вода может быть в 3-х состояниях (твёрдом, жидком и газообразном). Зависимость состояния вещества от температуры. | Изготовление цветных льдинок | «Экспирементальная деятельность детей 4-6 лет», с.61 О.Дыбина «Неизведанное рядом»,с.29 «Взаимодействие воды и снега» | ||
2-3 неделя «Зима, изменения в природе» | Наблюдения Опыты | Сезонные изменения Теплота | Изменения в погоде, подтвердить необходимость некоторых изменений в природе. Подвести к пониманию защитных свойств снега. Дать понятие о загрязнении снега и воды. Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла) | Конкурс «Весёлые снеговики» | «Экспериментальная деятельность детей 4-6лет», с.64 (№3-4) О.Дыбина «Неизведанное рядом», с.21, «Нужен ли растениям снег?» Там же,с.43 «Зачем деду Морозу и Снегурочке шубы?» | ||
4 неделя «Зимующие птицы» | Поисковая деятельность. Эксперим-е | мир птиц | Особенности среды обитания животных в природе (птицы – в воздухе, звери – на земле и т.д.), зависимость изменений в жизни птиц от изменений в неживой природе. Особенности некоторых птиц, позволяющих приспособиться к жизни в окр. среде. | Игрушки из бумаги «Пушистые птицы», Л.Куцакова «Творим и мастерим, с. 11 | О.Дыбина «Неизведанное рядом»,с.26 «Почему птицы могут летать?» | ||
Февраль 1 неделя «Животные наших лесов» (Дикие животные) | Классиф-я Опыты, эксперименты | Мир животных | Как зимуют животные. Зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Выявит условия, при которых предметы могут согреваться; изменение агрегатного состояния жидкости | Д/и на классификацию по разным признакам. О.Дыбина «Неизведанное рядом»,с.2» «Как звери меняют шубку?» Там же, с,42-43 «Где быстрее?», «Как согреть руки?» | |||
2 неделя «Домашние животные» | Классиф-я Эксперим-е | Мир животных Свойства материалов | Закреплять знания о домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова). Какую пользу приносят они человеку; к чему приводит отсутствие еды и воздуха. Ориентироваться в строении тела, покрове, окрасе. Выявить свойства воздуха (невидимый, без запаха, не имеет формы). Сравнить свойства воздуха и воды. | Коллективная работа «На скотном дворе», изодеятельность. | д/ «Кто где живёт?» О.Дыбина «Неизведанное рядом», с.30 «Поиск воздуха», «Что в пакете?» | ||
3 неделя «Домашн.птицы» | Классификация | Мир животных Свойства вещества | Узнавать птиц и их детёнышей на картинках, ориентироваться в строении тела, покрове. Правильно называть птиц и их детёнышей. Особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющих приспособиться в окр. Среде (утки, лягушки). Уметь сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. | Изодеятельность «Утка с утятами» | Д/и «Кто на каком месте?» «Угадай, кого не стало?» О.Дыбина «Неизведанное рядом». С.25 «Зачем утке и лягушке такие лапки?» «Организация деятельности на прогулке», ср.гр. с.185 «Снег и лёд-вода, изменившая своё состояние под воздействием температуры» | ||
4 неделя «Наша Армия родная» | Классиф-я Эксперим-е | Явления общественной жизни Магниты, магнетизм | Кто такие защитники Отечества (воин, который охраняет, защищает свой народ, свою Родину). Рода войск. Дать понять какие предметы взаимодействуют с магнитом. | Изготовление подарка для папы. | О.Дыбина «Неизведанное рядом», с38-39 «Волшебные рукавички», «Мы – фокусники» | ||
Март 1 неделя «Профессии» | Классиф-я Эксперим-е | Виды профессий | Знакомство с трудом взрослых (повар, продавец, врач, воспитатель). Формировать интерес к различным профессиям. Подвести к выводу: результат деятельности во многом определяется отношением человека к труду. | Изготовление открытки с сюрпризом в подарок маме. Л.Куцакова «Творим и мастерим», с.38 | Т.Владимирова «Шаг в неизвестность», с.9. «Что могут руки?», «Сравнение свойств металла и дерева», с.32. | ||
2 неделя « Транспорт» | Классиф-я Эксперим-е | Виды транспорта | Расширять знания об общественном транспорте (автомашина, автобус, поезд,самолёт, тепдлоход). Целесообразность изготовления предмета из определённого материала (корпус –из металла, шины –из резины) | Коллективная работа (ручной труд) по песне «Мы едем, едем, едем…» | Д/игра « Четвёртый лишний», Т.Владимирова «Шаг в неизвестность», с.35 «Упругая резина» О.Дыбина «Неизведанное рядом», с.48 «Резина, её качества и свойства» | ||
3-4 неделя «Зачем людям трудиться» | Классиф-я Путешествие в прошлое | Виды профессий | Знакомить детей с теми видами труда, трудовые действия и результаты которых наглядны. Сформировать представление о том, что такое труд, работа, профессия, зачем нужны человеку, можно ли без них обойтись, может ли ребёнок не трудиться. | Вечер досуга «Что умеют наши руки?» (См Козлова «Мой мир») | Д/игра «Кому что нужно для работы?» О.Дыбина «Неизведанное рядом», с.34 «Волшебный материал» | ||
Апрель 1 неделя «Весна, изменения в природе» | Поисковая деятельность Эксперим-е | Экология | Выявить зависимость изменений в природе от сезона (состояние почвы в зависимости от температуры, свойства солнечных лучей); взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растение. | Коллективное изготовление панно «Первые проталины» с элементами оригами. | О.Дыбина «Неизведанное рядом», с22. «Почему тает снег?», «Где быстрее наступит весна?», «Тепло-холодно» (№2-3) «Организация деятельности детей на прогулке», ср.гр., с.194,204 «Состояние почвы в зависимости от температуры», «Свойства солнечных лучей» | ||
2-3 неделя «Животные и птицы весной» | Классиф-я | Мир животных | Уточнять и обогащать представления детей о многообразии животного мира. Ориентироваться в строении тела, покрове. Окрасе. Особенности среды обитания животных в природе . зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Изодеятельность (лепка) «Грачи прилетели» | О,Дыбина «Неизведанное рядом», с.28 «Кто живёт в воде?», «Зачем зайчику другая шубка?», «Из чего птицы строят гнёзда» Д/игра «Найди ошибку» | ||
Май 2 неделя «Праздник в городе» | Проектная деятельность «Мой любимый город» Эксперим-е | Явления общественной жизни Свет, цвет | Формирование элементарных представлений о социуме: беседы о родном городе. Как он называется, какие достопримечательности в нём есть. Понять, что источники света могут принадлежать и природному и рукотворному миру. | Изодеятельность «Мой любимый двор». | О,Дыбина «Неизведанное рядом», с..35 «Свет вокруг нас» ,»Волшебные лучи». |
Тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в старшей и подготовительной к школе группах
М- цы, темы познав.задач | Реальные события | Типы исследования | Тема исследов-я | Познавательно-исследовательская деятельность (Что это такое? Как? Почему?) | Продуктивная деятельность (Не сделать ли нам?.. Как это сделать?) | Художественное сопровождение |
Сентябрь 1-2 неделя «Хорошо у нас в саду» | 1 сентября День знаний | Коллекцион-е (классиф-я) Эксперим-е | Виды профессий Движение воздуха | Какие бывают профессии, чем различаются, какие из них схожи между собой, с чем имеет дело человек на работе, двойственные случаи (военный имеет дело и с людьми и с техникой).Какую профессию выбрал бы ты? Сколько профессий в твоей семье? Предположения: отчего бывает ветер. Эксперименты с вертушкой, насаженной на острие булавки над отопительными приборами. Где можно увидеть тёплый воздух? Отчего бывает сквозняк? Как люди используют силу ветра. | Изготовление книжки-малышки «Профессии в нашей семье» | Маяков ский «Кем быть?» Ильин «Невидимка», Е Сегал «Азбука природы» Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» |
3-4 неделя «Дары осени» | Уборка урожая | Классиф-я Эксперим-е | Мир овощей Условия жизни растений | Что растёт в огороде, саду. Сходство и различие плодов, семян, разная защита семени, назначение плодов в природе, польза овощей и фруктов. Растения как живые организмы: дыхание, питание, развитие, размножение и потребности. | Выставка работ «Овощная фантазия» | Дж.Родари «Приключения Чипполино» Ю.Тувим «Овощи» |
Октябрь 1 неделя «Полевые работы» | Полевые работы | Опыт | Состав почвы | Что такое почва? Из чего она состоит? Сравнение попарно чернозёма, песчаной, глинистой и каменистой почвы. Важна ли для растений почва? | Посев овса в ящики с разной почвой, дальнейшее наблюдение. | Е Сегл «Азбука природы». |
2 неделя «В лес пойдём чудеса найдём» | Листопад | Наблюдения. Классиф-я | Мир растений. | Что растёт в лесу, парке, сквере? Выяснить, что общего у всех растений (корень, стебель, ствол, листья, плоды-семена), чем они различаются (величиной, характером стебля, относятся ли грибы к миру растений). | Изготовление коллекции гербария из заранее засушенных травянистых растений, листьев. | М.Ильин «Рассказы о кустах и деревьях» |
3 неделя «Животный мир готовится к зиме» | Заморозки | Классиф-я | Мир животных | Сравнение разных живых существ, среда обитания: зависимость строения тела животного и его образа жизни от среды обитания. Исключения: живущие в воде млекопитающие. Классификация по среде обитания, питанию. | Изготовление классификационных схем. | С,Маршак «Про гиппопотама» В.Бианки , М.Пришвина. Г.Скребицкого, Б.Емельянова«Рассказы о животных» |
Осенний праздник | Наблюдения | Времена года | Чем времена года отличаются друг от друга (сравнение сезонов попарно).какие природные и общественные события характерны для каждого сезона; как догадаться какое время года на улице; что нравится и не нравится в каждом времени года. | Работы для групповой гелереи: «Настроение поздней осени» Изготовление театральных костюмов, декораций к праздничному спектаклю (по образцам, эскизам). | ||
Ноябрь 1-2 неделя «Моя семья» | День примирения и согласия | Проектная деятельность Проектная деятельность | История моей семьи Наша родина - Россия | Этапы взросления человека (детство, школьные годы, юность), связь поколений: дети и родители, родители родителей; что значит называть человека по имени-отчеству, отправиться в путешествие в прошлое своей семьи. Что означает «цветная мозаика» на изображении каждой части света (разные страны). Что такое страна, как называется наша родная страна. Путешествие по карте –от Москвы до Тихого океана. Сравнение европейской зоны с Сибирью, Дальним Востоком, сходство и различие, занятия людей; символика страны. | Создание группового семейного альбома. Создание карты России ( по контурной карте) с флагом России. | А.Барто «Я расту» Д.Барри «Питер Венди» ( о мальчике, который не хотел взрослеть) А.Гайдар «Чук и Гек», Стихи о родине. |
3-4 неделя «Что одежда рассказала о себе» | Первый снег | Коллекц-е Опыт Путешествие по карте | История одежды Поверхность Земли и стороны света. | Значение одежды, связь с климатическими условиями жизни (одежда южан и северян); разные виды ткани и их свойства, установление причинно-следственных связей между использованием тканей и временем года. Путешествие в прошлое одежды. Греет ли шуба? Что нагревается быстрее? Что такое глобус, карта. Что означает каждый цвет на карте. Сравнение: водное пространство ( моря и океаны) и суша ( материки и острова); виды рельефа (равнины, горы). Есть ли дороги в океане. | Изодеятельность «Одежда будущего» Раскрашивание водных пространств на контурной карте мира. | « Как рубашка в поле выросла» |
Декабрь 1 неделя «Праздник в доме» (посуда) | Скоро Новый год | Опыты (экспер-е) | Металлы | Бытовая посуда и предметы из металла (стальные, медные, алюминиевые, чугунные). Исследование этих предметов, откуда берётся металл.Знакомство с магнитом. Экспериментирование с компасом. | Лепка посуды. | П.Бажов «Огневушка-поскакушка»»Медной горы хозяйка» |
2-3 неделя «Дом, в котором я живу» | Зима | Проектная деят-ть | Виды строит.сооружений История жилища | Где мы живём (в городе или деревне), в каких домах живём, какие здания есть вокруг нас (какие особенно примечательные здания есть в городе). Сравнение сооружений в городе и деревне ( чем похож, чем различаются). Как живём сейчас и жили раньше. Люди не сразу научились строить такие дома. | Создание макета города и деревни из бросового материала. Мини-музей старинных вещей. | Б,Житков «Что я видел» «Приключения Карандаша и Самоделкина» Р.Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе» |
4 неделя «Новоселье в доме» | Встречаем Новый год | Опыт | История огня и тепла | Отправиться в воображаемое путешествие по «реке времени», «осветить» жилища людей на всех остановках. Как люди научились добывать огонь, как отапливают жилища сейчас, как делали в старину, в древности. Выяснить особенности изменения тел под воздействием температуры (расширяются при нагревании). | Изготовление игрушек для новогодней ёлки. | С,Маршак «Вчера, сегодня», И.Карнаухов «Русские богатыри:былины» |
5 неделя «Новогодний праздник» | Новогодний праздник | Опыты | Оптические эффекты микро и макромира | Что за «волшебный» предмет –лупа. Для чего он нужен. Исследовать, чем лупы отличаются от обыкновенного стекла. Для чего нужны микроскопы, бинокли, рассказ о телескопе. | Изготовление бинокля для с/ролевых игр. | Я.Лари «Необыкновенные приключения Пети и Вали». |
Январь 1 неделя Каникулы. | НОВЫЙ ГОД | опыты | Состояния и превращения вещества | Круговорот воды в природе, состояние вещества (твёрдое, жидкое, газообразное); что нужно сделать, чтобы лёд превратился в воду, вода – в пар, пар – во влагу и снова в лёд. Опыты с конденсацией. Зависимость состояния вещества от температуры, что плавится как лёд, а что просто сгорает при нагревании. Опыты с воском (свечкой). | Рисование по парафину «Зимний пейзаж» | М.Ильин «Приключения воды». Е.Сегал «Азбука природы» |
2 неделя «Пришла волшебница –зима» | Зима, снегопад | Путешествие по карте | Части света- Африка (вечное лето) и Антарктида (вечная зима) | Наметить маршрут воображаемого путешествия Айболита – из России до реки Лимпопо. Знакомство с ландшафтами: пустыня, африканская степь, тропический лес. Чем замечательна Африка: какая там погода, какие животные и растения. Как живут люди. Зависимость окраски животных от среды обитания. Сравнение ландшафта и климата Африки и Антарктиды. Что такое айсберги, откуда они берутся. | С/ролевая игра «Путешествие по Африке» с разными приключениями. Изготовление атрибутов к игре. | К.Чуковский «Айболит», Р.Киплинг «Какой леопард стал пятнистым» |
3 -4неделя «Мы –друзья птиц» | Метель. Стужа. | Путешествие по карте. | Виды местности ( природный ландшафт) Часть света -Америка | Какой бывает местность, или, как говорят, ландшафт или пейзаж). Сравнение попарно: пустыня и лес, пустыня и степь, лес и степь. От каких погодных условий зависит ландшафт (температура и количество воды) виды птиц, зависимость от среды обитания. Джунгли Америки есть ли такие животные в других частях света, сходство и различие (броненосец – черепаха, ягуар –тигр). Как люди живут в джунглях. Современные города Америки, сравнение с нашими. Что отличает Америку от других частей света. | Создание ландшафтных макетов из природного материала в ящиках с землёй и песком. Закрашивание Америки на контурной карте мира с наклеиванием «меток». | Е.Сегал «Азбука природы» Р.Киплинг «На далёкой Америке» ( стих в переводе С.Маршака) |
Февраль 1 неделя «Путешествие на Север» | Метель. Вьюга. | Путешествие по карте. | Северные земли и их обитатели. | Почему так называется океан. Выбор подходящего транспорта для поездки по Северу. Суровый климат, животный мир Севера. Как живут люди на Севере, чем занимаются. | Пополнение поделками из оригами мини-музея Севера. | Г.Х.Андерсен «Снежная королева» |
2 неделя «Царство животных Юга» | Путешествие по карте | Часть света – Австралия. | Ландшафт Австралии: эвкалиптовый лес, степь, пустыня. Сравнение попарно животных Австралии: чем похожи, чем отличаются кенгуру и коала, кенгуру и птица Эму и т.д. Приспособление животных к среде обитания. Традиционные занятия австралийцев, охотники-аборигены. Знакомство с бумерангом. | Поделки из картонных заготовок бумерангов и упражнение в метании. | Предварительное чтение Р.Киплинг «Сказка о старике Кенгуру» | |
3 неделя «Защитники Отечества» | День защитника Отечества | Путешествие по «реке времени» Опыты. Эксперим-ты | История мореплавания и воздухоплавания. | Как люди передвигались в древности, в старину, в настоящее время, так же с воздухоплаванием. Удалось ли осуществиться мечте древних людей: летать как птицы. Опыты с воздушными потоками. Былинные герои-защитники Родины. | Оригами из бумаги. | Б.Заходер «Если подарят лодку» Д.Свифт «Путешествия Гулливера» |
4 неделя «Транспорт, военная техника» | День защитника Отечества | Коллекц-е Проект | История сухопутного транспорта | История транспорта; сравнение между собой. Как в древности перемещались по суше, когда ещё не придумали колесо. Каким был транспорт в старину. Что обозначает- «тащить волоком». Как можно перемещаться зимой и не использовать колёсный транспорт. Чем отличается автомобиль от телеги и саней. Чем питается двигатель. Что такое-военная техника. | Сбор коллекции маленьких машин. | |
Март 1 неделя «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» | 8 марта Женский день | Эксперим-е | Как «устроены стихи» | Чем стихотворение отличается от обычной речи, рассказа (рифма, ритм). Поиграем в буриме. | Сделать книжки-малышки со стихами о маме, бабушке с рисунками. | Н.Носов»Приключения Незнайки и его друзей», глава «Как Незнайка сочинял стихи», А.Милн «Винни-Пух и все-все» |
2 неделя «Тайны подводного царства» | Наступление весны | Путешествие по карте | Океаны и их обитатели | Как можно было бы путешествовать под водой, посмотреть на подводный мир. Провести аналогию между жизнью на суше и в подводном мире. Кк дышат рыбы, как удаётся им погружаться и всплывать (приспособление к среде обитания – жабры и плавательный пузырь). | Изготовление атрибутов к с/ролевой игре «Подводное путешествие» | А.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля» Х.Лофтинг «Путешествия доктора Дулита» |
3 неделя «В гости к бабушке в деревню» | Выбор подарка для дедушки и бабушки | Путешествие по «реке времени» | История профессий | Какие знаем современные профессии, были ли профессии в древности, как появились отдельные профессии в старину (ремесленники, строители). Почему некоторые профессии стали ненужными, какие есть сейчас и не было в старину, какие были в старину и нет сейчас. Торговля и связанная с ней история денег. Сравнение старинных и современных монет | Составление коллекции монет и денежных знаков разных времён. Изобрести и сделать свои деньги, монеты разного достоинства для игры в «Магазин». | И.токмакова 2Букваринск» Г.Остер «Остров Эскадо» |
4 неделя «К нам весна шагает» | Ледоход | Эксперим-е | Движение воды | Почему в одних реках течение быстрое, в других медленное, что такое водопад, почему он образуется, как узнать быстрое течение в реке или медленное (зависит от рельефа местности), как люди используют силу воды ( водяные мельницы, турбины, лесосплав) | Изготовление водяной мельницы из пластмассовых бутылок. | М.Лермонтов «Воды Терека», С.Маршак «Война с Днепром». |
Апрель 1неделя «Знакомство со школой» | Скоро в школу | Эксеперим. с копировальной бумагой | История книгопечатания (письменности) | Как мы узнаём разные интересные истории, сказки; всегда ли были книги, какими они раньше, в древности, как писали в старину, когда уже придумали алфавит, какими были первые книги, как научились делать сразу множество одинаковых книг –типография. | Создание из глины или пластилина фона для письма на нём ( как в древности или в старину). | Р.Киплинг «Как написано первое письмо», «Как появился алфавит», С.Маршак «Вчера и сегодня». |
2 неделя «Космос» | День космонавтики | Путешествие по «реке времени» | История коммуникации(почта) | Как передавали новости, срочные сообщения на расстояния в древности. Как поступали в этих случаях в старину. Можем ли мы сейчас обойтись без писем, чтобы общаться с родными, как мы узнаём новости. Роль космонавтики в информационном пространстве. | Написать письмо заболевшему другу. | С.маршак «Пожар» |
3-4неделя «По родной стране» | К нам гости пришли (из Мордовии) | Путешествие по карте | , Часть света –Европа Азия. | Растительный и животный мир, сходство и различие этих мест от виденного в других частях света; где живут люди, чем занимаются.Природа и жизнь очень похожи на условия жизни в России. Ищем аналогию животным в других частях света (сравнение разных кошачьих, африканского и индийского слона и т.д.) в каких селениях и городах живут люди, чем они занимаются, каким продуктом знаменита Индия. Народы мира. | Закрашивание карты Европы на контурной карте мира. Изодеятельность «Дружат дети всей Земли» | Р.Киплинг «Микки- кикки,тикки-таки» |
Май 1 неделя «День Победы» | День Победы | Эксперим-е | Свет и цвет в природе | Солнечный зайчик – что это такое; почему говорят «луч света» (рисуем солнце с прямыми лучами). Действительно, есть ли «луч света», как его можно «поймать». Когда бывает радуга, почему она появляется, когда лучи света проходят сквозь капли воды, как с помощью стеклянной призмы, лампы и экрана (лист бумаги) можно сделать радугу. | Пускание мыльных пузырей. | Стихи советских поэтов о войне, Дне Победы. |
2 неделя «Путешествие в прошлое русского народа» | День весны и труда | Путешествие по «реке времени» | История русского народа. | Можно ли вернуть вчерашний день. Как можно узнать, что было давным-давно, где можно увидеть старинные вещи. Как люди жили в древности, в старину. Как одевались раньше и теперь, какая у них была посуда, инструменты, оружие. Сравнение лаптей, домотканного коврика, необожжённого глиняного горшка с современными изделиями. | Изодеятельность «Русский сарафан». Мини-выставка «Русская одежда». | «Русские богатыри, былины» в обр. И Карнауховой |
3-4неделя «Встречаем лето» | Скоро лето | Коллекц-е | Виды спорта | Для чего человеку нужен спорт,, виды спорта. Чем отличаются друг от друга все эти виды спорта и чем похожи. Классификация по сезону, по числу участников (зимние-летние, командные, одиночные) | Изготовление грамот для внутригрупповых соревнований. | Лирика русских поэтов. |
Тематическое планирование познавательно – исследовательской деятельности в течение года
(подготовительная к школе группа,2014-2015 уч.год)
Тематическое планирование познавательно –
исследовательской деятельности в течение года
(мл.-средняя группа, 2015-2016 уч. год)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ) средняя группа
Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности(содержание психолого-педагогической работы).Средняя группа....
Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение года в средней группе по теме: «Времена года»
Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение годав средней группепо теме: «Времена года»...
Методическая разработка: Перспективное тематическое планирование. Познавательно исследовательская деятельность в первой младшей группе.
Все дети по своей природе любознательны. А особенно маленькие дети. Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами позволяет познать их свойства, качества и возможности. Моя главная ...
Комплексно -тематическое планирование познавательно - исследовательской деятельности в средней группе
комлексно - тематическое планирование познавательно - исследовательской деятельности в средней группе...
Календарно-тематическое планирование психолого- педагогической деятельности образовательной области «Познание» в средней группе
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через: сенсорное раз...
Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности (содержание психолого-педагогической работы) Средняя группа
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»Цель: формировать у детей интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой.Задачи: развитие физических качеств...
Комплексно -тематическое планирование познавательно - исследовательской деятельности в средней группе
комлексно - тематическое планирование познавательно - исследовательской деятельности в средней группе...