Конструкт непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Русская изба в гости приглашает
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Непосредственная образовательная деятельность состоит из взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.
Первый этап совместной деятельности – мотивация, направлен на включение детей к деятельности. На данном этапе я использовала словесный метод, прочитала детям стихотворение, с помощью которого привлекла детей к предстоящей совместной деятельности.
Второй этап – содержательный, направлен на актуализацию знаний детей о предметах русского быта. На данном этапе я использовала метод наводящих вопросов, словесный (рассказ детям), игровой (проведение игры «Челнок»), наглядный (показ иллюстраций с матрёшками) методы.
Третий этап - открытие ребёнком нового знания. Здесь также мной был использован словесный метод и сюрпризный момент. На данном этапе дети узнали о том, что в избе живёт невидимый дух – Домовой, который принёс детям угощение.
Четвёртый этап – деятельностный, на данном этапе ребёнок рассказал стихотворение, и мы исполнили русскую народную песню «Русская изба».
Заключительный, шестой этап – рефлексия, здесь также использован словесный метод, приём беседа. В форме стихотворения я задала детям вопрос, что им больше всего понравилось, а они, в свою очередь, ответили на него.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_izba_v_gosti_priglashaet.docx | 99.47 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пышминского городского округа
«Черемышский детский сад»
Конструкт непосредственной образовательной деятельности в старшей группе
Русская изба в гости приглашает
Составитель:
воспитатель старшей группы
Широкова Ольга Ивановна
Технологическая карта
Тема: «Русская изба в гости приглашает»
Возрастная группа: 5 - 6лет
Вид занятия: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие»
Длительность: 25 минут
Форма организации: групповая
Методы: наглядный, словесный, игровой, наводящих вопросов
Приемы: рассказ, беседа, показ иллюстраций, художественное слово, загадывание загадок
Раздаточный материал: деревянные ложки
Демонстрационный материал: изображения матрёшек: «Семёновская», «Загорская», «Полхов-майданская», «Сергиево-посадская»
Средства:
Зрительный ряд: изображение матрёшек: «Семёновская», «Загорская», «Полхов-майданская», «Сергиево-посадская»
Литературный ряд: загадки про предметы русского быта
Музыкальный ряд: русская народная музыка для входа детей «Лирический хоровод», минус русской народной песни «Ах вы сени, мои сени», «Уральский хоровод», шуршание домового, минус русской народной песни «Русская изба»
Оборудование: русские народные костюмы для воспитателя и детей, ноутбук, колонки, деревянные ложки, иллюстрации матрёшек, ткацкий станок (кросна), предметы ткацкого станка (челнок, цевка, скалинка)
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок.
Разучивание русских народных хороводов, песен, игр, танцев.
Знакомство с предметами быта, утварью, одеждой русского народа.
Посещение музея «Русская изба», беседы об экспонатах.
Рассматривание матрёшек, знакомство с росписью.
Планируемый результат:
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения;
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Тема: | «Русская изба в гости приглашает» |
Цель: | Актуализация знаний детей о жизни, быте и творчестве русского народа. |
Задачи: | Образовательная Формирование навыков монологической речи, коммуникативных умений. Пополнение словарного запаса. Развивающая Развитие чувства ансамблевой игры, чувства ритма. Воспитательная Воспитание интереса к истории русского народа и его традициям, любви и уважения к русскому народному творчеству. |
Этап | Организация совместной деятельности (создание условий). | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников, выполнение которой приводит к достижению результатов. |
I. Мотивация к деятельности | Под русскую народную мелодию дети входят в музей «Русская изба», где их встречает воспитатель в русском народном костюме. Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте поздороваемся по старинному русскому обычаю. (Дети кланяются, прижав руку к сердцу) -Здравствуйте. Мальчики усаживают девочек (поклонились девочкам и сели на место). Воспитатель: Здравствуйте, красны девицы, да добры молодцы! Приглашаю вас ко мне в горницу. Горница у меня небольшая, Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите! | Встречает детей в горнице, предлагает поздороваться с гостями. Читает стихотворение-приглашение. | Здороваются с гостями по старинному русскому обычаю. Мальчики усаживают девочек на стулья. Слушают воспитателя. |
II. Содержательный этап. Актуализация знаний | Воспитатель: - В старину дом на Руси называли… Воспитатель: прежде чем построить дом, сначала надо было выбрать место для будущего дома – чтоб вода была рядом, и чтоб не в низинке, а то затопит, и чтоб чувствовать себя в доме хорошо. А помогали людям в выборе места разные приметы. Кто знает, какие были приметы? Воспитатель: как мы уже знаем, в доме всего одна комната, ее называют горницей. В горнице было два центра. Кто помнит как они назывались? (красный угол и печной угол). Воспитатель: -Что занимает центральное место в избе? (печка) Воспитатель: а может кто-то знает поговорки про печь? «Когда в печи жарко – тогда и варко». «Что есть в печи – все на стол мечи». «Не красна изба углами, а красна пирогами» Русская печь – царица дома. Дети посмотрите на пол. Чем покрыт пол в русской избе? Дети: Ковриками, половиками В-ль: А для чего пол покрывали половиками? Дети: Для тепла, красоты. В-ль: Из чего же их изготавливали русские хозяйки? Дети: Вязали из разноцветных лоскутков ткани (из старой одежды). А на чём же изготавливали половики? (на ткацком станке). На Урале ткацкий станок называли кросна. Воспитатель: молодцы. На ткацком станке работает ткачиха. Работа её не простая. Помогает ткачихе в работе челнок. Возьмите в руки челнок. В нём вставлена пустая палочка, она называется цевка. А это станок, на котором навивали нитки на палочку – цевку. Он называется скалинка. Давайте немного поможем ткачихе, намотаем нить на цевку. - «Делу время, а потехе час», говорят русские люди. Вот и я вас, приглашаю всех поиграть в русскую народную игру «Челнок». Считалка (говорит ребёнок): Шишел-вышел вдруг пришёл, (проводится игра «Челнок») Воспитатель: Я сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу. Загадаю вам загадки, кто смышлёней погляжу. Загадки мои будут о предметах русского быта. Частыми гостями вы у меня были вот и хочу узнать, всё ли вы у меня приметили? Итак, слушайте внимательно: Кипит, шипит, всем чай пить велит. (Самовар) Воспитатель: Ещё послушайте загадку: Книзу узок, верх широк, Не кастрюля … (Чугунок) Сама не ест, а людей кормит (ложка). Воспитатель: У нас в Черемыше ложки делали братья Левины. Когда была война, они отправляли изготовленные ложки бойцам на фронт. - Издавна люди обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки и стали использовать их как музыкальные инструменты. Давайте представим, что мы с вами ансамбль ложкарей и сейчас исполним танец с ложками. («Ах, вы сени, мои сени»). Молодцы, дети! Слушайте следующую загадку: «Разноцветные подружки перепрятались друг в дружке, мал, мала, меньше» (Матрешка) Воспитатель: Матрешка – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Существует много разновидностей матрешек. Я вам буду показывать иллюстрации, а вы постарайтесь вспомнить и правильно назвать какая это матрёшка. «Загорская» матрешка, «Семеновская» матрешка, «Полхов-Майданская» матрешка, « Сергиево-Посадская» матрешка. Чем они все различаются? Дети: Все они различаются росписью и формой. … знает стихотворение про матрёшку. Ребёнок: Деревянные подружки Любят прятаться друг в дружке, Носят яркие одёжки, Называются - матрёшки. Воспитатель: В старину девушки и парни очень любили танцевать и водить хороводы. Вот и мы сейчас с вами исполним уральский хоровод. (Исполнение хоровода «Уральский хоровод»). | Задает вопрос детям. Рассказывает. Задаёт вопрос Рассказывает о горнице. Задаёт вопрос о том, какие были центры в горнице. Задаёт вопрос. Задёт вопрос о поговорках. Обращает внимание детей на пол. Спрашивает: чем покрыт пол в русской избе? Задаёт вопросы. Рассказывает о работе ткачихи. Приглашает детей поиграть в русскую народную игру «Челнок». Приглашает и гостей. Загадывает загадки. Рассказывает о том, что в нашем селе, во время войны, тоже изготавливали деревянные ложки. Предлагает исполнить танец с ложками. Загадывает следующую загадку. Рассказывает о матрешке. Показывает иллюстрации матрёшек и просит вспомнить и правильно назвать их. Спрашивает, чем они все различаются. Предлагает Косте рассказать стихотворение о матрёшке. Рассказывает о том, что парни и девушки любили водить хороводы. Предлагает исполнить «Уральский хоровод» | Отвечают на вопрос (изба). - Избы на Руси рубили из дерева - сосны, лиственницы или ели. Эти деревья с ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо держали тепло. Входя в избу, каждый должен был поклониться хозяевам, дверь-то в избу низкая, а порог наоборот высокий – чтобы меньше дуло и тепло не уходило. Место хорошее, если вокруг росли ровные деревья. Где ляжет отдыхать кот, бык или корова – там и хорошо. Клали на приглянувшееся место кору дуба, а через три дня приходили посмотреть: если под корой собирались пауки, муравьи – это плохо, а если дождевые черви – хороший знак. Отвечают на вопрос: «Красный угол» и печной угол. Красный угол. «Красный» угол – значит красивый, светлый, здесь всегда располагались иконы, а также принимали гостей, обедали. Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Его украшали вышитыми полотенцами. Красный угол, у нас, находится в соседней комнате. Отвечают на вопрос (печка). Большую часть избы занимает печь. Печь ставили посреди горницы. О ней говорили «Печь – всему голова», голова – значит самая главная. «Дом без печки – нежилой дом», говорили в народе. «Кормилицей, матушкой называли ласково печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи. Рассказывают поговорки о печи. Отвечают на вопросы воспитателя. Играют с воспитателем и гостями. Внимательно слушают, отгадывают загадки (самовар, чугунок, ложка). Если есть из деревянной ложки, то еда становится ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основными блюдами были суп и жидкая каша. Внимательно слушают воспитателя. Исполняют танец. Разгадывают загадку (матрёшка). Слушают воспитателя. Рассматривают иллюстрации, называют матрёшек («Загорская» матрешка, «Семеновская» матрешка, «Полхов-Майданская» матрешка, « Сергиево-Посадская» матрешка). Отвечают на вопрос (росписью и формой). Рассказывает стихотворение. Слушают. Исполняют хоровод. |
III. «Открытие» ребенком нового знания. | Ребята, когда люди переезжали в новую избу, то они приглашали с собой и Домового. Домовой – это невидимый дух избы, который защищает дом и живущих в нём людей. Для этого брали лапоть, привязывали к нему веревочку. В лапоть ставили небольшой горшок с угольками из печи и говорили: «Дедушко – хозяин, вот тебе сани – поедем с нами». - В моей избе тоже живет невидимый хозяин, в старину его ласково называли «дедушко - соседушко». Он очень домовитый, помогает мне за хозяйством присматривать. (Вдруг раздается шорох. Так повторяется три раза). - Никак наш Домовой – «дедушко - соседушко» дает о себе знать. Ну – ка, загляну за печку, посмотрю, какой сюрприз он приготовил. (достает миску с угощением для детей). - Ребята, а вы понравились домовому нашей избы, раз он решил поделиться с вами своими запасами. Давайте поблагодарим нашего Домового: «Спасибо, дедушко – соседушко!» | Рассказывает детям о Домовом. Приносит угощение детям от Домового. | Внимательно слушают воспитателя. |
IV. Деятельностный этап | Русь деревянная – края дорогие Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют жилища родные Раздольные русские песни поют! (исполняем песню «Русская изба»). | Предлагает ребёнку рассказать стихотворение. Предлагает детям исполнить песню «Русская изба» | Рассказывает стихотворение. Исполняют песню. |
V. Рефлексия, анализ. | Воспитатель: В гостях у меня вы были. Ничего не позабыли. Руку дружбы протяни, Что больше всего понравилось, расскажи! Какие новые слова вы сегодня узнали? | Привлекает к подведению итогов, рефлексия. | Отвечают на вопрос педагога, проявляют удовлетворение от совместной деятельности с взрослым. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Русские березы" к теме проекта "Краски осени"
Эффективность данной учебно-воспитательной деятельности с применением ИКТ способствует повышению интереса детей к материалу, большинство детей становятся более активны, менее выражена тревожност...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе:«Русские богатыри»
Цель: Знакомить детей с русским народным творчеством.Задачи: стимулировать процессы памяти, внимания, мышления; учить детей составлять описательный рассказ; активизировать пассивный словарн...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада "В гости к мудрой совушке"
Формирование у детей обобщенного представления о внешних признаках птиц, нахождение признаков различие птиц и животных, используя схематические модели, расширение представлений о значимости перьев в ж...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему «В гости к нам пришла зима».
Использование нетрадиционной техники рисования....
организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы по теме "В гостях у сказки"
знакомство детей старшей группы с техникой рисования "Лубок"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «В гости к весне»
Расширять представление детей о лесе и о его обитателях, о птицах, насекомых, о деревьях - березе; воспитывать бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому....
Конструкт непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие по карте Знайки»
Обобщить и закрепить знания детей, полученные в течении года....