"Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста" Материал к выступлению "Воспитатель года"
статья по теме

Нурхакимова Динара Ильдусовна

Статья "Познавательно - исследовательская деятельность " составлена к презентации на конкурс "Воспитатель года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета.

Вторгающиеся в жизнь инновационные технологии заставляют человека меняться, менять свой внутренний мир, в том числе и структуру мышления. Надо сказать, что приоритетным становится не столько владение информацией, а сколько, ее переработка и усвоение. 

Однако в связи с большим потоком информации и глобальными изменениями в технологии - психика ребенка подвергается перегрузкам, что приводит к стрессам и дезадаптации. Поэтому, неудивительно, что на сегодняшний день стоит острая проблема  «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» 

В документе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" сказано:

«Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства».

У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности, способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

Исходя из этого, я поставила перед собой цель – научить не всему, а главному; их целостному пониманию, научить ориентироваться в потоке информации, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Всестороннее развитие познавательных способностей  ребенка начинается с объектов окружающего мира, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. В свою очередь экологическое содержание способствует повышению эффективности процесса экологического воспитания дошкольников, что приведет к качественно новому отношению детей к природе, окажет позитивное влияние на развитие личности. А также развитию таких способностей как:

Любознательность (познавательная потребность), которая проявляется в поиске новой информации, новых знаний,  исследовательской активности;

Сверхчувствительность  к проблемам – способность к прогнозированию;

Обогащение словаря – результат критерий развития умственных способностей;

Способность к оценке – это результата критического мышления. Проявляется в способности характеризовать решение проблемных задач, поступков людей, события, явления.

Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в различных сферах деятельности.

Способность рассуждать и  мыслить логически,

Способность к анализу, синтезу,  способность излагать свои мысли, собственные суждения.

Воспитание любви к природе через прямое общение с ней;

Формирование знаний о природе;

Развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.

Познавательная деятельность (или исследовательское поведение) детей в естественной свободной форме проявляется в виде так называемого «детского  экспериментирования» (опыты) с предметами или вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как…?), коллекционирование, путешествие по карте и «реке времени».

Такого рода  позволяет мне реализовать  выше сказанные развивающие задачи, а моим воспитанникам осваивать причинно-следственные связи, родовидовые, пространственные и временные отношения. В процессе познавательно – исследовательской деятельности воспитанники чувствуют себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом я -  соучастник деятельности (партнер), направляю детей и обеспечиваю условия для активации детей, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.

Дети стремятся исследовать абсолютно все, что находится в их ближайшем и дальнем окружении:

-Объекты неживой природы (камушки, куски льда, ручейки и другие предметы). Ребенок может их использовать разными способами, в том числе изменяя и разрушая, чтобы понять их скрытые свойства, внутреннюю структуру и т.д. Создаем  с детьми коллекции

-Объекты живой природы. Специфику живого дети стараются понять, наблюдая и стимулируя активность живых существ. Особое внимание проявляется к животному миру: их поведение, внешний вид.

Для развития познавательной активности детей, формирования навыков  исследовательской деятельности, развития их интеллекта и  представлений об окружающей природе в групповой комнате старшего группового возраста создаю мини – лаборатории, где дети превращаются, в «юных лаборантов». Там они проводят опыты, эксперименты, наблюдения за разными природными материалами.

Также организовываем мини – огороды: сажаем лук, чеснок, укроп, петрушка.

В группе содержим библиотеку, где находятся разнообразные энциклопедии о животном  и растительном мире.

При организации познавательно – исследовательской  деятельности использую следующие формы работы:

- специально организованные занятия,

- совместная деятельность

- свободная деятельность (игры)

- экскурсии

- наблюдения

- беседа

- встречи с интересными людьми

- развлечения;

- организация элементарной экспериментальной деятельности

В своей работе использую сочетания  занятий познавательного цикла с занятиями продуктивной  деятельности: чтение художественной литературы, просмотр слайдов, рассмотрение иллюстраций, использование макетов, лепка, рисование.

Правильно организованная развивающая среда   позволяет мне не только поддерживать изначально присущую ребенку любознательность, но и развивать его познавательную активность, культуру поведения.   А также от полноты и разнообразия материалов для самостоятельной деятельности зависит становление познавательно - исследовательной деятельности детей.

Поэтому,  в группе  совместно с родителями созданы условия, которые дают возможность детям получать удовольствие от разнообразия своей деятельности.

Это - уголок экспериментирования, где дети проводят наблюдения, опыты, учатся узнавать предметы из разных материалов. Здесь имеются различные коллекции, приборы, сосуды, природный и бросовый материалы.   В  группе  организован уголок природы, где дети осваивают трудовые действия с предметами, временные отношения, познают окружающий мир. Также есть центр «Воды и песка»,  библиотека, краеведческий музей.

В качестве дидактического материала на занятиях использую иллюстрации, слайды, макеты, коллажи, схемы, карты - где мы делаем метки, либо фиксируем результаты опытов; дидактический материал для каждого ребенка.

При проведении опытов  следующих требований:

-соблюдаю технику безопасности жизнедеятельности детей;

-непосредственно руковожу экспериментальной деятельностью

-рассматриваем  элементарные причинно – следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности;

-использую доступные материалы, оборудование и инструменты.

Взаимодействие с семьей.

В группе ведется большая работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. Именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов, делятся своим опытом взаимодействия с детьми на природе. Также для родителей проводятся консультации, выпускаются ширмы-передвижки. Родители принимают участие в организации экскурсий, развлечений, мероприятий, на различных  выставках в ДОУ, изготовление различных макетов, в составлении сочинений и другое.

Организуемая с семьей работа помогает нацелить родителей на:

-необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности;

-сплачивает семью (многие задания выполняются совместно);

-позволяет вовлечь родителей в единое с ДОУ образовательное пространство;

Заключение.

В результате проделанной  работы я убедилась, что познавательно-исследовательская деятельность оказывает позитивное влияние на развитие познавательных способностей. Несомненно, положительными моментами использования стало то, что в процессе исследовательской работы у детей стала проявляться культура мышления, появилось умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, умение задавать вопросы, появились навыки исследовательского поведения.  Дети стремятся исследовать новые предметы, проявляют поиск новой информации. У них проявляются способности к прогнозированию – предсказывают возможные действия, последствия. Увеличился словарный запас.  Дети способны оценить поступки людей, находить оригинальные решения в поведении и различных сферах деятельности. Также они научились рассуждать, мыслить логически. У детей проявляется способность к анализу и синтезу, умение правильно излагать свои мысли, высказывать собственные суждения. Расширяется объем и углубляются точные знания об окружающем мире.

Таким образом, наличие у ребенка – дошкольника системных знаний о природе позволяет ему осуществлять их постепенный перенос в новые условия, стимулирует его познавательную  активность.  Овладение детьми системными знаниями о живой и неживой природе обеспечивает не только развивающий эффект умственного воспитания дошкольников, но и формирует у них новую направленность мышления, интерес и гуманное отношение к жизни.

Показателями успешности развития познавательных  способностей детей являются выставки детского творчества, конкурсы на городских и республиканских уровнях.

По результатам диагностики умственного развития детей за период 2008-2009 года и за период 2009-2010 года произошли качественные изменения - высокий уровень повысился на 2,6 %, средний уровень на 2,2 %, низкий уровень понизился на 1,3 %.  Таким образом, я считаю, что познавательно – исследовательская деятельность в процессе экологического воспитания  является одной из приоритетной для дальнейшего развития и обучении детей

Поэтому в  своей педагогической  деятельности стремлюсь предоставить каждому ребенку возможность не только изучать и познавать, но и получать удовольствие от каждого прожитого дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Тема: Строение растений.Цель: используя личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, здоровьесберегающие методы и оздоровительные моменты сформулировать у детей представление о строении ра...

Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6388963","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6388993","at...

Сообщение из опыта работы "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

В сообщение делюсь опытом работы,  как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, как сделать его личностью с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением....

Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждениии: проблема, пути решения, результат.

I  Международная научно-практическая конференция  "Педагогика и психология детства" посвященный Международному дню детей (дню защиты детей) 1юня 2014 г.  г.Бирск 2014 г....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Семинар-практикум «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Науки о природе «Юный исследователь» Тема проекта : «Вода и её свойства»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Развитие представлений о значении воды и ее свойствах, воспита...