Конструкт непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Русская изба в гости приглашает
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Широкова Ольга Ивановна

Непосредственная образовательная деятельность состоит из взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.

Первый этап совместной деятельности – мотивация, направлен на включение детей к деятельности. На данном этапе я использовала словесный метод, прочитала детям стихотворение, с помощью которого привлекла детей к предстоящей совместной деятельности.

 Второй этап – содержательный, направлен на актуализацию знаний детей о предметах русского быта. На данном этапе я использовала метод наводящих вопросов, словесный (рассказ детям), игровой (проведение игры «Челнок»), наглядный (показ иллюстраций с матрёшками) методы. 

Третий этап - открытие ребёнком нового знания. Здесь также мной был использован словесный метод и сюрпризный момент. На данном этапе дети узнали о том, что в избе живёт невидимый дух – Домовой, который принёс детям угощение.

Четвёртый этап – деятельностный, на данном этапе ребёнок рассказал стихотворение, и мы исполнили русскую народную песню «Русская изба».

Заключительный, шестой этап – рефлексия, здесь также использован словесный метод, приём беседа. В форме стихотворения я задала детям вопрос, что им больше всего понравилось, а они, в свою очередь, ответили на него.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_izba_v_gosti_priglashaet.docx99.47 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пышминского городского округа

«Черемышский детский сад»

Конструкт непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

Русская изба в гости приглашает

Похожее изображение

Составитель:

воспитатель старшей группы

Широкова Ольга Ивановна

Технологическая карта

Тема: «Русская изба в гости приглашает»

Возрастная группа: 5 - 6лет

Вид занятия: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие»

Длительность: 25 минут

Форма организации: групповая

Методы: наглядный, словесный, игровой, наводящих вопросов

Приемы: рассказ, беседа, показ иллюстраций, художественное слово, загадывание загадок

Раздаточный материал: деревянные ложки

Демонстрационный материал: изображения матрёшек: «Семёновская», «Загорская», «Полхов-майданская», «Сергиево-посадская»

Средства:

Зрительный ряд: изображение матрёшек: «Семёновская», «Загорская», «Полхов-майданская», «Сергиево-посадская»

Литературный ряд: загадки про предметы русского быта

Музыкальный ряд: русская народная музыка для входа детей «Лирический хоровод»,  минус русской народной песни «Ах вы сени, мои сени»,  «Уральский хоровод»,  шуршание домового, минус русской народной песни «Русская изба»

Оборудование: русские народные костюмы для воспитателя и детей,  ноутбук, колонки, деревянные ложки, иллюстрации матрёшек, ткацкий станок (кросна), предметы ткацкого станка (челнок, цевка, скалинка)

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок.

Разучивание русских народных хороводов, песен, игр, танцев.

Знакомство с предметами быта, утварью, одеждой русского народа.

Посещение музея «Русская изба», беседы об экспонатах.

Рассматривание матрёшек, знакомство с росписью.

Планируемый результат: 

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения;

 ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении;

 ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Тема:

«Русская изба в гости приглашает»

Цель:

Актуализация знаний детей о жизни, быте и творчестве русского народа.

Задачи:

Образовательная

Формирование навыков монологической речи, коммуникативных умений. Пополнение словарного запаса.

Развивающая

Развитие чувства ансамблевой игры, чувства ритма.

Воспитательная

Воспитание интереса к истории русского народа и его традициям, любви и уважения к русскому народному творчеству.

Этап

Организация совместной деятельности (создание условий).

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников, выполнение которой приводит к достижению результатов.

I. Мотивация к деятельности

Под русскую народную мелодию дети входят в музей «Русская изба», где их встречает воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте поздороваемся по старинному русскому обычаю.

(Дети кланяются, прижав руку к сердцу)

-Здравствуйте.

Мальчики усаживают девочек (поклонились девочкам и сели на место).

Воспитатель: Здравствуйте, красны девицы, да добры молодцы!

Приглашаю вас ко мне в горницу.

Горница у меня небольшая,

Да красивая какая!

На убранство поглядите.

Да про всё мне расскажите!

Встречает детей в горнице, предлагает поздороваться с гостями. Читает стихотворение-приглашение.

Здороваются с гостями по старинному русскому обычаю. Мальчики усаживают девочек на стулья. Слушают воспитателя.

II. Содержательный этап. Актуализация знаний

Воспитатель: - В старину дом на Руси называли…

Воспитатель: прежде чем построить дом, сначала надо было выбрать место для будущего дома – чтоб вода была рядом, и чтоб не в низинке, а то затопит, и чтоб чувствовать себя в доме хорошо. А помогали людям в выборе места разные приметы. Кто знает, какие были приметы?

Воспитатель: как мы уже знаем, в доме всего одна комната, ее называют горницей.

В горнице было два центра. Кто помнит как они назывались? (красный угол и печной угол).

Воспитатель: -Что занимает центральное место в избе? (печка)

Воспитатель: а может кто-то знает поговорки про печь?

«Когда в печи жарко – тогда и варко».

«Что есть в печи – все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Русская печь – царица дома.

Дети посмотрите на пол. Чем покрыт пол в русской избе?

Дети: Ковриками, половиками

В-ль: А для чего пол покрывали половиками?

Дети: Для тепла, красоты.

В-ль: Из чего же их изготавливали русские хозяйки?

Дети: Вязали из разноцветных лоскутков ткани (из старой одежды).

А на чём же изготавливали половики? (на ткацком станке). На Урале ткацкий станок называли кросна.

Воспитатель: молодцы. На ткацком станке работает ткачиха. Работа её не простая. Помогает ткачихе в работе челнок. Возьмите в руки челнок. В нём вставлена пустая палочка, она называется цевка. А это станок, на котором навивали нитки на палочку – цевку. Он называется скалинка.  Давайте немного поможем ткачихе, намотаем нить на цевку.

- «Делу время, а потехе час», говорят русские люди. Вот и я вас, приглашаю всех поиграть в русскую народную игру «Челнок».

Считалка (говорит ребёнок):

Шишел-вышел вдруг пришёл, 
На боярский двор зашёл,
 
Там бояре шапки шьют,
 
На окошко их кладут.
 
- Ты зачем сюда пришёл?
 
Шишел-вышел, вон пошёл!
 

(проводится игра «Челнок»)

Воспитатель: Я сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки, кто смышлёней погляжу.

Загадки мои будут о предметах русского быта.

Частыми гостями вы у меня были вот и хочу узнать, всё ли вы у меня приметили?

Итак, слушайте внимательно:

Кипит, шипит, всем чай пить велит. (Самовар)

Воспитатель: Ещё послушайте загадку:

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля …

(Чугунок)

Сама не ест, а людей кормит (ложка).

Воспитатель: У нас в Черемыше ложки делали братья Левины. Когда была война, они отправляли изготовленные ложки бойцам на фронт.

- Издавна люди обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки и стали использовать их как музыкальные инструменты.

Давайте представим, что мы с вами ансамбль ложкарей и сейчас исполним танец с ложками. («Ах, вы сени, мои сени»).

Молодцы, дети!

Слушайте следующую загадку: «Разноцветные подружки перепрятались друг в дружке, мал, мала, меньше» (Матрешка)

Воспитатель: Матрешка – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Существует много разновидностей матрешек.

Я вам буду показывать иллюстрации, а вы постарайтесь вспомнить и правильно назвать какая это матрёшка. «Загорская» матрешка, «Семеновская» матрешка, «Полхов-Майданская» матрешка, « Сергиево-Посадская» матрешка. Чем они все различаются? 

Дети: Все они различаются росписью и формой.

… знает стихотворение про матрёшку.

Ребёнок: Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одёжки,

Называются - матрёшки.

Воспитатель: В старину девушки и парни очень любили танцевать и водить хороводы. Вот и мы сейчас с вами исполним уральский хоровод.

(Исполнение хоровода «Уральский хоровод»).

Задает вопрос детям.

Рассказывает. Задаёт вопрос

Рассказывает о горнице. Задаёт вопрос о том, какие были центры в горнице.

Задаёт вопрос.

Задёт вопрос о поговорках.

Обращает внимание детей на пол. Спрашивает: чем покрыт пол в русской избе?

Задаёт вопросы.

Рассказывает о работе ткачихи.

Приглашает детей поиграть в русскую народную игру «Челнок». Приглашает и гостей.

Загадывает загадки.

Рассказывает о том, что в нашем селе, во время войны, тоже изготавливали деревянные ложки.

Предлагает исполнить танец с ложками.

Загадывает следующую загадку.

Рассказывает о матрешке.

Показывает иллюстрации матрёшек и просит вспомнить и правильно назвать их.

Спрашивает, чем они все различаются.

Предлагает Косте рассказать стихотворение о матрёшке.

Рассказывает о том, что парни и девушки любили водить хороводы.

Предлагает исполнить «Уральский хоровод»

Отвечают на вопрос (изба).

- Избы на Руси рубили из дерева - сосны, лиственницы или ели. Эти деревья с ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо держали тепло.

Входя в избу, каждый должен был поклониться хозяевам, дверь-то в избу низкая, а порог наоборот высокий – чтобы меньше дуло и тепло не уходило.

Место хорошее, если вокруг росли ровные деревья.

Где ляжет отдыхать кот, бык или корова – там и хорошо.

Клали на приглянувшееся место кору дуба, а через три дня приходили посмотреть: если под корой собирались пауки, муравьи – это плохо, а если дождевые черви – хороший знак.

Отвечают на вопрос: «Красный угол» и печной угол.

Красный угол. «Красный» угол – значит красивый, светлый, здесь всегда располагались иконы, а также принимали гостей, обедали. Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.  Его украшали вышитыми полотенцами. Красный угол, у нас, находится в соседней комнате.

Отвечают на вопрос (печка).

Большую часть избы занимает печь.

Печь ставили посреди горницы. О ней говорили «Печь – всему голова», голова – значит самая главная.

«Дом без печки – нежилой дом», говорили в народе. «Кормилицей, матушкой называли ласково печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи.

Рассказывают поговорки о печи.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Играют с воспитателем и гостями.

Внимательно слушают, отгадывают загадки (самовар, чугунок, ложка).

Если есть из деревянной ложки, то еда становится ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основными блюдами были суп и жидкая каша.

Внимательно слушают воспитателя.

Исполняют танец.

Разгадывают загадку (матрёшка).

Слушают воспитателя.

Рассматривают иллюстрации, называют матрёшек («Загорская» матрешка, «Семеновская» матрешка, «Полхов-Майданская» матрешка, « Сергиево-Посадская» матрешка).

Отвечают на вопрос (росписью и формой).

Рассказывает стихотворение.

Слушают.

Исполняют хоровод.

III. «Открытие» ребенком нового знания.

Ребята, когда люди переезжали в новую избу, то они приглашали с собой и Домового. Домовой – это невидимый дух избы, который защищает дом и живущих в нём людей. Для этого брали лапоть, привязывали к нему веревочку. В лапоть ставили небольшой горшок с угольками из печи и говорили: «Дедушко – хозяин, вот тебе сани – поедем с нами».

- В моей избе тоже живет невидимый хозяин, в старину его ласково называли «дедушко - соседушко». Он очень домовитый, помогает мне за хозяйством присматривать.

(Вдруг раздается шорох. Так повторяется три раза).

- Никак наш Домовой – «дедушко - соседушко» дает о себе знать. Ну – ка, загляну за печку, посмотрю, какой сюрприз он приготовил.

(достает миску с угощением для детей).

- Ребята, а вы понравились домовому нашей избы, раз он решил поделиться с вами своими запасами. Давайте поблагодарим нашего Домового: «Спасибо, дедушко – соседушко!»

Рассказывает детям о Домовом.

Приносит угощение детям от Домового.

Внимательно слушают воспитателя.

IV.

Деятельностный этап

Русь деревянная – края дорогие

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные

Раздольные русские песни поют!

(исполняем песню «Русская изба»).

Предлагает ребёнку рассказать стихотворение.

Предлагает детям исполнить песню «Русская изба»

Рассказывает стихотворение.

Исполняют песню.

V. Рефлексия, анализ.

Воспитатель:

В гостях у меня вы были.

Ничего не позабыли.

Руку дружбы протяни,

Что больше всего понравилось, расскажи!

Какие новые слова вы сегодня узнали?

Привлекает к подведению итогов, рефлексия.

Отвечают на вопрос педагога, проявляют удовлетворение от совместной деятельности с взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Русские березы" к теме проекта "Краски осени"

Эффективность данной учебно-воспитательной деятельности с применением ИКТ способствует повышению интереса детей к материалу, большинство детей становятся более активны, менее выражена тревожност...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе:«Русские богатыри»

Цель:  Знакомить детей с русским народным творчеством.Задачи: стимулировать процессы памяти, внимания, мышления; учить детей составлять описательный рассказ; активизировать пассивный словарн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада "В гости к мудрой совушке"

Формирование у детей обобщенного представления о внешних признаках птиц, нахождение признаков различие птиц и животных, используя схематические модели, расширение представлений о значимости перьев в ж...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «В гости к весне»

Расширять представление детей о лесе и о его обитателях, о птицах, насекомых, о деревьях - березе;  воспитывать бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому....