Конспект ООД по образовательной сфере "Познание" (ПСКЦ) "Путешествие в русскую избу"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие для детей подготовительной группы.
Ссылка на видеоматериал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_russkaya_izba_v_podgotovit.docx | 27.48 КБ |
konspekt_nod_russkaya_izba.docx | 66.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию (ПСКЦ) в подготовительной к школе группе № 23
Тема: «Из истории вещей. Путешествие в русскую избу»
Цель приобщение детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с русской избой с предметами русского быта.
-ввести в лексику детей слова: печь, лавка, прялка, рушник, сундук, ухват, лопата. -познакомить детей с русскими народными пословицами, поговорками, загадками.
Развивающие:
-развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка,
-формировать наглядно – образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношения со взрослыми.
-способствовать развитию речи, через выразительное чтение стихов, учить выражать чувства, обогащать активный словарь новыми словами.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Материалы и оборудование:
-Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, деревянная посуда, туесок, корзина, бочонок, рушник, сундук, лапти.
-Русский народный костюм, запись русских народных песен.
-Видеоролик о русской избе.
Словарная работа: обогащение-печь, лавка, прялка, рушник, сундук, ухват, лопата.
Ход занятия
- Оргмомент. (Звучит музыка «А в доме горит огонек». Дети входят. Воспитатель встречает детей в русском народном костюме).
Ой вы гости дорогие,
Все нарядные, какие,
Здравствуйте, добры молодцы,
Здравствуйте, красны девицы!
С порога поспешите,
В избу проходите.
-Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т.е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.
-Это пожелание доброе или злое? (ответы детей).
-Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку с кем здороваешься.
2.Основная часть.
-Ребята, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите посмотреть, как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?
-Давайте попробуем вернуться в прошлое и погрузимся в атмосферу русского быта.
-Посмотрите, детки, какая красивая одежда на мне: сарафан, лента красная, а на вас одежда, просто загляденье: сарафаны, кокошники, косоворотки. Шили и украшали такую одежду сами хозяйки дома (не было фабрик и заводов по пошиву одежды), каждая хозяйка, хотела, чтобы одежда была у нее красивой.
«Рассказ о русской избе» (Просмотр видеоролика)
«Жили раньше на Руси в избах. Ребята, а вы знаете, что такое изба? (Это дом, построенный из дерева. Избы на Руси строили из дерева - сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить дверь-то в избу низкая, а порог наоборот высокий – чтобы меньше дуло и тепло не уходило. Еще на Руси были такие мастера, которые могли строить избу без единого гвоздя).
-Проходите в горницу.
Посмотрите, в горнице (так раньше называли комнату), все деревянное: стол, лавки, посуда.
(воспитатель показывает горницу)
Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т.к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.
Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
Посреди горницы стоит печь. Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь печник.
Были о печи и поговорки и пословицы: «Без печи, и изба не изба», «Хочешь есть калачи- не сиди на печи». Она служила источником тепла и света. Были о ней и загадки: «Чего из избы не вытащишь?», «То она печёт блины, то показывает сны», «Попало наше тесто в теплое место, попало – не пропало, румяной булка стала», «В избе - изба, на избе – труба, зашумело в избе, загудело в трубе».
Печь являлась важнейшим элементом русского быта. Ребята, а какие вы знаете сказки в которых упоминается о печи? (ответы детей)
Персонажи сказок часто любят сидеть или лежать на печи. Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни, Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи. Такую же любовь к печи обнаруживает и Баба-Яга, что, впрочем, не мешает ей делать попытки изжарить заблудившихся детей. Печка иногда наделяется человеческими чертами, способностью разговаривать: например, в сказке «Гуси-лебеди» девочка в поисках пропавшего брата набредает на печь, стоящую в чистом поле, и спрашивает у неё совета. Печь предлагает ей отведать пирожков, а впоследствии, на обратном пути, прячет девочку от погони. А так же сказки: «Царевна-лягушка», «Лиса и заяц», «Финист – ясный сокол», «Лисичка со скалочкой»
-Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно же в печи!
Физминутка «Замеси тесто»
А может и нам баранки испечь?
Да вот печь надо разжечь,
Тесто надо замесить
Да баранки накрутить.
Будьте добре, подсобите,
В моем деле помогите.
Давайте печь растопим,
Что там у нас посмотрим?
Подбросим дров. Прекрасно!
Эх, гори, гори ясно!
Русская народная игра «Гори, гори ясно».
Описание: участники становятся в круг держа в руках платочки, и говорят слова выполняя движения.)
Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)
Чтобы не погасло (присесть руки в низ)
Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)
Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)
Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)
-Русь всегда была хлебосольной и доброжелательной.
Нигде так не умели привечать и встречать гостей так, как это было на Руси.
Усадить за стол, дать отведать традиционные угощения, а затем угостить квасом, создать гостям веселое настроение и ни в коем мере не дать почувствовать, что он неугоден хозяевам.
Вот и я прошу вас, гости дорогие, подойдем к столу.
-Посмотрите, что вы видите? (Самовар)
Самовар - от слова «сам варит». Самовар притягивал всех к общему столу, вести задушевные разговоры. Раньше в старину самовар подогревали углями, а на его вершине было предусмотрено место для заварочного чайника.
-Посмотрите здесь чаши какие,да непростые,
Все деревянные, расписные.
-Ребята, посмотрите, что стоит на столе. Это посуда, которой пользовались люди в старину. Сделана она из дерева, из глины. Туесок-это небольшая берестяная коробка с крышкой. Делали его, как вы думаете, из какого дерева? (Березы). В них хранили продукты. Бочонок в нем хранили квас. А вот различные чаши: для молока, для меда. Ложки тоже были деревянные. Все это называется «кухонная утварь». В ней готовили еду.
Скалка - старинный предмет быта, сделанный из дерева. Используется для раскатывания теста.
Ну что ж, печь мы затопили
Да тесто еще не замесили,
С тестом разберемся
Да за бараночки возьмемся.
А что для теста нам понадобиться?
Все продукты мы приготовили. Теперь нам надо замесить тесто.
Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)
И баранки испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)
Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!
(дети снимают салфетки с тарелочек на стол. В тарелочках тесто, скатанное в шарик)
Тесто наше отдохнуло,
К ручкам нашим все прильнуло,
И сейчас нам нужно,
Вылепить баранки дружно.
-Молодцы! Красивые баранки у вас получились, а пока они пекутся присаживайтесь на лавки.
-Ребята, давайте вспомним, как называется одежда, которую вы видите на мне и которая одета на вас. Скажите, как она называется?
Раньше все детки, как и сейчас, очень любили играть, но только богатые люди могли себе позволить покупать игрушки для своих детей. Но и детки простого люда не были обделены, ведь игрушки они делали своими руками. Изготавливали их не только взрослые, но и дети. Сейчас мы с вами попробуем сделать кукол. Давайте пройдем за стол, присаживайтесь на любые свободные места. Вы видите, что у нас из материалов (из которых изготавливается кукла), только лоскутки разного цвета - 4шт, и веревочка.
(Дети изготавливают куклу, совместно с педагогом)
Какие красивые куколки у вас получились, все большие молодцы!
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по приобщению социальным истокам в подготовительной к школе группе на тему «Русская изба»
Цель: познакомить детей с жизнью и бытом русского народа, их традициями..
Задачи: познакомить с традициями внутреннего устройства и убранства русской избы, предметами быта и их назначением; активизировать познавательную деятельность с использованием информационных технологий и интерактивных методов; расширять и активизировать словарный запас по теме, обогащать новыми словами «сруб», «горница»; повторить пословицы об избе, русской печи. Вести работу по этимологии устаревших слов, учиться точно объяснять название предмета быта, опираясь на его назначение. Упражнять в составлении предложений с употреблением предлогов. Поддерживать интерес к русским народным играм. Развивать умение раскладывать предметы на множества в соответствии с заданным свойством. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа, в частности своего края. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, двигательная.
Словарь: «рубить избу», сруб, «красный угол», рушник, лежанка, чугунок, ухват, кочерга, хлебная лопата, прялка, самовар, горшок, коромысло, угольный утюг, горница.
Оборудование: видеописьмо, ноутбук, презентация «Русская изба», мини- предметы быта для создания макета, мини-музей в группе «Русская изба» с предметами быта: печка, ухват, кочерга, хлебная лопата, рушник, самовар, картинки с изображением предметов домашней утвари, 2 обруча.
Ход деятельности:
- Создание мотивации – видеописьмо.
-Ребята, нам сегодня в детский сад пришло видеописьмо. Хотите посмотреть, кто нам прислал?
(включаем видеописьмо)
«Здравствуйте, ребята из России! Мы живем в Америке, но очень хотим узнать о прошлом вашей России, как жили ваши люди раньше, как выглядели их дома, какие существовали традиции, но у нас не получается к вам приехать, потому что живете вы очень далеко.»
- Обсуждение проблемы.
-Что хотят узнать о нашей стране дети из Америки?
-Хотите ли вы им помочь?
-Как мы можем им помочь?
(можем рассказать об этом и отправить тоже видеописьмо, можно нарисовать, сделать аппликацию дома (макет)
-А вы знаете о том, как жили раньше ваши прабабушки и прадедушки, как выглядел их дом?
-Где можно узнать об этом?
-А есть ли у нас в группе эта информация, которая может рассказать о прошлом нашей Родины? (русские народные сказки в уголке чтения и наш музей в группе)
3. Беседа с опорой на иллюстрации сказок.
-Из чего строили раньше дома на Руси? Почему?
-Какого сказочного героя это дом? (Б.Яги)
-Как назывался её дом? (изба, избушка)
-В старину говорили «не строить», а «рубить» избу. Как вы думаете, почему? (потому что строили без гвоздей и молотка, только топором)
4. Совместная деятельность с использованием видеопрезентации.
А) Внешний вид избы в одном из поселков Омского Прииртышья.
-За помощью мы обратимся к нашему компьютеру.
Вот так выглядела изба людей нашего Омского Прииртышья. Изба имела еще название – «сруб».
-Расскажите, как раньше строили дома?
Строили дома друг другу всей деревней, делали топорами углубления в бревнах и плотно их укладывали друг на друга, утепляли стены мхом, крышу накрывали соломой, окошки делали небольшими, чтобы в избе было теплее.
В такой работе пословица родилась «Не взявшись за топор – избы не построишь.»
-Какие вы знаете пословицы об избе?
- Домом жить – обо всем тужить.
- Дом вести –не лапти плести.
- Изба красна углами, обед-пирогами.
- Не для лета изба рубится-для зимы.
-Дом состоял из одной большой комнаты, которая называлась «горница».
Б) Физминутка «Строим дом».
-Ребята, покажите, как строят дом.
Получили мы подарки
Кирпичи, бруски и арки .
Строи мы красивый дом.
Строим быстро,
Строим скоро,
Без цемента, без раствора.
Дом растет, все выше, выше
Есть карниз, труба и крыша.
В) Почетное место в избе – «красный угол».
-У наших прабабушек и прадедушек существовали традиции по внутреннему устройству и убранству избы. Каждый предмет в избе имел свое определенное место и назначение.
-В избе есть несколько замечательных мест.
-Как называлось самое почетное место в избе?
Где оно находилось? Как выглядело?
(Самое почетное место в избе называлось «красный угол». Название «красный» обозначало светлый, красивый. Оно располагалось в противоположном правом углу от дверей. В этом месте помещались иконы. Его держали в чистоте и нарядно украшали вышитыми полотенцами)
-Как называли такие полотенца? (рушник)
Все важные события в семье отмечали в красном углу. Какие?
-Что стояло возле красного угла?
Возле «красного угла» стоял длинный стол и лавки. Лавки были широкие и длинные. Как вы думаете, почему? (днем на них сидели во время работы и еды, а ночью использовали для сна)
Г) «Государыня-печь»
-Про второе место загадаю загадку:
Попало наше тесто
В горячее место.
Попало-не пропало,
Ржаным хлебом стало. (печка)
-С печкой связана вся жизнь и быт русских людей. В старину про печь говорили «Государыня-печь, печь - нам мать родная» и чаще находилась она слева от дверей. Как вы думаете, почему у человека было особое отношение к печке? (использовали для приготовления пищи, обогревали избу, пекли хлеб, сушили на печке одежду, грибы, ягоды, рыбу, спали на печке)
-Складывали печку из кирпича и обмазывали глиной, клал печь печник.
На печке было тепло, поэтому что делали на ней? (Делали специальную лежанку. На ней спали старики и дети.)
-Знаете ли вы пословицы о печке?
- Мала печка, да тепленька.
- У холодной печи не согреешься.
- Что есть в печи, всё на стол мечи.
- Гости на печь глядят, видно каши хотят.
-Что за предметы стоят у печки? ( кочерга, ухват, хлебная лопата, чугунок)
-Кто знает, для чего их использовали?
Почему их так назвали? ( объясняют их назначение)
-Все необходимые предметы для быта люди делали своими руками или покупали на ярмарке.
Д) Русская народная игра «Горшки»
-Русские люди много трудились, а как проводили свободное время?
Поиграем в русскую народную игру «Горшки».
(участники «горшки» и «хозяева», стоят по кругу)
Игровой диалог: Кум (кума), не продашь ли горшок?
(хозяин может отказать): «На продажу не держу»
Тогда водящий («покупатель») идет к другой паре.
( если соглашается): «Купи, что дашь?»
Покупатель: «Дам шильце, да мыльце, да золотое зеркальце»
Хозяин: «По рукам!» (бегут в разные стороны)
Кто первым добежит, положит руки на плечи «горшку», тот становится «хозяином».
5.Посещение мини-музея. Загадки о предметах-помощниках.
-Отгадайте, какие в нашем музее есть еще предметы быта, для чего использовала их хозяйка?
Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали! (Прялка) (на прялке из шерсти пряли пряжу, затем детям вязали теплые носочки, варежки)
Стоит толстячок, подбоченивши бочок
Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).
-Самовар был символом дружной семьи, уюта, гостеприимства . Каждого гостя обязательно сажали за стол, угощали чаем из самовара с калачами и пирогами.
6. Знакомство с домашней утварью.
-Мебель в избе была самая простая, деревянная, самодельная. Кроме стола и лавок и полок, что еще стояло в избе? (большой сундук)
Он стоял за печкой в хозяйском углу. Что хранили в сундуках? ( одежду, холсты и домашнюю утварь)
-Что такое домашняя утварь? ( кухонная и столовая посуда, приспособления для хранения и переноски вещей и продуктов питания.)
-А еще у хозяйки за печкой был угол, где она хранила посуду на полках.
Помогите «хозяйке» разложить посуду по полкам.
Игра с обручами «Разложи посуду»
- На «синей полке» - стоит деревянная посуда
- на «красной» - имеющая круглые части
(проверка работы)
6) Практическая деятельность. Изготовление макета «Русская изба»
- Вы предлагали еще сделать избу. Изба уже построена, осталось обустроить ее так, как это выглядело у наших прабабушек и и прадедушек и отправить фотографию нашей работы в подарок американским друзьям. Они смогут увидеть все своими глазами.
(используя мини-предметы быта, обустраиваем макет: печка, стол, скатерть, скамейки, сундук, самовар, предметы посуды, картинка с изображением иконы, рушник, прялка, зыбка, кукла-пеленашка, половик самотканный, хозяйка, корыто, ухват, метла, хлебная лопата, чугунок)
(для куколки-пеленашки ребенок исполняет колыбельную песенку из фольклора Омского Прииртышья: «Люли, люли, люленьки, прилетели гуленьки….»)
-Вот такая она русская изба.
Похлебкой, кашей, пирогами
Красна ты, русская изба,
Да тканными половиками
Гостей встречаешь ты всегда.
7) Рефлексия.
-Кому мы сегодня помогали?
- Все ли у нас получилось?
- Что для вас было больше всего интересным?
- В чем испытывали трудности?
- Вы были сегодня интересными собеседниками, хорошими помощниками.
Теперь мы сможем отправить посылку с видеосъемкой и макетом русской избы детям в Америку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия во второй младшей группе "Знакомство с русской избой"
Прознакомить детей с условиями жизни и бытом людей в древние времена....
Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Русская изба"
Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по развитию речи в средней группе "Русская изба". Занятие разработано на основе создания в групповом помещении детского сада мини-музея "Русская изба"...
Совместная образовательная деятельность в мини – музее «Русская изба»
Знакомство детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, коромысло, самовар и т.д.)....
Презентация краткосрочного образовательного проекта для подготовительной группы "Русская изба"
Без знания традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями, народным бытом, помогает воспитывать любовь к истории, русской традиц...
Совместная образовательная деятельность в мини – музее «Русская изба» «Милости просим гости дорогие»
Конспект занятия в музее "Русская изба" для детей старшей-подготовительной группы....
Краткосрочный образовательный проект для подготовительной группы "Русская изба"
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русско...
Конструкт непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Русская изба в гости приглашает
Непосредственная образовательная деятельность состоит из взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.Первый этап совместной деятельности – мотив...