Совместная образовательная деятельность в мини – музее «Русская изба»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Знакомство детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, коромысло, самовар и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мини - музей "Русская изба" | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная образовательная деятельность
в мини – музее «Русская изба»
Тема: «Что было – что стало»
Воспитатель: Зарипова Людмила Алексеевна
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами народного быта.
Задачи:
1.Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, коромысло, самовар и т.д.). 2.Обогатить словарь детей народными пословицами и загадками. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения.
3.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Словарная работа: прялка, коромысло, чугун, самовар.
Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, лавки, стол, плетень, старинная посуда, прялка и др.), дидактическая игра “Что было, что стало”, аудиозапись русской народной песни, русский народный костюм для хозяйки, атласная лента для игры – хоровода.
Воспитатель в русском народном костюме встречает детей.
- Милости прошу ко мне в горницу, гости дорогие!
Горница у меня небольшая,
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!
Дети садятся на лавочки возле печки.
- Дети, есть в моей избе уже знакомые вам предметы?
- Какие?
- Для чего служил предмет?
- Из чего этот предмет изготовлен? и др.
- А какой предмет, как вы думаете, самый главный в избе? Почему?
В каждой избе была печь. Её ласково называли печь - матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Отгадайте мою загадку:
Летом спит,
Зимой горит,
Пасть открывает,
Что дают – глотает (печь).
Воспитатель обращает внимание детей на прялку.
- Кто знает, что это такое?
В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.
Звучит русская народная песня (аудиозапись)
Русский народ любил трудиться. Об этом говорится в пословицах. Вот послушайте:
- У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
- Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.
А ещё русский народ любил после труда хорошо отдохнуть: песни попеть, хороводы поводить. Давайте поиграем в хороводную игру.
Игра с лентой
(под русскую народную музыку)
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать
(Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.
Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)
Молодцы. Много добрых слов сказали друг другу.
А сейчас я загадаю вам загадку, а отгадку найдите и мне покажите.
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра… (коромысло).
За водой ходили к колодцу. Вода была чистая, студеная. Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай попить. Воду наливали в самовар. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Что было, что стало». Я буду показывать картинки предметов, какими пользовались раньше, а вам нужно подобрать (найти ) картинку предмета, которым мы сейчас пользуемся (т.е. чем его заменили)
- Чугунок – кастрюля
- Самовар – чайник
- Свечка – электрическая лампочка
- Печка – газовая плита
- Колодец – водопроводный кран
Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас чай приготовила, баранки испекла.
Садитесь, угощайтесь, гости добрые!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская музейная проектная деятельность. Проект мини - музей "Русская изба"
Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни.Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа п...
Совместная образовательная деятельность в мини – музее «Русская изба» «Милости просим гости дорогие»
Конспект занятия в музее "Русская изба" для детей старшей-подготовительной группы....
Мини-музей "Русская изба". Презентация образовательной программы.
Проектирование и реализация программы мини-музея "Русская изба" для детей с ОВЗ...
Конспект образовательной деятельности по формированию основ патриотизма у детей 3-4 лет «Мини музей «Русская изба» (культура и быт русского народа)
Конспект образовательной деятельности по формированию основ патриотизма у детей 3-4 лет «Мини музей «Русская изба»...
Цифровой образовательный ресурс по реализации парциальной программы «Социокультурные истоки» для дошкольного возраста "Мини-музей «Русская изба»"
Развитие у детей представлений о русской культуре, особенностях жизни и быта русского народа....
Конспект организованной образовательной деятельности «Экскурсия в мини-музей «Русская изба»» для детей старшего дошкольного возраста
В нашем детском саду создан мини-музей "Русская изба", где представлены разнообразные предметы русского быта, старинные вещи. В рамках тематической недели "Народная культура и традиции...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 21 «Звездочка» Мини музей: «Русская изба»
Цели и задачи проекта:- познакомить детей с устройством русской избы;- дать им представление об истории быта русского народа;- обогащать словарь детей названиями и выражениями русс...